ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А23-6036/2021 от 17.05.2022 АС Калужской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

248000, г. Калуга, ул. Ленина, д. 90; тел: (4842) 505-902, 8-800-100-23-53; факс: (4842) 505-957, 599-457;

http://kaluga.arbitr.ru; е-mail: kaluga.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

Дело № А23-6036/2021

24 мая 2022 года                                                                              г. Калуга

Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 24 мая 2022 года.

      Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Старостиной О.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Беловой К.И., с использованием системы вебконференц-связи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 107174, <...>

к акционерному обществу «Обнинскоргсинтез» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 249030, <...>

о взыскании убытков в размере 11 853 руб. 36 коп.

У С Т А Н О В И Л:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением к акционерному обществу «Обнинскоргсинтез» (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 11 853 руб. 36 коп.

В соответствии с ч. 4 ст. 63 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом отказано в признании полномочий представителя истца на участие в деле в связи с непредставлением необходимых документов в подтверждение полномочий в соответствии со ст. ст. 61, 62 АПК РФ.

Истец, ответчик в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте извещены надлежащим образом.

На основании ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проводится в отсутствие истца и ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

При этом судом установлено, что в деле имеются достаточные доказательства для рассмотрения спора по существу.

Рассмотрев фактические и иные обстоятельства дела, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 12.07.2020 на станции Войновка Свердловской железной дороги (далее - ж.д.), у вагона №52654670, следовавшего по железнодорожной накладной 29309833 (л.д. 6-11), станции Обнинское Московской ж.д. до станции Толгойт Улан-Баторской ж.д. (Монголия) выявлена коммерческая неисправность - пролив (течь) опасного груза "Жидкость ядовитая, органическая, Н.У.К." АК 615 60/ООН 2810 с первого торца с правой стороны интенсивностью 15 капель в минуту.

При обнаружении течи груза составлены акты общей формы № 79040-2-11/2218 и № 16688 и коммерческий акт №СВР2001373/49 (л.д. 12-14).

Течь устранена 13.07.2020 в 11 час. 50 мин., поврежденная пластиковая емкость установлена в горизонтальное положение, в 12 час. 00 мин. на дверь вагона навешано ЗПУ ОХРА 1 РЖДК 67733017.

В соответствии с накладной №29309833, грузоотправителем данного опасного груза является АО "Обнинскоргсинтез".

В результате устранения аварийной ситуации, возникшей с вагоном              № 52654670, ОАО «РЖД» понесены убытки в сумме 11 853 руб. 36 коп., а именно:

1. Расчет сбора за маневровую работу.

Основание - акт общей формы от 13.07.2020 № 16688.

Маневровая работа согласно акту общей формы от 13.07.2Э20 № 16688 производилась в течение 1 часа 56 минут (с 12.07.2020 23-45 до 13.07.2020 01-41), что равно четырем получасам маневровой работы локомотива, считая неполные полчаса за полные согласно п. 2.7.15 Тарифного руководства № 3.

263 х 4,908 х 1,05 = 1355,00 руб., где:

263 руб. - стоимость одного получаса работы маневрового локомотива согласно таблице № 12 Тарифного руководства № 3;

4,908 - индекс к базовой ставке согласно прил. 4 к приказу ФАС России от 26.11.2019 № 1557/19;

1,05 - коэффициент доплат к сборам табл. 13 Тарифное руководство

№3.

Сумма сбора за 4 получаса маневровой работы локомотива равна:

1355,00 х 4 = 5420,00 руб. без НДС.

2. Расчет платы за нахождение вагона на путях общего пользования.

Основание - памятки на подачу и уборку загонов №№ 7657, 7751.

Плата за нахождение вагона № 52654670 длиной 16,97 м на железнодорожных путях общего пользования, согласно памятки ГУ-45 № 7751 с 13.07.2020 01-41 до 14.07.2020 18-01 (40 час. 20 мин.) составляет 464 руб.

Расчет платы:

360,39 х 1,263 х 1,02 = 464,27 руб. округляется до 464,00 руб. без НДС. (согласно п. 1.8 Тарифного руководства № 127-т/1), где:

360 руб. 39 коп. - базовая ставка платы за время нахождения вагона на путях общего пользования 41 час (согласно таблице  №1 приказа Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 № 127-т/1 «Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство)»;

1,263 - индекс к базовой ставке согласно прил. 5 к приказу ФАС России от 26.11.2019 № 1557/19;

1,02 - дополнительный индекс к ставкам платы - приложение № 2 к приказу ФАС России от 13.07.2018 № 997/18.

