АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-1409/2012
Резолютивная часть решения объявлена 16 июля 2012 года
Решение в полном объеме изготовлено 18 июля 2012 года
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Алексеевой Ж.П. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Давыдовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по иску | Открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (ИНН <***> ОГРН <***>) |
к ответчикам: | Петропавловск-Камчатский городской округ Департамент экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН <***> ОГРН <***>) |
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: | Муниципальное автономное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского» |
о взыскании задолженности в размере 18 509 770 руб. 24 коп. в порядке субсидиарной ответственности |
при участии:
от истца: | ФИО1 - представитель по доверенности от 01.01.2012 № КЭ-18-12/66Д-4 |
от ответчиков: | ФИО2 - представитель по доверенности № 11 от 21.05.2012 ФИО3 – представитель по доверенности № 05 от 01.02.2012 |
от третьего лица: | ФИО4 – представитель по доверенности от 17.05.2012 |
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском, в котором просит:
1. Привлечь к субсидиарной ответственности по долгам Муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского» собственника соответствующего имущества – Петропавловск-Камчатский городской округ.
2. Взыскать с Петропавловск-Камчатского городского округа в лице его финансового органа – Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа за счет средств казны Петропавловск-Камчатского городского округа 18 509 770 руб. 24 коп.
3. Взыскать с Петропавловск-Камчатского городского округа в лице его финансового органа – Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа за счет средств казны Петропавловск-Камчатского городского округа расходы по оплате государственной пошлины в размере 115 548 руб. 85 коп.
Требования заявлены истцом со ссылкой на ст.ст. 12, 120, 126, 399, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Определением суда от 18 апреля 2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен основной должник - Муниципальное автономное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства.
Представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Поскольку долги образовались у муниципального учреждения, то в соответствии со ст. 120 ГК РФ собственник должен нести субсидиарную ответственность, несмотря на то, что в настоящее время у основного должника изменен тип учреждения на автономное. Иск просил удовлетворить.
Представители ответчиков исковые требования не признали полность по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Пояснили, что поскольку 2 апреля 2009 у основного должника по решению собственника изменен тип учреждения с муниципального учреждения на муниципальное автономное учреждение, то в соответствии со ст. 120 ГК РФ собственник не несет субсидиарную ответственность по долгам автономного учреждения. Кроме того, на счетах у МАУ УЖКХ имеется достаточно денежных средств для удовлетворения требований истца. В удовлетворении иска просили отказать.
Представитель третьего лица считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат. Собственник не отвечает по долгам автономного учреждения. Пояснил, что требования истца ликвидационной комиссией приняты, включены в реестр требований кредиторов и будут удовлетворены после утверждения ликвидационного баланса в порядке ст. 64 ГК РФ. На счетах МАУ УЖКХ имеется достаточно денежных средств для удовлетворения требований истца. Кроме того, ведется работа по взысканию дебиторской задолженности по коммунальным платежам с населения
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования истца являются необоснованными и не подлежат удовлетворению на основании следующего.
Как следует из материалов дела, Муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского» (далее по тексту также - МУ УЖКХ), ранее имевшее наименование Городское жилищное управление г.Петропавловска-Камчатского – муниципальное учреждение, создано 13.08.2001, что подтверждается свидетельствами о внесении записи в ЕГРЮЛ и постановке на учет юридического лица в налоговом органе серия 41 № 000161160, серия 41 № 000272770.
В соответствии с Уставом МУ УЖКХ, утвержденным приказом Комитета по управлению имущества г. Петропавловска-Камчатского от 15.11.2005 (с учетом изменений от 11.05.2006), данное учреждение создано Петропавловск-Камчатским городским муниципальным образованием, несущим субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения при недостаточности у последнего денежных средств (п.п. 1.3, 1.8).
Постановлением главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 26.12.2008 № 3703 создано Муниципальное автономное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского» (далее по тексту также - МАУ УЖКХ) путем изменения типа существующего Муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского».
Названное постановление о создании Муниципального автономного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского» было опубликовано 26.12.2008, что подтверждается представленной в материалы дела газетой «Град Петра и Павла» № 54 (132) от 26.12.2008.
Из представленной в материалы дела распечатки с сайта «Вестник государственной регистрации» из сети Интернет следует, что сведения о создании в соответствии с постановлением главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 26.12.2008 № 3703 Муниципального автономного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского» путем изменения типа существующего Муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского» были опубликованы в соответствии с законодательством Российской Федерации в журнале «Вестник государственной регистрации» 25.02.2009 и 25.03.2009 (№ 7 (212), № 11 (216)).
