ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-2074/11 от 01.08.2011 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-2074/2011

08 августа 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 08 августа 2011 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю (ИНН 4101125250, ОГРН 1084101003777)

о признании недействительным в части предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае № 12 от 23.03.2011 об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации

при участии:

от заявителя

Крапивина Л.Д. – представитель на основании прав по должности,

Пузыревич С.А. – представитель по доверенности № 22 от 28.06.2011 (сроком на 6 месяцев)

от ответчика

Мельник А.В. – представитель по доверенности № 38-01-05/5 от 11.01.2011 (сроком до 31.12.2011)

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю (далее – заявитель, Управление Минюста по Камчатскому краю) обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании недействительным в части предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (далее – Камчатское Управление Росфиннадзора) № 12 от 23.03.2011 об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, а именно в части возмещения в добровольном или судебном порядке неправомерных расходов, связанных с:

оплатой услуг по перевозке груза в сумме 6600 рублей, ссылаясь на то, что составление акта выполненных работ в данном случае не является необходимым, так как погрузка-выгрузка перевозимого имущества осуществлялась силами Управления самостоятельно без фактической передачи имущества перевозчику;

оплатой услуг, не связанных с выполнением Управлением Минюста по Камчатскому краю своих функций, в сумме 116257,50 руб., ссылаясь на то, что основанием для проведения указанных мероприятий послужил изданный во исполнение указаний Минюста России от 26.10.2010 №05/21843-АФ приказ Управления от 28.10.2010 № 21-А «О проведении торжественных мероприятий, посвященных празднованию профессионального — Дня юриста», которым утвержден план подготовки тожественных мероприятий, создан организационный комитет и утвержден его персональный состав, а также определен перечень лиц, ответственных за исполнение приказа. На основании данного приказа подготовлена и 09.11.2010 утверждена начальником Управления смета представительских расходов на проведение торжественного мероприятия, посвященного празднованию профессионального праздника - День юриста, в размере 118401,23 руб., а также список представителей юридического сообщества Камчатского края, приглашенных на торжественное мероприятие. Финансирование мероприятий, предусмотренных сметой на проведение торжественного мероприятия, посвященного празднованию профессионального праздника - День юриста, осуществлено в соответствии с Положением о представительских расходах Управления Минюста по Камчатскому краю, утвержденным приказом Управления от 24.12.2009 № 24-А;

оплатой услуг по ремонту автомобильного транспорта в сумме 50709,51 руб., ссылаясь на то, что факт ремонта подтверждается договором на услуги по ремонту автомобильного транспорта, заключенного с ПТО УВД по Камчатскому краю от 01.12.2008 №58, и вышеуказанными счет-фактурами и актами выполненных работ. Не выписка путевых листов не является нарушением финансовой дисциплины. В связи с этим, то обстоятельство, что автомобиль действительно находился в ремонте, свидетельствует отсутствие путевых листов и показания спидометра;

оплатой услуг мойки автомобильного транспорта в сумме 2080 руб., ссылаясь на то, что на основании раздела 6 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования» и учитывая цели и функции Управления Минюста по Камчатскому краю, при использовании служебного транспорта, государственные гражданские служащие Управления Минюста по Камчатскому краю фактически являются пассажирами, перевозка которых должна осуществляться, в соответствии с указанными требованиями. В связи с чем, считают, что мойка автомобиля, свидетельствует о выполнении требований охраны окружающей среды;

с приобретением основных средств и материальных запасов, не связанных с выполнением Управлением своих функций, в сумме 77180,57 руб., ссылаясь на то, что в связи с большой территориальной и отдалённостью большинства муниципальных образований в Камчатском крае, где необходимо осуществлять проверочные и контрольные мероприятия, и отсутствием налаженной связи пассажироперевозок, используется автотранспорт Управления Минюста по Камчатскому краю для выезда в командировки. По причине отсутствия в пути пунктов питания, возникла необходимость в приобретении набора стульев и стола, так как Управление Минюста по Камчатскому краю обязано создавать условия выезжающим работникам для нормальной работы, в том числе своевременное питание, соблюдение санитарных условий;

со списанием горюче-смазочных материалов при выезде автомашин на линию в выходные дни без письменного распоряжения и разрешения начальника Управления Минюста по Камчатскому краю в сумме 9302,24 руб., ссылаясь на то, что фактически автомобиль использовался для перевозки в выходные дни, в связи с чем заправка автомобиля ГСМ в указанные дни не является не правомерным.

