ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А23-9037/19 от 28.01.2020 АС Калужской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

248000, г. Калуга, ул. Ленина, д. 90; тел. (4842) 505-902,факс: (4842) 599-457

http://kaluga.arbitr.ru; e-mail: kaluga.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А23-9037/2019

7 февраля 2020 годаг.Калуга

Решение вынесено 28 января 2020 года

Мотивированное решение изготовлено 7 февраля 2020 года

Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Харчикова Д.В., рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Ломбард "Риал Финанс" (ОГРН <***>, ИНН <***>, 248003, <...>)

к Центральному Банку Российской Федерации (Банк России) (ОГРН <***>, ИНН <***>, 107016, Москва, ул. Неглинная, д.12) в лице Отделения по Калужской области Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (Отделение Калуга) (248001, <...>)

о признании незаконным и отмене решения по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

ООО "Ломбард "Риал Финанс" (далее – заявитель, общество, ломбард) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Центральному Банку Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Калужской области Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (Отделение Калуга) (далее – отделение банка, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 07.11.2019 № 19-23847/3110-1 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

В обоснование требования заявителем указано на малозначительность совершенного обществом административного правонарушения.

Отделение банка представило копии материалов административного дела, отзыв по существу заявленных доводов.

На основании положений статей 9, 65, 70 (часть 31), 123, 156, 227, 228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощённого производства без вызова сторон по представленным доказательствам с учётом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, установленного распределения бремени доказывания, доводов заявления, степени обоснованности возражений.

Судом 28.01.2020 в порядке части 1 статьи 229 АПК РФ принято решение об изменении в части назначения наказания постановления Отделения по Калужской области Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (Отделение Калуга)  от 07.11.2019 № 19-23847/3110-1 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ломбард "Риал Финанс" (ОГРН <***>) к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей и назначении  административное наказание в виде предупреждения.

От отделения банка 31.01.2020 поступило заявление о составлении мотивированного решения.

Согласно части 2 статьи 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой. Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления или со дня подачи апелляционной жалобы.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "Ломбард "Риал Финанс" зарегистрировано в качестве юридического лица 06.05.2002, основным видом деятельности указанными в Едином государственном реестре юридических лиц являются "Деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества" (код 64.92.6 по ОКВЭД).

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 4Федерального закона от 10.07.2002  № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее-Закон № 86-ФЗ) Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с пунктом 76.1 Закона № 86-ФЗ некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом являются, наряду с остальными, ломбарды. Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 2.3 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ "О ломбардах" в отношении ломбарда Банк России проводит проверку соответствия деятельности ломбарда требованиям настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России в порядке, утвержденном Банком России.

В рамках реализации надзорных мероприятий за деятельностью некредитных финансовых организаций, документов и информации, представленных ломбардом письмом от 28.05.2019 № 17 по запросу отделения банка от 22.05.2019 № Т129-14-12/2896 установлено, что ломбард направил в уполномоченный орган информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, проведенной 29.12.2018 с нарушением срока установленного указанием Банка России от 15.12.2014 № 3484-У "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Указание № 3484-У), действовавшим на дату совершения административного правонарушения. 14.01.2019 ломбард направил в уполномоченный орган информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, в виде формализованного электронного сообщения (далее - ФЭС) 2019_<***>_402701001_00000001, с нарушением порядка заполнения отдельных показателей ФЭС, установленного Указанием № 3484-У, действовавшим на дату совершения административного правонарушения.

Должностным лицом отделения банка 23.10.2019 в отношении ломбарда, с участием представителей ломбарда, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27КоАП РФ, согласно которому в соответствии с пунктом 9.1 статьи 4 и со статьей 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций (в число которых входят и ломбарды) в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 2.3 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ "О ломбардах" Банк России проводит проверку соответствия деятельности ломбарда требованиям Федерального закона № 196-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России в порядке, утвержденном Банком России.

Правовое регулирование отношений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения осуществляется Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее -Федеральный закон № 115-ФЗ).

Согласно статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе ломбарды.

Таким образом, Общество с ограниченной ответственностью "Ломбард "Риал Финанс" (далее - Ломбард, ООО "Ломбард "Риал Финанс") в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. Следовательно, Ломбард обязан исполнять требования Федерального закона               № П5-ФЗ и нормативных актов Банка России, принятых в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ.

Статьей 4 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что к числу мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ), относятся организация и осуществление внутреннего контроля.

В соответствии с подпунктами 6 и 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

- применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма);

- не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном для ломбардов Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

Порядок представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ, установлен Указанием Банка России от 15.12.2014 № 3484-У "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Указание № 3484-У) (утратило силу с 22.03.2019).

Согласно преамбуле, пунктам 1, 5, 8 Указания № 3484-У информация о результатах проверки, предусмотренной подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, направляется некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки в виде формализованных электронных сообщений (далее - ФЭС) через Личный кабинет на портале уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по каналам связи, определяемым и используемым уполномоченным органом для передачи информации.

