АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ
683000, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 52
Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-КамчатскийДело № А24-1255/06-19
Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2006г. Решение в полном объеме изготовлено 25 сентября 2006г.
Арбитражный суд Камчатской области в составе судьи Лосевой Е. В., при ведении
протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело
по иску ООО «Единство»
к Корякской специализированной морской инспекции Министерства природных ресурсов РФ, Министерству природных ресурсов РФ, Камчатской специализированной морской инспекции, Федеральной службе по надзору в сфере природопользования
о взыскании 286 269 руб. 16 коп.
с участием в заседании представителей:
от истцаФИО1, ФИО2 - представители по доверенностям,
от ответчиков От Корякской СМИ -ФИО3 - доверенности
От Камчатской СМИ - Горских О. А. - по доверенности
От МПР РФ - не явились - извещены надлежаще
От Федеральной службы - не явились - извещены надлежаще
установил: ООО «Единство» обратилось в суд с иском к Корякской специализированной морской инспекции МПР РФ и Министерству природных ресурсов РФ, в котором просило на основании ст. ст. 309, 314, 614, 120 ГК РФ взыскать с ответчиков 286 269 руб. 16 коп., в том числе: 257 807 руб. 58 коп. долга по договору аренды от 29.02.2004г. и 28 461 руб. 58 коп. пени.
Определением суда от 14.08.2006г. по ходатайству истца к участию в деле в качестве других ответчиков привлечены Камчатская специализированная морская инспекция и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Корякская СМИ представила в суд отзыв, согласно которому сумму задолженности не отрицала, указала на отсутствие с 2006 года финансирования из федерального бюджета по всем статьям расходов в связи с начавшимися мероприятиями по реорганизации Корякской СМИ, указала на отсутствие вины в образовавшейся задолженности и пени.
Камчатская СМИ представила в суд отзыв, указав, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку реорганизационные мероприятия еще не завершены, а Корякская СМИ не исключена из ЕГРЮЛ.
Министерство природных ресурсов представило в суд отзывы, из которых следует, что МПР РФ считает себя ненадлежащим ответчиком, что подтверждается приказом МПР от 31.08.2004г. № 623, ФЗ от 10.11.2004г. Х° 136-ФЗ, ФЗ от 23.12.2004г. № 173-ФЗ, ФЗ от 26.12.2005г. № 189-ФЗ.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования отзыв на исковое заявление не представила.
В судебном заседании, назначенном на 13.09.2006г., в порядке ст. 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 14.09.2006г., затем до 18.09.2006г.
В судебном заседании представители истцов требования поддержали, заявили ходатайство об увеличении суммы исковых требований в части взыскания долга до 337 535 руб. 43 коп., пени до 93 607 руб. 07 коп. Всего просили взыскать 431 142 руб. 50 коп. При этом, истец просит взыскать долг с основного должника - с Корякской специализированной морской инспекции, а в случае недостаточности денежных средств у основного должника долг взыскать с субсидиарных должников - Министерства природных ресурсов РФ и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Пени истец просит взыскать с основного должника - Корякской специализированной морской инспекции. От требований к Камчатской специализированной морской инспекции истец отказывается.
Увеличение суммы иска, уточнение ответчиков по иску, отказ истца от требований к ответчику Камчатской СМИ приняты судом в порядке ст. 49, 46 АПК РФ, при этом производство по делу в отношении Камчатской СМИ подлежит прекращению на основании ст. 150 АПК РФ.
Представитель Корякской СМИ признал факт наличия задолженности перед истцом в сумме 337 535 руб. 43 коп. В требовании о взыскании пени просил отказать со ссылкой на ст. 401ГКРФ.
Представитель Камчатской СМИ после перерыва в судебное заседание не явился, о перерывах извещен телефонограммами.
Министерство природных ресурсов РФ и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями и получении ими копии судебных актов, о перерывах в судебном заседании извещались телефонограммами.
Учитывая надлежащее извещение указанных лиц, суд в порядке ст. 123, 156 АПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
29 февраля 2004г. между ООО «Единство» (арендодатель) и Корякской специализированной морской инспекцией (арендатор) был заключен договор аренды № 5А/2004г., согласно условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование нежилые помещения, расположенные в <...>, литер «А1», этаж 4, помещения №№ 2, 7-9, 11-16, сроком с 01 марта 2004г. на 364 дня.
По истечении срока договора и при надлежащем исполнении всех его условий арендатор имеет преимущественное право на возобновление договора, о желании заключить договор аренды на новый срок арендатор должен письменно уведомить арендодателя. Если арендатор продолжает пользоваться помещением после истечения срока договора при отсутствии возра-
жений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях и на тот же срок.
Размер арендной платы стороны установили в п. 5.1. договора, которая подлежит оплате за текущий месяц на расчетный счет арендодателя не позднее 15 числа этого месяца.
Согласно п. 8.1. договора арендатор несет ответственность, а именно арендатор уплачивает пеню в размере 0,2% от суммы долга за каждый день просрочки платежа.
По акту приема-передачи от 01.03.2004г. нежилые помещения, указанные в договоре, были переданы истцом Корякской СМИ.
Впоследствии, дополнительными соглашениями договор аренды по соглашению сторон договора продлевал свое действие и увеличил размер арендной платы.
Как следует из материалов дела и пояснений сторон свои обязательства по договору арендатор перестал исполнять с января 2006г., по состоянию на 09.08.2006г. задолженность по договору аренды составляет 337 535 руб. 43 коп., что подтверждается представленными в судебное заседание актами сверок и пояснениями представителя Корякской СМИ.
