АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
248016, г. Калуга, ул. Ленина, 90; тел: (4842) 505-902, 8-800-100-23-53; факс: (4842) 505-957, 599-457;
http://kaluga.arbitr.ru; е-mail: kaluga.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А23-8218/2016
17 февраля 2017 года г.Калуга
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Носовой М.А., рассмотрев дело в порядке упрощенного производства по заявлению прокуратуры Боровского района (249010, <...>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, Калужская область, г.Жуков)
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурора Боровского района обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о привлечении к административной ответственности предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьёй 227, частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
В силу части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны извещены надлежащим образом, пункт 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 62.
Определением от 19.12.2016 ответчику предложено в срок до 16.01.2017 представить письменный мотивированный отзыв на заявление по существу заявленных требований с указанием возражений относительно предъявленных к нему требований по каждому доводу, содержащемуся в заявлении, со ссылкой на нормы права, документы в обоснование своих доводов. В срок до 06.02.2017 сторонам предложено представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
В поданном заявлении прокуратура просит привлечь ответчика к административной ответственности, указав на нарушения условий лицензионных требований.
Ответчиком отзыва, либо пояснений суду не представлено. В заявлении от 08.12.2016 просит рассмотреть дело без его участия.
На основании задания от 29.11.2016 о проведении проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, о лицензионных требованиях и условиях при осуществлении перевозок пассажиров с багажа автомобильным транспортом на территории Боровского района, старшим помощником прокурора Изотенковой М.Э., уведомив индивидуального предпринимателя ФИО1 письмом от 01.12.2016, совместно с инспектором ОГИБДД ОМВД России по Боровскому району ФИО2 01.12.2016 проведена проверка, в ходе которой установлен факт осуществления ответчиком предпринимательской деятельности по осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно: 01.12.2016 в 14 часов 35 минут на остановке «14 км. А-108 г.Балабаново» выявлены нарушения лицензионных требований, при осмотре транспортного средства автобуса ГАЗ 322132 государственный номер <***>, принадлежащего индивидуальному предпринимателю ФИО1, под управлением водителя ФИО3, осуществляющего перевозку пассажиров по маршруту «Балабаново-Городок 1,2,3» выявлены неисправности, при которых запрещена эксплуатация: на передней и задней осях автобуса ГАЗ 322132 государственный номер <***> установлены шины различных моделей, а именно на переднюю ось установлена шина марки Professional А12 и KamaeuroLCV-131, на заднюю ось установлена шина марки KamaeuroLCV-131 и MR200MIRAGE; водитель ФИО3, осуществлял перевозку пассажиров по маршруту «Балабаново-Городок 1,2,3» на автобусе ГАЗ 322132 государственный номер <***>, принадлежащего индивидуальному предпринимателю ФИО1 не прошедший технический осмотр (с числом мест для пассажиров 15); манометр огнетушителя находился в красной зоне, что свидетельствует о функциональной непригодности и приравнивается к его отсутствию.
По вышесказанным фактам составлен акт от 01.12.2016 проверки соблюдения законодательства лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, протокол от 01.12.2016 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов с приложением фотографических снимков.
В объяснениях от 01.12.2016 водитель ФИО3 индивидуального предпринимателя ФИО1 пояснил, что 01.12.2016 приступил к работе в 12 часов 00 минут, осуществлял перевозку пассажиров по маршруту «Балабаново - <...>», с пассажиров брал по 10 рублей, сегодня управлял автобусом регистрационный знак <***> не прошедшим технический осмотр с числом мест для пассажиров 15. На передней и задней оси автобуса установлены шины различных моделей по какой причине они так установленные не знает, причину отсутствия огнетушителя не знает.
Заместителем прокурора Боровского района Булейко И.А. 08.12.2016 в отношении и присутствии индивидуального предпринимателя ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, согласно которому ответчиком допущены нарушения положений пунктов 5.5, 7.7 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 «О правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»), по факту осуществления предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), административная ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В объяснениях к постановлению индивидуальный предприниматель ФИО1 указал нарушения устраняются.
Полагая, что в действиях индивидуального предпринимателя ФИО1 имеются признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокуратуры Боровского района обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Объективная сторона выражается в осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию, с нарушением условий предусмотренных разрешением (лицензией).
Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
На основании пункта 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Как следует из материалов административного дела, индивидуальный предприниматель ФИО1 имеет лицензию от 27.12.2007 №АСС-40-12079, на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица индивидуального предпринимателя), выданную Управлением государственного автодорожного надзора по Калужской области, бессрочно действующую.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицо обязано соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Статья 8 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепляет, что в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования: 1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности; 2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности; 3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля; 4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами; 5) иные требования, установленные федеральными законами.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального Закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.
Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.
В целях обеспечения порядка и безопасности дорожного движения, повышения эффективности использования автомобильного транспорта, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, утверждены «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения».
