АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Элиста
23 апреля 2021 года Дело № А22-223/2021
Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2021 года, полный текст определения изготовлен 23 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Республики Калмыкия в составе председательствующего судьи Челянова Д.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шептырёвой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) к обществу с ограниченной ответственностью «Центр - Продукт» (ИНН 2624024020, ОГРН 1022603230187) об аннулировании лицензии № 08ПСЭ0008830 от 21.08.2019, при участии в судебном заседании представителей сторон:
от общества – Максименко Т.В., доверенность от 25.02.2021 № 01-02/5,
от Росалкогольрегулирования – Юнусов К.Т., доверенность от 09.12.2020 № 44,
у с т а н о в и л:
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) (далее – ФС Росалкогольрегулирование, административный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии № 08ПСЭ0008830 от 21.08.2019, выданной обществу с ограниченной ответственностью «Центр Продукт» (далее - Общество, ООО «Центр Продукт») на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья), дистиллят зерновой, дистиллят висковый.
В обоснование заявления указанно, что ФС Росалкогольрегулирование выявлены обстоятельства, предусмотренные пунктами 6 и 13 части 3.1 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ), которые являются основанием для аннулировании лицензии № 08ПСЭ0008830 от 21.08.2019 в судебном порядке.
В судебном заседании представитель административного органа пояснил, что ФС Росалкогольрегулирование принято решение от 14.04.2021 № 0322-п о переоформлении лицензии № 08ПСЭ0008830 от 21.08.2019, выданной Обществу на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья), дистиллят зерновой, дистиллят висковый) сроком действия до 23.10.2022, на лицензию № 08ПСЭ0010166101 от 14.04.2021 на производство, хранение, и поставки произведенного этилового спирта (дистиллят зерновой, дистиллят висковый). В связи с чем, представитель административного органа уточнил заявленные требования и просил суд аннулировать лицензию от 14.04.2021 № 08ПСЭ0010166101 на производство, хранение, и поставки произведенного этилового спирта (дистиллят зерновой, дистиллят висковый), выданную ООО «Центр - Продукт» по доводам изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель Общества в удовлетворении заявленных требований просил отказать по доводам, изложенным в отзыве.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела арбитражный суд установил, что ООО «Центр-Продукт» осуществляет деятельность по производству, хранению и поставкам произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья), (дистиллят зерновой, дистиллят висковый), на основании Лицензии РА № 006105, регистрационный № 08ПСЭ0008830 от 21.08.2019, сроком действия до 23.10.2022.
Как следует из материалов дела, на основании постановления по делу об административном правонарушении №07-19/911-16 от 08.11.2019, вынесенного Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - Управление), ООО «Центр-Продукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и привлечено к административной ответственности в виде предупреждения (т. 6, л.д. 1-28).
В соответствии со ст. 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
В соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении №07-19/911-16 от 08.11.2019 Управлением установлено, что 22.08.2019 (время совершения правонарушения) по адресу Ставропольский край, г. Буденновск, проезд Тампонажный, д.5 (место совершения правонарушения) ООО «Центр-Продукт» нарушены требования п. 1 ст. 14, абз. 4 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», выразившиеся в нарушении установленного порядка учета в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукций (далее -ЕГАИС) при ее производстве и обороте.
При этом Управление указало, что отягчающих или смягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 4.2 и 4.3 КоАП РФ, не установлено; принимая во внимание характер и степень общественной опасности содеянного, имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, а также тот факт, что ООО «Центр Продукт» впервые привлекается к административной ответственности, отсутствуют последствия, предусмотренные п. 2 ст. 3.4. КоАП РФ (отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба). В связи с чем административный орган решил, что административный штраф, предусмотренный ст. 14.19 КоАП РФ подлежит замене на предупреждение (т.6, л.д. 23-24).
Как следует из материалов дела, ООО «Центр Продукт» обжаловало данное постановление в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 23.06.2020 по делу № А63-21935/2019, оставленным без изменения постановлениями 16 арбитражного апелляционного суда от 28.09.2020 и Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.11.2020 в удовлетворении жалоб Общества на постановлением по делу об административном правонарушении №07-19/911-16 от 08.11.2019 отказано (т.1, л.д. 44-96).
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2021 по делу № 308-ЭС21-46 обществу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что на основании постановления по делу об административном правонарушении №10-20/95-2 от 14.02.2020, вынесенного Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - Управление), ООО «Центр-Продукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечено к административной ответственности в виде предупреждения (т. 7, л.д. 14-26).
