ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А23-2618/19 от 30.06.2021 АС Калужской области

      АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

248600, г. Калуга, ул. Ленина,90; тел.: (4842) 50-59-02, 8-800-100-23-53; факс: (4842) 50-59-57, 59-94-57;                     http: // kaluga.arbitr. ru; e-mail: kaluga.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А23-2618/2019

30 июня  2021 года                                                                                      г. Калуга

Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2021 года.

Полный текст решения изготовлен   30 июня  2021 года.

             Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Сидорычевой Л.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Кухар О.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании заявление администрации муниципального района "Козельский район" (исполнительно-распорядительный орган) (ОГРН 1024000670308, ИНН 4009005096) 249722, Калужская область, Козельсткий район, г. Козельск, ул.Б.Советская, д. 53,

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (ОГРН 1044004426498, ИНН 4027066800) 248000, г. Калуга, ул. Вилонова, д. 5,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Терюшева  Юрия Валерьевича,  Терюшева Игоря Владимировича и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,  кадастра и картографии" по Калужской области, 248002,   г.   Калуга,   ул.  Салтыкова-Щедрина, д. 121, ОГРН 1027700485757,  ИНН 7705401340, Нузаровой Г.И., Щукиной А.Е. и Щукиной Л.В.

о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственной регистрации кадастрового учета недвижимого имущества и об обязании осуществить государственный кадастровый учет,

У С Т А Н О В И Л:

 администрация муниципального района "Козельский район" (исполнительно-распорядительный орган) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственной регистрации кадастрового учета недвижимого имущества  и  об обязании осуществить государственный кадастровый учет.

Определением Арбитражного суда Калужской области  от 20.10.2020 на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Терюшев  Юрий Валерьевич и Терюшев Игорь Владимирович.

Определением Арбитражного суда Калужской области  суда от 05.11.2020на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерациик участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,  кадастра и картографии" по Калужской области.

Определением Арбитражного суда Калужской области  от 09.12.2020 на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерациик участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Нузарова Г.И., Щукина А.Е. и Щукина Л.В.

 Заявитель в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте судебного заседания считается извещенным надлежащим образом. При письме от 05.08.2020  уточнил заявленные требования, просил суд признать незаконным решение   Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области от 13.02.2020 №40/20-4848 об отказе в осуществлении государственной регистрации кадастрового учета объекта  недвижимости площадью 41.2 кв.м., расположенного по адресу: Козельский район, .д.Каменка, ул. Центральная, д. 61, пом.2, обязать  Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области осуществить государственный кадастровый учет объекта  недвижимости площадью 41.2 кв.м., расположенного по адресу: Козельский район, д.Каменка, ул. Центральная, д. 61, пом.2.  При письме от 30.06.2021 ходатайствовал  о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

           Дело рассмотрено с учётом заявленных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений от 05.08.2020.

      Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области -заинтересованное лицо в судебное заседание своего представителя не направило. О месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом. В представленных письменных отзывах по делу, дополнениях к отзыву против заявленных исковых требований возражало, указав что  Технический план, представленный заявителем вместе с заявлением в орган регистрации прав, составлен на помещение (часть жилого дома), расположенное в жилом доме, а не на отдельное здание, в связи с чем поставить на кадастровый учет часть жилого дома (помещение) Администрации MP «Козельский район» невозможно в силу прямого запрета действующего законодательства. В связи, с чем государственным регистратором было принято решение о приостановлении, а в последующем об отказе государственного кадастрового учета. При письме от 29.06.2021 просило суд в удовлетворении заявленных требований отказать, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

           Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в судебное заседание  своих представителей не направило,о времени и месте судебного заседания считается извещенным надлежащим образом. Против заявленных требований возражал согласно представленному отзыву на иск и дополнению к отзыву.

           Иные третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили. О времени и месте судебного заседания считаются извещенными надлежащим образом.

На основании ч. 1 ст. 123, ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствии представителей  заявителя, заинтересованного лица,  иных третьих лиц.  

          Исследовав материалы дела,  судом установлено следующее.

Как следует из материалов дела, представленного заявления 05.11.2019 заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о постановке на кадастровый учет помещения, расположенного по адресу: Козельский район, д. Каменка, ул. Центральная, д.61, пом.2.

Управлением Росреестра принято решение о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на  помещение, расположенное по адресу: Козельский район, д. Каменка, ул.Центральная, д.61, пом.2. на основании п.5,7  ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на срок 12.02.2020 начиная с 12.11.2019.