В этих же уведомлениях указано на то, что требования кредиторов Муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского» могут быть предъявлены в течение 30 дней с момента публикации сообщения, указан адрес, по которому следует направлять претензии.
02 апреля 2009 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, об изменении типа учреждения - Муниципальное автономное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского».
Согласно Уставу МАУ «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского», данное учреждение создано путем изменения типа существующего МУ «УЖКХ г.Петропавловска-Камчатского», является некоммерческой организацией, учредителем которой выступает Петропавловск-Камчатский городской округ в лице Комитета городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа.
Решением Арбитражного суда Камчатского края по делу № А24-3267/2008 от 01 сентября 2010 с Муниципального автономного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска–Камчатского» в пользу Открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» взыскано 30 908 017 руб. 03 коп. долга, 100 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Согласно решению арбитражного суда период образования задолженности МУ УЖКХ: январь - июнь 2008 года.
Из решения арбитражного суда от 01.09.2010 по делу № А24-3267/2008 следует, что долг взыскан с МАУ КЖКХ.
02 октября 2010 указанное решение суда вступило в законную силу.
04 октября 2010 взыскателю выдан исполнительный лист серия АС № 000417766, который был исполнен частично – в размере 12 398 246 руб. 79 коп. долга.
Остаток задолженности по указанному исполнительному листу составляет сумму 18 509 770 руб. 24 коп.
12 апреля 2011 Комитетом городского хозяйства издан приказ № 22, которым принято решение ликвидировать Муниципальное автономное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского», установлен срок для осуществления необходимых мероприятий по ликвидации - до 12.04.2013 (в редакции приказа № 58 от 29.06.2012), а также утвержден состав ликвидационной комиссии, который неоднократно корректировался приказами № 72/1 от 28.11.2011, № 78 от 24.12.2011, № 4 от 17.01.2012.
Сообщение о принятии решения о ликвидации Муниципального автономного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского» было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» № 17 (324) 04 мая 2011.
28.06.2011 истец направил в адрес ликвидационной комиссии МАУ УЖКХ письменное заявление о включении требований в реестр кредиторов, в том числе, требование об уплате 18 509 770 руб. 24 коп. долга по исполнительному листу, выданному Арбитражным судом Камчатского края по решению от 01.09.2010 по делу № А24-3267/2008.
Письмом исх. № 02-2804 от 07.12.2011 ликвидационная комиссия МАУ УЖКХ подтвердила включение в промежуточный ликвидационный баланс, в том числе, требования об уплате 18 509 770 руб. 24 коп. долга по исполнительному листу, выданному Арбитражным судом Камчатского края по решению от 01.09.2010 по делу № А24-3267/2008.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Федеральный Закон «Об автономных учреждениях») автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Согласно пункту 13 статьи 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях» в случае принятия уполномоченным органом решения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения применяются правила пунктов 1 и 2 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 статьи 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях» создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа существующего государственного или муниципального учреждения в его устав вносятся соответствующие изменения.
Пункты 1 и 2 ст. 60 ГК РФ содержат требования, предъявляемые к юридическим лицам, принявшим решения о реорганизации, в том числе: внесение сведений в ЕГРЮЛ, опубликование уведомления о реорганизации после внесения сведений в ЕГРЮЛ дважды с периодичностью один раз в месяц в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц. Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом.
Из указанных выше доказательств следует, что при создании МАУ УЖКХ установленная п.13 ст. 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях», п.п. 1, 2 ст. 60 ГК РФ процедура была соблюдена.
В соответствии с действующей редакцией п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
В соответствии с п. 3 ст. 120 ГК РФ особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения задолженности (январь – июнь 2008 года) и на момент вынесения решения арбитражного суда по делу № А24-3267/2008 (01 сентября 2010) государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Таким образом, на момент образования задолженности, в период рассмотрения спора по делу № А24-3267/2008, на момент опубликования сведений о создании Муниципального автономного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского» путем изменения типа существующего Муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского» и момент внесения в ЕГРЮЛ в отношении МАУ УЖКХ записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, действующее законодательство уже содержало положения о том, что собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Несмотря на то, что задолженность образовалась у Муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского», с момента изменения его типа на автономное учреждение, данная задолженность стала задолженностью автономного учреждения - Муниципального автономного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского».
Все обязательства учреждения, возникшие до изменения его типа, сохраняются у автономного учреждения в неизменном виде.
