АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-2364/2014
26 сентября 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2014 года.
Полный текст решения изготовлен сентября 2014 года .
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Решетько В.И. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белым К.В. рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению | краевого государственного бюджетного учреждения «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» (ИНН <***>, ОГРН <***>) |
к | Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) |
третьи лица: | Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (ИНН <***>, ОГРН <***>); Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при федеральном агентстве специального строительства» (ИНН <***>, ОГРН <***>) |
об оспаривании решения от 18.04.2014 по делу № 21-06/5-14А о нарушении антимонопольного законодательства, |
при участии:
от заявителя: | ФИО1 – представитель по доверенности от 13.12.2013 (сроком на три года); |
от ответчика: | ФИО2 – представитель по доверенности от 17.09.2014 |
от 3-х лиц: | не явились. |
Установил:
краевое государственное бюджетное учреждение «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» (юридический адрес: <...>, ОГРН <***>) (далее – заявитель, Служба заказчика, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (юридический адрес: <...>, ОГРН <***>) (далее – антимонопольный орган, Камчатское УФАС России) от 18.04.2014 по делу № 21-06/5-14А о нарушении антимонопольного законодательства.
В заявлении указало, что оспариваемое решение антимонопольного органа является недействительным и подлежит отмене в связи со следующим. В рамках ФЦП «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения на 2009 - 2014 годы» ФГУП «Дальспецстрой» определен единственным исполнителем работ по реконструкции объектов инженерной инфраструктуры коммуникаций, сейсмоусилению существующих зданий и сооружений и строительству новых жилых домов и объектов.
Градостроительная деятельность – деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
Под строительством законодатель понимает создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства) (пункт 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Заявитель указал, что для создания новых жилых домов и объектов, в том числе целого микрорайона, необходимо выполнить предусмотренные Градостроительным кодексом РФ стадии строительства - инженерные изыскания, проектирование, государственную экспертизу проекта, осуществление непосредственно строительства в виде монтажа создаваемого нового жилого дома и объекта и т.п.. При этом данный перечень подлежит расширительному толкованию.
Строительство в правовом толковании применяемых в Градостроительном кодексе РФ терминов смысле как создание зданий, строений, сооружений включает в себя стадии: территориальное планирование; градостроительное зонирование; планирование территории; архитектурно-строительное проектирование, строительство и т.п., в том числе: проектно-изыскательские работы, инженерные изыскания, проектирование, экспертиза проекта, осуществление строительства.
По мнению заявителя, решение о предоставлении земельного участка для проведения изыскательских работ не влечет за собой обязательное предоставление в будущем данного земельного участка для строительства. Торгов с целью предоставления земельного участка для проведения изыскательских работ не требуется.
Таким образом, при заключении Учреждением и ФГУП ГУСС «Дальспецстрой» договора № 3/12-Д от 11.12.2012 на выполнение работ по строительству объекта «Микрорайон жилой застройки в районе Северо-Восточного шоссе г. Петропавловска-Камчатского (2 очередь) 1 этап» на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 1422-Р с включением в него изыскательских работ, которые входят составной частью в правовую конструкцию и в состав термина «строительство».
На основании вышеизложенного заявитель считает оспариваемое решение антимонопольного органа недействительным и просит его отменить.
Камчатское УФАС России представило в суд письменный отзыв на заявление Учреждения, в котором оспариваемое решение считает законным и обоснованным, а доводы заявителя – не подлежащими удовлетворению (том 1,
л.д. 62-67).
В отзыве указало, что предметом договора на выполнение работ по строительству объекта является, в том числе выполнение проектно-изыскательских работ, которые не предусмотрены распоряжением Правительства Российской Федерации № 1422-р.