По результатам рассмотрения представленных документов  13 февраля 2020 года Управлением Росреестра по Калужской области принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета помещения 2, расположенного по адресу: Козельский район, д. Каменка, ул. Центральная, д. 61, в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

 Помещение 2, расположенное по адресу: Козельский район, д. Каменка, ул.Центральная, д. 61 является объектом муниципальной собственности. Распоряжением главы администрации'муниципального района «Козельский район» от 30.04.2009 г. № 192 жилой двухквартирный кирпичный дом, расположенный в д. Каменка, ул. Центральная, д. 61 был принят в муниципальную собственность МО «МР «Козельский район».

Помещение 1, расположенное по адресу: Козельский район, д. Каменка, ул. Центральная, д. 61 было поставлено на кадастровый учет как часть жилого дома 18.04.2018 года.

Администрация MP «Козельский район» считает отказ Управления Росреестра по Калужской области незаконным, нарушающим права и законные интересы собственника.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, указав  на незаконные действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области,  Администрация MP «Козельский район» обратилась в Арбитражный суд Калужской области с настоящим заявлением с учетом уточнений от 05.08.2020  о признании незаконным решение   Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области от 13.02.2020 №40/20-4848 об отказе в осуществлении государственной регистрации кадастрового учета объекта  недвижимости площадью 41.2 кв.м., расположенного по адресу: Козельский район, д.Каменка, ул. Центральная, д. 61, пом.2, обязании  Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области осуществить государственный кадастровый учет объекта  недвижимости площадью 41.2 кв.м., расположенного по адресу: Козельский район, д.Каменка, ул. Центральная, д. 61, пом.2

            В силу ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

            Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и  законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта недействительным, а решения или действия государственного органа незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов заинтересованного лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием (п.6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). При отсутствии хотя бы одного из названных оснований, в судебной защите заявителю отказывается.

Принцип судебной защиты предполагает восстановление действительного права или законного интереса заявителя. Несуществующее право либо противоправный (неправовой) интерес заявителя судебной защите не подлежит.

   Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о государственной регистрации, Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

В соответствии с ч. 7 ст. 1 Закона о государственной регистрации, государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее -государственный кадастровый учет).

Проведение кадастрового учета и государственной регистрации прав осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав) в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).

Согласно статье 3 Закона о государственной регистрации, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

  На территории Калужской области таким органом является Управление Росреестра по Калужской области.

Как следует из материалов дела, от заявителя в орган регистрации прав поступило заявление 05.11.2019 о постановке на кадастровый учет помещения, расположенного по адресу: Козельский район, д. Каменка, ул. Центральная, д.61, пом.2.

Управлением Росреестра принято решение о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на  помещение, расположенное по адресу: Козельский район, д. Каменка, ул.Центральная, д.61, пом.2. на основании п.5,7  ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на срок 12.02.2020 начиная с 12.11.2019, в связи с чем сформировано и направлено в адрес Заявителя Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета от 12.11.2019. (л.д.8-10).

По результатам рассмотрения представленных документов  13 февраля 2020 года Управлением Росреестра по Калужской области принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета помещения 2, расположенного по адресу: Козельский район, д. Каменка, ул. Центральная, д. 61, в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (л.д.11-12).

В составе представленных для государственного кадастрового учета объекта недвижимости документов отсутствует заявление на осуществление государственной регистрации прав. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном законом порядке.

В соответствии с п.1 ч.3 ст. 14 государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона о регистрации.

Заявителю было сообщено, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Представленный документ "Технический план" в электронном виде по форме и содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ от 18.12.2015 №953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования):

Технический план подготовлен для постановки на кадастровый учет помещения (части жилого дома), однако в соответствии с частью 7 статьи 41 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) не допускаются.

Дополнительно было сообщено, что необходимо осуществить раздел жилого дома на здания на основании решения суда и одного технического плана, подготовленного в связи с образованием зданий путем раздела исходного здания.

Согласно части 1 статьи 41 Закона о регистрации в случае образования двух и более объектов недвижимости, в том числе в результате раздела   объекта   недвижимости   государственный   кадастровый   учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.

