АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
248016, г. Калуга, ул. Ленина, 90; тел: (4842) 505-902, 8-800-100-23-53; факс: (4842) 505-957, 599-457;
http://kaluga.arbitr.ru; е-mail: arbitr@kaluga.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А23-2775/2014
28 июля 2014 года г.Калуга
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Носовой М.А., рассмотрев дело в порядке упрощенного производства по индивидуального предпринимателя ФИО1, Калужская область, Дзержинский район, с.Дворцы,
к Главному управлению МЧС России по Калужской области, 249200, <...>,
о признании незаконным и отмене постановления №83 от 19.05.2014 по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Калужской области к Главному управлению МЧС России по Калужской области о признании незаконным и отмене постановления №83 от 19.05.2014 по делу об административном правонарушении.
Распоряжением от 15.07.2014 дело передано на рассмотрение судье Носовой М.А. от судьи Храпченкова Ю.В.
В соответствии со статьёй 227, частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
В силу части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны извещены надлежащим образом, пункт 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 62.
Определением от 29.05.2014 ответчику предложено в срок до 24.06.2014 представить: письменный мотивированный отзыв на заявление по существу заявленных требований с указанием возражений относительно предъявленных к нему требований по каждому доводу, содержащемуся в заявлении, со ссылкой на нормы права, документы в обоснование своих доводов, заверенные копии материалов административного дела. В срок до 15.07.2014 сторонам предложено представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
В поданном заявлении индивидуальный предприниматель ФИО1 просит отменить обжалуемое постановление, указав на совершение грубых процессуальных нарушений со стороны ответчика, при ведении дела об административном правонарушении.
В отзыве Главное Управление МЧС России по Калужской области не согласно с заявленными требованиями, указав, что как со стороны прокуратуры, так и со стороны ответчика нарушений при ведении дела об административном правонарушении и его рассмотрении не допущено, проверка проведена в силу полномочий установленных законодательством Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В ходе проведения проверки, соблюдения законодательства о пожарной безопасности, Прокуратурой города Калуги, совместно с ОНД города Калуги УНД ГУ МЧС России по Калужской области 05.040.2014 в 15 часов 00 минут безопасности, кафе «Зазеркалье», принадлежащего индивидуальному предпринимателю ФИО1, расположенного по адресу: <...>, установлено, что не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности; не со всеми работниками проведён противопожарный инструктаж; на кухне кафе «Зазеркалье» отсутствует табличка с номером для вызова пожарной охраны; загромождение оборудованием и товаром путей эвакуации; имеющиеся в помещении кафе «Зазеркалье» огнетушители с истекшим сроком годности не перезаряжены; отсутствует журнал учёта наличия периодичностиосмотра и сроков перезарядки огнетушителей; отсутствует паспорт огнетушителей порядковый номер, нанесённый на корпус белой краской; не разработаны и не утверждены приказом руководителя программы проведения вводного ипервичного противопожарных инструктажей; не разработан и не утверждён руководителем график проведения повторного противопожарного инструктажа.
И.о. заместителя прокурора города Калуги, младшим советником юстиции ФИО2 в присутствии представителя заявителя ФИО3 вынесено постановление от 22.04.2014 без номера о возбуждении дела об административном правонарушении, согласно которому заявитель допустил нарушения пунктов 2, 3, 6, 36, 478, 475 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме», пункта 23, подпунктов 14, 18 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утверждённых Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 12.12.2007 №645, за которое предусмотрена административная ответственность частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Копия постановления вручена представителю заявителя в день его вынесения.
В объяснениях от 22.04.2014 представитель заявителя указала на отказ дачи объяснений.
Вышеуказанный материал административного дела передан в Отдел надзорной деятельности города Калуги Управления государственного пожарного надзора Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Калужской области.
Ответчиком 05.05.2014 предприниматель приглашён на 19.05.2014 для рассмотрения административного материала, которое получено ФИО1 07.05.2014, о чём свидетельствует уведомление почтового отправления №24801273002735.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Калуги по пожарному надзору ФИО4 от 19.05.2014 №83 индивидуальный предприниматель ФИО1 признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в сумме 30 000 рублей.
Не согласившись с оспариваемым постановлением индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Арбитражный суд о признании его незаконным и последующей отмене.
Согласно части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Федеральный закон от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальными условиями социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно пункту 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В статье 2 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» закреплено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Так Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 утверждены «Правила противопожарного режима в Российской Федерации».
Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (пункт 1 Правил).
В соответствии с пунктом 2 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390, в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории В1 производственного и складского назначения.
Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.
Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности (пункт 3 вышеуказанных Правил).
В соответствии с пунктом 6 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390, в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.
Подпункт «Б» пункта 36 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390, установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов.
Каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь паспорт и порядковый номер.
Запускающее или запорно-пусковое устройство огнетушителя должно быть опломбировано одноразовой пломбой (пункт 475 Правил).
Согласно пункту 478 Правил, руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей.
Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Таким образом, индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать требования установленные законодательством противопожарной охраны, в том числе и при ведении деятельности в кафе.
По доводу заявителя о невозможности проведения проверки органами прокуратуры, суд указывает следующее.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» №2202-1 от 17.01.1992 прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Статьёй 4 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» №2202-1 от 17.01.1992 предусмотрено, что прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих «прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.
Положениями статьи 21 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» №2202-1 от 17.01.1992 предметом надзора прокуратуры является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно статье 26 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» №2202-1 от 17.01.1992предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих некоммерческих организаций.
Статья 27 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» №2202-1 от 17.01.1992, определяет, что при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон.
Таким образом, прокуратурой города Калуги, совместно с ОНД города Калуги УНД ГУ МЧС России по Калужской области, правомерно проведена проверка соблюдения законодательства индивидуальным предпринимателем ФИО1
Как следует из материалов дела ФИО1 выдала доверенность от 06.12.2012 40АА№463487 ФИО5, которая присутствовала при проведении проверки и вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
На момент проведения самой проверки и на момент рассмотрения материалов административного дела выданная доверенность действовала (срок действия доверенности два года), права представленные доверителем доверенному являются обширными, в том числе к ним относится участие в производстве по делам об административных правонарушениях.
Из изложенного следует, довод заявителя о не знании проведения проверки, ввиду нахождения за границей Российской Федерации, является не состоятельным, так как от её имени действовал представитель с соответствующими полномочиями.
Нарушений при ведении дела об административном правонарушении, при рассмотрении материалов административного дела судом не установлено.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесено уполномоченным на то лицом.
При рассмотрении материалов административного дела и назначении административного наказания Главное Управление МЧС России по Калужской области правомерно исходило из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена ответственность должностных лиц.
Под должностными лицами в части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понимаются лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителей власти, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, которые несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Часть 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Индивидуальным предпринимателем ФИО1 совершено одно действие (бездействие), выразившееся в нарушении требований пожарной безопасности, содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых подведомственно заместителю главного государственного инспектора города Калуги по пожарному надзору.
Наказание заявителю назначено с учетом требований части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции, предусматривающей более строгое наказание, по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как выявленные нарушения имеют существенный характер, который мог повлечь тяжкие последствия.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, заявленные требования индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления №83 от 19.05.2014 по делу об административном правонарушении удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167, 169, 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в течении десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.
Судья подпись М.А.Носова