АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
248600, г. Калуга, ул. Ленина, 90; тел.: (4842)505-902, 8-800-100-23-53; факс: (4842) 505-957, 599-457;
httр://kaluga.arbitr. ru; е-mail: kaluga.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело №А23-7435/2017
18 декабря 2017 года г. Калуга
Решение принято 13 декабря 2017 года
Мотивированное решение изготовлено 18 декабря 2017 года
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Носовой М.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства Министерства образования и науки Калужской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) 248016, <...>,
о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) г.Малоярославец Калужской области,
к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство образования и науки Калужской области обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьёй 227, частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
В силу части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны извещены надлежащим образом, уведомления о получении сторонами определения от 20.10.2017 поступили в материалы дела.
Определением Арбитражного суда Калужской области от 20.10.2017 заявление принято к производству для рассмотрения дела в порядке упрощённого производства, установлен срок для выполнения сторонами указанных в определении действий в срок до 10.11.2017 и представления в суд дополнительных документов в обоснование своей позиции в срок до 27.11.2017.
Ответчик отзыв в материалы дела не представил.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснения, содержащемся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 №10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
На основании положений статей 9, 65, 70 (часть 3.1), 123, 156, 227, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощённого производства без вызова сторон по представленным доказательствам с учётом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, установленного распределения бремени доказывания, доводов заявления, существа возражений.
Судом 13.12.2017 в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято решение по делу путем подписания резолютивной части решения.
От заявителя 15.12.2017 поступило заявление о составлении мотивированного решения.
Согласно части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой. Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 06.10.2014 за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>.
Предприниматель осуществляет образовательную деятельность в соответствии с лицензией регистрационный №170 от 19.07.2016, выданной министерством образования и науки Калужской области с установлением бессрочного срока действия (бланк лицензии серия 40Л01 ЖЮ01627, бланк приложения серия 401101 №0002530).
В соответствии с лицензией ИП ФИО1 имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам профессионального обучения.
На основании приказа от 11.07.2017 №1007 «О проведении плановой выездной проверки деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1» 29.08.2017 проведена плановая выездная проверка деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 с целью лицензионного контроля в сфере образования. Место осуществления образовательной деятельности: <...>.
По результатам проверки составлен акт проверки от 29.08.2017 №Л-124 и выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
В ходе проверки установлено, что у ИП ФИО1 отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строении, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности по адресу: <...>.
Согласно реестру Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, находящегося в сети «Интернет» у ИП ФИО2 в наличии имеется санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества только по адресу: <...>.
Согласно объяснениям, данным индивидуальным предпринимателем, образовательная деятельность по адресу: <...>, не осуществляется.
В ходе проверки установлено, что ИП ФИО1 будет осуществлять образовательную деятельность по адресу: <...> (помещения общей площадью 54,8. кв.м., расположенных на 2 этаже: комнаты №31, 32, 33).
В подтверждение законного права пользования помещениями представлен договор субаренды нежилых помещений от 26.06.2017 №18.
Уведомлением от 29.08.2017 №09-11/2882-17 ИП ФИО3 вызвана для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении на 06.09.2017 (л.д. 48).
Ведущим специалистом отдела государственного контроля и надзора управления регламентации образовательной деятельности министерства образования и науки Калужской области 06.09.2017 в отношении ИП ФИО3 и в ее присутствии составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения министерства в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о привлечении ИП ФИО3 к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде административного штрафа от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектами правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности.
Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Порядок государственной регистрации регламентирован Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Приказами Минфина России от 22.06.2012 №87н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
В то же время гражданское законодательство определяет, что для занятия отдельными видами предпринимательской деятельности, помимо государственной регистрации, необходимо получить специальное разрешение (лицензию). Основные положения о лицензировании содержатся в Федеральном законе от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Кроме этого, в отдельных законах определены виды деятельности, подлежащие лицензированию. Перечень органов исполнительной власти, полномочных осуществлять лицензирование того или иного вида деятельности, определяется Правительством Российской Федерации, которое утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности.
Объективная сторона вменяемого правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с примечанием к комментируемой статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. К грубым нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
В силу пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», части 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - закон «Об образовании в Российской Федерации») образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 №966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее -Положение о лицензировании образовательной деятельности).
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Положения о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктов "а"-"д", "ж"-"к" пункта 6 и подпунктов "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (статья 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
На основании пункта 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частями 5, 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Как следует из материалов дела, заинтересованному лицу вменяется осуществление образовательной деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий.
Вместе с тем, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации органом не представлены доказательства осуществления заинтересованным лицом лицензируемой деятельности в период проведения проверки.
Факт осуществления предпринимателем образовательной деятельности по адресу: <...>, материалами дела не подтвержден. Из представленного в материалы дела договора субаренды нежилых помещений от 26.06.2017 №18 не следует, что по указанному адресу осуществляется образовательная деятельность ответчиком, из представленных ответчиком объяснений от 29.08.2017 следует, что процесс обучения не осуществляется.
В связи с изложенным отсутствие на момент проверки доказательств ведения ответчиком образовательной деятельности по спорному адресу не может быть признано доказанным только ввиду наличия договора аренды помещения в силу предусмотренной статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях презумпции невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Каких-либо иных доказательств, свидетельствующих об осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам профессионального обучения в период проведения проверки, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах административным органом не доказано наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Отнесение правонарушения к длящимся либо не длящимся должно производиться с обязательным учетом характера, обстоятельств и особенностей каждого совершенного административного правонарушения.
Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Согласно пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 №2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся административное правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
При этом под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим настоящего пункта.
Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся (абзац 3).
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что вменяемое ИП ФИО3административное правонарушение следует относить к категории длящихся.
Следует иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В данном случае днем обнаружения правонарушения является день составления акта проверки 29.08.2017.
Следовательно, трехмесячный срок давности привлечения ИП ФИО3 к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае истек 29.11.2017.
То есть, на момент рассмотрения дела срок давности привлечения предпринимателя к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 №2 разъяснено, что суд, в случае пропуска срока, предусмотренного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167, 171, 176, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения г.Москва, зарегистрированного 06.10.2014 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Калужской области за ОГРНИП <***>, ИНН <***>, регистрация по адресу: 249091, <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по протоколу об административном правонарушении №43 от 06.09.2017.
По заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения резолютивной части решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из особенностей, установленных 29 главой Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.
Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции путем подачи жалобы в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Калужской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Судья М.А. Носова