ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А23-5379/2022 от 18.07.2023 АС Калужской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

248000, г. Калуга, ул. Ленина, д. 90; тел: (4842) 505-902; факс: (4842) 599-457;

http://kaluga.arbitr.ru; е-mail: kaluga.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А23-5379/2022

25 июля 2023 годаг.Калуга

Резолютивная часть решения объявлена 18.07.2023

В полном объеме решение изготовлено 25.07.2023

Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Харчикова Д.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Демидочкиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью "Эксперт 2К" (ОГРН 1056316039449, ИНН 6316100980, 443109, г. Самара, пос. Зубчаниновка, ул. Товарная, д. 5, эт. 2, пом. 49)

к Калужской таможне (ОГРН 1024001338492, ИНН 4028016174, 248017, Калужская обл., г.Калуга, ул. Воинская, д. 17)

Самарской таможне (ОГРН 1036300559261, ИНН 6316026366, 443051, г. Самара, ул. Алма-Атинская, д. 29, корп. 41)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью "Промтэк" (ОГРН 1146316000270, ИНН 6316194498, 443029, г. Самара, пр-ка 5-я, д. 104, оф. Н8)

о признании недействительными решений и уведомлений,

при участии в судебном заседании: согласно протоколу,

УСТАНОВИЛ:

ООО "Эксперт 2К" (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействительными решений Калужской таможни от 03.06.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенных декларациях № 10418010/170620/0160609, № 10418010/270121/0021080, № 10418010/190221/0048963, № 10418010/060421/0100032, № 10418010/280521/0157956 и о признании недействительными уведомлений Самарской таможни о неуплаченных таможенных платежах и пени от 03.06.2022 № 10412000/У2022/0001270, № 10412000/У2022/0001272, № 10412000/У2022/0001274, № 10412000/У2022/0001278, № 10412000/У2022/0001280.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что с целью подтверждения происхождения товара, ввезенного из Швейцарии, таможенному органу предоставлен весь перечень необходимых документов, у таможенного органа не было оснований полагать о недоказанности происхождения товаров из Швейцарии.

Заинтересованные лица (таможни) в отзыве считают оспариваемые решения законными и обоснованными.

Третье лицо в отзыве поддержало позицию заявителя.

Очередное ходатайство заявителя об отложении судебного заседания мотивировано обращением заявителя с документами, полученными от третьего лица, в Приволжскую электронную таможню, которая, по утверждению заявителя, направила верификационный запрос в Торгово-промышленную палату кантона Тичино (Швейцария). По результатам же решений Приволжской таможни «заявитель чётко определится с предметом иска». Ходатайство судом отклоняется, поскольку определяться с предметом иска следовало при его подаче, а законность оспариваемых решений таможенных органов подлежит исследованию по материалам, предоставленным заявителем на момент их принятия, в связи с чем ожидаемые заявителем решения Приволжской таможни к предмету настоящего спора не могут влиять на исход настоящего спора. Отклоняя ходатайство, суд учитывает также и общую продолжительность рассмотрения настоящего дела.

На основании положений статей 9, 65, 70 (часть 31), 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено при указанной явке по представленным доказательствам с учётом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, установленного распределения бремени доказывания, доводов заявления, объёма и существа возражений.

Изучив материалы дела и выслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, на Приволжском таможенном посту (ЦЭД) Приволжской электронной таможни таможенным представителем ООО «Эксперт 2К» от имени и по поручению декларанта ООО «ПРОМТЭК» по ДТ №№ 10418010/170620/0160609, 10418010/270121/0021080, 10418010/190221/0048963, 10418010/060421/0100032, 10418010/280521/0157956 задекларированы товары «подшипники качения и их части» в подсубпозициях 8482 10 100 9, 8482 10 900 8, 8482 20 000 9, 8482 80 000 9, 8482 50 000 9, 8482 30 000 9, 8482 99 000 0  ТН ВЭД ЕАЭС.

Товары, задекларированные по указанным ДТ, ввезены в рамках контракта от 29.05.2019 № 05/2019, заключенного ООО «Промтэк» с RKB Trade SA (Швейцария).

При таможенном декларировании в целях подтверждения заявленных сведений о происхождении товаров обществом представлены непреференциальные сертификаты от 28.05.2020 № 02323, от 29.05.2020 № 02333, от 18.12.2020 № 04286, от 05.02.2021 № 00282, от 31.03.2021 № 00711, от 10.05.2021 № 01019.