3. Расчет стоимости подачи и уборки вагона.

Основание - памятки на подачу и уборку вагонов №№ 7657, 7751.

Сумма сбора за подачу и уборку вагона № 52654670 за расстояние 0,9 км. составила 3 993 руб. 80 коп.

Расчет платы:

подача 387,5 х 4,908 х 1,05 = 1 996 руб. 90 коп.,

уборка 387,5 х 4,908 х 1,05 = 1 996 руб. 90 коп.,

где 387 руб. 50 коп. - ставка сбора по таблице 11 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденным постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 №35/15 (Тарифное руководство № 3) за расстояние подачи 0,9 км.;

4,908 - индекс к базовой ставке согласно прил. 4 к приказу ФАС России от 26.11.2019 № 1557/19;

1,05 - коэффициент доплат к сборам табл. 13 Тарифное руководство №3.

Итого за подачу и уборку вагона 1996,90 х 2 = 3993 руб. 80 коп. без НДС.

Итого: сумма исковых требований ОАО «РЖД» по возмещению затрат на ликвидацию аварийной ситуации:

5420 руб.+464 руб. +3993 руб. 80 коп. = 9877 руб. 80 коп. без НДС

11853 руб. 36 коп. с НДС

В адрес ответчика направлена претензия 08.07.2021 №5220/СВЕРД НЮ, однако ответа от грузоотправителя получено не было.

Согласно акта служебного расследования допущенного нарушения при перевозке опасного груза от 13.07.2020 (л.д. 17-18) ответчиком были нарушены требования:

-пункта 1.5 главы 11 приложения №3 Соглашению о международном грузовом сообщении в части отсутствия прокладочного материала между 4-м и 5-м ярусами грузовых мест в междверном пространстве вагона между 5.6.7 ярусами груза в торцевой части вагона;

-пункта 1.8 раздела 1 главы 11 Технических условий размещения и крепления груза Приложения № 3 к Соглашению о международном грузовом сообщении в части не применения прокладочного материала между торцевой стенкой вагона и грузом, для защиты груза от повреждений выступающими элементами вагона;

-таблицы пункта 216 таблицы «А» приложения № 2 к Соглашению о международном грузовом сообщении в части непроставления в накладной дополнительной отметки о минимальной норме прикрытия «1-1-1»;

-пункта 5.3.2.2.3. Приложения № 2 к Соглашению о международном грузовом сообщении в части несоблюдения размеров таблички оранжевого цвета с номером ООН. отсутствие кода опасности на табличке оранжевого цвета;

-раздела № 6 главы 1 Приложения № 3 к Соглашению о международном грузовом сообщении в части некачественной подготовки груза к перевозке, и процессе которой не были обеспечены безопасность движения поездов и сохранность перевозимого груза.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) грузоотправители (отправители) обязаны подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.

Требования к таре и упаковке грузов, грузобагажа, качеству перевозимой продукции должны предусматриваться соответствующими обязательными требованиями, техническими условиями, утвержденными в установленном порядке по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Перевозчик и владелец инфраструктуры вправе провести проверку соответствия тары и упаковки грузов, грузобагажа, качества перевозимой продукции указанным обязательным требованиям, техническим условиям и иным актам.

При перевозке опасных грузов грузоотправитель обязан наносить на тару, вагоны, контейнеры знаки, коды опасности, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Порядок нанесения указанных знаков, кодов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и публикуется в сборнике правил перевозок железнодорожным транспортом. Перечень видов грузов повышенной опасности устанавливается Правительством Российской Федерации.

Грузы повышенной опасности допускаются к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

При предъявлении продовольственных и скоропортящихся грузов для перевозки грузоотправитель (отправитель) обязан представить вместе с транспортной железнодорожной накладной документ о качестве грузов (сертификат), подписанный грузоотправителем (отправителем) или экспертом по качеству и датированный днем погрузки таких грузов в вагон, контейнер, если иное не предусмотрено другими нормативными правовыми актами.

