ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-2666/20 от 04.08.2020 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                     Дело № А24-2666/2020

11 августа 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 04 августа 2020 года.

Полный текст решения изготовлен августа 2020 года .

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Васильевой И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Валяевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску

заместителя прокурора Камчатского края в интересах Камчатского края в лице Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (4101145761, ОГРН 114101003708 )

к

краевому государственному автономному учреждению «Охрана камчатских лесов» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
федеральному бюджетному учреждению «Российский центр защиты леса» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора

филиал Федерального бюджетного учреждения «Российский центр защиты леса» - «Центр защиты леса Хабаровского края»

о признании договора недействительной (ничтожной) сделкой,

при участии:

от зам. прокурора:

от Агентства:

ФИО1 – представитель по доверенности от 25.05.2020 № 08-2020 (сроком на 1 год),

ФИО2 – представитель по доверенности от 10.02.2020 № 59.06/635 (сроком по 31.12.2020),

от КГАУ «Охрана камчатских лесов»:

ФИО3 – представитель по доверенности
от 10.01.2020 № 2 (сроком по 31.12.2020),

от ФБУ «Российский центр защиты леса»:

от третьего лица:

не явились,

не явились.

установил:

заместитель прокурора Камчатского края (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Камчатского края с иском в интересах Камчатского края в лице Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (далее – Агентство, адрес: 683006, <...>) к краевому государственному автономному учреждению «Охрана камчатских лесов» (далее – КГАОУ «Охрана камчатских лесов», ответчик, адрес: 683011,
<...>), Федеральному бюджетному учреждению «Российский центр защиты леса» (далее – ФБУ «Российский центр защиты леса», ответчик, адрес: 141207, Московская область,
<...>) о признании договора на выполнение работ по лесопатологическому обследованию от 02.03.2020 № 16, заключенный между КГАУ «Охрана камчатских лесов» и ФБУ «Российской центр защиты лесов», недействительной (ничтожной сделкой).

Требования заявлены со ссылкой на статьи 19, 50.7, 60.1, 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьи 3, 15, 24, 47 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон
№ 44-ФЗ) и мотивированы тем, что ответчик заключил указанный договора с превышением предоставленной ему как автономному учреждению специальной правоспособности, с нарушениями требований законодательства о контрактной системе, а также законодательства в сфере конкуренции.

Определением от 08.06.2020 суд на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) привлек к участию в деле в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, филиал Федерального бюджетного учреждения «Российский центр защиты леса» – «Центр защиты леса Хабаровского края».

ФБУ «Российский центр защиты леса» и третье лицо в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом по правилам статей 121-123 АПК РФ, что подтверждено материалами дела.

При таких обстоятельствах, учитывая надлежащее извещение ответчика и третьего лица, в силу статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится в их отсутствие.

В судебном заседании представитель заместителя прокурора Камчатского края исковые требования поддержал, указав, что Учреждение не приступило к исполнению утвержденного для него государственного задания, а привлекло для этой цели на договорной основе ФБУ «Российский центр защиты леса» на основании Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), что является нарушением бюджетного, лесного законодательства, а также законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Представитель Агентства возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным во мнении на иск.

Представители КГАУ «Охрана камчатских лесов» возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, что КГАУ «Охрана камчатских лесов» (далее – Учреждение) создано на основании Распоряжения Правительства Камчатского края от 23.03.2011 № 126-РП.

Учреждение является некоммерческой организацией, созданной Правительством Камчатского края и действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об автономных учреждениях», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Камчатскою кран и настоящим Уставом (пункт 1.2).

Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляются Агентством лесного хозяйства и охраны животного мира Камчаткою края (пункт 1.4 Устава).

Учреждение является государственным автономным учреждением Камчатского края, созданным в целях тушения лесных пожаров и осуществления отдельных мер пожарной безопасности в лесах, в том числе, предупреждения лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах, расположенных на землях лесного фонда и землях Камчатского края, на территории Камчатского края. Выполнение работ по охране и защите лесов от лесных пожаров выполняются без конкурса на основе государственного задания, сформированного и утвержденного Учредителем. Учреждение вправе выполнять иные лесохозяйственные работы, а так же иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых Учреждение создано. Кроме того, Учреждение вправе выполнять работы и оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности для граждан и юридических лиц за плачу и на одинаковых при оказании услуг и выполнении работ условиях и в порядке, установленном федеральными законами (пункт 1.7 Устава).

Учреждение кроме основной деятельности вправе осуществлять иные виды деятельности, которые служат достижению целей, определенных настоящим Уставом и соответствует ним целям, в том числе, проведение лесопатологического обследования (пункт 2.3 Устава).