ЦЭД Приволжской электронной таможни товары были выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Впоследствии Калужской таможней на основании статей 310, 324, 326 Таможенного кодекса Евразийского таможенного союза проведен контроль таможенных, иных документов и (или) сведений (акт проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой после выпуска товаров № 10106000/210/300522/А000045), заявленных в вышеперечисленных декларациях на товары, в части правомерности заявления сведений о стране происхождения товара.

По результатам таможенного контроля Калужская таможня в соответствии с пунктом 5 статьи 314 ТК ЕАЭС посчитала происхождение товара неподтвержденным и приняла решения от 03.06.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары №№ 10418010/170620/0160609, 10418010/270121/0021080, 10418010/190221/0048963, 10418010/060421/0100032, 10418010/280521/0157956.

Указанными решениями начислена антидемпинговая пошлина исходя из наибольшей ставки, установленной как на подшипники, происходящие из Китайской Народной Республики в размере 41,5 процентов от таможенной стоимости с требованием уплаты и внесения соответствующих изменений в графы 47 «Исчисление платежей» и «В» «Подробности подсчета» декларации на товары.

В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 августа 2018 г. № 139 (далее – Решение Коллегии ЕЭК № 139) по 20 августа 2023 г. включительно применяется антидемпинговая мера в виде антидемпинговой пошлины в отношении подшипников качения (за исключением игольчатых), происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Таким образом, при ввозе в Российскую Федерацию подшипников из третьих стран, в целях применения антидемпинговой меры защиты внутреннего рынка, таможенные органы вправе требовать документы, подтверждающие страну их происхождения

Проверяемый товар «подшипники качения и их части» является аналогичным тем, в отношении которых в ЕАЭС применяются антидемпинговые меры, предусмотренные Решением Коллегии ЕЭК № 139.

Самарская таможня (в соответствии с ч. 2 ст. 71 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней осуществляет таможня, в регионе деятельности которой плательщик имеет место нахождения или место жительства) направила уведомления в адрес ООО «Эксперт 2К» о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, доначислив антидемпинговую пошлину и пеню в размере 7342211,87 руб.

Не согласившись с данными решениями Калужской таможни, уведомлениями Самарской таможни общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 1 статьи 28 ТК ЕАЭС определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Союзе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 ТК ЕАЭС происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно – тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров.

Согласно статье 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара является документом определенной формы, выданным уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны происхождения товара, свидетельствующим о происхождении товара.

Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров.

В силу пункта 1 статьи 314 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органом документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13 июля 2018 г. № 49 утверждены Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров) (далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил определения происхождения товаров под происхождением товаров понимается принадлежность товара к стране, в которой товар был полностью получен, или произведен, или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными настоящими Правилами. Для целей настоящих Правил под страной может пониматься группа стран, либо таможенный союз стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товаров.

 Товары признаются происходящими из страны в случае, если такие товары:    1) полностью получены или произведены в стране в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил; 2) подверглись достаточной переработке в стране в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными пунктами 5 - 8 настоящих Правил (пункт 3 Правил определения происхождения товаров).

В силу пункта 29 Правил определения происхождения товаров при обнаружении таможенным органом государства-члена признаков того, что сертификат не выдавался или содержит недостоверные сведения, а также в целях проведения выборочной проверки таможенный орган государства-члена вправе направить в уполномоченный орган, выдавший такой сертификат, или орган (организацию), уполномоченный проверять сертификаты, запрос о подтверждении подлинности сертификата, и (или) о достоверности содержащихся в нем сведений, и (или) о предоставлении дополнительных либо уточняющих сведений (в том числе о выполнении критерия определения происхождения товаров) и (или) копий документов, на основании которых был выдан такой сертификат (далее - запрос о верификации).

К запросу о верификации прилагается копия проверяемого сертификата.

В запросе о верификации указываются причины его направления и другая дополнительная информация, указывающая, какие сведения в сертификате могут быть недостоверными, за исключением случаев направления запроса о верификации в целях проведения выборочной проверки.

Согласно пункту 34 Правил, в редакции, действовавшей на момент декларирования,  сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с ТК ЕАЭС в следующих случаях:

1. По результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров, в том числе с учетом ответа на запрос о верификации, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 29 Правил, выявлена недостоверность сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара.

