ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А23-5065/20 от 26.01.2021 АС Калужской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

248000, г. Калуга, ул. Ленина, д. 90; тел: (4842) 505-902, 8-800-100-23-53; факс: (4842) 599-457;

http://kaluga.arbitr.ru; е-mail: kaluga.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело №А23-5065/2020

28 января 2021 годаг.Калуга

Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2021 года

Полный текст решения изготовлен 28 января 2021 года

Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Масенковой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовой А.И., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Квазар" (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>)

к Министерству природных ресурсов и экологии Калужской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>)

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>)

о признании недействительным отказа,

при участии в судебном заседании до перерыва:

от заявителя - представителя ФИО1 по доверенности от 10.01.2021, паспорт,

от заинтересованного лица - представителя ФИО2 по доверенности от 28.12.2020, удостоверение,

после перерыва:

от третьего лица - представителя ФИО3 по доверенности от 25.12.2020 №99, паспорт,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью "Квазар" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Калужской области (далее - заинтересованное лицо, министерство) о признании недействительным отказа от 17.06.2020 №4145-20 об исключении участков, расположенных на землях лесного фонда Малоярославецкого лесничества, в 4 квартале выделы с 3 по 6-й, пересекающие и расположенные на земельном участке с кадастровым №40:13:040104:232, общей площадью 530 000 кв.м., по адресу: Калужская область, Малоярославецкий район, СП "Село Колонтай", в районе д.Потресово, д.Анисимово из государственного лесного реестра и обязании устранить допущенные нарушения.

Определением суда от 26.08.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представители заинтересованного лица в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах.

В судебном заседании 19.01.2021 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 26.01.2021, после перерыва судебное заседание объявлено продолженным.

Представитель третьего лица в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям изложенным в отзыве и дополнениях к нему.

На основании положений статей 9, 65, 123, 70 (часть 31), 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено при указанной явке по представленным доказательствам с учётом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, установленного распределения бремени доказывания, доводов заявления, объёма и существа возражений.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд установил следующее.

Как усматривается из материалов дела, ООО "Квазар" на праве собственности принадлежит земельный участок сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции с кадастровым №40:13:040104:232, площадью 530 000 кв.м. (дата регистрации права - 13.06.2018).

Установив что, на вышеуказанном земельном участке так же числится участок леса ориентировочной площадью 4,5 га (4 квартал выделы с 3 по 6-й категория защитности - лесохозяйственная часть зеленых зон), который представляет собой бывший межполевой лесокустарниковый участок колхозных земель АО "Земледелец", не связан ни с каким лесным массивом, в настоящее время основная часть участка используется по договору аренды от 01.03.2020 №01-01/03/20 для выращивания зерновых культур, 29.05.2020 ООО "Квазар" обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии по Калужской области с заявлением об исключении из государственного лесного реестра лесные участки, расположенные на землях лесного фонда Малоярославецкого лесничества, в 4 квартале выделы с 3 по 6-й, пересекающие и расположенные на земельном участке с кадастровым №40:13:040104:232, общей площадью 530 000 кв.м., по адресу: Калужская обл., Малоярославецкий район, СП "Село Колонтай", в районе д.Потресово, д.Анисимово.

17.06.2020 Министерство природных ресурсов и экологии по Калужской области письмом №4145-20 отказало исключить указанные земельные участки из государственного лесного реестра, указав следующее.

В соответствии со сведениями государственного лесного реестра земельные участки, имеющие местоположение: Калужская область, Малоярославецкий р-н, ГКУ КО "Малоярославецкое лесничество", Малоярославецкое участковое лесничество, АО "Земледелец", квартал 4, выделы 3, 4 - являются землями лесного фонда и относятся к лесам, расположенным в зеленых зонах.

Согласно пункта 5 статьи 114 Лесного Кодекса Российской Федерации изменение границ земель, на которых располагаются такие леса, которое может привести к уменьшению площади таких земель, не допускается.

Таким образом, исключить указанные земельные участки из государственного лесного реестра не представляется возможным.

Одновременно министерство сообщило, что им в Департамент лесного хозяйства по ЦФО направлено обращение о принятии мер по защите прав Российской Федерации на земли лесного фонда.

Не согласившись с указанным отказом, ссылаясь на то, что в связи с данным отказом общество лишено возможности использовать часть земельного участка с кадастровым №40:13:040104:232 по целевому назначению в коммерческой деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности

Из содержания данных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на административный орган.