В соответствии со ст. ст. 309, 314 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов в период времени, в течение которого они должны быть исполнены.
В соответствии ст. ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Доказательств оплаты суммы задолженности ответчиком не предоставлено.
Таким образом, требования истца о взыскании с Корякской СМИ долга по договору в сумме 337 535 руб. 43 коп., правомерны и подлежат удовлетворению на основании ст. ст. 309, 314, 614 ГК РФ.
Письмом от 16.03.2006г. № 47 истец уведомил Корякскую СМИ о необходимости оплатить задолженность по арендным платежам.
Невыполнение ответчиком в добровольном порядке обязательств по договору, явилось для истца основанием обращения в суд с указанным иском.
Корякская СМИ направила истцу ответ, в котором сообщила о невозможности оплатить задолженность по причине отсутствия финансирования из федерального бюджета с января 2006г.
Истец в исковом заявлении просит при недостаточности средств у основного должника -Корякской СМИ, взыскать задолженность с субсидиарных ответчиков - Министерства природных ресурсов РФ и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
В соответствии с приказом МПР России от 26.02.2002 №89 «О структуре территориального управления Министерства природных ресурсов Российской Федерации» ФГУ «Корякская специализированная морская инспекция» находилось в ведении МПР России.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была определена новая структура федеральных органов исполнительной власти и постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 №370 утверждено новое Положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации (далее - Положение).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №400 является Росприроднадзор.
На основании приказа МПР России от 31.08.2004 №623 «О временном организационном подчинении федеральных государственных учреждений и федеральных государст-
венных унитарных предприятий» (далее - Приказ №623) ФГУ «Корякская специализированная морская инспекция» было организационно подчинено Росприроднадзору.
В соответствии с Федеральным законом от 10.11.2004 №136-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2004 год» и признании утратившими силу некоторых положений законодательства Российской Федерации» изменены бюджетная роспись и лимиты бюджетных обязательств на 2004 год, в том числе, в целях финансирования федеральных государственных учреждений и федеральных унитарных предприятий по новой подведомственности.
Ведомостью росписи расходов средств федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств на 2004 год от 20.09.2004 Федеральной службе по надзору в сфере природопользования были переданы денежные средства на содержание подведомственных структур - специализированных морских инспекций.
Таким образом, федеральный бюджет, в том числе и на 2006 год, был сформирован, исходя из новой подведомственности получателей средств федерального бюджета.
При внесении в Минфин России предложений по формированию федерального бюджета на 2005 год и финансированию федеральной службы и федеральных агентств в соответствии с пунктом 4.1 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 №30, МПР России руководствовалось положениями Приказа №623.
В соответствии с пунктом 2 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 №370, Министерство природных ресурсов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства водных ресурсов.
При этом Росприроднадзор, как и МПР России, является федеральным органом исполнительной власти (Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 №314).
Финансирование МПР России и Росприроднадзора осуществляется отдельно. В соответствии с Федеральным законом от 23.12.2004 №173-Ф3 «О федеральном бюджете на 2005 год», Федеральным законом от 26.12.2005 №189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» коды бюджетной классификации для финансирования МПР России и коды бюджетной классификации для финансирования Росприроднадзора разные (МПР России - 050, а Росприроднадзор -048).
Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
В силу п. 10 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Таким образом, главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении Корякской СМИ является Росприроднадзор, который и должен нести субсидиарную ответственность по требованию к Корякской СМИ о взыскании задолженности.
Рассмотрев требование истца о взыскании с Корякской СМИ пени в сумме 93 607 руб. 07 коп., суд приходит к следующему.
В соответствии ст. ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае
неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с п. п. 8.1. договора арендатор несет ответственность, а именно арендатор уплачивает пеню в размере 0,2% от суммы долга за каждый день просрочки платежа.
Суд, проверив правильность представленного истцом расчета, считает требование о взыскании пени обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании ст. 330 ГК РФ и п. 8.1. Договора, поскольку имеет место просрочка исполнения обязательства.
При этом, суд не находит оснований для применения ст. 333 ГК РФ для уменьшения размера пени в связи с неустановлением явной несоразмерности пени последствием нарушенного обязательства.
Суд признает несостоятельной ссылку ответчика на ст. 401 ГК РФ.
В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Ответчиком не доказано, что он принял все меры для исполнения надлежащим образом возникшего обязательства, отсутствие финансирования из федерального бюджета не может являться по смыслу ст. 401 ГК основанием для освобождения от ответственности, предусмотренной ст. 330 ГК РФ, п. 8.1. договора.
Государственная пошлина в сумме 10 122 руб. 85 коп., уплаченная истцом, подлежит возврату последнему из средств федерального бюджета в связи с тем, что ответчики в силу Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь ст. ст. 1-3, 17, 28, 101-103, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Принять увеличение суммы иска до 431 142 руб. 50 коп.
Взыскать с Корякской специализированной морской инспекции Министерства природных ресурсов РФ в пользу ООО «Единство» 337 535 руб. 43 коп. долга, а при отсутствии или недостаточности у него средств с субсидиарного должника - Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов РФ.
Взыскать с Корякской специализированной морской инспекции Министерства природных ресурсов РФ в пользу ООО «Единство» 93 607 руб. 07 коп. пени.
Производство по делу в отношении Камчатской специализированной морской инспекции МПР РФ прекратить.
В остальной части в иске отказать.
Возвратить ООО «Единство» из федерального бюджета 10 122 руб. 85 коп. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Е. В. Лосева