ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А23-5030/2023 от 19.09.2023 АС Калужской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

248000, г. Калуга, ул. Ленина, д. 90; тел: (4842) 505-902, 8-800-100-23-53; факс: (4842) 599-457;

http://kaluga.arbitr.ru; е-mail: kaluga.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело №А23-5030/2023

19 сентября 2023 годаг.Калуга

Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2023 года

Полный текст решения изготовлен 19 сентября 2023 года

Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Масенковой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Усачевой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление №19» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>)

к Государственной жилищной инспекции Калужской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>)

об отмене постановления от 06.06.2023 №199 по делу об административном правонарушении,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: адвоката Торгаева С.В. по доверенности от 01.01.2023, паспорт,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Жилищное Ремонтно-эксплуатационное управление №19» (далее - заявитель, общество, ООО ЖРЭУ -19) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Калужской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция) об отмене постановления от 06.06.2023 №199 по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, просил освободить общество от административной ответственности, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Заинтересованное лицо в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания в силу норм статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещено надлежащим образом, в поступивших в суд отзыве и дополнении в нему просило отказать в удовлетворении заявленных требований.

В силу части 3 статьи 205 АПК РФ неявка участвующих в деле лиц не является препятствием для рассмотрения дела.

На основании положений статей 9, 65, 70 (часть 31), 123, 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление рассмотрено при указанной явке с учетом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, установленного распределения бремени доказывания, доводов заявления, объема и существа возражений.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, суд установил следующее.

Как усматривается из материалов дела, ООО ЖРЭУ-19 имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 08.04.2015 №23.

Собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу:г.Калуга, <...>, с ООО ЖРЭУ-19 заключен договор управления от 18.04.2022 №39.

В адрес инспекции 27.04.2023 поступило обращение ФИО1, проживающего по адресу: г.Калуга, <...>, по вопросу выставления дополнительной платы за дополнительные услуги в платежном документе за август 2022 года (вх. №4-263/1-23).

Связи с чем, на основании мотивированного представления о проведении контрольного (надзорного) мероприятия инспекцией подготовлено решение о проведении инспекционного визита от 24.05.2023 №1615, о чем общество было уведомлено по официальному адресу электронной почты, а также путем размещения информации на сайте в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.

В ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено, что в платежном документе за август 2022 года отражена информация, что ООО ЖРЭУ-19 проведен текущий ремонт кровли на основании выданных предписаний ГЖИ КО, в связи с чем произведено начисление дополнительной платы. Дополнительно ООО ЖРЭУ-19 сообщено, что дополнительная плата в платежном документе за август 2022 года начислена, в связи с отсутствием денежных средств на счете многоквартирного дома по текущему ремонту.

Данные нарушения зафиксированы в акте инспекционного визита от 25.05.2023 №1615.

По результатам указанного контрольного (надзорного) мероприятия инспекцией в адрес ООО ЖРЭУ-19 направлено уведомление (вызов)о составлении протокола об административном правонарушении на 01.06.2023 в 09 час. 00 мин., которое было направлено в адрес общества на официальный адрес электронной почты - 25.05.2023 в 15 час. 22 мин.

В связи с выявленными нарушениями 01.06.2023 должностным лицом инспекции, в отношении ООО ЖРЭУ-19, в присутствии законного представителя последнего, составлен протокол №199 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

Рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 06.06.2023 в 09 час. 00 мин. Указанная информация содержалась в протоколе об административном правонарушении, копия которого была вручена представителю общества в день его составления

Заместителем начальника инспекции 06.06.2023 за №199 в отношении ООО ЖРЭУ-19, в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя общества, вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно частям 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон №99) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Особенность лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами устанавливается Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), что предусмотрено пунктом 4 части 4 статьи 1 Закона №99 и конкретизировано в Постановлении Правительства РФ от 28.10.2014 №1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».

Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

В силу части 2 статьи 2 Закона №99 соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно пункту 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 №1110 (далее - Положение №1110) лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются:

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ;

г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункта 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном части 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Согласно положениям статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Таким образом, размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме и может быть изменен также по решению общего собрания собственников помещений.

Частью 4 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления в соответствии с указанными методическими рекомендациями.

Начисление платы за содержание помещений жителям многоквартирного дома производится согласно Постановлением Городской Думы городского округа «г.Калуга» от 16.07.2008 №113 «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирных домов муниципального образования «Город Калуга» (далее - Постановление) с учетом степени благоустройства, и конструктивных особенностей многоквартирного дома.

Согласно абзацам 1, 2 подпункта «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416 (далее - Правила №416), управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения и размер платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, являются одним из существенных условий договора управления многоквартирным домом (часть 3 статьи 162 ЖК РФ).