Представители заявителя в судебном заседании требование в части оспаривания расходов, связанных с оплатой услуг мойки автомобильного транспорта в сумме 2080 руб. не поддержали. В остальной части заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.

Представитель Камчатского Управление Росфиннадзора в судебном заседании требования заявителя не признала по основаниям, изложенным в отзыве, дополнительно пояснив, что часть документов, представленная в судебное заседание представителями заявителя, не была представлена при проведении проверки.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд приходит к следующему выводу.

Как установлено арбитражным судом, Камчатским Управлением Росфиннадзора на основании приказа № 2 от 11.01.2011 проведена проверка Управления Минюста по Камчатскому краю, в том числе правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета за 2009-2010 годы. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки № 2 (л.д. 75-76, 77-118 том 5).

По результатам проверки руководителем Камчатского Управления Росфиннадзора 23.03.2011 вынесено оспариваемое предписание об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации (л.д. 119-128 том 5), в соответствии с которым заявителю в срок до 06.05.2011 предписано, в частности, возместить в добровольном или судебном порядке неправомерные расходы, произведенные за счет средств федерального бюджета в общей сумме 260049,82 руб. (6600,00+116257,50+50709,51+77180,57+9302,24) с последующим их перечислением в доход федерального бюджета.

Не согласившись с предписанием в указанной части, Управление Минюста по Камчатскому краю обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

В соответствии со ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств ведет бюджетный учет.

Пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.2006 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ), пунктом 3 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н (далее - Инструкция № 148н) установлено, что все хозяйственные операции, проводимые учреждениями, финансовыми органами, органами казначейства оформляются первичными документами. Первичные учетные документы, поступающие в учреждение в качестве оправдательных документов на осуществленные им хозяйственные операции, принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству Российской Федерации правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать, помимо прочих, следующие обязательные реквизиты: наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

Проверкой установлено, что на основании авансового отчета от 04.03.2009 № 10 и приложенных к нему первичных учетных документов, не содержащих обязательные реквизиты, установленные для документов, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, неправомерно приняты к учету и возмещены по расходному кассовому ордеру от 02.03.2009 № 2 расходы по оплате услуг по перевозке груза в сумме 6600 рублей.

Первичные документы, приложенные к авансовому отчету от 04.03.2009 № 10 не соответствуют вышеуказанным требованиям.

Довод представителей заявителя о том, что составление акта выполненных работ в данном случае не является необходимым, так как погрузка-выгрузка перевозимого имущества осуществлялась силами Управления в рамках заключенного договора транспортной экспедиции, не может быть принят арбитражным судом во внимание, поскольку соблюдение сторонами письменной формы совершения сделки транспортной экспедиции является обязательным условием, на что указывается в части 1 статьи 802 Гражданского кодекса РФ.

Доказательств заключения договора транспортной экспедиции материалы деда не содержат, акт оказания услуг либо товарно-транспортная накладная или иной первичный учетный документ в материалы дела не представлен.

Учитывая названные обстоятельства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что расходы по оплате услуг по перевозке груза в сумме 6600 руб. неправомерно приняты к учету без надлежащих первичных учетных документов и возмещены по расходному кассовому ордеру от 02.03.2009 года № 2.