2. По результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат не соответствует требованиям, предусмотренным приложением к Правилам.

3. Уполномоченным органом не представлен ответ на запрос о верификации в срок, установленный пунктом 30 Правил.

При проведении таможенного контроля происхождения товаров в целях проверки достоверности сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, подлинности сертификатов о происхождении товаров, правильности их оформления и (или) заполнения, таможенные органы вправе направлять запросы в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров    (пункт 2 статьи 314 ТК ЕАЭС).

Согласно пункту 5 статьи 314 ТК ЕАЭС, происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях:

1. Не представлены, в том числе при применении формы таможенного контроля «проверка таможенных, иных документов и (или) сведений», документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 ТК ЕАЭС.

2. По результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров.

3. По результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения.

4. Государственным органом или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождении товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

5. Иные случаи, определяемые Комиссией.

Если происхождение товаров считается неподтвержденным, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных в отношении товара того же кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и (или) наименования (подпункт 2 пункта 6 статьи 314 ТК ЕАЭС).

В рассматриваемом случае в представленных обществом непреференциальных сертификатах от 28.05.2020 № 02323, от 29.05.2020 № 02333, от 18.12.2020 № 04286, от 05.02.2021 № 00282, от 31.03.2021 № 00711, от 10.05.2021 № 01019 в графе «Соutry of origin» указана запись «see below» («смотреть ниже»), однако, на сертификате данные о стране происхождения не указаны. Отсутствие наименования страны происхождения товара, в свою очередь нарушает подпункт 1 пункта 5 Требований, являющихся приложением к Правилам определения происхождения товаров.

В графе «Net weight» («вес нетто») и «Gross weight» («вес брутто») указаны общие значения веса всех задекларированных товаров. Количественные характеристики каждого товара на сертификате не указаны. Отсутствие веса брутто и (или) других количественных характеристик товаров нарушают подпункт 6 пункта 5 Требований, являющихся приложением к Правилам определения происхождения товаров.

В ниже расположенной графе «Заметки» указано, что в штаб-квартире RKB в Швейцарии осуществляются лишь операции, не связанные с непосредственным производством подшипников, а именно «продукция «спроектирована, разработана, изобретена, оптимизирована и проверена в RKB TRADE SA (Швейцария)».

На официальном сайте компании RKB (www.rkbbearings.ru) размещен Аффидевит (клятвенное удостоверение) о происхождении, из которого следует, что продукция бренда RKB:

- «спроектирована, разработана, изобретена, оптимизирована и проверена в штаб-квартире RKB». Данные сведения соотносятся со сведениями, указанными в графе «Заметки» непреференциальных сертификатов;

- «и произведена на собственных контролируемых и сертифицированных предприятиях RKB: RKB T3 PLANT, RKB TECHNOLOGICAL BEARINS CO.LTD, Далянь (Китай)».

Данная информация также подтверждается «Юридическим заявлением о происхождении RKB EUROPE SA» (размещено на сайте www.rkbbearings.ru) юридической ассоциации Мартинес & Новебачи, согласно которому RKB EUROPE SA, компания с многолетним опытом работы в области сбора и переработки сырья, выполняет только курирующую функцию в проекте по производству подшипников, которые разработаны в Швейцарии европейскими инженерами, а производство осуществляется в Китае на двух фабриках – RKB Technological Bearings Co, LTD (RKB T3 PLANT) (Далянь) и Dalian RKB BEARINGS Co LTD (RKB LN PLANT) (Далянь), значительная доля которых принадлежит RKB EUROPE SA. На таких заводах сырье собирается, трансформируется/преобразуется и обрабатывается, данные операции выполняются местными рабочими. После завершения этапов механической обработки и термообработки изделия всегда отправляются в RKB Europe S.A., Швейцария, где проводится проверка качества.

Таким образом, представленные сертификаты не содержат сведений о стране, в которой товар был произведен.

При этом суд отмечает, что понятия «спроектирована, разработана, изобретена, оптимизирована и проверена» не являются тождественными понятию «произведена».