Согласно пункту 3.2 Устава автономное учреждение обязано, в том числе,  исполнять требования законодательства Российской Федерации и выполнять сформированное и утвержденное Учредителем задание.

23.12.2019 Агентством для КГАУ «Охрана камчатских лесов» утверждено государственное задание № 1 на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годы на выполнение работ по тушению лесных пожаров, предупреждению возникновения и распространения лесных пожаров включая территорию ООПТ, осуществлению мероприятия в области использования лесов, включая организацию и развитие туризма, профилактику, локализацию и ликвидацию  возникновения очагов вредных организмов, выполнение работ по отводу лесосек, проведение ухода за лесом, осуществление лесовосстановления и лесоразведения (разделы 1-17 Устава).

23.12.2019 между Агентством и Учреждением заключено соглашение № 1, предметом которого является предоставление из краевого бюджета в 2020 году и 2021, 2022 годах Учреждению субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) № 1 от 23.12.2019 (далее – субсидия).

Согласно пункту 2.3 соглашения субсидия предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Учредителю как получателю средств краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

При этом, согласно пункту 2.3.1 соглашения, в 2020 году в целях финансового обеспечения выполнения Учреждением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), ответчику выделено всего 157 031 226 (сто пятьдесят семь миллионов тридцать одна тысяча двести двадцать шесть) руб., в том числе, по коду БК 848 0407 1720451290 621 – 972 500 руб.;

Для реализации исполнения государственного задания КГАУ «Охрана Камчатских лесов» (заказчик) и ФБУ «Российский центр защиты леса» в лице филиала (исполнитель) 02.03.2020 заключили договор на выполнение работ по лесопатологическому обследованию № 16, по условиям которого исполнитель обязуется по заявке заказчика выполнить на лесных участках работы по лесопатологическому обследованию, а заказчик обязуется оплатить эти работы (пункт 1.1 договора).

В техническом задании сторонами договора согласованы: наименование, объем и состав работ, место их выполнения, а также сроки.

Протоколом согласования договорной цены (приложение № 2 к договору) сторонами достигнуто соглашение о стоимости работ, подлежащих выполнению в соответствии с договором от 02.03.2020 № 16 на выполнение работ по лесопатологическому обследованию лесных насаждений на площади 2407 га, в размере 878 555 (восемьсот семьдесят восемь тысяч пятьсот пятьдесят пять) руб. в том числе НДС (20%) 146 425,83 руб. Стоимость работ по лесопатологическому обследованию лесных насаждений составляет 365 руб. (с НДС) за 1 га.

3аказчик вносит авансовый платеж согласно выставленному счету в размере 30% на лицевой счет исполнителя в течение трех банковских дней с момента подписания договора и выставления счета исполнителем заказчику. Оплата производится с расчетного счета заказчика. Окончательная оплата за выполнение работы в размере 70% от общей стоимости работ по договору, производится заказчиком в течение 10-ти календарных дней с момента подписания сторонами акта о выполнении работ (оказании услуг), на основании счета на окончательную оплату и счета-фактуры. Оплата производится с расчетного счета заказчика (пункты 3.2, 3.3 договора).

Полагая, что заключенный ответчиками договор от 02.03.2020 № 16 противоречит закону и нарушает публичные интересы, заместитель прокурора обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006
№ 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) для автономного учреждения в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности, формируется и утверждается учредителем государственное (муниципальное) задание.

На основании части 1 статьи 4 Закона № 174-ФЗ основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.

В силу части 2.1 этой же статьи автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания.

В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) определено, что государственное задание представляет собой документ, который формируется и утверждается учредителем и устанавливает требования к составу, качеству, объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ).

Согласно пункту 4 статьи 69.2 БК РФ финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов.

В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81-84 Кодекса.

Частью 4 статьи 19 ЛК РФ предписано, что, в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.

Таким образом, по смыслу приведенного правового регулирования, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут выполняться за счет бюджетных средств непосредственно автономным учреждением на основании государственного задания, от выполнения которого последнее не вправе отказаться.

Возражая против заявленных требований, ответчики и Агентство указали, что в рассматриваемом случае при заключении договора от 02.03.2020 № 16 Учреждение имеет право привлекать для выполнения работ третьих лиц, стороны верно руководствовались положениями Закона № 223-ФЗ, поскольку субсидия представлялась на иные цели для осуществления деятельности Учреждения, реализация которых не подпадает под действие Закона № 44-ФЗ и не предполагает проведение конкурентных процедур в соответствии с этим законом.