По мнению Камчатского Управления Росфиннадзора Управлением Управления Минюста по Камчатскому краю неправомерно оплачены услуги по проведению торжественных мероприятий, посвященных празднованию Дня юриста, не связанные с выполнением Управлением своих функций в сумме 116257,50 руб., в том числе в 2009 году в сумме 12960 руб., в 2010 году в сумме 103297,50 руб.

Согласно части 1 статьи 84 БК РФ расходные обязательства возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее –Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314) в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

В силу положений Указа Президента Российской Федерации 09.03.2004 № 314 к федеральным министерствам, федеральным службам, федеральным агентствам, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации относится, в том числе Министерство юстиции Российской Федерации.

Пунктом 3 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» определены задачи Министерства юстиции Российской Федерации, одной из основных задач которого является, в том числе разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности (подпункт 1 пункта 3). В соответствии с пунктом 5 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности.

Указом Президента Российской Федерации от 04.02.2008 № 130 «Об установлении дня юриста» установлен профессиональный праздник-день юриста.

Согласно пункту 2 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации к представительским расходам относятся затраты налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

24.12.2009 Управлением издан приказ № 24-А «Об утверждении Положения о представительских расходах Управления Минюста по Камчатскому краю».

Директором Департамента управления делами Министерства юстиции Российской Федерации Управлению Минюста по Камчатскому краю утверждена бюджетная смета доходов и расходов на 2009 и 2010 годы, согласно которым средства на представительские расходы по статье 290 утверждены в сумме 96500,00 руб. и 191500,00 руб. соответственно (л.д. 37-41, 42-45 153-155, 156-158 том 5).

Согласно поручению Министерства юстиции Российской Федерации от 19.11.2009 № 05/15100-АК Управлением Минюста по Камчатскому краю оплачены услуги по публикации в газете «Камчатское время» поздравления с Днем юриста, что подтверждается счетом на оплату № 1579 от 03.12.2009, актом выполненных работ № 1670 от 03.12.2009, платежным поручением № 39192 от 11.12.2009 (л.д. 26-27 том 1, л.д. 16, 18-19 том 2).

На основании письма Министерства юстиции России был издан приказ Управления № 20-А от 25.11.2009 «Об утверждении списка лиц, подлежащих награждению ценными подарками в связи с профессиональным праздником – Днем юриста».

Согласно поручению Минюста России от 26.10.2010 №05/21843-АФ о необходимости проведения торжественных мероприятий, посвященных дню юриста с приглашением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, правоохранительных и судебных органов, ветеранов юстиции, представителей юридических профессий, учащихся ВУЗов и средних учебных заведений, представителей СМИ, а также возможностью награждения отличившихся федеральных государственных гражданских служащих был издан приказ Управления от 28.10.2010 № 21-А «О проведении торжественных мероприятий, посвященных празднованию профессионального праздника - Дня юриста».

23.11.2010 Управление Минюста по Камчатскому краю направило заявку в ООО «Радио-СВ» об организации поздравления в эфире с Днем юриста, 03.12.2010 было озвучено поздравление, что подтверждается эфирной справкой от 03.12.2010, актом выполненных работ № 00001087 от 03.12.2010, счетом-фактурой № 0001087 от 02.12.2010, платежным поручением № 47234 от 06.12.2010 (л.д. 52-53 том 1, л.д. 26, 47 том 2).

23.11.2010 между Управлением Минюста по Камчатскому краю и ИП Пищенко Г.В. заключен договор о возмездном оказании услуг по оформлению зала на День юриста, о чем свидетельствует акт выполненных работ № 5, счет-фактура от 23.11.2010, платежное поручение № 46946 от 03.12.2010 (л.д. 50 том 1, л.д. 37, 38-39 том 2).

30.11.2010 между Управлением Минюста по Камчатскому краю и ИП Радецким П.И. заключен договор услуги совместной организации проведения праздничного мероприятия – День юриста, о чем свидетельствует счет-фактура № 017 от 30.11.2010, акт приемки представленных услуг № 0017 от 30.11.2010, платежное поручение № 49132 от 10.12.2010 (л.д. 44-47 том 2).

