АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
248000, г. Калуга, ул. Ленина, д. 90; тел: (4842) 505-902, 8-800-100-23-53; факс: (4842) 505-957, 599-457;
http://kaluga.arbitr.ru; е-mail: kaluga.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
08 сентября 2021 года г. Калуга
Резолютивная часть решения объявлена 01 сентября 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 08 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Сидорычевой Л.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кухар О.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Дзержинск Нижегородской области, ОГРНИП <***>,
к Приокскому тыловому таможенному посту, 248025, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>,
о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности,
при участии в судебном заседании:
от ответчика - представителя ФИО2 по доверенности 28.08.2020,
У С Т А Н О В И Л:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением к Приокскому тыловому таможенному посту (далее - ответчик) о признании дополнительного соглашения № 2 от 19.02.2020 недействительным, применении последствий недействительности сделки.
Истец в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом на основании ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В письменном заявлении от 14.06.2021 просила суд рассмотреть дело в отсутствии истца, поддержав исковые требования в полном объёме.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований, высказал пояснения по делу. Поддержал доводы, изложенные в письменных отзывах на иск от 20.03.2021, 24.05.2021, от 05.07.2021.
На основании ч.5 ст. 156, ч.1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается судом в отсутствие представителя истца.
В судебном заседании 25 августа 2021 года на основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом объявлялся перерыв до 01 сентября 2021 года до 09час. 45 мин.
Судом также принято во внимание, что в деле имеются достаточные доказательства для рассмотрения спора по существу.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя ответчика в судебном заседании, суд установил следующее.
Как следует из искового заявления, 30.12.2019 между индивидуальным предпринимателем ФИО1 (истцом по делу)(Исполнитель) и Приокским тыловым таможенным постом (ответчиком по делу)(Заказчик) был заключен государственный контракт №0137100001519000312 от 30.12.2019 (т.1 л.д.16-28).
В соответствии с п.1.1. государственного контракта исполнитель по заданию заказчика обязался оказать услуги по уборке территории в г. Рязани для нужд Тульской таможни в соответствии с Техническим заданием (приложение №1 к Контракту), а заказчик обязуется принять и оплатить услуги в соответствии с условиями контракта.
Цена контракта и порядок расчёта на оказание услуг установлена сторонами в разделе 2 государственного контракта.
В разделе 8 государственного контракта установлен порядок разрешения споров.
Порядок и изменения и расторжения контракта установлен в раздел 9 государственного контракта.
19.02.2020 между индивидуальным предпринимателем ФИО1 (Исполнитель) и Приокским тыловым таможенным постом (Заказчик) было заключено дополнительное соглашение № 2 от 19.02.2020 (т.1 л.д.31-33), т. 3 л.д.182) к государственному контракту № 0137100001519000312 от 30.12.2019 (т.1 л.д.16-28)
Указав, что дополнительное соглашение № 2 от 19.02.2020 (т.1 л.д.31-33) т. 3 л.д.182) к государственному контракту № 0137100001519000312 от 30.12.2019 было заключено путём обмана и (насилия, угрозы) со стороны ответчика выразившихся в высказывании должностными лицами Поста угроз по телефону, а также в письменных обращениях, индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Калужской области с настоящим иском о признании дополнительного соглашения № 2 от 19.02.2020 к государственному контракту № 0137100001519000312 от 30.12.2019 недействительным, применении последствий недействительности сделки, путём отмены актов о приёмке оказанных услуг с февраля 2020 года по июль 2020 года включительно, составленных на основании дополнительного соглашения, отнесении всех судебных расходов на ответчика, в том числе расходы на оргтехнику картридж к Панасоник КХ-МВ 2000-1390 руб., офиснаую бумагу 500 листов -250 руб., архивную детализацию звонков за февраль 2020 года -1000 руб., неустойку в сумме 3778 руб. 54 коп.
На основании частей 1,2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, а также оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно статьям 9, 65 АПК РФ суд на основе принципа состязательности с учетом представленных сторонами доказательств устанавливает значимые для дела обстоятельства. При этом каждая из сторон несет риск процессуальных последствий непредставления доказательств.
Разрешая дело по существу, суд исходит из следующего.
Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (пункт 1).
Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 2).
В силу статьи 11 ГК РФ и статьи 4 АПК РФ судебной защите подлежит только нарушенное или оспариваемое право.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ к способам защиты гражданских прав относятся восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а заявленные исковые требования должны быть направлены на получение правового результата.
Следовательно, истец должен доказать, в чем именно заключается нарушение его права, а также каким образом избранный способ защиты нарушенного права будет способствовать его восстановлению.
В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
В соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Если из содержания оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время.
Согласно пункту 1 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ, если из закона не следует иное, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.
Возражая относительно исковых требований, ответчик представил отзыв на исковое заявление в порядке ст. 131 АПК РФ, в которых просят отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в нем.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Центрального таможенного управления ФТС России от 16.11.2018 № 604 «По организационно-штатным вопросам» и приказа Приокского тылового таможенного поста от 01.02.2019 № 20 «О создании контрактной службы Приокского тылового таможенного поста» (т.2 л.д.57-58) была создана Контрактная служба на Посту.
Приказом ФТС России от 26.03.2019 № 500 «О наделении полномочиями Приокского тылового таможенного поста» ответчик наделен полномочиями по материально-техническому обеспечению деятельности таможенных органов Центрального федерального округа, в том числе, Тульской таможни(т.2 л.д.128).
Взаимодействие Поста с таможенными органами по вопросам осуществления закупок для обеспечения государственных нужд осуществляется на основании Регламента взаимодействия Приокского тылового таможенного поста, контрактной службы Приокского тылового таможенного поста и таможенных органов Управления при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд таможенных органов управления (далее – Регламент), утвержденного приказом Центрального таможенного управления ФТС России от 28.05.2019 № 306.