Согласно п. 2.1.1 раздела 2.1 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам (утв. СЖТ СНГ, протокол от 05.04.1996 N 15) (ред. от 22.11.2021), Опасные грузы должны предъявляться грузоотправителями к перевозке в таре и упаковке, предусмотренной стандартами или техническими условиями на продукцию, а также соответствующей требованиям Типовых правил ООН или ГОСТ 26319-84 "Грузы опасные. Упаковка" с учетом национального законодательства.

Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью исключать утечку и просыпание груза, обеспечивать его сохранность и безопасность перевозки. Материалы, из которых изготовлены тара и упаковка, должны быть инертными по отношению к содержимому.

Вышеуказанные требования были нарушены ответчиком, гарантированная безопасность перевозки опасного груза до станции до станции назначения ж.д. транспортом не обеспечена, в связи с чем, произошел пролив (утечка) опасного груза в процессе перевозки.

Согласно ст. 19 Устава грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), перевозчики, владельцы инфраструктур, иные физические и юридические лица несут ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки в связи с произошедшими по их вине аварийными ситуациями, включая перевозку грузов, грузобагажа с соблюдением особых условий перевозки, загрязнение окружающей среды, перерывы в движении поездов, в том числе возмещают в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы на ликвидацию таких ситуаций.

Кроме того, в силу ч. 3 ст. 21 Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» грузоотправители и грузополучатели при перевозках, погрузке и выгрузке опасных и специальных грузов должны обеспечивать безопасность таких перевозок, погрузки и выгрузки, а также иметь соответствующие средства и мобильные подразделения, необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и их последствий.

Доказательств того, что ответчиком предпринимались достаточные меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства, регламентирующих правила перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте, а также наличия обстоятельств, подтверждающих объективную невозможность их исполнения, не имеется. Наличие течи свидетельствует, о том, что принятые ответчиком меры для обеспечения безопасности перевозки груза явились недостаточными.

Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», положения Устава об ответственности перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей за утрату и повреждение подвижного состава не лишают собственников и законных владельцев вагонов и контейнеров права на защиту их нарушенных прав и законных интересов в порядке и способами, предусмотренными гражданским законодательством.

Таким образом, по своей правовой природе требования о возмещении расходов, связанных с инцидентами с опасными грузами, являются требованиями о взыскании убытков и вытекают из отношений причинения вреда.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

На ликвидацию аварийной ситуации 12.07.2020 на станции Войковка Свердловской ж.д., связанной с проливом (течью) опасного груза "Жидкость ядовитая, органическая Н.У.К." АК 615 60/ООН 2810 из вагона №52654670,       ОАО "РЖД" понесены расходы в размере 11 853 руб. 36 коп.

Согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Таким образом, сам по себе факт течи опасного груза свидетельствует, о том, что принятые ответчиком меры для обеспечения безопасности перевозки груза явились недостаточными, в результате чего были допущены нарушения вышеприведенных требований и правил перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом.

Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.

Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств.

В силу ст. 9 АПК РФ в рамках гарантируемой арбитражным процессуальным законодательством состязательности арбитражного процесса лицам, участвующим в деле, предоставлены процессуальные права, позволяющие полноценно участвовать в арбитражном процессе по делу. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Соответственно, выбор способов эффективной судебной защиты нарушенных прав лежит на лицах, участвующих в деле, и может быть обеспечен своевременной подачей соответствующих ходатайств, пояснений и отзывов, касающихся арбитражного процесса, совершением процессуальных действий, предписанных АПК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 11.12.2012  № 9604/12).

Определениями Арбитражного суда Калужской области ответчику было предложено представить в суд отзыв по существу заявленных требований. Данные определения ответчиком исполнены не были.

В силу п. 4 ст. 131 АПК РФ, в случае если в установленный судом срок ответчик не представит отзыв на исковое заявление, арбитражный суд вправе рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам или при невозможности рассмотреть дело без отзыва вправе установить новый срок для его представления.

Таким образом, представленные истцом материалы в качестве доказательства по делу в суде первой инстанции ответчик не оспаривал, письменного отзыва не представил.

В связи с изложенным исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании ст. 110, 112 АПК РФ расходы по государственной пошлине в размере 2000 руб. относятся на ответчика в связи удовлетворением исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 167-171, 176  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд                                                  

Р Е Ш И Л :

Взыскать с акционерного общества «Обнинскоргсинтез» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» убытки в размере               11 853 руб. 36 коп., расходы по государственной пошлине в размере 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.

Судья                                                                                                О.В. Старостина