Рассмотрев разногласия сторон, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статье 1 Закона № 44-ФЗ данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в частности, в части, касающейся: определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В статье 8 указанного закона отражено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Из содержания пунктов 73, 74 и 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что в Законе № 44-ФЗ не содержится прямого указания на ничтожность сделок, направленных на удовлетворение государственных и муниципальных нужд и заключенных без использования названных в Законе конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Вместе с тем в законе содержится явно выраженный запрет на заключение сделок в обход таких конкурентных способов, без использования которых нарушаются права неопределенного круга третьих лиц – потенциальных участников торгов.

Таким образом, решение вопроса о том, является ли оспариваемый договор на выполнение работ ничтожной сделкой, зависит от его правового регулирования Законом № 44-ФЗ, либо Законом № 223-ФЗ, устанавливающим ряд особенностей, учитывающих состав сторон сделки и цель, с которой она заключается.

Принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг автономными учреждениями установлены Законом
№ 223-ФЗ.

Общая направленность задач и целей указанных Законов (Закон
№ 44-ФЗ и № 223-ФЗ) – противодействие злоупотреблениям в сфере закупок для обеспечения публичных нужд и интересов.

В рассматриваемом случае КГАУ Охрана камчатских лесов» является некоммерческой организацией и создано, в том числе, в целях тушения лесных пожаров и осуществления отдельных мер пожарной безопасности в лесах.

В силу части 1 статьи 60.2 ЛК РФ, защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.

В свою очередь, меры санитарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе проведение лесопатологических обследований (подпункт 3 пункта 1 статьи 60.3 кодекса).

В соответствии с пунктом 17 Приказа Минприроды России от 16.09.2016
№ 480 «Об утверждении порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования» лесопатологические обследования проводятся в целях получения информации о текущем санитарном (характеристика, которая определяется по количеству деревьев разных категорий состояния) и лесопатологическом (характеристика, которая определяется по количеству вредных организмов и степени повреждения ими деревьев) состоянии лесных участков, а также для обоснования и назначения мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов.

Таким образом, виды работ, предусмотренные государственным заданием и определенные оспариваемым договором, относятся к санитарной безопасности в лесах.

Согласно статье 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг названные заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, ГК РФ, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положениями о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Положение о закупке утверждается наблюдательным советом автономного учреждения в случае, если заказчиком выступает автономное учреждение.

Для заказчиков, как и для государственных заказчиков, поименованных в Законе № 44-ФЗ, статьей 3 Закона № 223-ФЗ, установлено, что закупки должны осуществляться на торгах в виде конкурса или аукциона. В то же время в силу части 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

КГАУ «Охрана камчатских лесов» представило регулирующее его деятельность Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд учреждения, утвержденное 28.09.2018 наблюдательным советом. Положением действительно установлен такой способ закупки как закупка у единственного поставщика.

Вместе с тем, из сравнительного анализа буквального содержания и смысла статьи 1 Закона № 44-ФЗ и статьи 1 Закона № 223-ФЗ, можно прийти к выводу, что Закон № 223-ФЗ определяет порядок закупок для нужд самого автономного учреждения. В тех же случаях, когда автономные учреждения выступают государственными заказчиками в силу наделения их соответствующими полномочиями государственными органами и производят закупки для удовлетворения государственных нужд, Закон № 223-ФЗ и предусмотренные им Положения о закупках, утвержденные наблюдательными советами автономных учреждений, не подлежат применению.

В этих случаях автономные учреждения как государственные заказчики должны определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами, указанными в статье 24 Закона № 44-ФЗ, то есть на открытых, закрытых конкурсах, аукционах, путем запроса котировок, запроса предложений и только в определенных случаях – у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В силу статьи 19 ЛК РФ органы государственной власти осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством о контрактной системе в тех случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов не возложено на государственные учреждения. Однако это не означает, что если такие мероприятия поручены учреждению, то оно не обязано руководствоваться Законом № 44-ФЗ.

Выбор правового регулирования определяется тем, для чьих нужд, государственных или собственных, автономное учреждение производит закупку.

Ответчики не опровергли тот факт, что выполнение государственного заказа на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов обеспечивает государственные нужды и финансируется исключительно бюджетными средствами, предназначенными на эти цели.

С учетом изложенного, привлечение исполнителя к выполнению государственного задания, финансируемого из бюджета Камчатского края, без проведения конкурсных процедур квалифицируется судами как нарушение положений Закона № 44-ФЗ.

Подлежат отклонению также и доводы ответчиков и Агентства о том, что в рассматриваемом случае нет правовых оснований полагать, что речь идет о неэффективном использовании бюджетных средств, поскольку субсидия предоставлена Учреждению на основании статьи 78.1 БК РФ и не предоставлялась в целях осуществление ответчиком капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (статья 78.2 БК РФ).

В статье 15 Закона № 44-ФЗ установлены особенности закупок, осуществляемых, в частности, автономными учреждениями.

