ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-2935/08 от 10.11.2008 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009, Российская Федерация, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Курчатова, д. 2

тел/факс 8 (4152) 219-219, e-mail: arbkamch@mail.kamchatka.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-2935/2008

12ноября 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 ноября 2008 года

Полный текст решения изготовлен 12 ноября 2008 года

Арбитражный суд в составе: председательствующего судьи Никулина Д.А., судей Бляхер О.Н. и Иванушкиной К.Ю.

при ведении протокола судебного заседания судьей Никулиным Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению АНО «Управляющая компания «Мой дом»

о

признании недействующим п. 1.7. постановления Управления по регулированию тарифов администрации Камчатской области № 19 от 15.11.2007

третье лицо: ОАО энергетики и электрификации «Камчатскэнерго»

при участии в судебном заседании

от заявителя:

не явились;

от заинтересованного лица:

от третьего лица:

ФИО1 – по доверенности № 1 от 10.01.2008 (сроком на 1 год);

ФИО2 – по доверенности № КЭ-18/27Д от 01.07.2008

до 31.12.2008

установил:

Автономная некоммерческая организация «Управляющая компания «Мой дом» (далее – Заявитель, Организация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункт 1.7. (приложения 4 и 5) Постановления Управления по регулированию тарифов администрации Камчатской области от 15.11.2007 № 19.

Определением Арбитражного суда Камчатского края от 12.09.2008 произведена замена в порядке процессуального правопреемства Управления по регулированию тарифов администрации Камчатской области на Региональную службу по тарифам и ценам Камчатского края.

Заявитель надлежащим образом извещенный, в судебное заседание не явился, участие своих представителей в судебном заседании не обеспечил.

При таких обстоятельствах дело рассматривается в отсутствие заявителя в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Как указано в заявлении, организация, приняв на себя функции по управлению многоквартирным домом №16/1 по ул. Ларина в г. Петропавловске-Камчатском заключила с ОАО «Камчатскэнерго» договор № 4959 на отпуск и потребление тепловой энергии в виде отопления многоквартирного дома и горячего водоснабжения (далее ГВС) согласно приложению № 1.

ОАО «Камчатскэнерго», при осуществлении расчета за потребленную горячую воду, применяет тариф, утвержденный оспариваемым постановлением в размере 1844 руб./Гкал, что противоречит действующему законодательству, так как тариф на тепловую энергию, утвержденный постановлением № 19 от 15.11.2008 является экономически необоснованным и неподлежащим применению.

В обоснование своих доводов заявитель ссылается на Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», пункт 17 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ от 06.08.2004 № 20-Э/2, статьи 4, 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», статьи 2, 4 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», пункт 28 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Заявитель полагает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не наделен полномочиями расчета и утверждения тарифов на ГВС для потребителей организаций коммунального комплекса.

Также полагая, что деятельность ОАО «Камчатскэнерго» регулируется более чем одним регулирующим органом, заявитель пришел к выводу, что ОАО «Камчатскэнерго» должно иметь тариф на ГВС, установленный для последнего в виде руб./м.3 органом регулирования муниципального образования по регулированию тарифов на товары и услуги для организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры в целях обеспечения водоснабжения.

Учитывая, что центральный энергоузел как объект для выработки и транспортировки тепловой энергии отсутствует, а является сетью по передаче электрической энергии расчет амортизационных отчислений для тарифов на тепловую энергию был сделан не корректно.

Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края представила отзыв на заявление, в котором требования не признала.

По мнению Региональной службы, пункт 1.7. постановления № 19 от 15.11.2008 полностью соответствует Федеральному закону от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», поскольку утверждены органом уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию в Камчатском крае; утверждены по результатам проведенной экспертизы; решение об установлении тарифов принято коллегиально Правлением регулирующего органа; решение об установлении тарифов опубликовано в установленном порядке (газета «Официальные ведомости» от 29.11.2007 № 147-156 (1013-1022)).

Как следует из отзыва Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края считает, что деятельность ОАО «Камчатскэнерго» по производству и передаче тепловой энергии потребителям регулируется в соответствии с положениями Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке из которых следует, что тариф на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, должен устанавливаться в расчете на 1 Г/кал.

На текущий момент Методических указаний по расчету тарифа на горячее водоснабжение в м.куб. не существует.

В судебном заседании представитель Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края не признал требования заявителя по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель ОАО энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, при этом поддержал правовую позицию изложенную представителем Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что требования АНО «Управляющая компания «Мой дом» удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Управлением по регулированию тарифов администрации Камчатской области 15.11.2008 принято постановление № 19, в соответствии с пунктом 1.7. которого утверждено и введено в действие с 1 января 2008 года по 31 декабря 2008 года тарифное меню на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «Камчатскэнерго» потребителям согласно приложениям № 4, 5 в размере 1844, 02 руб. за 1 Гкал (без НДС), в том числе стоимость услуг ОАО «Камчатскэнерго» по сбыту тепловой энергии потребителям в 2008 году.