Приложением - «Перечень неисправностей и условия, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» к «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утверждённых Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, установлены неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация.
Согласно пункту 7.7 «Перечня неисправностей и условия, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» установлен запрет эксплуатации транспортных средств, если: отсутствует в том числе на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах - медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001.
Как следует из материалов административного дела, манометр огнетушителя находился в красной зоне.
Учитывая, что огнетушитель фактически не пригоден к эксплуатации по показаниям манометра, данное обстоятельство расценивается судом, как отсутствие огнетушителя в транспортном средстве, ответчиком допущены нарушениях пункта 7.7 указанного перечня, при котором эксплуатация транспортного средства запрещена.
Факт наличия того, что манометр огнетушителя находился в красной зоне подтверждается материалами административного дела (протокол от 01.12.2016 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, акт от 01.12.2016 проверки соблюдения законодательства лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом), ответчиком не оспаривается.
Пунктом 5.5 «Перечня неисправностей и условия, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» к «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утверждённых Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, установлено, что на одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального Закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг (пункт 4 статьи 18 Федерального Закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Факт наличия на передней и задней осях автобуса ГАЗ 322132 государственный номер <***> установлены шины различных моделей, а именно на переднюю ось установлена шина марки Professional А12 и KamaeuroLCV-131, на заднюю ось установлена шина марки KamaeuroLCV-131 и MR200MIRAGE подтверждается материалами административного дела (протокол от 01.12.2016 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, акт от 01.12.2016 проверки соблюдения законодательства лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом), ответчиком не оспаривается.
Проведение государственного технического осмотра автотранспортных средств предусмотрено пунктом 1 статьи 17 Федерального Закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которому находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру.
Порядок и периодичность проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств, установлен Федеральным законом от 01.07.2011 №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Статья 15 Федерального закона от 01.07.2011 №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет, что, если иное не установлено федеральными законами, транспортные средства подлежат техническому осмотру каждые шесть месяцев, в том числе автобусы.
Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства (часть 2 статьи 16 Федерального Закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Факт осуществления перевозку пассажиров по маршруту «Балабаново-Городок 1,2,3» на автобусе ГАЗ 322132 государственный номер <***>, принадлежащего индивидуальному предпринимателю ФИО1 не прошедший технический осмотр (с числом мест для пассажиров 15) подтверждается материалами административного дела (протокол от 01.12.2016 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, акт от 01.12.2016 проверки соблюдения законодательства лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом), ответчиком не оспаривается.
Доказательства, свидетельствующие об отсутствии у ответчика реальной возможности для соблюдения требований и правил лицензии (разрешения), в материалах дела отсутствуют.
Имея возможность для соблюдения действующего законодательства, ответчик не принял необходимых мер по его соблюдению, не обеспечил выполнение обязательных требований, установленных специальным законодательством при реализации осуществлении деятельности по перевозки пассажиров и багажа.
Таким образом, вышеизложенные обстоятельства, а также представленные
в дело доказательства позволяют суду сделать вывод о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом.
Проверив постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и приложенные к нему документы в соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит обоснованными требования заявителя о привлечении ответчика к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Исходя из положений пункта 18.1 постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
В силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств
Принимая во внимание вышеизложенное, фактическое наличие неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автотранспортного средства, при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, которые могут привести к угрозе безопасности пассажиров при осуществлении указанного вида деятельности, обстоятельств отягчающих ответственность (решение Арбитражного суда Калужской области от 24.05.2016 №А23-2053/2016), отсутствие исключительных обстоятельств при совершении правонарушения, суд не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении наказания суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Вместе с тем при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей (часть 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из смысла положений указанной нормы следует, что возможность снижения назначенного лицу наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поставлена в зависимость от наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица.
Положения части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Учитывая наличие обстоятельств отягчающих ответственность (решение Арбитражного суда Калужской области от 24.05.2016 №А23-2053/2016 - назначение наказания в виде административного штрафа), выявленные нарушения могут привести к последствиям имеющим тяжелый характер - эксплуатация транспортного средства по перевозке пассажиров с нарушением технических требований, суд считает возможным применить наказание в виде административного штрафа установленного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 4 000 рублей.
Таким образом, требования прокуратуры Боровского района о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167, 171, 176, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, зарегистрированного 27.11.1995 Инспекцией МНС по Жуковскому району Калужской области за ОГРНИП<***>, ИНН<***>, зарегистрированного: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей, со взысканием в доход соответствующего бюджета по реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Калужской области (Прокуратура Калужской области)
ИНН <***>
КПП 402701001
счет получателя 40101810500000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Калужской области, г.Калуга
банк: отделение Калуга
БИК 042908001
ОКТМ 29701000001
КБК 41511690010016000140
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.
Судья М.А.Носова