В соответствии с пунктом 27 Регламента, Контрактная служба осуществляет закупки на основании направленной Инициатором закупки, в данном случае – структурным подразделением Тульской таможни, согласованной заявки на закупку по образцу согласно приложению № 1 к Регламенту.
Приложением № 1 к заявке на закупку является «Описание объекта закупки (Техническое задание)», в которое Инициатором закупки включаются все необходимые качественные и количественные характеристики услуг, подлежащих закупке, а также иные требования к оказываемым услугам.
Таким образом, на основании поступившей на Пост заявки Тульской таможни (т.2 л.д.158-161), ответчиком 28.11.2019 посредством размещения на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) извещения и документации было объявлено проведение электронного аукциона № 0137100001519000312 на оказание услуг по уборке территории в г. Рязани для нужд Тульской таможни с начальной (максимальной) ценой контракта 560 000 руб. 00 коп.
12.12.2019 срок подачи заявок на участие в аукционе истек, в связи с чем, 13.12.2019 Единой комиссией Приокского тылового таможенного поста по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд Приокского тылового таможенного поста и иных таможенных органов Российской Федерации (далее – Единая комиссия), созданной на основании приказа Приокского тылового таможенного поста от 04.02.2019 № 22, было осуществлено рассмотрение заявок на участие в аукционе в электронной форме, по результатам которого все три участника аукциона, заявкам которых были присвоены №№ 92, 200 и 245, были допущены к участию в электронном аукционе, что подтверждается сведениями, содержащимися в протоколе № 379ЭА от 13.12.2019 (т.3.л.д.10-75).
16.12.2019 состоялся электронный аукцион, по результатам которого участником закупки, заявке которого был присвоен № 245, была предложена наиболее низкая цена контракта – 339 628 руб. 40 коп.
18.12.2019 Единой комиссией Поста было осуществлено подведение итогов аукциона в электронной форме, по результатам которого был составлен протокол № 416ЭА от 18.12.2019, согласно которому, в силу требований части 10 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ), участник закупки, заявке которого был присвоен № 245 (ИП ФИО1), был признан победителем такого аукциона(т.3.л.д.73-75).
В связи с изложенным, в соответствии с требованиями статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, 30.12.2019 между Приокским тыловым таможенным постом (в дальнейшем Постом )и ИП ФИО1 был заключен государственный контракт № 0137100001519000312 на оказание услуг по уборке территории в г. Рязани для нужд Тульской таможни (далее – Контракт)(т.3 л.д.78-91).
16.01.2020, во исполнение пункта 4.1.2 Контракта, копия указанного Контракта была направлена Постом в адрес Тульской таможни, являющейся Получателем услуг по Контракту, которой также, в соответствии с пунктами 46, 46.1, 46.2, 46.3 и 47 Регламента было поручено, в частности:
1) самостоятельно осуществлять приемку оказанных услуг силами подчиненных должностных лиц/работников;
2) самостоятельно проводить экспертизу оказанных услуг силами подчиненных должностных лиц/работников;
3) направлять в адрес Заказчика документы, подтверждающие проведение приемки оказанных услуг, а также результаты проведения их экспертизы в сроки, установленные Регламентом.
Помимо прочего, ввиду допущенной при заполнении Контракта должностными лицами Контрактной службы Поста технической ошибки, выразившейся в указании неверного наименования услуг, оказываемых Исполнителем по Контракту, в приложении № 2 к Контракту «Расчет цены Контракта», в адрес Тульской таможни данным письмом Постом также была направлена копия Дополнительного соглашения № 1 к Контракту, заключенного 09.01.2020 между Постом и ИП ФИО1, которым указанная техническая ошибка была устранена.
Из условий заключенного Контракта, в частности, пункта 1.2 Контракта, следует, что услуги Исполнителем должны были оказываться в срок – с даты заключения Контракта по 31.12.2020 включительно.
В соответствии с пунктом 4.3.1 Контракта, Исполнитель обязался оказать услуги в соответствии с Техническим заданием (приложение № 1 к Контракту), в полном объеме в срок, указанный в пункте 1.2 Контракта.
Так, пункт 1.1 Технического задания устанавливает, что местом оказания услуг является территория, прилегающая к зданию Тульской таможни, расположенному по адресу: <...>.
Из пункта 1.2 Технического задания следует, что Исполнителю необходимо оказывать услуги в отношении следующей площади убираемой территории:
- газоны – 1430 м2;
- бетонные дорожки – 110м2;
- тротуарная плитка (брусчатка) – 435 м2;
- проездные асфальтные дороги – 1 400 м2;
- бордюрный камень – 233 м;
- крыльцо и ступеньки – 70м2;
- контейнерная площадка под мусор – 6 м2;
- урны – 4 шт.
Пунктом 1.3 Технического задания установлено, что услуги должны оказываться в рабочие дни с 07 час. 00 мин. до окончания уборки территории. К 09 час. 00 мин. тротуарные дорожки и подъездные пути к зданию должны быть очищены от снега, льда, опавшей листвы и мусора.