Как установлено судом, заключением от 12.11.2020 №1 о пересечении границ земель лесного, фонда с границами земель иных категорий филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Заплеспроект" подтверждается факт пересечения (наложения) земельного участка с кадастровым №40:13:040104:232 (земли сельскохозяйственного назначения) с границами земель лесного фонда (кадастровый №40:13:000000:645): квартал 4, выделы 3, 4, Малоярославецкого участкового лесничества (АО "Земледелец"), Малоярославецкого лесничества Калужской области.

Согласно данному заключению площадь наложения (пересечения) составляет 41 323 кв.м., заключение содержит координаты поворотных точек.

Согласно положениям статьи 17 действовавшего ранее Федерального закона от 02.01.2000 №28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (утратил силу с 16.05.2008) сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий.

В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" участки лесного фонда, государственный кадастровый учёт которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

В соответствии со статьей 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.

Приказом Минприроды России от 11.11.2013 №496 (зарегистрирован в Минюсте 31.12.2013, регистрационная запись №30979) утверждён порядок ведения государственного лесного реестра, согласно которому государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. Внесение документированной информации в государственный лесной реестр осуществляется, в том числе, и на основании лесоустроительной документации. Ведение государственного лесного реестра осуществляется по утвержденным формам. Информация из государственного лесного реестра предоставляется в форме выписок.

Согласно статье 67 Лесного кодекса РФ правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утверждённой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 29.03.2018 №122 (зарегистрированным в Минюсте России 20.04.2018, peгистрационный №50859) утверждена Лесоустроительная инструкция.

В соответствии с пунктом 147 Лесоустроительной инструкции по результатам таксации лесов составляется лесоустроительная документация. Таксационные описания лесотаксационных выделов в пределах лесных кварталов, лесоустроительные планшеты, являются лесоустроительными документами, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение. Со дня утверждения акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении лесоустроительная документация вводится в действие.

Согласно пункту 12 Лесоустроительной инструкции при проектировании лесничеств, лесопарков за основу принимается лесоустроительная документация предыдущего лесоустройства. Изменение границ лесничеств, лесопарков может осуществляться в случаях изменения границ муниципальных образований и границ субъектов, включения земель (лесных участков) в лесничества, лесопарки или их изъятия (в таком случае составляется пояснительная ведомость изменений).

В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса РФ ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ. На территории Калужской области таким органом, в соответствии с положением, является Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области.

Согласно имеющейся в материалах дела выписке из государственного лесного реестра от 30.10.2020 б/н, спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, имеет таксационные характеристики, номер лесотаксационного квартала и выдела: квартал 4, выделы 3, 4, Малоярославецкого участкового лесничества (АО "Земледелец"), Малоярославецкого лесничества Калужской области.

В соответствии с картой-схемой расположения и границ лесного участка выдел 4 имеет следующие характеристики: номер выдела 4, класс возраста - V и IV (спелые и перестойные насаждения), площадь выдела 3,6 га. В соответствии с таксационным описанием выделы 3 и 4 имеют состав насаждения 8Б20С, возраст насаждений 50 и 55 лет.

Приказом Минприроды России от 30.10.2013 №464 утвержден перечень видов информации, содержащейся в государственном лесном реестре, предоставляемой в обязательном порядке, и условия ее предоставления (зарегистрированным в Минюсте России 21.03.2014, регистрационный №31683).

В соответствии с указанным приказом информация о лесном участке в обязательном порядке должна содержать кадастровый номер участка, условный номер (при наличии), предыдущий кадастровый (условный) номер (при наличии).

Согласно данным Государственного лесного реестра, материалам лесоустройства, Единого государственного реестра недвижимости спорный лесной участок входит в состав единого землепользования с кадастровым №40:13:000000:645.

Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости земельный участок единого землепользования с кадастровым №40:13:000000:645, категория земель "земли лесного фонда", вид разрешённого использования "для ведения лесного хозяйства", статус записи об объекте недвижимости "актуальные, ранее учтенные". Дата присвоения кадастрового номера - 14.10.2008. Ранее присвоенный государственный учётный №40:13: 00 00 00:0000. Собственник участков Российская Федерация, запись о регистрации от 24.03.2016 №40-40/003-40/003/011/2016-682/1.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 28.03.2000 первоначально право собственности Российской Федерации зарегистрировано - 28.03.2000, запись о регистрации 40-01/26-11/2000-514, номер объекта 40:13: 00 00 00:0000.