Полагая, что подпункт 1.7. постановления не соответствуют федеральному законодательству, организация обратилась с заявлением о признании его недействующим.

Как установлено статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 41-ФЗ), государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) (далее также - тарифы) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней (часть 1).

Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения ежегодно до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 3).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (часть 4).

В соответствии с абзацем 4 статьи 6 Федерального закона № 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

Согласно Положению о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утвержденному постановлением Губернатора Камчатского края от 14.12.2007 № 273, органом исполнительной власти Камчатского края, осуществляющим функции в области государственного регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, является Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края.

В силу указанного Положения к основным задачам Региональной службы относятся, в том числе: установление тарифов тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

Согласно пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об особенностях регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и принимаемые в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Указанная статья определяет особенность регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения.

Следовательно, деятельность ОАО «Камчатскэнерго» по производству и передаче тепловой энергии потребителям должна регулироваться в соответствии с положениями Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 г. № 20-э/2 из которых следует, что тариф на тепловую энергию на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, должен устанавливаться в расчете на 1 Г/кал.

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109) тарифы на тепловую энергию устанавливаются в расчете на 1 гигакалорию отдельно по потребителям, получающим горячую воду и пар, с дифференциацией по параметрам давления пара.

Вышеизложенное также подтверждается пунктами 8, 33 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (утв. приказом ФСТ России от 06.08.2004 г. № 20-э/2), в соответствии с которыми тарифы на тепловую энергию (мощность) устанавливаются регулирующим органом отдельно по потребителям, получающим тепловую энергию с теплоносителями - горячая вода и пар, с дифференциацией последнего по давлению.

Экономически обоснованный тариф (цена) на тепловую энергию, предлагаемый на рынок тепловой энергии, определяется по формуле:

тт

Т   = НВВ /Q (руб/Гкал),

гк(ср)отп

В соответствии с этой формулой, рассчитывается тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям в горячей воде, как на нужды отопления, так и на нужды горячего водоснабжения.

Проверив обоснованность расчетов, суд приходит к выводу о том, что расчет размера тарифа на тепловую энергию, поставляемую ОАО «Камчатскэнерго» потребителям для обеспечения населения Петропавловск-Камчатского городского округа коммунальными услугами (отопление и ГВС), положенного в основу оспариваемого акта, является правильным.

Кроме изложенного материалами дела подтверждается, что при принятии оспариваемого постановления Управлением по регулированию тарифов администрации Камчатской области соблюдены правовые нормы в части порядка установления тарифов.

Так, постановление утверждено органом уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию в Камчатском крае; принято на основании экспертного заключения в соответствии с которым эксперты считают экономически обоснованным на 2008 год тариф на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «Камчатскэнерго» потребителям; решение об установлении тарифов принято коллегиально Правлением регулирующего органа; решение об установлении тарифов опубликовано в установленном порядке.

Доводы заявителя о том, что оспариваемый подпункт постановления № 19 от 15.11.2008 не соответствует расчету стоимости ГВС для граждан определенному в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307), отклонены судом, поскольку данные правила применяются к отношениям между гражданами и управляющей организацией.

Более того, суд считает, что ничто не препятствует заявителю при наличии в жилом доме № 16/1 по ул. Ларина индивидуальных или коллективных приборов учета, используемых для определения объемов потребления коммунальных ресурсов, оплачивать коммунальные услуги по указанному в названных правилах тарифу руб./куб.м.

При таких обстоятельствах суд признал необоснованными доводы заявителя о том, что Управление нарушило предусмотренный законодательством порядок утверждения тарифов применило не надлежащую форму расчета тарифа на ГВС.

Другие доводы заявителя отклоняются судом по вышеизложенным основаниям.

Согласно статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Вместе с тем, заявителем не представлено доказательств того, что оспариваемые положения постановления Управления по регулированию тарифов администрации Камчатской области влекут за собой нарушение прав и законных интересов организаций и граждан, являющихся потребителями тепловой энергии.

В нарушение требований части 1 статьи 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерациизаявителем не указано, в чем конкретно выражается нарушение прав и законных интересов организаций и граждан.

Поскольку в ходе судебного разбирательства Управлением доказано, что подпункт 1.7. оспариваемого постановления не противоречит нормам федерального законодательства и не нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, требования управляющей компании удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 1 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ решение по делу об оспаривании нормативного правового акта принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса. По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:

1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;

2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части (часть 2 этой же статьи).


  Принимая во внимание, что госпошлина в размере 2000 руб. была уплачена заявителем при подаче заявления в арбитражный суд, в связи с отказом в удовлетворении требований вопрос о взыскании госпошлины не решался.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований АНО «Управляющая компания «Мой дом» отказать.

Подпункт 1.7. пункта 1 постановления Управления по регулированию тарифов администрации Камчатской области № 19 от 15.11.2007 признать соответствующими Федеральному закону от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»; Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, Правилам государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий Д.А. Никулин

судьи О.Н. Бляхер

К.Ю. Иванушкина