Раздел 2 Технического задания устанавливает перечень подлежащих оказанию Исполнителем в соответствии с Контрактом услуг, а также периодичность их оказания:
№ п/п | Виды работ | Состав работ | Периодичность выполнения работ |
1. | Подметание земельного участка в летний период в дни с сильными осадками | Подметание территории, уборка и транспортировка мусора в установленное место | Ежедневно |
2. | Подметание земельного участка в летний период в дни без осадков и в дни с осадками до 2 см | Подметание территории, уборка и транспортировка мусора в установленное место | Ежедневно |
3. | Уборка мусора с газона, в том числе: | ||
- уборка газонов от листьев, сучьев, мусора | Уборка мусора, сучьев и листвы с газонов. Транспортировка мусора в установленное место. | 1 раз в неделю | |
- уборка газонов от случайного мусора | 5 раз в неделю | ||
4. | Полив газонов из шланга в летний период | Равномерная поливка газонов из шланга | 1 раз в три дня |
5. | Выкашивание газонов | Выкашивание газонов | 7 раз в год |
6. | Очистка урн | Очистка урн от мусора. Транспортировка мусора в установленное место. | 1 раз в сутки |
7. | Сдвижка и подметание территории в дни без снегопада | Подметание свежевыпавшего снега. Сдвигание свежевыпавшего снега движком в валы и кучи | 1 раз в сутки |
8. | Сдвижка снега при снегопаде | Подметание свежевыпавшего снега. Сдвигание свежевыпавшего снега толщиной слоя более 2 см движком в валы и кучи | 2 раза в сутки |
9. | Подметание снега при снегопаде | 2 раза в сутки | |
10. | Посыпка территории противогололедным реагентом (реагент приобретается за счет средств Исполнителя) | Посыпка территории противогололедным реагентом | 1 раз в сутки во время гололеда |
11. | Очистка территории от наледи и льда | Скалывание льда и наледи на тротуарах и сдвигание льда в кучи | 1 раз в трое суток во время гололеда |
Также, разделом № 5 Контракта, в соответствии с требованиями части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, предусмотрен порядок приемки услуг, оказанных в соответствии с Контрактом.
Так, согласно установленному Контрактом порядку приемки оказанных услуг, Исполнитель не позднее 3 (трех) рабочих дней месяца, следующего за отчетным, обязан предоставлять Тульской таможне, являющейся Получателем услуг, Акт приемки оказанных услуг в 3 (трех) экземплярах по форме, установленной приложением № 3 к Контракту, счет, счет-фактуру (в случае, если Исполнитель является плательщиком НДС), а также иные документы, подтверждающие оказание услуг, подписанные и оформленные надлежащим образом, с указанием в них ИКЗ закупки.
В дальнейшем, Получатель услуг в течение 3 (трех) рабочих дней обязан проверить соответствие фактически оказанных услуг сведениям, указанным в предоставленных Исполнителем документах, и при их соответствии – в течение 2 (двух) рабочих дней направить в адрес Заказчика для подписания и осуществления оплаты. Заказчик, в свою очередь, в течение 3 (трех) рабочих дней, обязан подписать указанные документы и осуществить оплату оказанных услуг в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты их подписания, в соответствии с требованиями пункта 2.3 Контракта.
В случае же несоответствия сведений, содержащихся в представленных Исполнителем документах, фактически оказанным в соответствии с Контрактом услугам, Получатель услуг в течение 3 (трех) рабочих дней обязан направить Заказчику в письменной форме мотивированный отказ от приемки оказанных услуг, который, в свою очередь, в течение 5 (пяти) рабочих дней обязан подписать данный отказ и направить его в адрес Исполнителя.
Так, в ходе исполнения Контракта, в феврале 2020 года ИП ФИО1 в адрес Приокского тылового таможенного поста (Поста) были направлены документы о приемке оказанных услуг за январь 2020 года, оформленные ненадлежащим образом, а именно - в акте приемки оказанных услуг отсутствовало указание на конкретные услуги, оказанные Исполнителем в отчетном месяце, а также на их количество и стоимость за единицу, в связи с чем, Управлением Федерального казначейства по Калужской области было отказано Посту в приеме указанных документов к оплате.
Ответчик обратился к ИП ФИО1 с просьбой заключить дополнительное соглашение № 2 к Контракту, в котором было необходимо предусмотреть приложение к Контракту, конкретизирующее наименование услуг, подлежащих оказанию в соответствии с Контрактом, а также указать информацию о предполагаемом к оказанию их количестве и стоимости за единицу, ввиду следующего.
Поскольку Пост является федеральным органом исполнительной власти и в понятии Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ осуществляет функции государственного заказчика, уполномоченного принимать на себя бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации и осуществлять закупки, в соответствии со статьей 2 названного Федерального закона, действия Поста, связанные с приобретением товаров, работ и услуг регламентируются законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в частности, Гражданским кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
Во исполнение требований пункта 2 части 1 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 № 442 «Об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок, по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок, по установлению порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок, а также на ведение единого реестра участников закупок, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 996» Федеральное казначейство определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, устанавливающим, помимо прочего, порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок, и осуществляющим контроль за его исполнением.
Также, Федеральное казначейство Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе» наделено полномочиями на ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов и осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В связи с изложенным, в целях обеспечения соблюдения заказчиками принципов открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также эффективности осуществления закупок, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» утверждены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и подпунктом «е» пункта 2 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1084, в реестр контрактов включается, помимо прочего, информация о цене единицы товара, работы или услуги.
Из анализа перечня подлежащих оказанию в соответствии с Контрактом услуг следует, что не могут быть одновременно оказаны услуги, указанные как в пунктах 1 и 2, так и в пунктах 7, 8 и 9 перечня, содержащегося в Техническом задании, поскольку оказание данных услуг зависит исключительно от погодных явлений, происходящих в тот или иной промежуток времени. Помимо прочего, количество подлежащих оказанию услуг, предусмотренных пунктами 1-11 перечня, также находится в зависимости от погодных условий и иных явлений природного характера.
В целях недопущения нецелевого расходования средств федерального бюджета Российской Федерации, обеспечения своевременной оплаты оказанных Исполнителем услуг, а также исполнения Постом обязанности заказчика по осуществлению надлежащего контроля за исполнением Исполнителем условий Контракта, предусмотренной частью 1 статьи 101 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, 19.02.2020 между Постом и ИП ФИО1 было заключено дополнительное соглашение № 2 к Контракту(т.3 л.д.182-184), содержащее в себе информацию о стоимости каждой единицы услуги, подлежащей оказанию Исполнителем при исполнении обязанностей, предусмотренных Контрактом.