Информация о том, что продукция произведена на собственных контролируемых и сертифицированных предприятиях RKB Technological Bearings Co, LTD (RKB T3 PLANT) (Далянь) и Dalian RKB BEARINGS Co LTD (RKB LN PLANT) (Далянь) свидетельствует, что фактически процесс производства продукции осуществляется в Китае.

Вопреки доводам заявителя из представленных таможенным органом доказательств следует, что компания RKB TRADE SA Швейцария не производила исследуемый товар на территории Швейцарии.

В свою очередь, декларант не представил таможне в надлежащей процедуре, а равно суду первой инстанции за время рассмотрения дела доказательств обратного.

На основании пункта 29 Правил и пункта 2 статьи 314 ТК ЕАЭС Калужской таможней письмом от 21.07.2021 № 17-17/11631 направлен запрос в Центральное таможенное управление с целью рассмотреть вопрос о направлении вышеуказанных непреференциальных сертификатов на верификацию.

ФТС России в уполномоченный орган Швейцарии направлен запрос от 03.08.2021 № 06-92/45737 с просьбой проверить достоверность, подтвердить факт выдачи вышеуказанных сертификатов о происхождении товаров, представить документы, на основании которых были выданы указанные сертификаты о происхождении товаров, а также информацию о заводе-производителе и его производственных мощностях.

В ответ на запрос ФТС России Федеральная таможенная служба Швейцарии письмом от 30.03.2022 № 431.3.12.2022 (далее – Письмо) на основании информации, полученной от Торгово-промышленной палаты кантона Тичино (далее – ТПП), сообщает, что ТПП легализовала вышеуказанные сертификаты и подтвердила, что подписи являются подлинными.

Вместе с тем, в рассматриваемых сертификатах страна происхождения товаров не указана, графа «Заметки» не позволяет точно определить страну происхождения товаров.

Также в Письме указано, что статьей 4 Швейцарских правил ТПП имеет право подтверждать иностранное непреференциальное происхождение товаров и другие проверяемые факты, касающиеся происхождения.

Согласно статье 4 Постановления о сертификации непреференциального происхождения товаров от 09.04.2008, сертификационные ведомства могут подтвердить поддающиеся проверке факты, касающиеся происхождения товаров, и, в частности:

-обработка и переработка товаров, которые были осуществлены на территории, но для которых не указано происхождение;

-отгрузка товара.

В сертификатах указано, что подшипники задуманы, разработаны, спроектированы, сконструированы и доработаны в швейцарской штаб-квартире RKB, что не указывает на происхождение товаров.

Согласно подпункту 2 статьи 34 Правил, сертификат не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с ТК ЕАЭС, если по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат не является подлинным либо такой сертификат не соответствует установленным требованиям.

Также ФТС России в своем запросе в адрес уполномоченного органа просила представить копии документов, на основании которых выданы сертификаты. Письмо не содержит копий документов, на основании которых выданы проверяемые сертификаты

Согласно пункту 4 статьи 31 ТК ЕАЭС, сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров.

На основании изложенного, суд соглашается с доводами таможенного органа, что происхождение товара «подшипники качения и их части» (товарная позиция – 8482 ТН ВЭД ЕАЭС), задекларированного по спорным ДТ считается неподтвержденным.

В соответствии с пунктом 5 статьи 72 ТК ЕАЭС в случае если происхождение товаров  и (или) иные сведения, необходимые для определения указанных пошлин, не подтверждены, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных в отношении товаров того же кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, если классификация товара осуществлена на уровне 10 знаков, либо товаров, входящих в группировку, если коды товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС определены на уровне группировки с количеством знаков менее 10.

Таким образом, в отношении товара «подшипники качения и их части», задекларированного по ДТ №№ 10418010/170620/0160609, 10418010/270121/0021080, 10418010/190221/0048963, 10418010/060421/0100032, 10418010/280521/0157956 начисляются антидемпинговые пошлины.

Из указанного следует, что решения Калужской таможни от 03.06.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №№ 10418010/170620/0160609, 10418010/270121/0021080, 10418010/190221/0048963, 10418010/060421/0100032, 10418010/280521/0157956 и уведомлений Самарской таможни о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 03.06.2022 по указанным ДТ являются законными и соответствующими действующему таможенному законодательству.

Законные и обоснованные решения таможни не ущемляют права и законные интересы заявителя, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

отказать полностью в удовлетворении заявленных требований.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия
в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.

Судья                                                                                                                      Д.В. Харчиков