ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А23-1292/16 от 10.05.2016 АС Калужской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

248000, г. Калуга, ул. Ленина, 90; тел./факс: (4842) 505-957, 599-457, 505-902, 8-800-100-23-53, http://kaluga.arbitr.ru; e-mail:kaluga.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А23-1292/2016

10 мая 2016 годаг.Калуга

Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Харчикова Д.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
 общества с ограниченной ответственностью "Жилье" (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>)

к Управления административно-технического контроля Калужской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) в лице территориального отдела № 5 (<...>)

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

ООО "Жилье" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления территориального отдела №5 Управления Административно-технического контроля Калужской области (далее - управление) от 24.02.3016 № 5-Л-1902-2016 о привлечении к административной ответственности по статье 1.7 Закона Калужской области от 28.02.2011 № 122-ОЗ "Об административных правонарушениях в Калужской области" (далее - Закон № 122-ОЗ) в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

В соответствии со статьёй 227, частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон.

В силу части 1 статьи 123 АПК РФ стороны извещены надлежащим образом (уведомления).

Определением от 10.03.2016 управлению предложено в срок до 31.03.2016 представить письменный мотивированный отзыв на заявление, административный материал в заверенных копиях; в срок до 21.04.2016 сторонам предложено представить документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, о чём они извещены надлежащим образом.

В обоснование заявленных требований общество указывает на отсутствие вины в совершении административного правонарушения.

В отзыве управление требования заявителя не признаёт, указывает на законность и обоснованность оспариваемого постановления. Считает, что вина общества в выявленном нарушении доказана.

Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Управлением 02.01.2016 проведена проверка соблюдения законодательства в сфере благоустройства территорий Калужской области, правил благоустройства и содержания территорий муниципального образования городского поселения "Город Людиново".

В ходе проведения проверки выявлены факты совершения административного правонарушения в сфере благоустройства населённых пунктов Калужской области -   ненадлежащее содержание временных объектов.

В ходе проверки установлено, что контейнерная площадка, расположенная по адресу: <...> находится в ненадлежащем содержании, а именно: контейнерная площадка захламлена мусором, контейнера, установленные на контейнерной площадке переполнены мусором (пакеты с мусором, бутылки, банки, коробки, бумага). Контейнерные площадки, расположенные по адресу: <...>, д.19 находятся в ненадлежащем содержании, а именно: контейнерные площадки захламлены мусором, контейнера установленные на контейнерных площадках переполнены мусором (пакеты с мусором, бутылки, банки, коробки, бумага). Контейнерные площадки, расположенные по адресу: Калужская обл.,
 <...>, д.20, д.21, д.27, д.29, д.256, д.268 находятся в ненадлежащем содержании, а именно: контейнерные площадки захламлены мусором, контейнера установленные на контейнерных площадках переполнены мусором (пакеты с мусором, бутылки, банки, коробки, бумага, пластиковые конструкции). Контейнерная площадка, расположенная по адресу: <...> находится в ненадлежащем содержании, а именно контейнерная площадка захламлена мусором, контейнера установленные на контейнерной площадке переполнены мусором (пакеты с мусором, бутылки, коробки, бумага). Контейнерная площадка, расположенная по адресу: <...> находится в ненадлежащем содержании, а именно: контейнерная площадка захламлена мусором, контейнера установленные на контейнерной площадке переполнены мусором (пакеты с мусором, бутылки, коробки, бумага). Контейнерная площадка, расположенная по адресу: <...> находится в ненадлежащем содержании, а именно: контейнерная площадка захламлена мусором. контейнера установленные на контейнерной площадке переполнены мусором (пакеты с мусором, бутылки, коробки, бумага). Частично отсутствует боковое ограждение контейнерной площадки. Контейнерные площадки, расположенные по адресу: <...>, д.7 находятся в ненадлежащем содержании, а именно: контейнерные площадки захламлены мусором, контейнера установленные на контейнерных площадках переполнены мусором (пакеты с мусором, бутылки, коробки, бумага). Контейнерная площадка, расположенная по адресу: <...> находится в ненадлежащем содержании, а именно: контейнерная площадка захламлена мусором. контейнера установленные на контейнерной площадке переполнены мусором (пакеты с мусором, бутылки, коробки, бумага). Контейнерная площадка, расположенная по адресу: <...> находится в ненадлежащем содержании, а именно: контейнерная площадка захламлена мусором, контейнера установленные на контейнерной площадке переполнены мусором (пакеты с мусором, бутылки, коробки, бумага), что является нарушением пунктов 2.32, 2.33, 3.1, 3.3, 3.5, 3.7 "Правил благоустройства и содержания территорий муниципального образования городского поселения "Город Людиново", утвержденных решением городской Думы городского поселения "Город Людиново" от 06.12.2006 № 080-р (далее - Правила благоустройства).

По данному факту составлен акт проверки от 02.01.2016 № Л-001 с приложением фотографических снимков.