Согласно части 4 стать 6.1 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств. Описание местоположения лесных участков, их границы определяются исходя из материалов лесоустройства.

В соответствии со статьей 81 Лесного кодекса РФ проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 11.07.2017 №321 установлена граница Малоярославецкого лесничества в Калужской области, в соответствии с которым спорный участок вошел в границы Малоярославецкого лесничества Калужской области.

Действующим законодательством Российской Федерации в области лесных отношений установлен порядок внесения изменений в сведения государственного лесного реестра.

В соответствии с частью 7 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, осуществляет исключение из государственного лесного реестра сведений, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости, на основании уведомлений органа регистрации прав об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и иных уведомлений, предусмотренных Федеральным законом от 13.072015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в течение 30 дней со дня получения указанных уведомлений.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства получения Министерством природных ресурсов и экологии Калужской области вышеуказанного уведомления.

В соответствии с частью 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

- сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

- границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

- договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

В материалах дела имеются доказательства обращения заявителя в уполномоченный орган об исключении сведений о лесном участке из государственного лесного реестра (письмо ООО "Квазар" от 29.05.2020 №23), а также ответ Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 17.06.2020 №4145-20 о невозможности внесения изменений в сведения государственного лесного реестра, в части исключения, о лесных участках Малоярославецкого лесничества, Малоярославецкого участкового лесничества (АО "Земледелец"), квартал 4, выделы 3,4.

Министерством природных ресурсов и экологии Калужской области отказано обществу в исключении сведений о лесных участках, расположенных в квартале 4, выделы 3, 4, Малоярославецкого лесничества, Малоярославецкого участкового лесничества (АО "Земледелец") Калужской области, из государственного лесного реестра.

При этом, необходимо отметить, что только в случае одновременного соблюдения условий, предусмотренных частью 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", по заявлению заинтересованного лица рассматривается вопрос об исключении сведений о лесном участке из государственного лесного реестра.

Между тем, в материалы дела не представлено соответствующих доказательств, подтверждающих наличие одновременно всех условий, позволяющих исключить из государственного лесного реестра сведения о лесных участках, указанных в обращении общества, так как сведения об этих лесных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости, что также подтверждается выпиской из ЕГРН от 03.11.2020, выпиской из государственного лесного реестра от 30.10.2020.

Таким образом, у министерства отсутствовали законные основания для внесения изменений в сведения государственного лесного реестра.

При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ министерства является правомерным, в силу несоблюдения условий, необходимых для исключения сведений из государственного лесного реестра, установленныхчастью 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".

В соответствии с выпиской из ЕГРН от 13.11.2020 земельный участок, площадью 530 000 кв.м., с кадастровым №40:13:040104:232 относится к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешённого использования "для производства сельскохозяйственной продукции, для иных видов сельскохозяйственного использования". Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет - 09.06.2018. Правообладатель - ООО "Квазар", запись о регистрации от 13.06.2018 №40:13:040104:232-40/003/2018-2.

Федеральным законом от 29.07.2017 №280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

В силу статьи 10 Федерального закона №280-ФЗ положения федеральных законов, измененных федеральным законом №280-ФЗ, не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства РФ.

Положения Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ в части установления приоритета сведений ЕГРН о категории земельного участка над сведениями ГЛР применяются в случае, если земельный участок относится к категории земель лесного фонда только в соответствии со сведениями государственного лесного реестра, лесного плана субъекта Российской Федерации, и в ЕГРН не содержатся сведения о таком участке (статья 5 Федерального закона №280-ФЗ, статья 14 Федерального закона №172-ФЗ).

В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года в федеральной собственности (собственности Российской Федерации) находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Из статьи 3 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" следует, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.12.2006 №200-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Оборот лесных участков, находящихся в составе земель лесного фонда, не допускается.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьями 65-71 АПК РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств, представленных в материалы дела, доводы и возражения сторон в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ министерства об исключении участков, расположенных на землях лесного фонда Малоярославецкого лесничества, в 4 квартале выделы с 3 по 6-й, пересекающие и расположенные на земельном участке с кадастровым №40:13:040104:232, общей площадью 530 000 кв.м., по адресу: Калужская область, Малоярославецкий район, СП "Село Колонтай", в районе д.Потресово, д.Анисимово из ГЛР, выраженный в письме от 17.06.2020 №4145-20, является правомерным не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.

При этом, вопреки доводам заявителя, суд считает необходимым отметить, следующее.