В соответствии со ст. 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении №10-20/95-2 от 14.02.2020 Управлением установлено, что 15.04.2019 (время совершения правонарушения) по адресу Ставропольский край, г. Буденновск, проезд Тампонажный, д. 5 (место совершения правонарушения) ООО «Центр-Продукт» нарушены требования ст. 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Правил представления деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815 «О представлении деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда», пункта 12 Порядка заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 № 231 «О порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» и Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 № 380 «Об учете объема производства, оборота й (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции», выразившиеся в искажении данных деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда за 1 квартал 2019 года по форме приложения №10 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» от 09.08.2012 № 815.
При этом Управление указало, что отягчающих или смягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 4.2 и 4.3 КоАП РФ, не установлено. В связи с чем, учитывая, что ООО «Центр Продукт» впервые совершено правонарушение, отсутствуют последствия, предусмотренные п. 2 ст. 3.4. КоАП РФ (отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба). В связи с чем административный орган решил, что административный штраф, предусмотренный ст. 15.13 КоАП РФ, подлежит замене на предупреждение (т. 7, л.д. 25-26).
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что на основании постановления по делу об административном правонарушении №10-20/97-2 от 14.02.2020, вынесенного Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - Управление), ООО «Центр-Продукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и привлечено к административной ответственности в виде предупреждения (т. 8, л.д. 14-27).
В соответствии со ст. 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении №10-20/97-2 от 14.02.2020 Управлением установлено, что 15.07.2019 (время совершения правонарушения) по адресу Ставропольский край, г. Буденновск, проезд Тампонажный, д.5 (место совершения правонарушения) ООО «Центр-Продукт» нарушены требования ст. 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Правил представления деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815 «О представлении деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда», пункта 12 Порядка заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 № 231 «О порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» и Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 № 380 «Об учете объема производства, оборота й (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции», выразившиеся в искажении данных деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда за 2 квартал 2019 года по форме приложения №10 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» от 09.08.2012 № 815.
При этом Управление указало, что отягчающих или смягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 4.2 и 4.3 КоАП РФ, не установлено. В связи с чем, учитывая, что ООО «Центр Продукт» впервые совершено правонарушение, отсутствуют последствия, предусмотренные п. 2 ст. 3.4. КоАП РФ (отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба). В связи с чем административный орган решил, что административный штраф, предусмотренный ст. 15.13 КоАП РФ, подлежит замене на предупреждение (т. 8, л.д. 26-27).
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что на основании постановления по делу об административном правонарушении №10-20/99-2 от 14.02.2020, вынесенного Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - Управление), ООО «Центр-Продукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечено к административной ответственности в виде предупреждения (т. 9, л.д. 14-27).
В соответствии со ст. 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении №10-20/99-2 от 14.02.2020 Управлением установлено, что 17.10.2019 (время совершения правонарушения) по адресу Ставропольский край, г. Буденновск, проезд Тампонажный, д.5 (место совершения правонарушения) ООО «Центр-Продукт» нарушены требования ст. 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Правил представления деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815 «О представлении деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда», пункта 12 Порядка заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 № 231 «О порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» и Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 № 380 «Об учете объема производства, оборота й (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции», выразившиеся в искажении данных декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда за 3 квартал 2019 года по форме приложения №10 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» от 09.08.2012 № 815.
При этом Управление указало, что отягчающих или смягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 4.2 и 4.3 КоАП РФ, не установлено. В связи с чем, учитывая, что ООО «Центр Продукт» впервые совершено правонарушение, отсутствуют последствия, предусмотренные п. 2 ст. 3.4. КоАП РФ (отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба). В связи с чем административный орган решил, что административный штраф, предусмотренный ст. 15.13 КоАП РФ, подлежит замене на предупреждение (т.9, л.д. 25-26).
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что ООО «Центр Продукт» обжаловало постановления Управления от 14.02.2020 № 10-20/95-2, № 10-20/97-2 и № 10-20/99-2 в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 06.10.2020 по делу № А63-3620/2020, оставленным без изменения постановлением 16 арбитражного апелляционного суда от 08.12.2020, в удовлетворении жалоб Общества отказано (т. 1, л.д. 17-43).
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.
В силу ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При таких обстоятельствах, учитывая вступившие в законную силу судебные акты, арбитражный суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества обстоятельств, установленных пунктами 6 и 13 части 3.1 статьи 20Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что 29 декабря 2020 года Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» приняла решение № 10/34-ПР о приостановлении действия лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья), дистиллята зернового, дистиллята вискового) от 21.08.2019 № 08ПСЭ0008830, выданной ООО «Центр - Продукт» (ИНН 2624024020) в связи с выявлением нарушений, являющихся основанием для аннулирования лицензии.