Уведомлением общество приглашено на 10.02.2016 в отдел управления для составления протокола об административном правонарушении по фактам выявленным в ходе проведённой проверки.

Главный специалист отдела управления, усмотрев в указанных выше действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 1.7 Закона № 122-ОЗ, в виде нарушения пунктов 2.32, 2.33, 3.1, 3.3, 3.5, 3.7 Правил благоустройства, в присутствии представителя общества по доверенности составил протокол об административном правонарушении от 10.02.2016 № 5-Л-1902-2016.

Управлением 10.02.2016 выдано предписание об устранении выявленных нарушений.

Постановлением от 24.02.2016 № 5-Л-1902-2016 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 1.7 Закона № 122-ОЗ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Калужской области с настоящим заявлением.

Согласно частям 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу статьи 1.7 Закона № 122-ОЗ Ненадлежащее содержание временных объектов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей. Под временными объектами в настоящем Законе понимаются объекты, предназначенные для осуществления производственной и (или) предпринимательской деятельности или удовлетворения личных потребностей граждан, которые не являются объектами недвижимости, в том числе нестационарные торговые объекты, палатки, павильоны, киоски, ангары, металлические гаражи, тенты и другие укрытия для автомобилей, санитарно-бытовые и складские сооружения, ограждения, бункеры, урны, контейнеры, контейнерные площадки, средства размещения информации (указатели, конструкции, сооружения, технические приспособления и другие носители, предназначенные для распространения информации, за исключением информации, содержащей сведения рекламного характера и (или) являющейся обязательной в соответствии с законодательством).

Порядок благоустройства, обеспечения чистоты и порядка, санитарного содержания территорий городского поселения "Город Людиново" установлен в Правилах благоустройства.

Согласно пункту 2.32 Правил благоустройства, Благоустройству подлежат: участки территорий общего пользования, занятые улицами, дорогами, площадями, набережными, инженерными коммуникациями, парками, лесопарками, скверами, бульварами, водоемами, пляжами, иные земельные участки, предназначенные для удовлетворения нужд населения, в том числе используемые для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения; участки территорий, используемые под застройку жилыми, культурно-бытовыми и иными строениями и сооружениями, в том числе временными, внешний вид этих строений и сооружений, фасады зданий и сооружений, элементы художественного оформления зданий и сооружений, отнесенных к объектам культурного наследия, либо являющиеся результатом реализации авторского оригинального проекта (в том числе элементы архитектурно-художественной подсветки), витрины, места размещения рекламы и иной информации; участки особо охраняемых природных территорий, в том числе природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; участки территорий и коммунально-складской застройки, используемые или предназначенные для размещения коммунально-складских и иных производственных объектов; участки территорий, используемые в качестве полигонов для захоронения неутилизированных производственных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий; участки территорий, используемые для размещения кладбищ, сооружений инженерной защиты; участки территорий, занятые городскими лесами.

В соответствии с пунктом 2.33 Правил благоустройства, расположенные на участках территорий, перечисленных в пункте 2.32 настоящей статьи, объекты, в том числе: зеленые насаждения искусственного и естественного происхождения; инженерные сети и сооружения в области внешнего состояния и соблюдения чистоты и порядка; оборудование для сбора мусора или отходов производства и потребления; павильоны и навесы остановок общественного транспорта, объекты дорожного сервиса, уличной торговли (павильоны, киоски, ларьки, палатки, торговые ряды), иные некапитальные и временные объекты; средства размещения информации - конструкции, сооружения, технические приспособления и другие носители, предназначенные для распространения информации; уличная мебель, скамьи, беседки, объекты оборудования детских, спортивных и спортивно-игровых площадок; уличные общественные туалеты; устройства, обеспечивающие доступ маломобильных групп населения к объектам инфраструктуры; фасады зданий, строений, сооружений, конструктивные и внешние элементы фасадов в части их внешнего состояния; фонтаны, произведения монументально-декоративного искусства и малые архитектурные формы (цветочницы, вазоны), декоративные ограды, архитектурные элементы мемориальных комплексов, памятные доски; объекты культурного наследия; элементы праздничного оформления, устройства наружного освещения, уличные и информационно-коммуникационные указатели.

