АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
248000, г. Калуга, ул. Ленина, д. 90; тел: (4842) 505-902, 8-800-100-23-53; факс: (4842) 505-957, 599-457;
http://kaluga.arbitr.ru; е-mail: kaluga.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело №А23-8776/2018
11 января 2019 года г.Калуга
Резолютивная часть решения объявлена 11 января 2019 года
Полный текст решения изготовлен 11 января 2019 года
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Масенковой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Балясовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Инспекции государственного строительного надзора Калужской области (248000, <...>)
к обществу с ограниченной ответственностью "Вита" (ОГРН <***>, ИНН <***>, 248016, <...>), в настоящий момент - ООО "Специализированный застройщик "Казмин Строй" (ОГРН <***>, ИНН <***>, 248033, <...>)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Специализированный застройщик "Казмин Строй" (ранее - ООО "Вита") - представителя ФИО1 по доверенности от 11.01.2019,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция государственного строительного надзора Калужской области (далее - инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Вита" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в связи с неисполнением обществом законного предписания инспекции в установленный срок.
В предварительном судебном заседании 11.01.2019 суд в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ, признав дело подготовленным к судебному разбирательству, при отсутствии возражений участвующих в деле лиц, завершил предварительное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции. Дело рассматривается по существу.
Представитель ООО "Специализированный застройщик "Казмин Строй" (ранее - ООО "Вита) в судебном заседании указал, что ООО "Вита" 10.10.2018 сменило наименование на ООО "Специализированный застройщик "Казмин Строй", 09.08.2018 адрес (место нахождения) на: 248033, <...>, более того в обществе произошла смена директора на ФИО2. О данных изменениях инспекция была уведомлена надлежащим образом письмом от 31.10.2018 №124 (вх. от 31.10.2018).
Пояснил, что ООО "Специализированый застройщик "Казмин Строй" не было надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 20.11.2018 №02-06/АД-179-18 в отношении ООО "Вита", данный протокол обществом также не был получен.
Заявитель в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте судебного заседания в силу норм статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещен надлежащим образом.
В силу части 3 статьи 205 АПК РФ неявка участвующих в деле лиц не является препятствием для рассмотрения дела.
На основании положений статей 9, 65, 70 (часть 31), 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке по представленным доказательствам с учётом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, установленного распределения бремени доказывания, доводов заявления, объёма и существа возражений.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ООО "Специализированный застройщик "Казмин Строй", суд установил следующее.
На основании разрешения на строительство от 28.06.2018 №RU 40-301000-393-2018, выданного Городской Управой города Калуги, ООО "Вита" является застройщиком объекта капитального строительства - Пятиэтажный жилой дом по адресу: <...> район д. №6.
Указанный объект капитального строительства подлежит государственному строительному надзору, в связи с нормой части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и не относится к исключениям, изложенным в части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Распоряжением и.о. начальника инспекции от 14.08.2018 №250-р назначен специалист для осуществления государственного строительного надзора при строительстве вышеуказанного объекта капитального строительства.
Согласно программе проведения проверок на 2018-2019 годы04.10.2018издано распоряжение №548о проведении плановой проверки объекта капитального строительства - Пятиэтажного жилого дома по адресу: <...> район д. №6, в период с 22.10.2018 по 19.11.2018 в отношении ООО "Вита".
Распоряжение от 14.08.2018 №548 направлено ООО «Вита» по факсу на номер 72-90-20.
На основании распоряжения от 14.08.2018 №548 проведена проверка объекта капитального строительства, с участием представителя ООО "Вита" ФИО3 по доверенности от 05.07.2018, по результатам которой составлен акт проверки от 02.11.2018 №589 с приложением фотоматериала, согласно которому функции генерального подрядчика и технического заказчика на объекте выполняет ООО "Казмин СтройИнвест" (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Ответственный за производство строительно-монтажных работ на объекте производитель работ ФИО4
В результате проведенной проверки: на день выездной проверки 01.11.2018 объекта капитального строительства "Пятиэтажный жилой дом по адресу: <...> район д. №6" производились работы по устройству фундаментов. Также в ходе проверки установлено, что нарушена часть 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, а именно:
1.Нарушение требований проектной документации 03П-18-ПОС.ПЗ стр.5, п. 5.7.4, п. 6.1, п. 5.7.2 СП 48.13330.2011; п. 3.3, п. 3.23 СП 70.13330.2012, а именно отсутствует проект производства работ;
2. Нарушение требований проектной документации 03П-18-ПОС лист 1, а именно отсутствует ограждение территории строительной площадки;
3. Нарушение требований проектной документации ОЗП-18-ПОС лист 1, а именно отсутствует пункт мойки колес;
4. Нарушение требований проектной документации 03П-18-ПОС лист 1, а именно отсутствует временные проезд из жел/бет плит;
5. Нарушение требований проектной документации 03П-18-ПОС лист 1, а именно отсутствует бункер для сбора строительного мусора;
6. Нарушение требований проектной документации 03П-18-ПОС.ПЗ стр.5, п.6.1.28 СП 45.133330.2012, классификатор основных видов дефектов в строительстве от 17.11.1993 года п. 1 (критическое нарушение), а именно котлован замочен водой, невыполнение предусмотренных проектом водопонижения и мероприятий по отводу поверхностных вод.