В связи с нарушением Обществом лицензионных условий ФС Росалкогольрегулирования принято решение от 29.12.2020 № 10/33-пр о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии в связи с оборотом этилового спирта, информация о котором не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (постановление МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО от 08.11.2019 № 07-19/911-16), а также повторным в течение одного года сообщением недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда (постановления МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО от 14.02.2020 № 10-20/95-2, от 14.02.2020 № 10-20/97-2 и от 14.02.2020 № 10-20/99-2).
Кроме того, в судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что ФС Росалкогольрегулирование принято решение от 14.04.2021 № 0322-п о переоформлении лицензии № 08ПСЭ0008830 от 21.08.2019, выданной Обществу на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья), дистиллят зерновой, дистиллят висковый) сроком действия до 23.10.2022, на лицензию № 08ПСЭ0010166101 от 14.04.2021 на производство, хранение, и поставки произведенного этилового спирта (дистиллят зерновой, дистиллят висковый).
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
В силу части 12 статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке в являются, в частности, повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган (пункт 6 части 3.1 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ); производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона (пункт 13 части 3.1 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ).
Между тем, такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.
Из совокупного толкования приведенных выше правовых предписаний, определяющих основания для аннулирования лицензии следует, что положения пунктов 6 и 13 части 3.1 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ не являются императивными, устанавливающими безусловную обязанность суда при наличии перечисленных в нем оснований принять решение об аннулировании лицензии.
Следовательно, суд при рассмотрении заявления об аннулировании лицензии проверяет не только факт указанных нарушений, но и выявляет обстоятельства его совершения.
Условием применения такой санкции, как аннулирование лицензии, так и любой другой санкции, является проверка того, не было ли допущенное нарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний законодательства, то есть, должна быть установлена вина общества в совершении вменяемого ему нарушения, которое может повлечь аннулирование лицензии (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П).
Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, поскольку не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Поэтому наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.
Данный подход согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12 мая 2009 года № 15211/08.
В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 №, от 07.02.2002 № 16-О, от 05.07.2001 № 130-О, от 07.06.2001 № 139-О, постановлениях от 21.11.2002 № 6, № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П, информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 № С1-7/смп-1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие» указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях», аннулирование лицензии не является административным наказанием, вместе с тем представляет собой специальную принудительную меру, которая подлежит применению в тех случаях, когда это вызывается необходимостью защиты конституционных прав и свобод, а также прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, положения части 3.1 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ не являются императивными, устанавливающими безусловную обязанность суда при наличии перечисленных в ней условий принять решение об аннулировании лицензии. Во всяком случае, наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для удовлетворения заявленного требования. Соответственно в каждом конкретном случае административный орган должен доказать не только наличие формальных оснований для аннулирования лицензии, но и обосновать необходимость применения именно такой меры воздействия.
Между тем, сведений о том, что названные обстоятельства привели к нарушению законных интересов государства в сфере регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, повлекли причинение существенного ущерба публичным интересам либо иные последствия негативного характера, ФС Росалкогольрегулирование не представило. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, в судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что выявив вышеуказанные нарушения лицензионных требований ООО «Центр - Продукт», административный орган установил отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба), в связи с чем административные штрафы, предусмотренные ст.ст. 14..19 и 15.13 КоАП РФ, административным органом замены на предупреждения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ФС Росалкогольрегулирование принято решение от 14.04.2021 № 0322-п о переоформлении лицензии № 08ПСЭ0008830 от 21.08.2019, арбитражный суд приходит к выводу, что в данном случае допущенные ООО «Центр - Продукт» нарушения пунктов 6 и 13 части 3.1 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ не являются необходимыми и достаточными для принятия в отношении общества такой меры воздействия как аннулирование лицензии, а аннулирование лицензии соразмерно допущенному нарушению.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что в данном случае отсутствуют достаточные и безусловные правовые основания для удовлетворения заявления ФС Росалкогольрегулирование об аннулировании лицензии.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу, что заявление ФС Росалкогольрегулирование об аннулировании лицензий на производство, хранение, и поставки произведенного этилового спирта (дистиллят зерновой, дистиллят висковый) от 14.04.2021 № 08ПСЭ0010166101, выданной ООО «Центр - Продукт» удвлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении требования Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) об аннулировании лицензии от 14.04.2021 № 08ПСЭ0010166101 на производство, хранение, и поставки произведенного этилового спирта (дистиллят зерновой, дистиллят висковый), выданной обществу с ограниченной ответственностью «Центр - Продукт» - отказать.
Настоящее решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, в Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд (г. Ессентуки) через Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (г. Краснодар) в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, через Арбитражный суд Республики Калмыкия, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Челянов Д.В.