Пунктами 3.1, 3.3, 3.5., 3.7 Правил благоустройства установлено, что содержание и уборку объектов благоустройства обязаны осуществлять физические и юридические лица, которым объекты благоустройства и (или) земельные участки, на которых они расположены, принадлежат на соответствующем праве, в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств. Юридические и физические лица обязаны обеспечивать уборку территорий земельного участка, принадлежащего им на соответствующем праве, и прилегающей к нему территории. Исключение составляют собственники помещений в многоквартирных домах, которые обязаны обеспечивать уборку земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета. Границы прилегающей территории определяются исходя из следующего: все владельцы объектов благоустройства убирают прилегающие к принадлежащим им объектам благоустройства территории, включая пешеходные территории, остановочные площадки и газоны, на расстоянии в пределах 10 метров по периметру от границ земельного участка, принадлежащего им на соответствующем праве, за исключением следующих случаев: владельцы рынков убирают прилегающие территории, включая пешеходные территории, остановочные площадки и газоны, по периметру в пределах 15 метров; владельцы стационарных средств размещения информации и рекламы (афишных тумб, информационных стендов, рекламных щитов и др.) убирают прилегающую территорию по периметру в пределах 5 метров; гаражно-строительные кооперативы, садоводческие, дачные, огороднические товарищества убирают прилегающую территорию по периметру в пределах 20 метров, за исключением мест массового отдыха; владельцы контейнерных площадок убирают прилегающие территории на расстоянии в пределах 5 метров по периметру от границ контейнерной площадки; владельцы временных сооружений убирают прилегающие территории на расстоянии в пределах 5 метров по периметру от границ временного объекта; границы прилегающей территории ограничиваются кромкой проезжей части дороги. На территории города запрещается, в том числе вывозить и складировать твердые и жидкие бытовые отходы, строительный мусор в места, не отведенные для их захоронения и утилизации, осуществлять сброс мусора вне отведенных и не оборудованных для этих целей мест на территории города, в том числе из транспортных средств во время их остановки, стоянки или движения, а также сжигать мусор, отходы производства и потребления вне отведенных для этих целей мест.

Из представленных фотографий суд делает вывод о том, что контейнерные площадки расположены на придомовой территории.

В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно статье 26 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" невыполнение или нарушение законодательства субъекта Российской Федерации всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В случае если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе устанавливать административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральным законом.

Следовательно, при наличии специальной нормы федерального закона, предусматривающей административную ответственность за совершение прямо определенного противоправного деяния, подлежит применению данная норма.

В данном случае общество привлечено к административной ответственности по статье 1.7 Закона № 122-ОЗ, предусматривающей ответственность за ненадлежащее содержание временных объектов.

При этом норма данной статьи не конкретизирует вид нарушения правил благоустройства и не предусматривает в виде состава административного правонарушения нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил содержания жилых домов и жилых помещений.

Ненадлежащее состояние придомовой территории образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.

Согласно статье 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок их использования.

Объективная сторона правонарушения, в данном случае, выражается в действиях, нарушающих правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.

Субъективная сторона указанного правонарушения характеризуется виной в форме умысла и неосторожности.

Субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.

Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. В силу статьи 162 названного Кодекса управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. В силу пункта 42 названных Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

Согласно пункту 1.8 Правил № 170 техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя уборку придомовой территории и уход за зелеными насаждениями.

Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон № 255-ФЗ) на управляющие организации возложена обязанность получения лицензий.

Поскольку с 01.05.2015 деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая на основании договора управления, ведется на основании лицензии, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме является лицензионным требованием (пункт 7 части 1 статьи 193, часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 3 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110), в связи с чем осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным жилым домом с нарушением лицензионных требований представляет собой состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

Таким образом, общество, являющееся управляющей компанией для указанных домов, за нарушение содержания придомовой территории необоснованно привлечено к административной ответственности по статье 1.7 Закона № 122-ОЗ, тогда как выявленное нарушение должно было квалифицироваться по статье 7.22 КоАП РФ либо по статье 14.1.3 КоАП РФ.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

Кроме того, на основании части 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Как установлено материалами дела, между обществом и МУЖКП "Болва" заключен договор от 01.03.2009 на прием отходов производства и потребления, согласно которого последний обязуется оказывать услугу по захоронению отходов ежедневно с 07.00 до 17.00. Письмом от 25.12.2015 № 359 МУЖКП "Болва" уведомила о графике работы в праздничные дни, согласно которому 1, 2, 7 января 2016 полигон отходы не принимает.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество ненадлежащим образом соблюдало Правила благоустройства и не приняло все зависящие от него меры по соблюдению закона, следовательно, вина общества не доказана, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.

При этом суд считает необходимым отметить, что письменные возражения, представленные обществом при составлении протокола и вынесении постановления и имеющие непосредственное отношение к существу вмененного правонарушения, не рассмотрены, что не позволяет считать данное постановление мотивированным; вина общества, как необходимое условие привлечения к административной ответственности и обстоятельство, подлежащее выяснению по делу об административном правонарушении (статьи 1.5, 26.1, 29.10 КоАП РФ), в постановлении не рассмотрена и не установлена.

Руководствуясь статьями 167-170, 207-211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление территориального отдела № 5 Управления Административно-технического контроля Калужской области от 24.02.3016 № 5-Л-1902-2016 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Жилье" (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) к административной ответственности по статьи 1.7 Закона Калужской области от 28.02.2011 №122-ОЗ «Об административных правонарушениях в Калужской области» в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.

Судья Д.В. Харчиков