В соответствии со статьей 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств (часть 4 статьи 6.1 Федерального закона от 04.12.2006 №200-ФЗ). Описание местоположения лесных участков, их границы определяются исходя из материалов лесоустройства.

В соответствии со статьей 81 Федерального закона от 04.12.2006 №200-ФЗ проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений (статья 81).

В силу определенного законом, право установления границ лесничеств является исключительным и принадлежит Федеральному агентству лесного хозяйства.

В соответствии со статьей 7 ЛК РФ лесным участком является участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного и лесного законодательства.

В соответствии со статьей 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя, в том числе проектирование лесничеств и таксацию лесов. При проектировании лесничеств осуществляется установление площади лесничеств, проектирование участковых лесничеств, определение квартальной сети, установление границ лесничеств (статья 68.1 ЛК РФ).

При установлении и изменении границ лесничеств уполномоченный федеральный орган исполнительной власти подготавливает текстовое и графическое описание местоположения границ лесничеств, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ лесничеств или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (часть 4 статьи 68.1 ЛК РФ).

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 11.07.2017 №321 установлена граница Малоярославецкого лесничества в Калужской области; спорный участок вошел в границы Малоярославецкого лесничества Калужской области в соответствии с указанным приказом, что подтверждается выпиской из государственного лесного реестра от 30.10.2020, а также заключением кадастрового инженера филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Заплеспроект" от 12.11.2020 №1 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий.

Кроме того, Федеральным законом от 29.07.2017 №280-ФЗ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Положения Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ в части установления приоритета сведений ЕГРН о категории земельного участка над сведениями ГЛР применяются в случае, если земельный участок относится к категории земель лесного фонда только в соответствии со сведениями государственного лесного реестра, лесного плана субъекта Российской Федерации, и в ЕГРН не содержатся сведения о таком участке (статья 5 Федерального закона №280-ФЗ, статья 14 Федерального закона №172-ФЗ).

Соответственно, законодателем не установлен абсолютный приоритет сведений ЕГРН по отношению к сведениям, содержащимся в государственном лесном реестре, а лишь определен случай, при котором применяется данное положение.

Статья 4.6 Федерального закона №201-ФЗ, в том числе часть 5, определяющая, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН, изменена с 11.08.2017 Федеральным законом от 29.07.2017 №280-ФЗ (действует с 11.08.2017).

В связи с чем, положения федеральных законов, измененных федеральным законом №280-ФЗ, действуют со дня вступления его в силу.

В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" участки лесного фонда, государственный кадастровый учёт которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 30.10.2020 сведения о лесном (земельном) участке с кадастровым №40:13:000000:645 (земли лесного фонда) имеют статус "актуальные, ранее учтенные".

Более того, в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду и в соответствии со статьей 62.1 федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" могут создаваться лесопарковые зелёные пояса.

Согласно статье 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" решение о создании лесопаркового зеленого пояса принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ответом, представленным Законодательным собранием Калужской области от 12.01.2021 №3-2087, в Калужской области принято решение о создании лесопаркового зеленого пояса только вокруг города Калуги. Представлено постановление Законодательного собрания от 18.10.2018 №763. Сведения о границах лесопаркового зеленого пояса Калужской области внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Таким образом, спорные участки, территориально расположенные в Малоярославецком районе Калужской области, в соответствии с постановлением Законодательного собрания №763, не входят в границы лесопаркового зеленого пояса Калужской области, и, соответственно положения статьи 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ в данном случае применяться не могут.

Доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда являются свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду (письмо Рослесхоза от 16.09.2014 №ВЛ-03-54/11079 "О защите прав и законных интересов Российской Федерации на земли лесного фонда").

Пленум Конституционного Суда РФ в постановлении от 09.01.1998 №1-П определил, что лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса РФ 2001 года в федеральной собственности (собственности Российской Федерации) находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Из статьи 3 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" следует, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Статьей 19 Лесного кодекса РФ 1997 года (действовавшего до 2006 года), частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.12.2006 №200-ФЗ также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Оборот лесных участков, находящихся в составе земель лесного фонда, не допускается.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При этом, судом не принимается во внимание ссылка заявителя на судебную практику, поскольку данные судебные акты приняты при иных фактических обстоятельствах.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Квазар" (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) о признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>), выраженного в письмеот 17.06.2020 №4145-20.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия
в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.

Судья О.А. Масенкова