Антимонопольный орган считает несостоятельными и не соответствующими обстоятельствам дела доводы Учреждения о том, что термин «строительство» в правовом толковании применяемых в Градостроительном кодексе РФ терминов смысле как создание зданий, строений, сооружений включает в себя стадии: территориальное планирование; градостроительное зонирование; планирование территории; архитектурно-изыскательские работы, инженерные изыскания, проектирование, экспертиза проекта, осуществление строительства и поэтому выполнение работ по строительству объекта включает в себя изыскательские работы, которые входят составной частью в правовую конструкцию и в состав термина строительство, как создание, и позволяет заключать контракт, в том числе на проектно-изыскательские работы без проведения торгов с единственным подрядчиком.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации № 1422-р ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» определено единственным исполнителем работ по реконструкции объектов инженерной инфраструктуры и коммуникаций, сейсмоусилению существующих зданий и сооружений и строительству новых жилых домов, объектов социальной инфраструктуры и специальных объектов на территории Камчатского края. Данный перечень работ, заказ на выполнение которых размещается у единственного подрядчика, является закрытым.
Поскольку данный перечень не содержит указание на выполнение проектно-изыскательских работ (оплата данных работ предусмотрена сметой), заказчик обязан был осуществить размещение заказа на выполнение данных работ путем проведения торгов.
Инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения. Не допускается подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, выполняются в целях получения материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории; материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции объектов капитального строительства; материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг от 06.08.1993 № 17 услуги по проектированию и инженерно изыскательской деятельности входят в группу 7420000 «Услуги в области технической деятельности: услуги в области архитектуры; инженерные услуги в области гражданского и промышленного строительства; услуги по техническим испытаниям и анализу; услуги по вопросам сертификации продукции и аттестации производства; услуги поверочных метрологических служб; услуги по вопросам стандартизации; услуги в области гидрометеорологии; услуги в области геологических изысканий». Вместе с тем, работы в области строительства, включая реконструкцию и ремонт, относятся к группе 4520000 «Услуги по проведению общих строительных работ по возведению зданий и сооружений».
Таким образом, выполнение проектно-изыскательских работ и работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства являются различными видами деятельности, при осуществлении которых используются технологии, присущие каждой из данных видов деятельности отдельно, используется различный комплекс организационных мер, операций и приемов, в связи с чем для осуществления данных видов деятельности требуется наличие различных по составу трудовых ресурсов и организационно-технических средств, разрешительных документов.
По мнению антимонопольного органа, заключив договор на выполнение работ по строительству объекта, в том числе на выполнение проектно-изыскательских работ, которые не предусмотрены Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1422-р, без размещения заказа в порядке, определенном Законом о размещении заказов, Учреждение необоснованно воспрепятствовало осуществлению хозяйствующими субъектами деятельности на рынке выполнения проектно-изыскательских работ, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
По указанным основаниям Камчатское УФАС России полагает, что оспариваемое решение по делу № 21-06/5-14А, вынесенное в отношении краевого государственного бюджетного учреждения «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края», является законным и обоснованным, и просит арбитражный суд в удовлетворении требований заявителя отказать.
Определением о принятии заявления к производству суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (юридический адрес: <...>, ОГРН <***>) (далее – ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае) и Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при федеральном агентстве специального строительства» (юридический адрес: <...>, ОГРН <***>) (далее - Дальспецстрой).
ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае представило в суд письменный отзыв на заявление, в котором доводы заявителя не признало, поддержав правовую позицию антимонопольного органа (том 2, л.д. 168-172).
Третьи лица извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), однако явку своих представителей в суд не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
В связи с этим и учитывая мнения представителей Учреждения и антимонопольного органа, не возражавших против проведения судебного заявителя в отсутствие третьих лиц, судебное заседание проведено в отсутствие представителей ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае и Дальспецстроя.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования Учреждения в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Просил признать оспариваемое решение антимонопольного органа недействительным и отменить его в полном объеме.
Представитель Камчатского УФАС России требования Учреждения не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. В удовлетворении заявленных требований просила отказать.
Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив в порядке 71 АПК РФ письменные доказательства по делу и материалы дела № 21-06/5-14А о нарушении антимонопольного законодательства, арбитражный суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании информации, поступившей в Камчатское УФАС России из ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае, приказом антимонопольного органа от 11.10.2013 № 191-П предписано провести внеплановую проверку соблюдения законодательства о размещении заказов при размещении Учреждение заказа на выполнение работ по строительству объекта «Микрорайон жилой застройки в районе Северо-Восточного шоссе г. Петропавловска-Камчатского (2 очередь) 1 этап»; сформирована инспекция для организации и осуществления данной проверки (т. 2, л.д. 100, 157).