Представленный технический план подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости, однако согласно п. 20 Требований сведения о помещении или машино-месте, за исключением сведений о площади помещения или машино-места и об их местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки жилого помещения. В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию проектной документации таких объектов недвижимости сведения о помещении, машино-месте, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения и его площади, указываются в техническом плане также на основании представленных заказчиком кадастровых работ технического паспорта помещения, изготовленного до 1 января 2013 г., или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение, машино-место, и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию таких зданий, сооружений. При отсутствии проектной документации здания или сооружения при подготовке технического плана помещения, машино-места используется Декларация, а также иные документы, предусмотренные федеральными законами, в частности: копия договора долевого строительства, содержащего описание такого помещения, машино-места, акт приема-передачи готового помещения, машино-места.

13.02.2020 истек срок приостановления осуществления государственного кадастрового учета и не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении. Государственным регистратором принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта на помещение, расположенное по адресу: д. Каменка, ул. Центральная, д. 61, пом. 2, Козельского района.

Согласно статье 14 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно. Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется. ЕГРН сведений об объекте недвижимости, расположенном по адресу: Козельский район, д. Каменка, ул. Центральная, д. 61, пом. 2 - не содержит.

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ч. 7 статьи 41 которого запрещает государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства), что отражено в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2019 №14-КГ18-54.

К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке, (п.1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 14 ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Виды жилых помещений определены частями 1, 2, 3 статьи 16 ЖК РФ (жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната):жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании; квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в такомдоме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Вместе с тем, ЖК РФ не содержит определение понятия «часть жилого дома».

Исходя из положений статей 15,16 ЖК РФ часть жилого дома является объектом жилищных прав, но при этом жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не указано, что часть жилого дома является объектом недвижимости.

Согласно пункту 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объект индивидуального жилищного строительства -отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в ГрК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства ГрК РФ, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

          В соответствии с пунктом 1 статьи 8.1, пунктом 6 статьи 131 ГК РФ: права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом; порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с ГК РФ законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

На основании части 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором содержатся в ЕГРН.

Часть жилого дома не поименована в гражданском законодательстве в качестве объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации.

При разделе объекта недвижимости образуются объекты того же вида, что и исходный, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости, который прекращает свое существование. Образованные объекты недвижимости после их постановки на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на них становятся самостоятельными объектами гражданских прав.

Отнесение помещения к части здания не наделяет его признаками отдельно стоящего здания и не дает оснований для осуществления его государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в силу ч.7 ст.41 Закона о регистрации.

Таким образом, при разделе исходного жилого дома постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности на образуемые объекты - части жилого дома, помещения в индивидуальном жилом доме - недопустимы. Постановка на государственный кадастровый учет жилых и нежилых помещений в индивидуальном жилом доме и последующее их введение в гражданский оборот в качестве самостоятельных объектов гражданских прав противоречит действующему законодательству.

Для кадастрового учета жилых помещений в жилом доме и последующее их введение в гражданский оборот в качестве самостоятельных объектов гражданских прав в результате реального раздела жилого дома, жилой дом должен быть отнесен либо к жилому дому блокированной застройки, либо к многоквартирному дому. Кроме того, жилой дом блокированной застройки должен располагаться на земельном участке, отведенном для этих целей (Апелляционное определение Липецкого областного суда от 03.04.2017 по делу № ЗЗа-1032/2017, оставленное без изменения Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 09.01.2018 N 77-КГ17-32).

Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством (Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 "Об утверждении   Положения   о   признании   помещения   жилым   помещением,   жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом"). Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч.З ст. 16ЖК РФ).

Градостроительный Кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) выделяет такой вид объекта капитального строительства, как жилой дом блокированной застройки, под которым понимается жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (п.2 ч.2 ст. 49 ГрК РФ).

В случае если здание можно отнести к дому блокированной застройки, а каждый блок (здание) соответствует признакам индивидуального жилого дома постановка на государственный кадастровый учет такого блока в таком доме осуществляется в качестве отдельного «здания» с назначением «жилое».

Количество земельных участков, сформированных непосредственно для использования каждого блока, должно соответствовать количеству блоков (зданий). Кроме того, в силу п.2 ст.7 Земельного Кодекса Российской Федерации целевое назначение земельного участка не должно противоречить назначению расположенного на нем объекта недвижимости.

При постановке на государственный кадастровый учет блоков (зданий) в жилом доме блокированной застройки, разрешение на ввод дома эксплуатацию (либо другой установленный законодательством документ-основание, в частности, решение суда), а также технические планы, оформленные в отношении каждого блока (здания) в отдельности, будут являться основанием для такого учета и соответствующей регистрации права собственности на каждый блок (здание).