30.11.2010 между Управлением Минюста по Камчатскому краю и ИП Гагиевым С.М. заключен договор возмездного оказания услуг по организации праздничных мероприятий, что подтверждается актом № В0000004 от 30.11.2010, платежным поручением № 46861 от 03.12.2010 (л.д. 29-30, 33 том 2).

01.12.2010 в газете «Камчатский край» № 47 опубликовано поздравление с Днем юриста, что подтверждается счетом № 861 от 01.121.2010, актом выполненных работ № 861 от 01.12.2010, платежным поручением № 46859 от 03.12.2010 (л.д. 51-52 том 2, л.д. 33-34 том 4).

Приказом Минфина РФ 190н от 28.12.2010 «О порядке применения бюджетной классификации РФ» отнесены расходы по статье 290 (прочие расходы), в которую входят, в том числе, и представительские расходы. К названным расходам отнесены расходы по приобретению цветов, представительские расходы, прием и обслуживание делегаций и другие аналогичные расходы. Названный перечень не является исчерпывающим.

В соответствии с поручением Министерства юстиции Российской Федерации от 05.08.2010 № 15-13545 о проведении совещания в Камчатском крае по вопросам государственной регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций с территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации, осуществляющими деятельность на территории Дальневосточного федерального округа был издан приказ от 06.08.2010 №137 «Об организации проведения на базе Управления Минюста по Камчатскому краю совещания по вопросам государственной регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций с территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации, осуществляющими деятельность на территории Дальневосточного федерального округа» (л.д. 29-30 том 1).

23.08.2010 между Управлением Минюста по Камчатскому краю и ООО «Антариус» заключен договор возмездного оказания услуг по предоставлению помещения в аренду и организации питания, что подтверждается актом выполненных работ № 000193 от 25.08.2010, счетом-фактурой № 00190 от 25.09.2010, платежным поручением № 29754 от 13.09.2010 (л.д. 32 том 1, л.д. 40-41 том 2).

По факту выполнения услуг в ительменской деревне «Пимхач Мэлвон» составлен акт № 000007 от 07.09.2010, выставлена счет-фактура № 00007 от 07.09.2010, произведена оплата по платежному поручению № 30074 от 17.09.2010 (л.д. 33,34 том 1, л.д. 45 том 3).

Учитывая, что действующее законодательство не предусматривает утверждение главным распорядителем бюджетных средств расчетов по представительским расходам, отсутствуют требования составления сметы по каждой отдельной подстатье статьи экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, арбитражный суд приходит к выводу о том, что затраты на проведение торжественных мероприятий, посвященных празднованию профессионального праздника - Дня юриста 2009-2010 годов, а также вышеуказанного совещания относится к исполнению непосредственных функций Управления Минюста по Камчатскому краю и прямого указания Министерства юстиции Российской Федерации, следовательно, являются правомерными.

По мнению Камчатского Управления Росфиннадзора Управлением Минюста по Камчатскому краю при отсутствии первичных учетных документов, подтверждающих выезд автомобилей (путевых листов), неправомерно за счет средств федерального бюджета оплачены услуги по ремонту автомобильного транспорта в сумме 50709,51 руб., в том числе в 2009 году в сумме 24478,41 руб., в 2010 году в сумме 26231,10 руб.

Статьей 162 БК РФ предусмотрено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, ведет бюджетный учет, формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств. Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ, пунктом 3 Инструкции № 148н установлено, что все хозяйственные операции, проводимые учреждениями, финансовыми органами, органами казначейства оформляются первичными документами.

Пункт 2 постановления Госкомстата от 28.11.1997 года № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» устанавливает ведение первичного учета по унифицированным формам первичной учетной документации юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющимися отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

Как следует из материалов дела, автомобиль ГАЗ 3110 государственный регистрационный номер А 986 МС принадлежит Управлению на праве собственности.