В соответствии с пунктом 14 Указания № 3484-У датой сообщения некредитной финансовой организацией уполномоченному органу информации о результатах проведенной проверки признается дата формирования организацией ФЭС, включенная в квитанцию о принятии соответствующего ФЭС.

Перечень и структура показателей, включаемых в ФЭС, согласно пункту 18 Указания № 3484-У приведены в приложении к Указанию № 3484-У. В соответствии с приложением к Указанию № 3484-У ФЭС состоит из служебной и информационной частей. Служебная часть ФЭС формируется из показателей таблицы 1 приложения к Указанию № 3484-У. Информационная часть ФЭС, содержащего информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, формируется из показателей таблицы 4 приложения к Указанию № 3484-У.

В целях осуществления контроля за выполнением Ломбардом требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, отделом финансового мониторинга и валютного контроля Отделения по Калужской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу по результатам анализа документов, представленных Ломбардом письмом от 28.05.2019 № 17, установлено следующее.

1. В нарушение требования пункта 5 Указания № 3484-У Ломбард не направил в уполномоченный орган в установленный срок информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, проведенной 29.12.2018.

С учетом переносов выходных дней в 2018-2019 годах (Постановление Правительства РФ от 14.10.2017 №1250 "О переносе выходных дней в 2018 году", Постановление Правительства РФ от 01.10.2018 №1163 "О переносе выходных дней в 2019 году") "новогодние каникулы" (выходные дни) длились 10 дней - с 30 декабря 2018 года по 8 января 2019 года.

Таким образом, информация о проведенной 29.12.2018 проверке должна была быть представлена в уполномоченный орган не позднее 11.01.2019 (пятница), а была направлена 14.01.2019 (ФЭС от 21.02.2019 с номером записи "2019_<***>_402701001_00000001", с квитанцией о принятии ФЭС).

Дата совершения административного правонарушения: 12.01.2019 (день, следующий за последним днем срока, установленного для направления сведений о результатах проведенной проверки).

2. В нарушение требования пункта 18 Указания № 3484-У Ломбард указал некорректные сведения в ФЭС от 14.01.2019 с номером записи "2019_<***>_402701001_00000001"  о результатах  проверки, проведенной 29.12.2018, в строках "Должность уполномоченного лица" и "ФИО уполномоченного лица" указаны, соответственно, "Генеральный директор" и "Габриелян Бабкен Давидович", тогда как согласно акту проверки от 29.12.2018, проверку проводило специальное должностное лицо ФИО1" (показатели 5, 6 № 1 таблицы Приложения к Указанию № 3484-У, акт проверки от 29.12.2018).

Дата совершения административного правонарушения: 14.01.2019 (дата направления ФЭС в уполномоченный орган). Место совершения административного правонарушения: 248003, <...> (место нахождения Ломбарда).

Согласно понятию "осуществление внутреннего контроля", определенному статьей 3 Федерального закона № 115-ФЗ и используемому в целях применения данного закона, выполнение требований законодательства по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган относится к осуществлению внутреннего контроля.

Таким образом, нарушение Ломбардом требований, установленных в подпункте 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ и Указании №3484-У в части порядка представления в уполномоченный орган сведений о результатах проверки наличия, среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, является неисполнением законодательства о ПОД/ФТ в части осуществления внутреннего контроля.

Административная ответственность за неисполнение законодательства о ПОД/ФТ в части осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Исходя их имеющихся материалов, следует, что действия Ломбарда образуют собой событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Субъектами административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ являются должностные лица и юридические лица (за исключением кредитных организаций).

В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ не истек (составляет один год).

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, не установлены.

Ранее Ломбард привлекался к административной ответственности за аналогичное нарушение, по которому не истек срок, установленный статьей 4.6 КоАП РФ (Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 05.04.2019 № 19-5448/3110-1 (вступило в законную силу 22.04.2019).

Копия протокола получена нарочно 23.10.2019 представителями ломбарда,  25.10.2019 представителям ломбарда вручено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.

Заместителем управляющего отделения банка 07.11.2019 за № 19-23847/3110-1 по указанным обстоятельствам вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-29-ЮЛ-19-23847.

Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Калужской области с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

В соответствие с частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 4 Закона № 86-ФЗ Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с пунктом 76.1 Закона № 86-ФЗ некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом являются, наряду с остальными, ломбарды. Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 2.3 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Закон № 196-ФЗ) в отношении ломбарда Банк России проводит проверку соответствия деятельности ломбарда требованиям настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России в порядке, утвержденном Банком России.

Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон № 115-ФЗ) устанавливается правовое регулирование отношений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения.

Согласно статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе ломбарды.

Статьей 4 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что к числу мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ), относятся организация и осуществление внутреннего контроля.

В соответствии с подпунктами 6 и 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

- применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма);

- не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном для ломбардов Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

Порядок представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ, установлен Указанием № 3484-У, которое действовало на момент совершения административного правонарушения.

Согласно преамбуле, пунктам 1, 5, 8 Указания № 3484-У информация о результатах проверки, предусмотренной подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, направляется некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки в виде формализованных электронных сообщений (далее - ФЭС) через Личный кабинет на портале уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по каналам связи, определяемым и используемым уполномоченным органом для передачи информации.

