ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-1588/2022 от 16.08.2022 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-1588/2022

16 августа 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 16 августа 2022 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи М.В. Карпачева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самойловой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии:

от заявителя:

ФИО2 – представитель по доверенности
от 10.01.2022 № 2 (сроком до 31.12.2022), диплом № 000078;

от лица, привлекаемого к административной ответственности:

ФИО1 – лично,

установил:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (далее - заявитель, Управление, Управление Росреестра по Камчатскому краю) обратилось с заявлением в арбитражный суд в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 (далее – лицо, привлекаемое к административной ответственности, арбитражный управляющий, финансовый управляющий, ФИО1) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Определением арбитражного суда от 08.04.2022 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу.

В установленный судом срок от арбитражного управляющего через систему «Мой Арбитр» 13.05.2022 поступило заявление о фальсификации доказательств и ходатайство об истребовании доказательств по делу.

Определением арбитражного суда от 18.05.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства в целях выяснения обстоятельств, касающихся существа заявленных требований и возражений, раскрытия доказательств, их подтверждающих, представления дополнительных доказательств.

В своем заявлении о фальсификации доказательств по делу, арбитражный управляющий, настаивая на прекращении сотрудничества с ранее поверенным гражданином ФИО3 в 2022 году, указывает, на то, что доверенность, выданная на имя ФИО3 от 10.04.2021 со сроком действия до 31.12.2022 сфальсифицирована, путем монтажа в части изменения срока окончания доверенности, поскольку срок указанной доверенности ограничивался 31.12.2021, в связи с чем, по мнению арбитражного управляющего, почтовое отправление с почтовым идентификатором № 80084170906092, которое было вручено представителю ФИО3 по сфальсифицированной доверенности, повлекло за собой нарушение административным органом положений статьи 28.2 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Камчатскому краю поддержала заявленные требования в полном объеме, полагала, что признаки фальсификации доверенности от 10.04.2021 отсутствуют, указала на отсутствие в действиях арбитражного управляющего на момент вменяемого правонарушения признака повторности, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.

Арбитражный управляющий возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала заявление о фальсификации доказательств, указала на неправильную квалификация в части вменяемого ей нарушения, поскольку имеются признаки повторности на момент совершения административного правонарушения, в связи с чем необходимо квалифицировать вменяемое нарушение по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.

Представитель Управления Росреестра по Камчатскому краю отказалась исключать документ, указанный в заявлении о фальсификации, из числа доказательств по делу.

Согласно части 1 статьи 161 АПК РФ если лицо, участвующее в деле, обратится в арбитражный суд с заявлением в письменной форме о фальсификации доказательства, представленного другим лицом, участвующим в деле, суд: разъясняет уголовно-правовые последствия такого заявления; исключает оспариваемое доказательство с согласия лица, его представившего, из числа доказательств по делу; проверяет обоснованность заявления о фальсификации доказательства, если лицо, представившее это доказательство, заявило возражения относительно его исключения из числа доказательств по делу.

В этом случае арбитражный суд принимает предусмотренные федеральным законом меры для проверки достоверности заявления о фальсификации доказательства, в том числе назначает экспертизу, истребует другие доказательства или принимает иные меры.

Результаты рассмотрения заявления о фальсификации доказательства арбитражный суд отражает в протоколе судебного заседания (часть 2 статья 161 АПК РФ).

Процессуальный институт проверки заявления о фальсификации применяется для устранения сомнений в объективности и достоверности доказательства, положенного в основу требований или возражений участвующих в деле лиц. Фактически проверка заявления о фальсификации доказательства сводится к оценке оспариваемого доказательства до принятия окончательного судебного акта по делу. Заявление о фальсификации может проверяться не только с помощью экспертного исследования документа, но и путем оценки совокупности имеющихся в материалах дела доказательств.

Арбитражным судом установлено, что в материалах дела имеется копия доверенности от 10.04.2021, о фальсификации которой заявлено арбитражным управляющим.