Таким образом, раздел жилого дома, а также выдел доли из общего имущества на жилой дом в натуре, Градостроительным кодексом РФ и Законом о регистрации не допускаются; реальный раздел многоквартирного жилого дома допускается, путем образования квартир; реальный раздел дома блокированной застройки допускается при условии наличия земельного участка под каждым блоком (зданием).

Прекращение права общей долевой собственности на жилой дом в связи с его разделом и выделом доли в порядке статьи 252 ГК РФ в судебном порядке само по себе не свидетельствует об изменении технических характеристик такого объекта недвижимого имущества, приведшем к прекращению существования жилого дома и созданию нового объекта кадастрового учета дома блокированной застройки либо многоквартирного дома. Таким образом, спорный объект недвижимого имущества, часть жилого дома, продолжает оставаться объектом индивидуального жилищного строительства (жилым домом).

Ссогласно частям 1 и 2 статьи 14 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности вступивших в законную силу судебных актов, а также технического плана или акта обследования, подготовленных в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Решение суда является одним из оснований для осуществления в том числе государственного кадастрового учета, однако в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 18 Закона о регистрации, к заявлению о государственном кадастровом учете и регистрации прав заявитель прилагает как документы, являющиеся основаниями для осуществления такого учета, так и иные документы, предусмотренные названным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения в частности, о здании, сооружении, помещении, необходимые для государственного кадастрового учета такого сооружения либо новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (часть 1 статьи 24 Закона о регистрации).

В техническом плане указываются, в том числе новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения о сооружении, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 24 Закона о регистрации).

При этом решение суда не подменяет технический план, поскольку, среди прочего, сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета помещения в необходимом объеме, указываются в техническом плане по специально установленной форме, которая утверждена приложением №1 к Приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".

Признание права собственности на часть жилого дома в связи с его разделом в судебном порядке само по себе не свидетельствует об изменении технических характеристик такого объекта недвижимого имущества, приведшем к прекращению существования жилого дома и созданию нового объекта недвижимого имущества, подлежащего постановке на кадастровый учет, в частности блока дома блокированной застройки, понятие которого содержится в части 2 статьи 49 ГрК РФ (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.12.2019 № Ф01-6627/2019 по делу № А11-17518/2018). Технический план, представленный заявителем вместе с заявлением в орган регистрации прав, составлен на помещение (часть жилого дома), расположенное в жилом доме, а не на отдельное здание.

Таким образом, постановка на государственный кадастровый учет жилых или нежилых помещений в индивидуальном жилом доме и последующее их введение в гражданский оборот в качестве самостоятельных объектов гражданских прав не предусматривалось ни нормами законодательства, действовавшими до 01.01.2017, ни действующими в настоящее время.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в кассационном определении от 20.02.2019 № 14-КГ18-54 прекращение права общей долевой собственности на жилой дом в связи с его разделом и выделом доли в порядке статьи 252 ГК РФ в судебном порядке само по себе не свидетельствует об изменении технических характеристик такого объекта недвижимого имущества, приведшем к прекращению существования жилого дома и созданию нового объекта кадастрового учета дома блокированной застройки либо многоквартирного дома.

В  соответствии с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в кассационном определении от 03.06.2020 № 14-КА19-11, вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности на часть жилого помещения не может являться достаточным основанием для совершения учетно-регистрационных действий в рассматриваемом случае.

Таким образом, поставить на кадастровый учет часть жилого дома (помещение) Администрации MP «Козельский район» невозможно в силу прямого запрета действующего законодательства. В связи, с чем государственным регистратором было принято решение о приостановлении, а в последующем об отказе государственного кадастрового учета.

Управление своими действиями не нарушало прав и законных интересов истца, действовало в строгом соответствии с законом, уведомление о приостановлении в государственной регистрации прав и государственном кадастровом учете считает принятым в соответствии с действующим законодательством.

          Исследовав и оценив фактические обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что всеми собственниками здания были поданы заявления об учете изменений в отношении спорного здания,  суд не усматривает в данном случае нарушения прав и законных интересов заявителя.

   При таких обстоятельствах отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимые для признания незаконными действий Управления Росреестра.

   На основании изложенного, суд считает, что заявленные требования о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области не подлежат удовлетворению.

            На основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в связи с отказом в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.

            Руководствуясь статьями 110,112, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

            Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований  отказать.

            Решение может быть обжаловано в течение месяца после принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Калужской области.

Судья    Л.П.Сидорычева