01.12.2008 между Управлением Минюста по Камчатскому краю и ПТО УВД по Камчатскому краю заключен договор на услуги по ремонту автомобильного транспорта № 58.

Факт ремонта подтверждается следующими документами:

27.04.2009 на сумму 8512,28 руб. поступил заявочный лист на техническое обслуживание (текущий ремонт) автомобиля: требование – накладная №№ 1570, 1570/1, счет № 105 от 14.05.2009, акт № 116 от 14.05.2009, счет-фактура № 105 от 14.05.2009, платежное поручение № 27841 от 17.09.2009;

26.06.-29.06.2009 на сумму 7931,49 руб. поступил заявочный лист на техническое обслуживание (текущий ремонт) автомобиля: требование-накладная №№ 2344, 2351, счет № 140 от 13.07.2009, акт № 156 от 13.07.2009, счет-фактура № 140 от 13.07.2009.

29.07.-30.07.2009 на сумму 5559,69 руб. поступил заявочный лист на техническое обслуживание (текущий ремонт) автомобиля: требование-накладная №№ 2747,2757, счет № 193 от 25.08.2009, акта № 208 от 25.08.2009, счет-фактура № 191от 25.08.2009, платежное поручение № 28314 от 22.09.2009.

04.08.2009 на сумму 2474,95 руб. поступил заявочный лист на техническое обслуживание (текущий ремонт) автомобиля: требование-накладная, акт № 209 от 25.08.2009, счет-фактура № 192 от 25.08.2009, платежное поручение № 28315 от 22.09.2009.

25.02.-26.02.2010 на сумму 15372,39 руб. поступил заявочный лист на техническое обслуживание (текущий ремонт) автомобиля: требование-накладная №№ 707, 706, акт № 35 от 01.03.2010, счет-фактура № 35 от 01.03.2010, платежное поручение № 10779 от 14.04.2010.

25.06.-29.06.2010 на сумму 10858,71 руб. поступил заявочный лист на техническое обслуживание (текущий ремонт) автомобиля: требование накладная №№ 2525, 2538, счет № 209 от 06.07.2010, акт № 187 от 06.07.2010, счет-фактура № 186 от 06.07.2010, платежное поручение № 889 от 08.07.2010.

В предписании ответчик ссылается на заявку кассовый расход № 0000000041 от 25.02.2009, счет от 13.07.2009, акт выполненных работ №156 от 13.07.2009 на сумму 7931,49 руб. Однако, вышеуказанная заявка отражает платеж по счету № 308 от 24.12.2008 и акту № 340 от 24.12.2008 на сумму 12170,26 руб.

Отсутствие путевого листа не является основанием для признания неправомерности действий Управления Минюста по Камчатскому краю по проведению ремонта автомобиля за счет средств федерального бюджета, поскольку путевой лист не является первичным бухгалтерским документом, подтверждающим факт ремонта автомобиля или его отсутствие.

По мнению Камчатского Управления Росфиннадзора неправомерно списано горюче-смазочных материалов в сумме 9302,24 руб., в том числе в 2009 году в сумме 6309,96 руб., в 2010 году в сумме 2992,28 руб.

В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Статьей 113 Трудового кодекса РФ запрещена работа в выходные и нерабочие праздничные дни, за исключением случаев предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

Согласно приказам Управления Минюста по Камчатскому краю № 76 от 29.09.2008 и № 17-А от 10.11.2009, которыми установлено, что выезд автомобилей на линию в выходные и праздничные дни производится только с письменного разрешения начальника Управления.

Согласно приказу № 10-ком от 08.06.2009 о направлении в командировку, а также авансовому отчету №31 от 17.06.2009, 13.06.2009 автомобиль выезжал в аэропорт г. Елизово для сопровождения начальника Управления Минюста по Камчатскому краю в командировку г. Хабаровск.