В силу частей 8, 9 статьи 75 АПК РФ, письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Подлинные документы представляются в арбитражный суд в случае, если обстоятельства дела согласно федеральному закону или иному нормативному правовому акту подлежат подтверждению только такими документами, а также по требованию арбитражного суда.

В соответствии с частью 6 статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа, если утрачен или не передан в суд оригинал документа, а копии этого документа, представленные лицами, участвующими в деле, не тождественны между собой и невозможно установить подлинное содержание первоисточника с помощью других доказательств.

Учитывая заявление о фальсификации документов, предоставление подлинных документов является необходимым условием возможности проведения судебной проверки заявления в порядке статьи 161 АПК РФ.

Вместе с тем, подлинный документ в материалы дела не представлен.

Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

При таких обстоятельствах, на основании статей 71, 75, 161 АПК РФ в отсутствие подлинного документа, факт фальсификации доверенности путем монтажа в части изменения срока окончания доверенности, не может быть признан только лишь по копии документа.

На основании изложенного, принимая во внимание пояснения сторон относительно отсутствия возможности в предоставлении подлинника спорного документа, арбитражный суд не усматривает оснований для вывода о фальсификации доказательства и соответственно оснований для удовлетворения заявления о фальсификации доказательств, оценив представленные документы в их совокупности и взаимосвязи на основании статьи 71 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к следующему выводу.

Решением Арбитражного суда Камчатского края от 17.03.2021 (дата объявления резолютивной части 10.03.2021) по делу № А24-287/2021 гражданин ФИО4 (далее - должник) признан несостоятельным (банкротом). В отношении должника введена процедура реализации имущества сроком на четыре месяца. Финансовым управляющим утверждена ФИО1

Определением Арбитражного суда Камчатского края от 19.05.2021 (резолютивная часть определения) по делу № А24-287/2021 ФИО1 освобождена от исполнения обязанностей финансового управляющего по делу №А24-287/2021 о признании несостоятельным (банкротом) ФИО4 Исполнение обязанностей финансового управляющего ФИО4 возложено на ФИО1 до утверждения нового финансового управляющего.

Определением Арбитражного суда Камчатского края от 23.07.2021 (резолютивная часть определения) по делу № А24-287/2021 финансовым управляющим ФИО4 утвержден ФИО5

Как следует из материалов дела, в Управление Росреестра по Камчатскому краю поступило заявление ФИО6 от 14.02.2022 (вх. от 01.03.2022 № 1730/22) о ненадлежащем исполнение арбитражным управляющим ФИО1, являющейся членом Ассоциации арбитражных управляющих «Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса», регистрационный номер в сводном государственном реестре арбитражных управляющих 9172, обязанностей финансового управляющего ФИО4.

На основании указанного заявления Управлением Росреестра по Камчатскому краю в отношении арбитражного управляющего 01.03.2022 вынесено определение № 16 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В ходе проведения административного расследования, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора геодезии и картографии, землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций в рамках осуществления полномочий по контролю за деятельностью арбитражных управляющих выявлены следующие нарушения требований Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), допущенные финансовым управляющим должника:

- в нарушение пункта 4 статьи 20.3, абзаца 6 пункта 2 статьи 213.7 Закона о банкротстве арбитражный управляющий ФИО1 не включила сведения об освобождении ее от исполнения обязанностей финансового управляющего ФИО4 и о возложении на нее обязанностей финансового управляющего ФИО4 до утверждения нового финансового управляющего.

Усмотрев в действиях (бездействии) арбитражного управляющего состав административного правонарушения, Управление составило протокол
об административном правонарушении от 29.03.2022 серии ДВ № 00254122, который в соответствии с положениями главы 25 АПК РФ вместе с заявлением направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объектом данного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве; объективной стороной - невыполнение правил, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных в Законе о банкротстве.

Согласно пункту 1 статьи 20 Закона о банкротстве арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

Порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, регулируются Законом о банкротстве.

