АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-298/2011
21 марта 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 марта 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 21 марта 2011 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Е.B. Вертопраховой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юдиной К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению
Инспекции Федеральной налоговой службы по
городу Петропавловску-Камчатскому
( ОГРН <***>, ИНН <***>)
к
Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением отдельных предметов»
(ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 82 723,56 руб.
при участии:
от заявителя:
ФИО1 – по доверенности от 18.02.2011 № 04-33/03500, до 31.12.2011;
от ответчика:
представитель не явился
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому (далее – ИФНС России по городу Петропавловску-Камчатскому; инспекция; налоговый орган; заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – учреждение; ответчик) задолженности по единому социальному налогу (далее – ЕСН) за 4 квартал 2009 года, в размере 82723,56 руб., в том числе недоимки по ЕСН, в размере 81056,50 руб. и пени, начисленных за несвоевременную уплату ЕСН, в размере 1667,06 руб., ссылаясь в обоснование заявленных требований на статьи 11, 45, 69, 75, 235, 240, 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Представитель ответчика в заседание суда не явился, в силу статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного заседания учреждение извещено надлежащим образом.
Согласно статье 136 АПК РФ при неявке в предварительное судебное заседание надлежащим образом извещенных истца и (или) ответчика заседание проводится в их отсутствие.
До начала предварительного судебного заседания в суд поступило ходатайство налогового органа об уточнении наименования ответчика, в котором инспекция просит считать ответчиком – Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением отдельных предметов» Петропавловск-Камчатского городского округа.
Представитель заявителя в предварительном судебном заседании представила заявление о частичном отказе от требований к ответчику в части взыскания ЕСН в размере 81056,50 руб. Поддержала ходатайство об изменении наименования ответчика. Представила для приобщения к материалам дела список получателей средств бюджета Камчатского края и бюджетов муниципальных образований, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства на территории Камчатского края и копию списка налогового органа на отправку 03.06.2010 в адрес ответчика акта камеральной налоговой проверки № 13-30/17385 от 01.06.2010 и извещения от 24.05.2010 13-30/2387.
Рассмотрев уточнение инспекцией заявленных требований в части наименования ответчика, арбитражный суд принимает его, поскольку это является правом заявителя в соответствии со статьей 49 АПК РФ, и в связи с тем, что согласно документам, имеющимся в материалах дела, муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением отдельных предметов» и муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением отдельных предметов» Петропавловск-Камчатского городского округа является одним и тем же юридическим лицом, с одним ОГРН, ИНН и юридическим адресом. По аналогии с нормами статьи 48 АПК РФ суд полагает возможным принять изменение наименования ответчика на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением отдельных предметов» Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - учреждение; ответчик).
Рассмотрев отказ представителя налогового органа от требований в части взыскания недоимки по единому социальному налогу за 4 квартал 2009 года, в размере 81056,50 руб. ( полномочия представителя инспекции на отказ от заявленных требований оговорены в доверенности ИФНС России по городу Петропавловску-Камчатскому от 18.02.2011 № 04-33/03500), суд считает возможным принять его поскольку, такое право предоставлено заявителю в соответствии со статьей 49 АПК РФ и это не противоречит закону и не нарушает права других лиц. Производство по делу в части взыскания недоимки по единому социальному налогу в размере 81056,50 руб. подлежит прекращению в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в случае соблюдения требований части 4 статьи 137 АПК РФ.
С учетом мнения представителя заявителя, не возражавшей против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству и в соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ считает возможным завершить предварительное судебное заседание и продолжить рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании представитель инспекции поддержала уточнённые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Выслушав пояснения представителя инспекции, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд считает, что уточнённые требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица, основной государственный регистрационный номер <***>.
В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
Пунктом 2 статьи 44 НК РФ установлено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на конкретного налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. При этом в силу пункта 1 статьи 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
При несвоевременной уплате налога в соответствии со статьей 75 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего дня за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 213-ФЗ) глава 24 Налогового кодекса Российской Федерации «Единый социальный налог» утратила силу.