На основании сообщения о проведении данного собрания, служебной записки и справки Управления Минюста по Камчатскому краю о посещении Общего собрания членов политической партии Либерально-демократическая партия России, 17.10.2009 автомобиль выезжал для сопровождения сотрудника Управления для участия в Общем собрании членов политической партии Либерально-демократическая партия России (ЛДПР), проживающих в Камчатском крае, которое проходило на территории детского оздоровительного лагеря имени Ю.А. Гагарина, расположенного в Паратунской санаторно-курортной зоне Елизовского района Камчатского края.

Согласно приказу № 24-ком. от 11.11.2009 о направлении в командировку, а также авансовому отчету № 66 от 23.11.2009, 21.11.2009 автомобиль выезжал в аэропорт для сопровождения начальника Управления Минюста по Камчатскому краю из командировки г. Хабаровск.

12.12.2009 автомобиль выезжал в аэропорт для сопровождения начальника Управления Минюста по Камчатскому краю в командировку г. Москва, о чем свидетельствует приказ № 29-ком. от 11.12.2009 о направлении в командировку, а также авансовый отчет №71 от 22.12.2009.

24.10.2010 автомобиль выезжал для сопровождения заместителя начальника Управления Минюста по Камчатскому краю для проведения лекции в рамках семинара молодежного актива «Школа социального успеха», проходившего на базе ДОЛ им. Ю. Гагарина.

Исследовав названные обстоятельства, арбитражный суд не усматривает в действиях Управления неправомерного использования бюджетных средств, поскольку данные указания были даны непосредственно начальникам Управления Минюста по Камчатскому краю, что было подтверждено в судебном заседании лично начальником Управления Минюста по Камчатскому краю.

По мнению Камчатского Управления Росфиннадзора Управление Минюста по Камчатскому краю за счет средств федерального бюджета неправомерно приобретены основные средства и материальные запасы, не связанные с выполнением Управлением Минюста по Камчатскому краю своих функций, в сумме 77180,57 руб., в том числе в 2009 году в сумме 2754 руб., в 2010 году в сумме 74426,57 руб.

Согласно статье 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает, помимо прочего, результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии со статьей 69.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений.

Согласно статье 70 БК РФ обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает оплату поставок товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных нужд).

Часть 1 статьи 84 БК РФ содержит перечень оснований, в результате которых возникают расходные обязательства Российской федерации.

Осуществление функций по проведению проверочных и контрольных мероприятий за пределами краевого центра связано с выездом специалистов Управления в муниципальные образования, в том числе и отдаленные на значительное расстояние от г. Петропавловска-Камчатского.

Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и государственную защиту своих жизни и здоровья.

Согласно статье 73 Федерального закона № 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной указанным федеральным законом.

Статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются, в том числе обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников и профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников.

К обязанностям работодателя относится обеспечение безопасных условий и охраны труда, в том числе принятие мер по сохранению жизни и здоровья работников, а также санитарно-бытовое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

В связи с чем, приобретение стульчиков, столов, термоса, контейнеров для сохранения продуктов питания, напрямую связано с обеспечением санитарно-бытового обслуживания работников и охраняя труда в период приема пищи и отдыха специалистами Управления в поездках по районам Камчатского края при проведении контрольных мероприятий прямо предусмотренных подпунктами 39, 40, 42, 47, 60 пункта 6 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 № 147 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации», приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.10.2010 № 241 «Об утверждении административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния», приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2009 № 90 «Об утверждении административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации».

Согласно приказу № 14-ком. от 09.06.2010 «О командировке» Управление Минюста по Камчатскому краю на 2 календарных дня направило в командировку работников Управления Минюста по Камчатскому краю в Усть-Большерецк. Кроме того, в командировку работники Управления Минюста по Камчатскому краю направлялись в с. Мильково на основании приказа № 15-ком от 29.06.2010.

