ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А23-2775/14 от 28.07.2014 АС Калужской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

248016, г. Калуга, ул. Ленина, 90; тел: (4842) 505-902, 8-800-100-23-53; факс: (4842) 505-957, 599-457;

http://kaluga.arbitr.ru; е-mail: arbitr@kaluga.ru

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

Дело № А23-2775/2014

28 июля 2014 года                                                                                                            г.Калуга

Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Носовой М.А., рассмотрев дело в порядке упрощенного производства по индивидуального предпринимателя ФИО1, Калужская область, Дзержинский район, с.Дворцы,

к Главному управлению МЧС России по Калужской области, 249200, <...>,

о признании незаконным и отмене постановления №83 от 19.05.2014 по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Калужской области к Главному управлению МЧС России по Калужской области о признании незаконным и отмене постановления №83 от 19.05.2014 по делу об административном правонарушении.

Распоряжением от 15.07.2014 дело передано на рассмотрение судье           Носовой М.А. от судьи Храпченкова Ю.В.

В соответствии со статьёй 227, частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон.

В силу части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны извещены надлежащим образом, пункт 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 62.

Определением от 29.05.2014 ответчику предложено в срок до 24.06.2014 представить: письменный мотивированный отзыв на заявление по существу заявленных требований с указанием возражений относительно предъявленных к нему требований по каждому доводу, содержащемуся в заявлении, со ссылкой на нормы права, документы в обоснование своих доводов, заверенные копии материалов административного дела. В срок до 15.07.2014 сторонам предложено представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

В поданном заявлении индивидуальный предприниматель ФИО1 просит отменить обжалуемое постановление, указав на совершение грубых процессуальных нарушений со стороны ответчика, при ведении дела об административном правонарушении.

В отзыве Главное Управление МЧС России по Калужской области не согласно с заявленными требованиями, указав, что как со стороны прокуратуры, так и со стороны ответчика нарушений при ведении дела об административном правонарушении и его рассмотрении не допущено, проверка проведена в силу полномочий установленных законодательством Российской Федерации.

Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В ходе проведения проверки, соблюдения законодательства о пожарной безопасности, Прокуратурой города Калуги, совместно с ОНД города Калуги УНД ГУ МЧС России по Калужской области 05.040.2014 в 15 часов 00 минут безопасности, кафе «Зазеркалье», принадлежащего индивидуальному предпринимателю ФИО1, расположенного по адресу: <...>, установлено, что не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности; не со всеми работниками проведён противопожарный инструктаж; на кухне кафе «Зазеркалье» отсутствует табличка с номером для вызова пожарной охраны; загромождение оборудованием и товаром путей эвакуации; имеющиеся в помещении кафе «Зазеркалье» огнетушители с истекшим сроком годности не перезаряжены; отсутствует журнал учёта наличия периодичностиосмотра и сроков перезарядки огнетушителей; отсутствует паспорт огнетушителей порядковый номер, нанесённый на корпус белой краской; не разработаны и не утверждены приказом руководителя программы проведения вводного ипервичного противопожарных инструктажей; не разработан и не утверждён руководителем график проведения повторного противопожарного инструктажа.

И.о. заместителя прокурора города Калуги, младшим советником юстиции ФИО2 в присутствии представителя заявителя ФИО3 вынесено постановление от 22.04.2014 без номера о возбуждении дела об административном правонарушении, согласно которому заявитель допустил нарушения пунктов 2, 3, 6, 36, 478, 475 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме», пункта 23, подпунктов 14, 18 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утверждённых Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 12.12.2007 №645, за которое предусмотрена административная ответственность частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Копия постановления вручена представителю заявителя в день его вынесения.

В объяснениях от 22.04.2014 представитель заявителя указала на отказ дачи объяснений.

Вышеуказанный материал административного дела передан в Отдел надзорной деятельности города Калуги Управления государственного пожарного надзора Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Калужской области.

Ответчиком 05.05.2014 предприниматель приглашён на 19.05.2014 для рассмотрения административного материала, которое получено ФИО1 07.05.2014, о чём свидетельствует уведомление почтового отправления №24801273002735.

Постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Калуги по пожарному надзору ФИО4 от 19.05.2014 №83 индивидуальный предприниматель ФИО1 признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в сумме 30 000 рублей.

Не согласившись с оспариваемым постановлением индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Арбитражный суд о признании его незаконным и последующей отмене.

Согласно части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Федеральный закон от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что требованиями пожарной безо­пасности являются специальными условиями социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Россий­ской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой нацио­нальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безо­пасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно пункту 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В статье 2 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» закреплено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Так Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 утверждены «Правила противопожарного режима в Российской Федерации».

Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (пункт 1 Правил).

В соответствии с пунктом 2 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390, в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории В1 производственного и складского назначения.

Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.

Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.

Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности (пункт 3 вышеуказанных Правил).

В соответствии с пунктом 6 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390, в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.

Подпункт «Б» пункта 36 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390, установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов.

Каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь паспорт и порядковый номер.

Запускающее или запорно-пусковое устройство огнетушителя должно быть опломбировано одноразовой пломбой (пункт 475 Правил).

Согласно пункту 478 Правил, руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей.

Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Таким образом, индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать требования  установленные законодательством противопожарной охраны, в том числе и при ведении деятельности в кафе.

По доводу заявителя о невозможности проведения проверки органами прокуратуры, суд указывает следующее.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Россий­ской Федерации» №2202-1 от 17.01.1992 прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федера­ции и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Проку­ратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за ис­полнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерче­ских организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и ру­ководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Статьёй 4 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Россий­ской Федерации» №2202-1 от 17.01.1992 предусмотрено, что прокуратура Российской Федерации состав­ляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих «прокуроров вышестоящим и Генеральному прокуро­ру Российской Федерации. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъ­ектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

Положениями статьи 21 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Россий­ской Федерации» №2202-1 от 17.01.1992 предметом надзора прокуратуры является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно статье 26 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Россий­ской Федерации» №2202-1 от 17.01.1992предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих некоммерческих организаций.

Статья 27 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Россий­ской Федерации» №2202-1 от 17.01.1992, определяет, что при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон.

Таким образом, прокуратурой города Калуги, совместно с ОНД города Калуги УНД ГУ МЧС России по Калужской области, правомерно проведена проверка соблюдения законодательства индивидуальным предпринимателем ФИО1

Как следует из материалов дела ФИО1 выдала доверенность от 06.12.2012 40АА№463487 ФИО5, которая присутствовала при проведении проверки и вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

На момент проведения самой проверки и на момент рассмотрения материалов административного дела выданная доверенность действовала (срок действия доверенности два года), права представленные доверителем доверенному являются обширными, в том числе к ним относится участие в производстве по делам об административных правонарушениях.

Из изложенного следует, довод заявителя о не знании проведения проверки, ввиду нахождения за границей Российской Федерации, является не состоятельным, так как от её имени действовал представитель с соответствующими полномочиями.

Нарушений при ведении дела об административном правонарушении, при рассмотрении материалов административного дела судом не установлено.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесено уполномоченным на то лицом.

При рассмотрении материалов административного дела и назначении административного наказания Главное Управление МЧС России по Калужской области правомерно исходило из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена ответственность должностных лиц.

Под должностными лицами в части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понимаются лица, по­стоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляю­щие функции представителей власти, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах ме­стного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формировани­ях Российской Федерации, а также лица, осуществляющие предпринимательскую дея­тельность без образования юридического лица, совершившие административные право­нарушения, которые несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Часть 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридиче­ского лица.

Индивидуальным предпринимателем ФИО1 совершено одно действие (бездействие), выразившееся в нарушении требований пожарной безопасности, содер­жащего составы административных правонарушений, ответственность за которые пре­дусмотрена частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых подведом­ственно заместителю главного государственного инспектора города Калуги по пожар­ному надзору.

Наказание заявителю назначено с учетом требований части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции, предусматривающей более строгое наказание, по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как выявленные нарушения имеют существенный характер, который мог повлечь тяжкие последствия.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, заявленные требования индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления №83 от 19.05.2014 по делу об административном правонарушении удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167, 169, 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявленных требований.

Решение может быть обжаловано в течении десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.

Судья                                                           подпись                                                   М.А.Носова