По результатам проведенной проверки составлен акт от 30.10.2013 № 30/06 и издан приказ от 10.02.2014 № 12-П о возбуждении дела № 21-06/5-14А по признакам нарушения Службой заказчика части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», и создана Комиссия по рассмотрению вышеуказанного дела (т. 2, л.д. 85, 95-99).
Решением Комиссии Камчатского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 18.04.2014 по делу № 21-06/5-14А краевое государственное бюджетное учреждение «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» признано нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» путем заключения 11.12.2012 договора на выполнение проектно-изыскательских работ без проведения торгов, что явилось необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке проектно-изыскательских работ (т. 1, л.д. 9-15).
Этим же решением постановлено выдать Учреждению предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и передать материалы дела № 21-06/5-14А уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.
Не согласившись с вышеуказанным ненормативным правовым актом антимонопольного органа, Служба заказчика обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд считает, что оспариваемое решение Комиссии Камчатского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства является законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Пунктом 7 статьи 4 данного закона установлено, что конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке
Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей данного Закона, в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В силу части 1 статьи 39 этого же закона антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (в редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 401-ФЗ) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;
8) создание дискриминационных условий;
9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;
10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Перечень вышеперечисленных нарушений не является закрытым. Закрепленный приведенной правовой нормой запрет распространяется, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
Таким образом, принимаемые органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, решения, а также совершаемые действия (бездействие), прежде всего, должны быть направлены на реализацию этих положений Закона о защите конкуренции.
Для квалификации вышеуказанных действий в качестве нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган в силу указаний части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами положений антимонопольного законодательства», должен доказать, что соответствующие действия Службы заказчика Минстроя Камчатского края привели или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии со статьей 3 действовавшего в проверяемый период Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказа на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации).
Частью 2 статьи 10 Закона о размещении заказов предусмотрено, что во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из письменных доказательств по делу следует, что учредителем Службы заказчика является Министерство строительства Камчатского края; полномочия его собственника осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края (т. 2, л.д. 46-51).
11.12.2012 между Службой заказчика (Заказчик) и Дальспецстроем (Генподрядчик) заключен договор № 3/12-Д на выполнение работ по строительству объекта «Микрорайон жилой застройки в районе Северо-Восточного шоссе г. Петропавловска-Камчатского (2 очередь) 1 этап» (т. 2, л.д. 103-123). Торги на право заключения данного договора не проводились.
Предметом вышеназванного договора является выполнение Генподрядчиком по заданию Заказчика работ по разработке технической документации (проектной документации и рабочей документации, включая сметы) и строительству данного объекта (пункты 1.1, 1.2 договора).
Работы осуществляются в рамках Федеральной целевой программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2009 № 365, что следует из пункта 1.3 данного договора.
Договор Службы заказчика с Дальспецстроем заключен на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 1422-р «Об утверждении исполнителя работ по реконструкции объектов инженерной инфраструктуры и коммуникаций, сейсмоусилению существующих зданий и сооружений и строительству новых жилых домов, объектов социальной инфраструктуры и специальных объектов на территории Камчатского края», которым ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России определено единственным исполнителем работ по реконструкции объектов инженерной инфраструктуры и коммуникаций, сейсмоусилению существующих зданий и сооружений и строительству новых жилых домов, объектов социальной инфраструктуры и специальных объектов на территории Камчатского края в рамках Федеральной целевой программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2009 № 365.
Вместе с тем из приложения № 1 к договору от 11.12.2012 № 3/12-Д
(т. 2, л.д. 121) следует, что в расчет стоимости строительства объекта включены также затраты за проведение проектно-изыскательских работ в сумме 55 370 740 руб., то есть названным договором предусмотрено оказание Дальспецстроем услуг не только по строительству, но и по выполнению проектно-изыскательских работ, которые не предусмотрены распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 1422-р, а ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России не было определено единственным исполнителем проектно-изыскательских работ.