Приобретение цветов осуществлялось согласно плану основных мероприятий Минюста России по подготовке и проведению празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, утвержденного приказом Министерством юстиции Российской Федерации от 24.04.2009 № 118 «О праздновании 65-летия Победы в Великой Отечественной войне».

На основании изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявитель действовал в соответствии со сметой расходов, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации.

Не может быть принят во внимание довод представителя заявителя о том, что мера принуждения в виде обязанности по возмещению денежных средств не предусмотрена статьёй 258 БК РФ по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 268 БК РФ федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

Камчатское Управление Росфиннадзора согласно пункту 5.14.7 Положения имеет право направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.

Абзацем 2 пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» предусмотрено, что средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

В соответствии со статьей 3 БК РФ Президент Российской Федерации издает указы, регулирующие бюджетные правоотношения, указанные в пункте 1 статьи 1 Кодекса, которые не могут противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации и федеральным законам, указанным в статье 2 БК РФ.

Пунктом 7 Федерального закона от 09.07.1999 № 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» установлено, что изданные до введения в действие упомянутого Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации по вопросам, которые согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

В статье 281 БК РФ определены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, а в статье 283 БК РФ предусмотрены основания применения мер принуждения за данные нарушения.

Выявленное в ходе проверки нарушение нормативно-правовых актов в виде оплаты услуг по перевозке груза в сумме 6600 рублей не содержат признаков, перечисленных в статьях 281, 283 БК РФ, однако привело к неправомерному израсходованию средств федерального бюджета и должно быть устранено, в том числе и путем возможности государства восстановить существующее положение и предупредить дальнейшие правонарушения.

Поскольку пункт 4 Указа № 1095 не устанавливает перечень мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, и не определяет порядок применения таких мер, следовательно, не устанавливает виды ответственности и порядок привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства и не противоречит БК РФ.

В своем предписании Управление Росфиннадзора указывает на необходимость возместить в добровольном или судебном порядке неправомерные расходы, произведённые за счёт средств федерального бюджета, в частности, в сумме 6600 руб., что соответствует абзацу 2 пункта 4 Указа № 1095, согласно которому средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля.

На основании установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, арбитражный суд считает, что оспариваемое предписание Камчатского Управления Росфиннадзора в части эпизода нарушения бюджетного законодательства по оплате услуг по перевозке груза в сумме 6600 руб. соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Управления Минюста по Камчатскому краю, в связи с чем требование заявителя в данной части удовлетворению не подлежит в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, согласно которой в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В части эпизодов оплаты услуг в сумме 116257,50 руб., оплаты услуг по ремонту автомобильного транспорта в сумме 50709,51 руб., приобретения основных средств и материальных запасов в сумме 77180,57 руб., списания горюче-смазочных материалов при выезде автомашин на линию в сумме 9302,24 руб., арбитражный суд считает, что оспариваемое предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Управления Минюста по Камчатскому краю, в связи с чем требование заявителя в данной части подлежит удовлетворению в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ.

Довод представителя Камчатского Управление Росфиннадзора о том, что часть документов, представленная в судебное заседание не была представлена при проведении проверки, не может быть принята арбитражным судом во внимание, поскольку само по себе непредставление Управлением Минюста по Камчатскому краю части документов, подтверждающих фактические расходы бюджетных средств, при их объективном наличии не может свидетельствовать о факте неправомерного использования бюджетных средств.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

требование Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю удовлетворить частично.

Предписание Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае № 12 от 23.03.2011 в части требований возместить в добровольном или судебном порядке неправомерные расходы в общей сумме 253449,82 руб. (116257,50+50709,51+77180,57+9302,24) с последующим их перечислением в доход федерального бюджета, признать незаконным, как несоответствующее бюджетному законодательству.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Обеспечительные меры, принятые по настоящему делу определением Арбитражного суда Камчатского края от 25.05.2011, по вступлению решения суда в законную силу отменить.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья И.Ю. Жалудь