Вместе с тем согласно статье 38 Федерального закона № 213-ФЗ права и обязанности налогоплательщиков в отношении налоговых периодов по ЕСН, истекших до 1 января 2010 года, осуществляются в порядке, который установлен главой 24 НК РФ, в ранее действовавшей редакции.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого социального налога определены статьей 243 главы 24 НК РФ «Единый социальный налог».
Учитывая изложенное, взыскание пеней, начисленных за несвоевременную уплату ЕСН за 4 квартал 2009 года по настоящему делу производится в порядке главы 24 НК РФ «Единый социальный налог», действовавшей до 01.01.2010.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ ответчик является плательщиком единого социального налога.
Согласно статье 240 НК РФ, налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 243 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Частью 3 статьи 243 НК РФ установлено, что по итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом, по форме, утверждённой Министерством финансов Российской Федерации.
Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачёту в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по городу Петропавловску – Камчатскому при проверке представленных учреждением налоговых деклараций по единому социальному налогу и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 2009 год, установлена несвоевременная уплата ответчиком единого социального налога за 4 квартал 2009 года. Поскольку уплата ежемесячных страховых взносов ответчиком производилась не в полном объёме по состоянию на 07.07.2010 неуплата исчисленных, но фактически неуплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 81056,50 руб.
В силу статьи 75 НК РФ за несвоевременную уплату ЕСН налоговым органом начислены пени, которые составили 1667,06 руб. Расчет пеней судом проверен и признан соответствующим статье 75 НК РФ (протокол расчёта пени на 07.07.2010).
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 01.06.2010 № 13-30/17385 и материалов проверки, налоговым органом принято решение от 07.07.2010 № 13-09/2494, которым ответчику предложено уплатить неполностью уплаченный ЕСН в сумме 81056,50 руб. и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 1667,06 руб. На основании решения налогового органа в адрес налогоплательщика выставлено требование по состоянию на 16.08.2010 № 2666 с указанием суммы недоимки по ЕСН и пени, со сроком исполнения до 02.09.2010, неисполнение которого в добровольном порядке явилось основанием для обращения налогового органа с заявлением в арбитражный суд.
Поскольку на дату судебного заседания по настоящему делу, ответчиком недоимка по единому социальному налогу в сумме 81056,50руб. оплачена в полном объеме, в связи с чем, инспекцией заявлен отказ от исковых требований в данной части, арбитражный суд рассматривает исковые требования в части взыскания с учреждения пени за несвоевременную уплату ЕСН в размере 1667,06руб.
Пункт 1 части 2 статьи 45 НК РФ предусматривает, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.
Список получателей средств бюджета Камчатского края и бюджетов муниципальных образований, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства на территории Камчатского края, представленный представителем инспекции, подтверждает наличие открытого лицевого счета у ответчика.
При таких обстоятельствах суд считает обоснованным требование заявителя о взыскании с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением отдельных предметов» Петропавловск-Камчатского городского округа пени за несвоевременную уплату единого социального налога, в размере 1667,06 руб.
Поскольку заявителем соблюдены порядок и сроки обращения в арбитражный суд, и на день рассмотрения дела задолженность ответчиком в части пени не погашена, задолженность по пени за несвоевременную уплату единого социального налога, в размере 1667,06 руб. подлежит взысканию в судебном порядке.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ и статьей 333.21 НК РФ государственная пошлина в размере 66,69 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 48, 49, 101-103, 110, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
принять уточнение требований Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому в части изменения наименования ответчика, считать верным ответчика – Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением отдельных предметов» Петропавловск-Камчатского городского округа.
Принять отказ Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому от заявления о взыскании с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением отдельных предметов» Петропавловск-Камчатского городского округа в части требований о взыскании недоимки по единому социальному налогу за 4 квартал 2009 года, в размере 81056,50 руб. Производство по делу № А24-298/2011 в части взыскания единого социального налога в размере 81056,50 руб. прекратить.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением отдельных предметов» Петропавловск-Камчатского городского округа, основной государственный регистрационный номер <***>, юридический адрес: <...>;
- пени за несвоевременную уплату единого социального налога, в размере 1667,06 руб.;
-государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 66,69 руб.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.B. Вертопрахова