Так, данным дополнительным соглашением в Контракт было включено приложение № 5 «График платежей», в котором Сторонами Контракта были прописаны стоимость каждой единицы услуги, предполагающихся к оказанию Исполнителем в ходе исполнения Контракта, а также предполагаемое количество подлежащих оказанию услуг, а именно:
№ п/п | Наименование | Единица .изм. | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Всего |
1. | Подметание земельного участка в летний период в дни с сильными осадками | - | - | - | - | 530 | 530 | 530 | 530 | 530 | 530 | 530 | - | - | - |
Кол-во услуг | усл. | - | - | - | 5 | 10 | 6 | 6 | 6 | 5 | 5 | - | - | 43 | |
Стоимость за месяц | Руб. | - | - | - | 2650 | 5300 | 3180 | 3180 | 3180 | 2650 | 2650 | - | - | 22790 | |
2. | Подметание земельного участка в летний период в дни без осадков и в дни с осадками до 2 см | - | - | - | - | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | - | - | - |
Кол-во услуг | усл. | - | - | - | 22 | 17 | 21 | 23 | 21 | 22 | 22 | - | - | 148 | |
Стоимость за месяц | Руб. | - | - | - | 11000 | 8500 | 10500 | 11500 | 10500 | 11000 | 11000 | - | - | 74000 | |
3. | Уборка мусора с газона от листьев, сучьев, мусора | - | - | - | - | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 | - | - | - |
Кол-во услуг | усл. | - | - | - | 5 | 6 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | - | - | 33 | |
Стоимость за месяц | Руб. | - | - | - | 1000 | 1200 | 800 | 1000 | 800 | 1000 | 800 | - | - | 6600 | |
4. | Уборка газонов от случайного мусора | - | 250 | 250 | 250 | 250 | 250 | 250 | 250 | 250 | 250 | 250 | 250 | 250 | - |
Кол-во услуг | усл. | 17 | 19 | 21 | 22 | 17 | 21 | 23 | 21 | 22 | 22 | 20 | 23 | 248 | |
Стоимость за месяц | Руб. | 4250 | 4750 | 5250 | 5500 | 4250 | 5250 | 5750 | 5250 | 5500 | 5500 | 5000 | 5750 | 62000 | |
5. | Поливка газонов из шланга в летний период | - | - | - | - | - | 50,05 | 50,05 | 50,05 | 50,05 | 50,05 | - | - | - | - |
Кол-во услуг | усл. | - | - | - | - | 5 | 7 | 7 | 7 | 2 | - | - | - | 28 | |
Стоимость за месяц | Руб. | - | - | - | - | 250,25 | 350,35 | 350,35 | 350,35 | 100,1 | - | - | - | 1401,4 | |
6. | Выкашивание газонов | - | - | - | - | - | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 | - | - | - | - |
Кол-во услуг | усл. | - | - | - | - | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | 8 | |
Стоимость за месяц | Руб. | - | - | - | - | 450 | 300 | 150 | 150 | 150 | - | - | - | 1200 | |
7. | Очистка урн | - | 350 | 350 | 350 | 350 | 350 | 350 | 350 | 350 | 350 | 350 | 350 | 350 | - |
Кол-во услуг | усл. | 17 | 19 | 21 | 22 | 17 | 21 | 23 | 21 | 22 | 22 | 20 | 23 | 248 | |
Стоимость за месяц | Руб. | 5950 | 6650 | 7350 | 7700 | 5950 | 7350 | 8050 | 7350 | 7700 | 7700 | 7000 | 8050 | 86800 | |
8. | Сдвижка и подметание территории в дни без снегопада | - | 550 | 550 | 550 | - | - | - | - | - | - | - | 550 | 550 | - |
Кол-во услуг | усл. | 17 | 19 | 21 | - | - | - | - | - | - | - | 20 | 23 | 100 | |
Стоимость за месяц | Руб. | 9350 | 10450 | 11550 | - | - | - | - | - | - | - | 11000 | 12650 | 55000 | |
9. | Сдвижка и подметание снега при снегопаде | - | 570 | 570 | 570 | - | - | - | - | - | - | - | 570 | 570 | - |
Кол-во услуг | усл. | 10 | 8 | 5 | - | - | - | - | - | - | - | 8 | 6 | 37 | |
Стоимость за месяц | Руб. | 5700 | 4560 | 2850 | - | - | - | - | - | - | - | 4560 | 3420 | 21090 | |
10. | Посыпка территории противогололедным реагентом | - | 103,5 | 103,5 | 103,5 | - | - | - | - | - | - | - | 103,5 | 103,5 | - |
Кол-во услуг | усл. | 10 | 9 | 8 | - | - | - | - | - | - | - | 8 | 7 | 42 | |
Стоимость за месяц | Руб. | 1035 | 931,5 | 828 | - | - | - | - | - | - | - | 828 | 724,5 | 4347 | |
11. | Очистка территории от наледи и льда | - | 400 | 400 | 400 | - | - | - | - | - | - | - | 400 | 400 | - |
Кол-во услуг | усл. | 3 | 2 | 2 | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 | 11 | |
Стоимость за месяц | Руб. | 1200 | 800 | 800 | - | - | - | - | - | - | - | 800 | 800 | 4400 | |
ВСЕГО: | 27485 | 28141,5 | 28628 | 27850 | 25900,25 | 27730,35 | 29980,35 | 27580,35 | 28100,1 | 27650 | 29188 | 31394,5 | 339628,4 |
Информация, содержащаяся в данной таблице, лишь раскрывает стоимость подлежащих оказанию услуг и их ориентировочное количество, а также суммы денежных средств, заложенных Заказчиком для оказания тех или иных услуг по Контракту. Данное также согласуется с Техническим заданием, в котором отсутствует однозначное указание на строго определенное количество подлежащих в соответствии с Контрактом оказанию услуг, поскольку такое количество напрямую зависит от погодных условий и иных явлений природного характера.
В дальнейшем, после заключения 19.02.2020 дополнительного соглашения № 2 к Государственному контракту(т.3 л.д.182-184), ИП ФИО1 счета и акты за оказанные в период с января по июль 2020 года услуги предоставлялись Получателю услуг и Заказчику заполненными надлежащим образом, с указанием конкретного наименования услуг, оказанных в тот или иной месяц, их количества и стоимости за единицу.