В силу специфики своей профессиональной деятельности арбитражный управляющий обязан знать требования нормативных актов, регулирующих такую деятельность, обязан предпринять все зависящие от него меры по соблюдению требований нормативных актов и предвидеть возможность наступления последствий при ненадлежащем исполнении требований законодательства.

Права и обязанности арбитражного управляющего определены Законом о банкротстве и в силу требований пункта 4 статьи 20.3 названного Федерального закона, при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Следовательно, основной целью деятельности арбитражного управляющего является обеспечение соблюдения законодательства при проведении процедур несостоятельности (банкротства).

В силу абзаца 10 пункта 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан осуществлять установленные настоящим Законом функции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 213.7 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящей главой, опубликовываются путем их включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и не подлежат опубликованию в официальном издании, за исключением сведений о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, а также о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.

Согласно абзацу 6 пункта 2 статьи 213.7 Закона о банкротстве в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения об утверждении, отстранении или освобождении финансового управляющего.

Приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178 утвержден порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - Порядок № 178).

Пунктом 3.1 Порядка № 178 установлено, что сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Материалами дела установлено, что определением Арбитражного суда Камчатского края от 19.05.2021 (резолютивная часть определения) по делу № А24-287/2021 ФИО1 освобождена от исполнения обязанностей финансового управляющего по делу №А24-287/2021 о признании несостоятельным (банкротом) ФИО4 Исполнение обязанностей финансового управляющего ФИО4 возложено на ФИО1 до утверждения нового финансового управляющего.

Датой утверждения арбитражного управляющего либо отстранении или освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей, согласно разъяснений, содержащихся в пункте 42 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35, является дата объявления резолютивной части судебного акта.

Таким образом, начиная с 19.05.2021 (даты оглашения резолютивной части определения) у арбитражного управляющего ФИО1 возникли все права и обязанности, предусмотренные Законом о банкротстве, в том числе обязанность в течение трех рабочих дней включить сведения об освобождении ее от исполнения обязанностей финансового управляющего ФИО4 и о возложении на нее обязанностей финансового управляющего ФИО4 до утверждения нового финансового управляющего.

Датой совершения правонарушения является период времени с 25.05.2021 по настоящие время (опубликование сведений в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве).

В обоснование выявленного правонарушения административным органом представлены: определение Арбитражного суда Камчатского края от 19.05.2021 (резолютивная часть определения) по делу № А24-287/2021; карточка должника ФИО4, размещенная на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве).

Данные факты, по мнению Управления, свидетельствуют о том, что арбитражный управляющий ФИО1 в период осуществления деятельности в качестве финансового управляющего должника ФИО4 нарушила требования пункта 4 статьи 20.3, абзаца 6 пункта 2 статьи 213.7 Закона о банкротстве, в результате чего, в её действиях имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Несоблюдение установленного порядка привлечения к административной ответственности свидетельствует о том, что административное наказание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Любые процессуальные действия, совершаемые в рамках соответствующего административного производства, предполагают участие в их совершении определенных лиц, которым действующее законодательство предоставляет тот или иной объем процессуальных прав и обязанностей.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, а также иными документами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

Привлечение к административной ответственности выражается в установлении всех элементов состава административного правонарушения, его юридической квалификации и определения меры ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи КоАП РФ.

Частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с данным Кодексом.

Положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В частности при составлении протокола лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ); предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ), после чего протокол им подписывается, а в случае отказа - делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ); вручается под расписку копия протокола (часть 6 статьи 28.2 КоАП РФ).

В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ, в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Пунктом 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление Пленума № 10) разъяснено, что при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание.

Согласно части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из приведенных норм также следует, что при составлении протокола об административном правонарушении должностные лица, уполномоченные на это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого составляется протокол, в частности, предварительно известить это лицо о времени и месте составления протокола по конкретному составу правонарушения, независимо от того, когда он составляется.

Таким образом, ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении само по себе является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку привлекаемое лицо в таком случае лишается предоставленных Кодексом гарантий защиты, в том числе, прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений по существу предъявленных обвинений, представления возражений на протокол, права пользоваться юридической помощью защитника.

