АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-3099/2011
22 августа 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 22 августа 2011 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Довгалюка Д.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Подскребышевой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению
Министерства здравоохранения Камчатского края
о привлечении муниципального унитарного предприятия Усть-Камчатского муниципального района «Аптека № 48» (ИНН: <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ
при участии:
от заявителя:
не явились;
от лица, привлекаемого
к административной ответственности:
не явились
установил:
Министерство здравоохранения Камчатского края (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия Усть-Камчатского муниципального района «Аптека № 48» (далее – Предприятие) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за грубое нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), при осуществлении предпринимательской деятельности.
Стороны участие своих представителей в предварительном и судебном заседании не обеспечили, о времени и месте предварительного и судебного заседаний извещены надлежащим образом в соответствии с положениями статьи 123 АПК РФ.
Суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству и в соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ продолжил рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ доказательства по делу, суд приходит к выводу, что заявление о привлечении муниципального унитарного предприятия Усть-Камчатского муниципального района «Аптека № 48» к административной ответственности подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, муниципальное унитарное предприятие Усть-Камчатского муниципального района «Аптека № 48» осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии от 03.05.2011 года № ЛО-41-02-000106, сроком действия до 22.11.2012 года.
24.05.2011 года Управлением Росздравнадзора по Камчатскому краю проведена проверка осуществляемой Предприятием фармацевтической деятельности.
В ходе проверки выявлены нарушения Предприятием требований подпунктов «з», «г» пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416, выразившиеся в следующем:
- не осуществляется контроль условий хранения лекарственных препаратов для медицинского применения;
- превышение предельной розничной надбавки на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а именно:
а) «ФИО1 таблетки 200 мг № 50» (МНН: ФИО1), производитель ЗАО АЛСИ Фарма, Россия, серия 601110, на момент проверки 10 упаковок, предельная розничная надбавка составляет 13,20 рублей, розничная надбавка аптечной организации 16,77 рублей, цена превышена на 3,57 рублей.
б) «Рисполент таблетки покрытые оболочкой 4 мг № 20» (МНН: Рисперидон), производитель Янсен ФИО2 п.А., серия ADL3D00, на момент проверки 3 упаковки, предельная розничная надбавка составляет 877,48 рублей, розничная надбавка аптечной организации 1009,62 рублей, цена превышена на 132,14 рублей.
в) «Сибазон 0,5% 2мл. раствор для инъекций № 10 » (МНН: Диазепам), производитель ОАО «Дальхимфарм», серия 10111, на момент проверки 10 упаковок, предельная розничная надбавка составляет 13,64 рублей, розничная надбавка аптечной организации 17,80 рублей, цена превышена на 4,16 рублей.
г) «Трамал» (МНН: Трамадол), производитель Грюненталь ГмбХ, серия 839В01, на момент проверки 50 упаковок, предельная розничная надбавка составляет 32,36 рублей, розничная надбавка аптечной организации 40,56 рублей, цена превышена на 8,20 рублей.
Результаты проверки оформлены актом № 79 от 24.06.2011 года.
15.07.2011 года ведущим специалистом лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности, контроля качества медицинской помощи Министерства здравоохранения Камчатского края ФИО3 в отношении Предприятия и в присутствии его законного представителя составлен протокол об административном правонарушении № 30. Действия Предприятия квалифицированы по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с положениями главы 25 АПК РФ указанный протокол вместе с заявлением направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении предприятия к административной ответственности.
В соответствии со статьями 2, 6, 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензиатом обязательно выполнение требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретных видов деятельности.
Лицензионные требования и условия осуществления фармацевтической деятельности определены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 № 416 (далее – Положение № 416).
В силу пункта 5 Положения № 416 осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой административную ответственность.
Согласно подпункту «з» пункта 4 Положения № 416 одним из лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности является, в том числе, соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения - правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 года № 706н утверждены Правила хранения лекарственных средств.
Согласно пункту 7 названных Правил помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке.
Пунктом 32 Правил установлено, что хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
Согласно подпункту «г» пункта 4 Положения № 416 одним из лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности также является соблюдение лицензиатом, установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 года № 865 утверждены «Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации».
Пунктом 5 названных Правил установлено, что размер розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, установленный аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией, осуществляющими реализацию лекарственных препаратов на территории субъекта Российской Федерации, не должен превышать соответствующий предельный размер розничной надбавки, установленный органом исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Камчатского края от 27.02.2010 № 98-П «Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства, реализуемые на территории Камчатского края» для аптечных учреждений, осуществляющих реализацию лекарственных средств на территории Камчатского края, независимо от их организационно-правовой формы, установлена предельная розничная надбавка на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 года № 1938-р утвержден «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2011 год», в состав которого входят лекарственные препараты «карбамазипин», «рисперидон», «диазепам» и «трамадол».
Доказательствами, имеющимися в материалах дела (акт проверки № 79 от 24.06.2011 года, протокол об административном правонарушении № 30 от 15.07.2011 года, отчет МУП «Аптека № 48» по предписанию, акт переоценки лекарственных средств на 30.06.2011 года) подтверждается факт нарушения Предприятием Правил хранения лекарственных средств для медицинского применения, а также превышение Предприятием предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
Протокол об административном правонарушении подписан законным представителем предприятия без замечаний.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения административного штрафа на юридических лиц, в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к части 4 статьи 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 5 Положения № 416 невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «и» пункта 4 Положения № 416, является грубым нарушением.
В силу положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд полагает, что вина Предприятия в допущенном правонарушении имеется, поскольку Предприятием не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, регулирующих оборот лекарственных средств. Доказательств обратного суду не представлено.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
При указанных обстоятельствах и учитывая, что в судебном заседании установлен факт нарушения Предприятием условий лицензирования, на день рассмотрения заявления в суде срок привлечения Предприятия к административной ответственности не истёк, заявление о привлечении муниципального унитарного предприятия Усть-Камчатского муниципального района «Аптека № 48» к административной ответственности подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и (или) отягчающих административную ответственность Предприятия, судом не установлено.
При назначении административного наказания, определяя его размер, арбитражный суд учитывает характер совершённого правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств как смягчающих, так и отягчающих административную ответственность, а также цель административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений как самим Предприятием, так и другими лицами, и считает возможным назначить Предприятию административное наказание в виде административного штрафа в размере сорока тысяч рублей.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-29, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
привлечь муниципальное унитарное предприятие Усть-Камчатского муниципального района «Аптека № 48» (ОГРН <***>, место нахождения: <...> Октября, д. 24) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:
УФК по Камчатскому краю (Министерство здравоохранения по Камчатскому краю)
Счет 40101810100000010001
ИНН <***>
ОКАТО 30401000000
БИК 043002001
КБК 81411690040040000140
ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю г. Петропавловск-Камчатский.
Документ, свидетельствующий об оплате штрафа, представить в Арбитражный суд Камчатского края.
Разъясняется, что в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда, арбитражным судом направляется копия настоящего решения на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту жительства (нахождения) лица, привлекаемого к административной ответственности. Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, и принудительное исполнение производится непосредственно на основании такого решения.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья Д.Н. Довгалюк