Так, ИП ФИО1 за период с января по июль 2020 года Заказчику и Получателю услуг были предоставлены следующие документы, подтверждающие оказание услуг в соответствии с Контрактом:
1) За январь 2020 года – счет на оплату № 8 от 31.01.2020 и Акт № 7 от 31.01.2020 на сумму 27 485 руб. 00 коп., а также Акт приемки оказанных услуг по Контракту, согласно которому, в январе 2020 года ИП ФИО1 по Контракту были оказаны следующие услуги:
№ п/п | Наименование услуг | Кол-во услуг | Единица измерения | Цена услуги, руб. | Сумма, руб. |
1. | Уборка газонов от случайного мусора | 17 | Усл.ед. | 250,00 | 4250,00 |
2. | Очистка урн | 17 | Усл.ед. | 350,00 | 5950,00 |
3. | Сдвижка и подметание территории в дни без снегопада | 17 | Усл.ед. | 550,00 | 9350,00 |
4. | Сдвижка и подметание снега при снегопаде | 10 | Усл.ед. | 570,00 | 5700,00 |
5. | Посыпка территории противогололедным реагентом | 10 | Усл.ед. | 103,50 | 1035,00 |
6. | Очистка территории от наледи и льда | 3 | Усл.ед. | 400,00 | 1200,00 |
ИТОГО: | 27 485,00 |
Оказанные Исполнителем в январе 2020 года услуги были оплачены Заказчиком в полном объеме, что подтверждается платежным поручением № 245018 от 04.03.2020;
2) За февраль 2020 года – счет № 26 от 29.02.2020 и Акт № 21 от 29.02.2020 на сумму 28 141 руб. 50 коп., а также Акт приемки оказанных услуг по Контракту, согласно которому, в феврале 2020 года ИП ФИО1 по Контракту были оказаны следующие услуги:
№ п/п | Наименование услуг | Кол-во услуг | Единица измерения | Цена услуги, руб. | Сумма, руб. |
1. | Уборка газонов от случайного мусора | 19 | Усл.ед. | 250,00 | 4750,00 |
2. | Очистка урн | 19 | Усл.ед. | 350,00 | 6650,00 |
3. | Сдвижка и подметание территории в дни без снегопада | 19 | Усл.ед. | 550,00 | 10450,00 |
4. | Сдвижка и подметание снега при снегопаде | 8 | Усл.ед. | 570,00 | 4560,00 |
5. | Посыпка территории противогололедным реагентом | 9 | Усл.ед. | 103,50 | 931,50 |
6. | Очистка территории от наледи и льда | 2 | Усл.ед. | 400,00 | 800,00 |
ИТОГО: | 28 141,50 |
Оказанные Исполнителем в феврале 2020 года услуги были оплачены Заказчиком в полном объеме, что подтверждается платежным поручением № 499805 от 14.04.2020;
3) За март 2020 года – Счет № 39 от 31.03.2020 и Акт № 33 от 31.03.2020 на сумму 26 348 руб. 00 коп., а также Акт приемки оказанных услуг по Контракту, согласно которому, в марте 2020 года ИП ФИО1 по Контракту были оказаны следующие услуги:
№ п/п | Наименование услуг | Кол-во услуг | Единица измерения | Цена услуги, руб. | Сумма, руб. |
1. | Уборка газонов от случайного мусора | 21 | Усл.ед. | 250,00 | 5250,00 |
2. | Очистка урн | 21 | Усл.ед. | 350,00 | 7350,00 |
3. | Сдвижка и подметание территории в дни без снегопада | 21 | Усл.ед. | 550,00 | 11550,00 |
4. | Сдвижка и подметание снега при снегопаде | 1 | Усл.ед. | 570,00 | 570,00 |
5. | Посыпка территории противогололедным реагентом | 8 | Усл.ед. | 103,50 | 828,00 |
6. | Очистка территории от наледи и льда | 2 | Усл.ед. | 400,00 | 800,00 |
ИТОГО: | 26 348,00 |
Оказанные Исполнителем в марте 2020 года услуги были оплачены Заказчиком в полном объеме, что подтверждается платежным поручением № 749666 от 25.05.2020;
4) За апрель 2020 года – Счет № 46 от 30.04.2020 и Акт № 44 от 30.04.2020 на сумму 27 850 руб. 00 коп., а также Акт приемки оказанных услуг по Контракту, согласно которому, в апреле 2020 года ИП ФИО1 по Контракту были оказаны следующие услуги:
№ п/п | Наименование услуг | Кол-во услуг | Единица измерения | Цена услуги, руб. | Сумма, руб. |
1. | Уборка газонов от случайного мусора | 22 | Усл.ед. | 250,00 | 5500,00 |
2. | Очистка урн | 22 | Усл.ед. | 350,00 | 7700,00 |
3. | Подметание земельного участка в летний период в дни с сильными осадками | 5 | Усл.ед. | 530,00 | 2650,00 |
4. | Подметание земельного участка в летний период в дни без осадков и в дни с осадками до 2 см | 22 | Усл.ед. | 500,00 | 11000,00 |
5. | Уборка мусора с газона от листьев, сучьев, мусора | 5 | Усл.ед. | 200,00 | 1000,00 |
ИТОГО: | 27 850,00 |
Оказанные Исполнителем в апреле 2020 года услуги были оплачены Заказчиком в полном объеме, что подтверждается платежным поручением № 749665 от 25.05.2020;
5) За май 2020 года – Счет № 58 от 31.05.2020 и Акт № 57 от 31.05.2020 на сумму 20 600 руб. 25 коп., а также Акт приемки оказанных услуг по Контракту, согласно которому, в мае 2020 года ИП ФИО1 по Контракту были оказаны следующие услуги:
№ п/п | Наименование услуг | Кол-во услуг | Единица измерения | Цена услуги, руб. | Сумма, руб. |
1. | Уборка газонов от случайного мусора | 17 | Усл.ед. | 250,00 | 4250,00 |
2. | Очистка урн | 17 | Усл.ед. | 350,00 | 5950,00 |
3. | Подметание земельного участка в летний период в дни без осадков и в дни с осадками до 2 см | 17 | Усл.ед. | 500,00 | 8500,00 |
