АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-1802/2009
23 июля 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 23 июля 2009 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Ж.А. Стриж, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по иску
общества с ограниченной ответственностью "Двина-М"
к ответчику
индивидуальному предпринимателю Титову Виталию Вячеславовичу
о признании договора ничтожным
при участии:
от истца
Жарикова Е.Н.– представитель по доверенности
от 10.04.2009 г. (сроком на 3 года),
от ответчика
не явился
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Двина-М» (далее – ООО «Двина-М») обратилось в арбитражный суд Камчатского края к индивидуальному предпринимателю Титову Виталию Вячеславовичу (далее – ИП Титов В.В.) с требованием о признании ничтожным договора № 15/08 фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) с последующим выкупом от 15.05.2008 г.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске, пояснив, что, поскольку оспариваемый договор не зарегистрирован в установленном порядке, то в силу статьи 165 ГК РФ, является ничтожным.
Ответчик в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
До начала рассмотрения спора от предпринимателя поступило заявление об отложении рассмотрения дела, поскольку он не получал копии иска.
Рассмотрев ходатайство ответчика, суд отказывает в его удовлетворении, так как у предпринимателя было достаточно времени ознакомиться с материалами дела и представить свои возражения, если таковые имелись.
При этом, в материалах дела имеется почтовое уведомление, свидетельствующие о получении ответчиком копии иска.
При таких обстоятельствах, основываясь статьями 123,156 АПК РФ, данный спор рассматривается в отсутствие ответчика.
Как следует из материалов дела, согласно Свидетельству о праве собственности на судно от 06.05.2006 г. Титов Виталий Вячеславович являлся собственником малого рыболовного сейнера МРС-150-221, бортовой номер П-1282.
15 мая 2008 года между ИП Титовым В.В. (судовладелец-ответчик) и ООО «Двина-М» (фрахтователь-истец) заключен договор №15/08 фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) с последующим выкупом, в соответствии с условиями которого, судовладелец передает, а фрахтователь принимает во временное владение и пользование морское судно МРС-150 – 221 без экипажа в мореходном техническом состоянии.
Являющееся предметом договора судно имеет следующие характеристики: наименование судна – МРС-150,№221; флаг – Россия; Назначение и тип судна – рыболовное; бортовой номер – П-1282.
Пунктом 4.1. договора сторонами установлено, что арендная плата за пользование судном составляет 100 000 руб. в месяц. Выкупной платеж составляет 200 000 руб. Полная стоимость договора составляет 300 000 руб. (п.4.2.).
Согласно пункту 5.1. настоящий договор вступает в силу с момента его государственной регистрации и действует до 20.05.2009 г., если иное не оговорено в дополнительном соглашении.
Указывая, что данный договор не прошел государственную регистрацию, в связи с чем, является ничтожным, истец обратился с настоящим иском в суд.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ морские суда и суда внутреннего плавания относятся к недвижимым вещам, подлежащим государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды подлежит регистрации за исключением случаев, когда иное не предусмотрено законом.
Статьями 642 и 643 ГК РФ предусмотрено, что договоры аренды транспортного средства без экипажа не подлежат государственной регистрации.
Статья 214 КТМ РФ, предусматривающая письменную форму договора бербоут-чартера, также не устанавливает требование о его государственной регистрации.
В силу пункта 2 статьи 1 КТМ РФ имущественные отношения, возникающие из торгового мореплавания и основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, регулируются настоящим Кодексом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. К имущественным отношениям, не регулируемым или не полностью регулируемым настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства Российской Федерации.
Статьей 33 КТМ РФ предусмотрено, что в Государственном судовом реестре или судовой книге подлежат регистрации: право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление и другие).
Пунктом 49 Правил регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 31.01.2001 N 30 (далее - Правила), предусмотрена регистрация договора фрахтования судна (тайм-чартер, бербоут-чартер) в Государственном судовом реестре (судовой книге) порта регистрации данного судна.
В силу пункта 2 Правил указанная регистрация судов рыбопромыслового флота и прав на них является юридическим актом признания и подтверждения государством: права плавания под Государственным флагом Российской Федерации в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, а также возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации и иными законами в отношении судов, находящихся в собственности граждан Российской Федерации, юридических лиц, Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, ни нормы Гражданского кодекса РФ, ни нормы КТМ РФ - не предусматривают регистрации права аренды судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, возникающего на основании договора аренды, заключенного с российским фрахтователем.
Не предусматривают такой регистрации и Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах.
При таких обстоятельствах, основываясь вышеизложенным, принимая во внимание плавание судна под Государственным флагом Российской Федерации, учитывая, что отсутствие в Государственном судовом реестре или судовой книге регистрация договора бербоут-чартера не влечет признание его незаключенным или недействительным, требования истца являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Расходы по уплате государственной пошлины составляют 2 000 руб., относятся на истца, но взысканию в бюджет не подлежат, поскольку уплачены при подаче иска в суд.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-28, 101-103, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья Ж.А. Стриж