Учитывая, что постановление главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 26.12.2008 № 3703 о создании МАУ УЖКХ путем изменения типа существующего МУ УЖКХ было опубликовано 26.12.2008 в газете «Град Петра и Павла» N 54 от 26.12.2008, учитывая публикацию уведомлений в Вестнике государственной регистрации 25.02.2009 и 25.03.2009 о создании МАУ УЖКХ путем изменения типа существующего МУ УЖКХ и сроках, порядке предъявления требований кредиторов МУ УЖКХ, внесение сведений в ЕГРЮЛ в отношении МАУ УЖКХ 02.04.2009, суд приходит к выводу, что истец своевременно не воспользовался правом предъявления требований к МУ УЖКХ и его собственнику с целью привлечения собственника к субсидиарной ответственности.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку были соблюдены требования законодательства к процедуре изменения типа юридического лица в отношении МУ УЖКХ при создании МАУ УЖКХ, то с момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи 02.04.2009 все обязательства МУ УЖКХ и МАУ УЖКХ безотносительно момента их возникновения являлись обязательствами автономного учреждения, с распространением на них всего режима гарантий и ограничений, установленных Федеральным законом «Об автономных учреждениях», ст. 120 ГК РФ в указанных реакциях, в том числе в части положения о том, что собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Таким образом, возникшие до изменения типа муниципального учреждения и установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 01.09.2010 по делу № А24-3267/2008 обязательства являются обязательствами МАУ УЖКХ.
На основании изложенного, обязательства по оплате задолженности в размере 18 509 770 руб. 24 коп. по исполнительному листу, выданному Арбитражным судом Камчатского края по решению суда от 01.09.2010 по делу № А24-3267/2008 являются обязательствами Муниципального автономного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского.
Из пояснений ответчиком и третьего лица следует, что промежуточный ликвидационный баланс МАУ УЖКХ до настоящего времени не утвержден.
Учитывая, что срок ликвидации МАУ УЖКХ определен до 12.04.2013, удовлетворение требований истца возможно за счет основного должника - Муниципального автономного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского».
Наличие денежных средств, достаточных для оплаты задолженности МАУ УЖКХ, подтверждается справками ЗАО «Солид Банк» исх. № 05/3790 от 29.05.2012, исх. № 05/4500 от 28.06.2012 об остатке денежных средств на расчетных счетах учреждения (11 608,52 руб., 3 821 320,09 руб., 167 005 919,40 руб.).
Справки МАУ «Расчетно-кассовый центр по жилищно-коммунальному хозяйству г.Петропавловска-Камчатского» о наличии задолженности более одного миллиарда рублей населения по оказанным МАУ УЖКХ жилищно-коммунальным услугам не подтверждают, что названные в справках суммы находятся на счетах или в фактическом распоряжении МАУ УЖКХ.
Суд не принимает доводы истца о том, что поскольку задолженность возникла у МУ УЖКХ в 2008 году (до 1 января 2011), то собственник учреждения должен нести субсидиарную ответственность в соответствии со ст. 120 ГК РФ, несмотря на то, что решениям суда долг взыскан с МАУ УЖКХ.
Суд не принял данный довод на основании следующего.
В статью 120 ГК РФ вступившим в силу 01.01.2011 Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» внесены изменения, в том числе пункт 2 статьи 120 ГК РФ дополнен шестым абзацем, в соответствии с которым «Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.»
При этом, в соответствии с п. 12 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 ГК РФ (в редакции названного Федерального закона) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года.
В отношении пятого абзаца пункта 2 статьи 120 ГК РФ законодатель подобных особенностей не установил.
На момент внесения в ст. 120 ГК РФ названных изменений МАУ УЖКХ не являлось бюджетным учреждением.
Таким образом, в данном случае к спорным отношениям не могут быть применены положения абз. 6 п.2 ст. 120 ГК РФ, п. 12.ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, поскольку возникшие в 2008 году долги МУ УЖКХ стали долгами МАУ УЖКХ с 02.04.2009 - с даты внесения в ЕГРЮЛ сведений об изменении типа учреждения
В соответствии с абз.5 п. 2 ст. 120 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях» собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
На основании изложенного и указанных в настоящем решения норм права требования истца о взыскании с Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Департамента экономической и бюджетной политики Петропавловск-Камчатского городского округа 18 509 770 руб. 24 коп. в субсидиарном порядке являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
В связи с чем, суд отказывает в удовлетворении иска.
Государственная пошлина по заявленному иску в соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) составляет 115 548 руб. 85 коп.
При обращении с иском в суд истец оплатил государственную пошлину в указанном размере, что подтверждается платежным поручением № 33089 от 04.04.2012.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований, в соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на истца.
Руководствуясь статьями 1-3, 5-12, 17, 27, 28, 65, 71, 101-103, 110, 167-170, 176Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Камчатского края в Пятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также - может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Алексеева Ж.П.