В соответствии с пунктом 14 Указания № 3484-У датой сообщения некредитной финансовой организацией уполномоченному органу информации о результатах проведенной проверки признается дата формирования организацией ФЭС, включенная в квитанцию о принятии соответствующего ФЭС.

Перечень и структура показателей, включаемых в ФЭС, согласно пункту 18 Указания № 3484-У приведены в приложении к Указанию № 3484-У. В соответствии с приложением к Указанию № 3484-У ФЭС состоит из служебной и информационной частей. Служебная часть ФЭС формируется из показателей таблицы 1 приложения к Указанию № 3484-У. Информационная часть ФЭС, содержащего информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, формируется из показателей таблицы 4 приложения к Указанию № 3484-У.

В рамках реализации надзорных мероприятий за деятельностью некредитных финансовых организаций, документов и информации, представленных ломбардом письмом от 28.05.2019 № 17 по запросу отделения банка от 22.05.2019 № Т129-14-12/2896 установлено, что ломбард направил в уполномоченный орган информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, проведенной 29.12.2018 с нарушением срока установленного Указанием № 3484-У, действовавшим на дату совершения административного правонарушения, а именно направил 14.01.2019, тогда как должен был направить не позднее 12.01.2019 с учетом переносов выходных дней в 2018-2019 годах.

Кроме того, 14.01.2019 ломбард направил в уполномоченный орган информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, в виде формализованного электронного сообщения (далее - ФЭС) 2019_<***>_402701001_00000001, с нарушением порядка заполнения отдельных показателей ФЭС, установленного Указанием № 3484-У, действовавшим на дату совершения административного правонарушения, а именно в нарушение требования пункта 18 Указания № 3484-У ломбард указал некорректные сведения о результатах проверки, проведенной 29.12.2018, в строках "Должность уполномоченного лица" и "ФИО уполномоченного лица" указаны, соответственно, "Генеральный директор" и "Габриелян Бабкен Давидович", тогда проверку проводило специальное должностное лицо ФИО1.

Таким образом, нарушение Ломбардом требований, установленных в подпункте 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ и Указании №3484-У в части порядка представления в уполномоченный орган сведений о результатах проверки наличия, среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, является неисполнением законодательства о ПОД/ФТ в части осуществления внутреннего контроля.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учитывая изложенное, у отделения банка имелись правовые основания для вывода о виновности общества и привлечения его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление № 10), при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 названного Постановления).

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления № 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 Постановления № 10).

Каких-либо оснований, свидетельствующих об исключительности рассматриваемого случая, дающих возможность посчитать его малозначительным с учетом вышеуказанных разъяснений, административным органом при вынесении постановления, а равно судом при рассмотрении дела не установлено, материалами дела не подтверждено. Финансовое положение заявителя не имеет отношения к вопросу установления малозначительности правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждением является мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.

По части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно части 2 статьи 4.2. КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства общество является микропредприятием.

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ" по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 30.7 КоАП РФ).

Учитывая, что правонарушение в сфере законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма совершено обществом впервые, учитывая незначительный срок просрочки предоставления сведений (1 день), отсутствие в материалах дела доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства, либо имущественного ущерба в результате совершенного обществом правонарушения, принимая во внимание, что общество является субъектом малого предпринимательства, суд приходит к выводу о возможности замены назначенного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.на предупреждение, которым возможно достигнуть предупредительных целей административного производства, установленные пунктом 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Обществом при назначении наказания заявлялось ходатайство о применении к обществу административного наказания в виде предупреждения, однако отделение банка в удовлетворении данного ходатайства отказало ввиду того, что общество постановлением от 05.04.2019, вступившим в силу 22.04.2019, уже привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Однако в части 1 статьи 4.3 КоАП РФ перечислены обстоятельства, отягчающие административную ответственность, к которым относится в соответствии с пунктом 2 повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

Согласно оспариваемому постановлению датой совершения административного правонарушения общества является 12.01.2019 и 14.01.2019. Общество подвергалось административному наказанию впоследствии, 05.04.2019 (вступило в силу 22.04.2019). Следовательно, на момент совершения правонарушения, рассматриваемого в рамках настоящего дела, оно являлось совершенным впервые в понимании части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

Иных обстоятельств, не позволяющих изменить назначенное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей на предупреждение, отделением банка не представлено, в материалах дела не содержится,

Назначение обществу наказания в виде предупреждения отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Учитывая вышеизложенное, оспариваемое постановление административного органа подлежит изменению в части вида административного наказания.

Руководствуясь статьей 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

изменить в части назначения наказания постановление Отделения по Калужской области Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (Отделение Калуга)  от 07.11.2019 № 19-23847/3110-1 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ломбард "Риал Финанс" (ОГРН <***>) к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, назначив административное наказание в виде предупреждения.

По заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения резолютивной части решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из особенностей, установленных 29 главой Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.

Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции путем подачи жалобы в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Калужской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья                                                                                                              Д.В. Харчиков