Однако Служба Заказчика в установленном законом порядке соответствующий заказ на право заключения договора на оказание проектно-изыскательских работ не разместила.
Обращение о внесении изменения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 1422-р в части определения единственным исполнителем работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации по Федеральной целевой программе «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2018 годы» ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» направлено Губернатором Камчатского края в адрес Президента Российской Федерации только 12.08.2013, то есть после заключения договора от 11.12.2012 № 3/12-Д (т. 2, л.д. 59, 60, 62-63).
Более того, как установлено судом, на момент рассмотрения настоящего спора соответствующие поправки в распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 1422-р не внесены.
Довод заявителя, что размещение заказа на выполнение проектно-изыскательских работ не требовалось, поскольку данные работы являются одной из стадий понятия «строительство» в смысле создания нового объекта, судом отклоняется в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительной деятельностью признается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
Пунктом 13 этой же статьи определено, что строительством является создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
В свою очередь, изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования входят в обособленное от строительства понятие «инженерные изыскания», что следует из пункта 15 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг от 06.08.1993 № 17 услуги по проектированию и инженерно изыскательской деятельности входят в группу 7420000 «Услуги в области технической деятельности: услуги в области архитектуры; инженерные услуги в области гражданского и промышленного строительства; услуги по техническим испытаниям и анализу; услуги по вопросам сертификации продукции и аттестации производства; услуги поверочных метрологических служб; услуги по вопросам стандартизации; услуги в области гидрометеорологии; услуги в области геологических изысканий», тогда как работы в области строительства, включая реконструкцию и ремонт, относятся к группе 4520000 «Услуги по проведению общих строительных работ по возведению зданий и сооружений».
Таким образом, выполнение проектно-изыскательских работ и работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства являются различными видами деятельности, при осуществлении которых используются технологии, присущие каждой из данных видов деятельности отдельно, используется различный комплекс организационных мер, операций и приемов, в связи с чем для осуществления данных видов деятельности требуется наличие различных по составу трудовых ресурсов и организационно-технических средств, разрешительных документов.
Рынок оказания услуг по выполнению проектно-изыскательских работ является конкурентным. Неразмещение Службой заказчика государственного заказа на выполнение проектно-изыскательских работ в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов, создало условия и возможность для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Проведение конкурсов, аукционов подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов, а в данном случае и экономию бюджетных средств. Непроведение данных процедур влияет на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурсов, аукционов в установленном законом порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку, либо права ведения деятельности на нем.
Заключив договор на выполнение работ по строительству объекта, в том числе на выполнение проектно-изыскательских работ, которые не предусмотрены распоряжением Правительства Российской Федерации № 1422-р, без размещения заказа в порядке, определенном Законом о размещении заказов, Учреждение необоснованно воспрепятствовало осуществлению хозяйствующими субъектами деятельности на рынке выполнения проектно-изыскательских работ, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
В силу положений антимонопольного законодательства органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным органам запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Таким образом, арбитражный суд поддерживает правовую позицию антимонопольного органа, изложенную в оспариваемом решении, что заявитель нарушил часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» путем заключения 11.12.2012 договора на выполнение проектно-изыскательских работ без проведения торгов, что явилось необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке проектно-изыскательских работ (пункт 1 резолютивной части решения), в связи с чем законно и обоснованно выдал ему предписание об устранении нарушений действующего законодательства и направил материалы дела соответствующему должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении (пункты 2, 3 резолютивной части решения).
На основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств по делу арбитражный суд считает, что оспариваемое решение Камчатского УФАС России является законным и обоснованным в полном объеме.
В свою очередь, доводы Службы заказчика Минстроя Камчатского края своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли и опровергаются установленными судом обстоятельствами.
Иные доводы заявителя не могут повлиять на результат разрешения настоящего спора в силу установленных судом обстоятельств о законности и обоснованности оспариваемого решения антимонопольного органа, в связи с чем их правовая оценка не производилась.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Вопрос о взыскании (распределении) судебных расходов судом не разрешался ввиду того, что государственная пошлина уплачена заявителем при подаче заявления в арбитражный суд в полном объеме.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья В.И. Решетько