4. | Уборка мусора с газона от листьев, сучьев, мусора | 6 | Усл.ед. | 200,00 | 1200,00 |
5. | Поливка газонов из шланга в летний период | 5 | Усл.ед. | 50,05 | 250,25 |
6. | Выкашивание газонов | 3 | Усл.ед. | 150,00 | 450,00 |
ИТОГО: | 20 600,25 |
Оказанные Исполнителем в мае 2020 года услуги были оплачены Заказчиком в полном объеме, что подтверждается платежным поручением № 417422 от 20.08.2020;
6) За июнь 2020 года – Счет № 69 от 30.06.2020 и Акт № 68 от 30.06 2020 на сумму 24 550 руб. 35 коп., а также Акт приемки оказанных услуг по Контракту, согласно которому, в июне 2020 года ИП ФИО1 по Контракту были оказаны следующие услуги:
№ п/п | Наименование услуг | Кол-во услуг | Единица измерения | Цена услуги, руб. | Сумма, руб. |
1. | Уборка газонов от случайного мусора | 21 | Усл.ед. | 250,00 | 5250,00 |
2. | Очистка урн | 21 | Усл.ед. | 350,00 | 7350,00 |
3. | Подметание земельного участка в летний период в дни без осадков и в дни с осадками до 2 см | 21 | Усл.ед. | 500,00 | 10500,00 |
4. | Уборка мусора с газона от листьев, сучьев, мусора | 4 | Усл.ед. | 200,00 | 800,00 |
5. | Поливка газонов из шланга в летний период | 7 | Усл.ед. | 50,05 | 350,35 |
6. | Выкашивание газонов | 2 | Усл.ед. | 150,00 | 300,00 |
ИТОГО: | 24 550, 35 |
Оказанные Исполнителем в июне 2020 года услуги были оплачены Заказчиком в полном объеме, что подтверждается платежным поручением № 417425 от 20.08.2020;
7) За июль 2020 года – Счет № 77 от 31.07.2020 и Акт № 76 от 31.07.2020 на сумму 26 830 руб. 35 коп., а также Акт приемки оказанных услуг по Контракту, согласно которому, в июле 2020 года ИП ФИО1 по Контракту были оказаны следующие услуги:
№ п/п | Наименование услуг | Кол-во услуг | Единица измерения | Цена услуги, руб. | Сумма, руб. |
1. | Уборка газонов от случайного мусора | 23 | Усл.ед. | 250,00 | 5750,00 |
2. | Очистка урн | 23 | Усл.ед. | 350,00 | 8050,00 |
3. | Подметание земельного участка в летний период в дни с сильными осадками | 1 | Усл.ед. | 530,00 | 530,00 |
4. | Подметание земельного участка в летний период в дни без осадков и в дни с осадками до 2 см | 22 | Усл.ед. | 500,00 | 11000,00 |
5. | Уборка мусора с газона от листьев, сучьев, мусора | 5 | Усл.ед. | 200,00 | 1000,00 |
6. | Поливка газонов из шланга в летний период | 7 | Усл.ед. | 50,05 | 350,35 |
7. | Выкашивание газонов | 1 | Усл.ед. | 150,00 | 150,00 |
ИТОГО: | 26 830,35 |
Оказанные Исполнителем в июле 2020 года услуги были оплачены Заказчиком в полном объеме, что подтверждается платежным поручением № 417423 от 20.08.2020.
Однако, в дальнейшем, ни от Тульской таможни, являющейся Получателем услуг по Контракту, ни от ИП ФИО1 в Приокский тыловой таможенный пост документы, подтверждающие оказание Исполнителем услуг по Контракту, а также платежные документы (счета, акты) не поступали.
Вместе с тем, 21.10.2020 в Приокский тыловой таможенный пост посредством почтовой связи от ИП ФИО1 поступила жалоба (претензия), в которой Исполнитель обвинял должностных лиц Поста в обмане при заключении дополнительного соглашения № 2 от 19.02.2020 к Контракту, поскольку в результате его заключения, по мнению истца, ею были понесены следующие убытки в виде недоплаченных денежных средств в сумме 13 910 руб. 03 коп. за оказанные по Контракту услуги, а именно:
1) за март 2020 года – 2 280 руб. 00 коп.;
2) за май 2020 года – 5 300 руб. 03 коп.;
3) за июнь 2020 года – 3 180 руб. 00 коп.;
4) за июль 2020 года – 3 150 руб. 00 коп.
Также в своей претензии ИП ФИО1 указывала, что дополнительное соглашение № 2 от 19.02.2020 к Контракту было подписано ее сотрудником ФИО3, которому она «не доверяла право для подписания этих изменений»(т.3 л.д.176-178).
В свою очередь, 17.11.2020 Постом был направлен ответ ИП ФИО1 на вышеуказанную претензию, в котором содержалось правовое обоснование заключения между Заказчиком и Исполнителем данного дополнительного соглашения, а также было указано, что вывод Истца о причинении ей заключением дополнительного соглашения № 2 от 19.02.2020 к Контракту убытков в сумме 13 910 руб. 03коп. является неверным и не соответствующим законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и условиям Контракта, поскольку суммы денежных средств, указанные в конечной строке таблицы, содержащейся в дополнительном соглашении № 2 к Контракту от 19.02.2020, являются ориентировочными и подлежат корректировке как в большую, так и в меньшую сторону в зависимости от количества оказанных Исполнителем услуг в отчетном месяце, однако, при условии, что общая стоимость подлежащих оказанию Исполнителем по Контракту услуг не будет превышать значение цены Контракта, установленное в пункте 2.1 Контракта(т.3 л.д.131-136).