Согласно части 4 статьи 15 Закона № 44-ФЗ при предоставлении в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1-3 части 1 статьи 1 настоящего Закона. При этом в отношении таких юридических лиц применяются положения настоящего Закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

В части 1 статьи 78.2 БК РФ указано, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.

В соответствии с разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации, изложенными в письмах от 21.03.2014 № 02-02-09/12591, от 11.03.2015 № 02-02-04/12917, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность в соответствии с частью 4 статьи 15 Закона № 44-ФЗ на автономные учреждения распространяются положения Закона № 44-ФЗ.

Как следует из приведенных норм законодательства, автономное учреждение руководствуется положениями Закона № 44-ФЗ в случае предоставления бюджетных средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности при осуществлении закупок и в области мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок.

Вместе с тем, отсутствие в нормативных актах прямого указания на неприменение положений Закона № 44-ФЗ при предоставлении средств субсидии на основании положений статьи 78.1 БК РФ и осуществлении государственного задания не может являться основанием для отказа от конкурентных процедур, предусмотренных указанным законом, с учетом того, что выполнение государственного задания преследовало публично-правовую цель.

Как было указано выше, общей направленностью задач и целей Закона
№ 223-ФЗ и Закона № 44-ФЗ является противодействие злоупотреблениям в сфере закупок. Но из системного толкования части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ и части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ следует, что они регулируют правоотношения в области закупки товаров, работ и услуг с различным субъектным составом.

Закон № 44-ФЗ вводит принципы регулирования института контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, в том числе принцип обеспечения конкуренции. Данный принцип, установленный в статье 8 Закона, раскрывается через направленность создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, а также через принцип добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Гарантией реализации рассматриваемого принципа является приоритет конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) перед закупкой у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (статья 24 Закона № 44-ФЗ), а также невозможность ограничения участия в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) иначе как случаями, предусмотренными Законом о контрактной системе (часть 1 статьи 27 Закона № 44-ФЗ).

В рассматриваемом случае выделение КГАУ «Охрана камчатских лесов» бюджетных средств в виде субсидии на иные цели в порядке статьи 78.1 БК РФ без осуществления процедуры размещения заказов в соответствии с Законом № 44-ФЗ является нарушением перечисленных выше требований в области защиты конкуренции, свидетельствует о предоставлении отдельному хозяйствующему субъекту преимущества, обеспечивающего более выгодные условия деятельности, в виде выплаты ему из бюджета денежных средств.

Согласно статье 47 Закона № 44-ФЗ при нарушении норм, регламентирующих определение поставщика (подрядчика, исполнителя), такое определение может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица.

На основании статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспариваемая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Согласно части 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (пункта 1 статьи 10 ГК РФ).

Из пункта 7 Постановления № 25 следует, что если совершение сделки нарушает запрет, установленный пунктом 1 статьи 10 ГК РФ, такая сделка должна быть признана судом недействительной (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи обстоятельства по делу и имеющиеся доказательства, установив, что учреждение «Охрана камчатских лесов», является некоммерческим автономным учреждением, которое заказало работы по лесопатологическому обследованию за счет средств субсидирования из краевого бюджета в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ у единственного поставщика, а не в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ, суд приходит к выводу о заключении договора от 02.03.2020 № 16 с нарушением закона, публичных интересов, что ограничило конкуренцию и преступило принципы экономии и эффективности использования бюджетных средств, интересы бюджета субъекта Российской Федерации, в связи с чем, признает договор на выполнение работ по лесопатологическому обследованию недействительным.

Доводы Учреждения о том, что действующим законодательством не предусмотрен запрет на привлечение к выполнению государственного задания третьих лиц, признаются судами обоснованными. Однако выбор такого лица и последующее заключение гражданско-правового договора должен осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, поскольку выполнение государственного задания обеспечивает государственные нужды и финансируется исключительно бюджетными средствами, предназначенными на эти цели (Определение Верховного Суда РФ от 19.05.2016 № 308-ЭС16-59 по делу № А22-1093/2015).

При указанных обстоятельствах суд полагает требования истца обоснованными на основании статьи 168 ГК РФ и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 333.21 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, государственная пошлина при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными уплачивается в размере 6 000 руб.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчиков в доход федерального бюджета в размере 3 000 руб.

Руководствуясь статьями 167–171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать недействительным договор на выполнение работ по лесопатологическому обследованию от 02.03.2020 № 16, заключенный между краевым государственным автономным учреждением «Охрана камчатских лесов» и федеральным бюджетным учреждением «Российский центр защиты леса».

Взыскать с краевого государственного автономного учреждения «Охрана камчатских лесов» в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины.

Взыскать с федерального бюджетного учреждения «Российский центр защиты леса» в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                                      И.А. Васильева