В соответствии с Минимальным перечнем работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290, управляющая организация обязана осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предложений о проведении капитального ремонта и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила №491), в соответствии с пунктом 17 которых собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

В соответствии с пунктом 18 Правил №491 текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).

Как установлено судом, по результатам ранее проведенного инспекцией обследования на основании обращения жителя дома зафиксированы нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 №170 и минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290, а также Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, а именно: в квартире №5 на кухне, на стене и перекрытии в районе вентиляционных и дымовых каналов наличие следов протечки кровли. В жилой комнате спальная справа от оконного проема на стене в углу наличие следов протечки кровли, отслоение обоев. В жилой комнате зал слева от оконного проема на стене в углу следы протечки кровли, отслоение обоев. На кровле над квартирой №5 наличие вздутий кровельного покрытия. Над подъездом № 1 наличие трещин и разрывов кровельного покрытия, что является нарушением п.4.6.1.1., п.4.6.1.2., п.4.6.3.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 №170 и п/п 1, п/п 3, п/п 7, и/и 14 п.7 раздела 1 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290, п.п. а), б), г) п. 10; п.п. а), в), з) п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491.

В связи с изложенным, в адрес общества было выдано предостережение от 06.06.2022 №1234 о недопустимости нарушения обязательных требований.

Решения собственниками помещений по вопросу проведения работ по текущему ремонту с определением источника финансирования не принималось. Доказательств обратного в материалы дела не представлено, равно как и не представлено доказательств информирования собственников помещений в многоквартирном доме о необходимости проведения общего собрания собственников помещений с целью принятия решения о проведении текущего ремонта кровли с определением источника финансирования указанного вида работ или инициирования управляющей организаций в пределах полномочий, установленных частью 7 статьи 45 ЖК РФ, общего собрания собственников помещений по вышеобозначенным вопросам.

Действующим законодательством не предусмотрено право управляющей организации самостоятельно, без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, изменять размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, начисление дополнительной платы по статье «текущий ремонт» без утверждения их размера собственниками помещений, противоречит действующему законодательству.

Вместе с тем, в нарушение части 7 статьи 156 ЖК РФ, пункта 17 Правил №491 ООО ЖРЭУ-19 в одностороннем порядке изменило размер платы за содержание помещений, предъявило жителям дополнительную плату без решения общего собрания собственников.

Выставление собственникам помещений дома платежных документов с измененным размером платы, в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о его изменении, противоречит императивным требованиям части 7 статьи 156 ЖК РФ.

Управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (пункт 17 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 №2 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Таким образом, начисление дополнительной платы за работы по текущему ремонту, а также размер дополнительной платы, порядок и сроки начисления, должны быть согласованы управляющей организацией с собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании. Данные решения должны быть оформлены протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Увеличение платы может быть осуществлено только путем принятия соответствующего решения на общем собрании собственников многоквартирного дома.

Поскольку такое решение об изменении платы за содержание и ремонт помещений в многоквартирном доме №9 по ул.Молодежной в п.Шопино г.Калуги собственниками не принималось, следовательно, действия заявителя по установлению размера дополнительной платы за текущий ремонт в отсутствие соответствующего решения собственников помещений не соответствуют закону.

Процедура изменения платы за содержание жилого помещения регулируется положениями жилищного законодательства, которое не предусматривает каких-либо исключений в части, касающейся одностороннего изменения управляющей организацией указанной платы, а равно не предусматривает право лиц, осуществляющих деятельность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, на одностороннее изменение размера платы за содержание жилого помещения.

Нормы жилищного законодательства имеют приоритет по отношению к нормам гражданского законодательства при регулировании жилищных отношений. На законодательном уровне определен только способ установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании. Установление размера платы иным способом противоречит требованиям закона и нарушает права потребителей.

Вместе с тем, в платежном документе за август 2022 года отражена информация, что ООО ЖРЭУ-19 проведен текущий ремонт кровли на основании выданных предписаний ГЖИ КО, в связи с чем произведено начисление дополнительной платы, ввиду отсутствияы денежных средств на счете многоквартирного дома по текущему ремонту.

Указанные действия приводят к нарушению норм действующего жилищного законодательства Российской Федерации и нарушению прав граждан и образуют событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

Субъект данного правонарушения является управляющая организация, деятельность которой по управлению МКД осуществляется на основании лицензии, договора управления.