Данное следует также и из информации, содержащейся в актах приемки оказанных услуг, предоставленных Исполнителем для подписания Получателю услуг и Заказчику.
Стоимость единиц услуг, подлежащих оказанию Исполнителем, указывалась в данном дополнительном соглашении к Контракту именно представителем Исполнителя, исходя из требований к оказанию услуг, содержащихся в Техническом задании (приложение № 1 к Контракту), в связи с чем, Исполнитель, будучи осведомленным о специфике заключенного Контракта, должен был и мог осознавать реальную возможность расхождения количества услуг, подлежащих оказанию в соответствии с условиями Контракта, с фактическим количеством оказанных в отчетном месяце услуг.
Согласно пункту 2.3 Контракта, оплате Заказчиком подлежат лишь фактически оказанные Исполнителем услуги, предусмотренные Контрактом.
Данный пункт Контракта согласуется с требованием, содержащимся в пункте 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, согласно которому в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В связи с изложенным, заключением дополнительного соглашения к Контракту № 2 от 19.02.2020 права ИП ФИО1 нарушены не были, поскольку данный факт имел своей целью лишь упорядочение взаимоотношений сторон Контракта, возникающих при приемке и оплате оказанных Исполнителем услуг, а также осуществление Получателем услуг и Заказчиком и Федеральным казначейством надлежащего контроля за количеством оказанных Исполнителем услуг в отчетном периоде.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства заключения сторонами дополнительного соглашения № 2 к Контракту от 19.02.2020, ответчиком не были допущены нарушения положений как Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, так и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Получение Исполнителем услуг денежных средств в размере менее, чем было запланировано им при заключении Контракта, относится к предпринимательскому риску, за наступление события которого ответчик ответственность нести не может.
Доводы ИП ФИО1 о подписании указанного дополнительного соглашения №2 не ею лично, а ее работником ФИО3, которому право подписания данного документа она не доверяла, Постом было разъяснено Исполнителю, что при наличии факта подписания дополнительного соглашения № 2 к Контракту от 19.02.2020 сотрудником ИП ФИО1 – ФИО3, при отсутствии у него надлежащим образом оформленных и удостоверенных полномочий на осуществление таких действий, ответственность возлагается на лицо, осуществившее такие действия.
Вместе с тем, действия ИП ФИО1 по заключению дополнительных соглашений были расценены ответчиком как добросовестные.
Часть 5 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
Поскольку у ответчика не было оснований сомневаться в принадлежности ИП ФИО1 подписей, проставленных от ее имени в дополнительных соглашениях № 1 от 09.01.2020 и № 2 от 19.02.2020 к Контракту(т.3 л.д.182-184), а также ввиду продолжения оказания Исполнителем услуг, предусмотренных Контрактом, и подготовки им документов о приемке оказанных услуг в соответствии с изменениями, внесенными в Контракт дополнительным соглашением № 2 к Контракту от 19.02.2020, правовые основания для признания недействительным дополнительного соглашения №2 к государственному контракту от 19.02.2020 отсутствуют.
Возражая против заявленных требований, ответчик указал на неоднократные направления в адрес истца писем с просьбой представить надлежащим образом документы и счета за период с августа 2020 года для оплаты Заказчиком оказанных услуг (письмо № 10-05/03094 от 25.11.2020)
16.12.2020 в адрес Поста от ИП ФИО1 посредством почтовой связи поступили документы, подтверждающие оказание услуг по Контракту в августе, сентябре и октябре 2020 года, оформленные ненадлежащим образом, а именно: в нарушение порядка приемки услуг, установленного разделом № 5 Контракта, в поступивших документах отсутствовали подписи представителей Тульской таможни, подтверждающие соответствие перечня и количества указанных в данных документах услуг фактическим обстоятельствам их оказания, в связи с чем, указанные документы письмом Поста от 16.12.2020 № 10-05/03347 были направлены для осуществления приемки услуг в Тульскую таможню.
22.12.2020 в адрес Тульской таможни Постом вновь было направлено письмо № 10-05/03434, в котором Заказчик требовал предоставить для скорейшей оплаты услуг по Контракту документы, подтверждающие их оказание в августе, сентябре, октябре, ноябре и декабре 2020 года.
25.12.2020 на Пост поступило письмо Тульской таможни от 23.12.2020 № 17-08/13183, в котором Получатель услуг сообщал, что в направленных 22.12.2020 Постом документах о приемке услуг по Контракту содержится информация об оказанных услугах, не соответствующая действительности, в связи с чем, данные документы не могут быть подписаны Тульской таможней и направлены на Пост для оплаты.
12.01.2021 Постом в адрес Тульской таможни вновь было направлено письмо № 10-05/00027 с требованием предоставить документы о приемке оказанных по Контракту услуг за период с августа по декабрь 2020 в срок до 15.01.2021.
Вместе с тем, ИП ФИО1 истребуемые документы в адрес ответчика не были направлены, ответ на вышеуказанное письмо Поста ею предоставлен не был.
В возражениях на иск ответчик указал о готовности оплатить фактически оказанные ИП ФИО1 в период с августа по декабрь 2020 года услуги по Контракту, однако, такой возможности в настоящее время не имеет, поскольку надлежащим образом оформленные документы (счета, акты приемки оказанных услуг), подтверждающие оказание услуг, Исполнителем ни ответчику, ни Тульской таможне, являющейся Получателем услуг, истцом не представлены.
В исковом заявлении ИП ФИО1 утверждает о высказывании при заключении дополнительного соглашения № 2 от 19.02.2020 к Контракту должностными лицами Поста в ее адрес угроз о возможном возникновении проблем с выплатой денежных средств за оказанные услуги в случае его неподписания сторонами, а также о невозможности заключения ею ввиду этого в дальнейшем аналогичных контрактов на уборку данной территории и возможности наступления иных неблагоприятных для нее последствий, предоставляя в обоснование своих доводов детализацию звонков ответчика на номер телефона Истца, указанный в Контракте (8-903-846-79-34) и скриншоты переписки с представителем Ответчика П.К. ФИО4.