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 29.03.2022 № ДВ 00254122 составлен в отсутствие арбитражного управляющего ФИО1

В подтверждение надлежащего извещения заявителя о дате и времени составления протокола об административном правонарушении Управлением Росреестра по Камчатскому краю представлено уведомление о явке от 01.03.2022 № 2.4-54/1005/22, которое направлено арбитражному управляющему по адресу: 683031, <...>, с присвоением почтового идентификатора 80084170906092.

Из представленного административным органом в материалы дела ответа Управления Федеральной почтовой связи Камчатского края от 27.07.2022 № Ф41-03/1570, заказное письмо с почтовым идентификатором 80084170906092 вручено 11.03.2022 уполномоченному представителю ФИО3; к указному ответу приложена копия доверенности по доверенности от 10.04.2021 со сроком действия до 31.12.2022.

Вместе с тем, согласно ответа директора Управления Федеральной почтовой связи от 01.07.2022 № Ф41-03/2362 на судебный запрос от 28.06.2022, заказное письмо с почтовым идентификатором 80084170906092, в нарушение порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отравлений, вручено оператором по производственной деятельности гражданину ФИО3 11.03.2022 по доверенности от 10.04.2021, срок действия которой на момент получения заказного письма истек. К указному ответу приложена доверенность на ФИО3 от 10.04.2021 сроком действия до 31.12.2021.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).

Вышеназванные противоречия в ходе производства по делу об административном правонарушении устранены не были.

Суд, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ материалы дела, установил наличие неустранимых противоречий в доказательствах в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, в связи с чем пришел к выводу о наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что срок действия доверенности от 10.04.2021, выданной на имя ФИО3, истек 31.12.2021, тогда как уведомление о явке от 01.03.2022 № 2.4-54/1005/22 получено 11.03.2022.

Следовательно, на дату вручения судебного извещения и рассмотрения дела об административном правонарушении срок действия доверенности от 10.04.2021 истек, и ее действие в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 188 Гражданского кодекса Российской Федерации было прекращено.

Кроме этого, доказательств, достоверно свидетельствующих о получении гражданином ФИО3 заказного письма с почтовым идентификатором 80084170906092 и передаче его арбитражному управляющему ФИО1, материалы дела не содержат и административным органом не представлено.

Поскольку материалы дела не содержат доказательств надлежащего уведомления ФИО1, суд приходит к выводу, что надлежащим образом заблаговременно арбитражный управляющий о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении не извещался.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ протокол является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях, в связи с чем, административным законодательством подробно регламентирована процедура его составления. При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ в качестве доказательства, поскольку несоблюдение процессуального порядка получения доказательства делает его недопустимым доказательством.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Составление протокола об административном правонарушении без надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности. В результате допущенных административным органом процессуальных нарушений, Общество лишено процессуальных гарантий защиты, поскольку не могло квалифицировано возражать и представлять объяснения по существу выявленного правонарушения.

При таких обстоятельствах, представленный протокол об административном правонарушении не отвечает требованиям статьи 26.2 КоАП РФ и не может быть принят в качестве доказательства вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного 14.13 КоАП РФ.

Доказательств надлежащего извещения арбитражного управляющего о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в материалах дела не имеется и административным органом не представлено.

Согласно пункту 10 Постановления Пленума № 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ).

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что предпринятые административным органом меры по извещению нельзя признать достаточными и обеспечивающими реальную возможность лицу представлять свои интересы при совершении соответствующих процессуальных действий. Допущенные процессуальные нарушения при рассмотрении административного дела носят существенный характер.

На основании изложенного, суд отказывает в привлечении арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, суд не принимает довод арбитражного управляющего о наличии признаков повторности совершения административного правонарушения в силу положений статьи 4.3 КоАП РФ и с учетом вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Камчатского края от 27.09.20211 по делу А24-3177/2021.

Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине судом не рассматривался, так как в соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167–170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья М.В. Карпачев