Субъективная сторона правонарушения выражается в виновном неисполнении обязанности юридическим лицом, предусмотренных норм права. Характеризуется непринятием им необходимых мер для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей, не приложением требуемых усилий для предупреждения правонарушений и устранение их причин.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель принял все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалах дела не имеется. Доказательства, свидетельствующие об объективной невозможности выполнить установленные законом требования, также не представлены.

Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем в материалы дела не представлено.

Ссылка общества на то, что на лицевом счете дома отсутствовали денежные средства необходимые для проведения ремонтных работ, не принимается судом во внимание, поскольку не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора. Кроме того, стоит отметить, что обществом не представлено доказательство, что последнее предпринимало попытки истребования денежных средств, накопленных на лицевом счете дома из предыдущей управляющей организации.

Довод заявителя о том, ранее управлявшая многоквартирным домом №9 по ул. Молодежной в п.Шопино г.Калуги управляющая организация ООО НПП «Союз», признана банкротом, является недостоверным.

Кроме того, стоит отметить следующее.

Частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.2014 №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон №209-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве.

Пунктом 1 статьи 2 Закона №209-ФЗ определено, что государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Пунктом 2 статьи 2 Закона №209-ФЗ определено, что субъектами, размещающими информацию в системе (далее - поставщики информации), являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.

Информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом (далее - информация), регламентирована разделом 10 Приказа Минкомсвязи России №74, Минстроя России №114/пр от 29.02.2016 (далее - Приказ №74/114/пр). Согласно примечанию к данному документу система - это государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее также - ГИС ЖКХ).

В частности, пунктами 3.2-3.4.2 раздела 10 Приказа №74/114/пр к такой информации отнесена следующая информация: 1) об оказываемых услугах, выполняемых работах по управлению многоквартирным домом (период, на который сформирован перечень оказываемых услуг, выполняемых работ по управлению МКД; вид и наименование оказываемых услуг, выполняемых работ по управлению МКД; стоимость оказываемых услуг, выполняемых работ по управлению МКД (при определении такой стоимости собственниками помещений в МКД) (пункты 3.2., 3.2.1.-3.2.3.); 2) об оказываемых услугах и (или) выполняемых работах по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД (период, на который сформирован перечень оказываемых услуг и (или) выполняемых работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД, вид и наименование оказываемых услуг и (или) выполняемых работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД, стоимость оказываемых услуг и (или) выполняемых работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД (пункты 3.3., 3.3.1.-3.3.3.); 3) о периодичности и (или) графике (сроках) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД (период, на который сформирован перечень услуг и (или) работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД, периодичность и (или) график (сроки) оказания услуг и (или) выполнения работ в соответствии с перечнем услуг и (или) работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД (пункты 3.4., 3.4.1.- 3.4.2).

Вместе с тем согласно официальным данным, размещенным в системе ГИС ЖКХ, за период с апреля 2022 года по август 2022 года не отражено каких-либо произведенных работ по многоквартирному дому №9 по ул.Молодежной в п.Шопино г.Калуги.

Также согласно информации ГИС ЖКХ физический износ кровли указанного выше многоквартирного дома составляет 0%.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ООО ЖРЭУ-19 не предприняло исчерпывающего перечня мер по соблюдению требований действующего законодательства при выставлении дополнительной платы за проведение ремонта кровли.

Соответственно, действия общества об состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и являющихся основанием для отмены постановления в силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление Пленума № 10), инспекцией не допущено.

Оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в рамках предоставленных ему полномочий.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопаснссти государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ).

В данном случае, суд не усматривает совокупности обстоятельств, позволяющих применение положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку ООО ЖРЭУ-19 ранее 18.04.2023 привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в виде предупреждения.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Применение положений статьи 2.9 административного закона является правом, а не обязанностью суда.

Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса учитываются при назначении административного наказания.

В силу пункта 18.1 указанного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Возможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено, поскольку общество, как профессиональный участник предпринимательской деятельности обязано было не допускать нарушение действующего законодательства и не ущемлять права собствепнников.

Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, является формальным. Следовательно, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Ответственность за совершенное деяние наступает независимо от возникновения общественно опасных последствий.

Наступление таких последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения деяния, а их отсутствие и дальнейшее устранение допущенного нарушения сами по себе не являются основанием для применения малозначительности.

Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ, обществом не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.

С учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, суд не усматривает.

Административным органом при назначении административного наказания, наказание назначено в размере ниже низшего, установленного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Правовых оснований для большего снижения размера административного штрафа, назначенного оспариваемым постановлением, суд не усматривает.

Согласно статье 211 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности и о наложении административного штрафа следует отказать.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Калужской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) от 06.06.2023 №199 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление №19» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 125 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.

Судья О.А. Масенкова