По результатам проверки ООО «Вита» выдано предписание от 02.11.2018 №234 об устранении выявленных нарушений до 16.11.2018.
Акт проверки от 02.11.2018 №589 и предписание от 02.11.2018 №234 получены ФИО5 (в материалах дела имеется доверенность ООО "Казмин СтройИнвест" от 19.10.2018, уполномочивающей ФИО5 представлять интересы ООО "Казмин СтроиИнвест" при осуществлении проверок Инспекцией государственного строительного надзора Калужской области на объекте капитального строительства - "Пятиэтажный жилой дом по адресу: <...> район д. №6").
16.11.2018 в инспекцию государственного строительного надзора Калужской области поступило письмо-ответ №02-09/01-1557-18 от ООО «Казмин СтройИнвест» на акт проверки №589 от 02.11.2018 и предписание №234 от 02.11.2018, а также извещение об устранении нарушении при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
16.11.2018 издано распоряжение №661 о проведении проверки в отношении ООО "Вита" в целях проверки исполнения предписания от 02.11.2018 №234 в период с 19.11.2018 по 23.11.2018.
Распоряжение от 16.11.2018 №661 направлено ООО «Вита» по факсу на номер 82-90-20.
На основании распоряжения от 16.11.2018 №661 проведена проверка выполнения предписания от 02.11.2018 №234 в отношении застройщика ООО "Вита".
В результате проверки установлено, что предписание от 02.11.2018 №234 в части пунктов 2, 3, 5 не выполнено.
Также нарушена часть 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, лицо, осуществляющее строительство (застройщик или технический заказчик либо лицо, осуществляющее строительство на основании договора), обязано обеспечить устранение выявленных нарушений и не приступать к продолжению работ до устранения выявленных недостатков. Работы выполнялись до устранения выявленных недостатков, что подтверждается в общем журнале работ.
По результатам проверки составлен акт проверки от 20.11.2018 №634, который получен ФИО5, представителем ООО «Казмин СтройИнвест» по доверенности.
Главным специалистом инспекции 20.11.2018 за №02-06/АД-179-18 в отношении ООО "Вита" в присутствии ФИО5, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Указанный протоколполучен ФИО5 - 21.11.2018.
Данный протокол с иными материалами дела об административном правонарушении, а также с заявлением о привлечении администрации к административной ответственности направлены инспекцией в Арбитражный суд Калужской области.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрено, что невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в сфере порядка управления, обеспечивающие осуществление строительства в соответствии с установленным законом порядком.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа государственного строительного надзора.
В силу пункта 3 «Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 №54 (далее - Положение №54), задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.
В силу части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется данным Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 данной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Проверяя законность предписания и его исполнение по представленным инспекцией материалам, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно положениям статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу положений статьи 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.
Согласно положениям части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные в положениях статей 25.1 и 28.2 Кодекса гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ).
По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Пленум № 10) разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В статье 28.2 КоАП РФ закреплены гарантии, предоставляемые лицу, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении. К таким гарантиям относятся, в том числе, право этого лица на дачу объяснений, и на получение разъяснения прав и обязанностей.
Перечисленные гарантии обеспечиваются государством, как властной стороной публичных правоотношений.
Согласно положениям статьи 25.4 КоАП РФ законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
В силу части 2 статьи 26.3 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является доказательством по делу и должен соответствовать требованиям статей 25.1, 25.4, 25.5, 28.2, 28.3, 28.5 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 20.11.2018 №02-06/АД-179-18 составлен в отношении ООО "Вита" в присутствии представителя ООО "Казмин СтройИнвест" ФИО5, между тем согласно выписки из ЕГРЮЛ ООО "Вита" сменило наименование на ООО "Специализированный застройщик "Казмин Строй" - 10.10.2018 на основании решения единственного участника общества, более того общество изменило адрес места нахождения с <...> на <...>, о чем инспекция была уведомлена письмом от 31.10.2018 №124, которое согласно штампа инспекции на данном письме получено последней - 31.10.2018.
В соответствии с абзацем 5 пункта 24 Пленума №10 суду при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Материалы рассматриваемого дела не содержат доказательств, свидетельствующих о надлежащем уведомлении общества (его законного представителя) о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя по доверенности ООО "Казмин СтройИнвест" ФИО5, а также вручен последней.
Вместе с тем, сведений о наличии у ФИО5 полномочий представлять интересы ООО "Специализированный застройщик "Казмин Строй", либо ООО "Вита" в материалы дела не представлены, равно как и не представлено доказательств надлежащего извещения общества о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Следовательно, на момент вынесения вышеуказанного протокола об административном правонарушении - ФИО5, не имела полномочий на представление интересов общества.
Каких-либо иных доказательств надлежащего извещения общества материалы дела не содержат.
Таким образом, протокол об административном правонарушении вынесен в отсутствие законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ.
Допущенные административным органом нарушения являются существенными, лишившими заявителя предоставленных ему законом прав, поскольку не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Возможность устранить подобные процессуальные нарушения в ходе рассмотрения судом настоящего дела отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявленных требований о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Вита" (ОГРН <***>, ИНН <***>)(в настоящий момент - ООО "Специализированный застройщик "Казмин Строй") к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течении десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.
Судья | О.А. Масенкова |