Возражая против доводов истца ответчик указал, Пост же, что данными доводами истец пытается ввести суд в заблуждение, поскольку представленной детализацией звонков подтверждается лишь факт осуществления взаимодействия Исполнителя и Заказчика по вопросам исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом (который Пост не отрицает), но никак не факт высказывания должностными лицами Поста каких-либо угроз в адрес ИП ФИО1 Из представленных истцом скриншотов переписки представителей Заказчика, Получателя услуг и Исполнителя посредством электронной почты также не следует, что в адрес ИП ФИО1 должностными лицами Поста и Тульской таможни высказывались какие-либо угрозы, либо сообщались заведомо ложные сведения относительно оснований для заключения дополнительного соглашения № 2 от 19.02.2020 к Контракту, а лишь подтверждает факты, что ей давались разъяснения по вопросу заполнения приложения № 5 к Контракту «График платежей» и актов приемки оказанных в соответствии с Контрактом услуг.
Согласно части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии с частью 2 статьи 64 АПК РФ в качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу требований части 3 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Часть 1 статьи 67 АПК РФ устанавливает правила «относимости доказательств», в соответствии с которыми арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
Статья 68 АПК РФ посвящена допустимости доказательств, и устанавливает, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Таким образом, представленные истцом с исковым заявлением документы, в частности, детализация звонков и скриншоты переписок представителей Заказчика, Исполнителя и Получателя услуг, не доказывают факт высказывания должностными лицами Поста каких-либо угроз в адрес ИП ФИО1, либо сообщения ей заведомо ложных сведений относительно оснований для заключения дополнительного соглашения № 2 от 19.02.2020 к Контракту, в связи с чем, не являются относимыми и допустимыми доказательствами по данному судебному делу.
Согласно части 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Часть 2 статьи 166 ГК РФ устанавливает, что оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В соответствии с частью 1 статьи 179 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием насилия или угрозы, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Согласно пункту 2 статьи 179 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Обманом считается намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота. Сделка, совершенная под влиянием обмана потерпевшего третьим лицом, может быть признана недействительной по иску потерпевшего при условии, что другая сторона либо лицо, к которому обращена односторонняя сделка, знали или должны были знать об обмане. Считается, в частности, что сторона знала об обмане, если виновное в обмане третье лицо являлось ее представителем или работником либо содействовало ей в совершении сделки.
В силу абз. 3 п. 99 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана недействительной, только если обстоятельства, относительно которых потерпевший был обманут, находятся в причинной связи с его решением о заключении сделки. При этом подлежит установлению умысел лица, совершившего обман.
Между тем, ни одно из условий, перечисленных в ч. 2 ст. 179 ГК РФ, не установлено применительно к настоящему спору, поскольку содержание спорных договоров не свидетельствует о том, что истец в момент заключения договоров, не обладал достоверными сведениями о предмете, стоимости и иных существенных условий договоров.
Истцом не доказан ни факт введения его в заблуждение (обмана).
В соответствии с частью 5 статьи 166 ГК РФ, заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
Как следует из материалов дела, после заключения дополнительного соглашения № 2 от 19.02.2020 к Государственному контракту, ИП ФИО1 выставлялись счета и акты приемки оказанных услуг в соответствии с условиями Контракта, Технического задания, а также приложения № 5 к Контракту «График платежей», включенного в Контракт данным дополнительным соглашением, то есть поведение истца –Исполнителя по контракту после заключения такого соглашения давало ответчику основания полагаться на его действительность.
Таким образом, основания для признания дополнительного соглашения № 2 от 19.02.2020 (т.3 л.д.182-184) к государственному контракту недействительным отсутствуют, поскольку истцом не представлено надлежащих убедительных доказательств в подтверждение заявленных требований.
Истцом заявлено о взыскании с ответчика судебных расходов:
1) расходы на оргтехнику – картридж к МФУ Панасоник КХ-МВ 2000 – 1390 руб., офисная бумага 500 листов - 250 руб.;
2) расходы на архивную детализацию звонков за февраль 2020 года – 1 000 руб.;
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки в сумме 3 778 руб. 54 коп. в связи с допущенной ответчиком, по мнению ИП ФИО1 просрочкой оплаты оказанных ею в соответствии с Контрактом услуг в сумме 157 822 руб. 95 коп.
Возражая против заявленных требований, ответчик указал на непредставление истцом в адрес ответчика надлежащим образом оформленных актов о приемке оказанных услуг по государственному контракту и счета на их оплату за период с августа по декабрь 2020 года
Согласно части 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Так, пункт 6.3 Контракта, в соответствии с требованиями части 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, устанавливает, что в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Пеня устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.
Истцом данное требование заявлено в отсутствие правовых оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.3 Контракта, просрочка оплаты может возникнуть лишь по истечении 10 (десяти) рабочих дней со дня подписания Сторонами и Получателем услуг Акта приемки оказанных услуг и передачи Заказчику счета, счета-фактуры (в случае, если Исполнитель является плательщиком НДС), и иных документов, подтверждающих оказание услуг, с указанием в них ИКЗ закупки.
Истцом -ИП ФИО1 не предоставлены Получателю услуг и Заказчику акты приемки оказанных услуг по государственному контракту и счета на их оплату за период с августа по декабрь 2020 года, в связи с чем, у Заказчика просрочка оплаты оказанных услуг не возникла.
Подписанные представителями сторон акты приемки оказанных услуг по государственному контракту и счета на их оплату за период с августа по декабрь 2020 года истцом не представлены в материалы дела.
Учитывая указанные обстоятельства, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований в части неустойки.
Согласно ст.101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Статья 106 АПК РФ устанавливает, что к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу части 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
На основании статей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесённые истцом расходы по государственной пошлине, судебные издержки относятся на истца в связи с отказом в иске.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Калужской области.
Судья Л.П. Сидорычева