ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-3142/18 от 16.10.2018 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                     Дело № А24-3142/2018

23 октября 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 октября 2018 года.

Полный текст решения изготовлен октября 2018 года .

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Сакуна А.М., при  ведении  протокола судебного заседания помощником судьи Голенковой  Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению

краевого государственного казенного учреждения «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к

Управлению Федеральной антимонопольной службы                                              по Камчатскому краю (ИНН <***>,                            ОГРН <***>)

о признании недействительным решения от 07.05.2018 по делу № 21-06/129-18Ж;

о признании недействительным предписания от 07.05.2018 № 21-06/129-18Ж;

третье лицо:

общество с ограниченной ответственностью «Современные системы питания»;

Министерство финансов Камчатского края;

акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»;

при участии:

от заявителя:

ФИО1 – представитель по доверенности                  от 04.04.2017 (сроком на три года);

от заинтересованного лица:

ФИО2 – представитель по доверенности                от 09.01.2018 № 10/06 (сроком до 31.12.2018);

от Министерства финансов
Камчатского края:

ФИО3 – представитель по доверенности              от 09.01.2018 № 33.06-62/1 (сроком по 31.12.2018);

от ООО «Современные
системы питания»:

не явились;

от АО «Единая электронная
торговая площадка»:

не явились,

установил:

краевое государственное казенное учреждение «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» (далее – заявитель, КГКУ «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края», учреждение) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – заинтересованное лицо, Камчатское УФАС России, антимонопольный орган) от 07.05.2018 по делу № 21-06/129-18Ж.

В обоснование заявленных требований заявитель,  ссылаясь  на  пункты 1 и  3 статьи 64   Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе)  считает, что данные конкретные нормы не нарушены. Заявленные требования  мотивирует тем, что строительство нового корпуса  дома-интерната для престарелых и инвалидов   осуществляется на основании государственной программы Камчатского края «Социальная поддержка  граждан  в Камчатском крае», подпрограммы «Развитие социального  обслуживания населения в Камчатском крае». Объект закупки сформирован как выполнение работ по строительству объекта, готового к вводу в эксплуатацию, т.е. включая оснащение здания технологическим оборудованием пищеблока. Заявитель не согласен с выводами антимонопольного органа о том, что выполнение работ по строительству объекта предполагалось реализовывать методом строительства «под ключ». Поскольку проектирование выполнено иным лицом, не являющемся предметом закупки, следовательно, предмет закупки и содержание документации об электронном аукционе не соответствует понятию «строительство «под ключ».

По мнению заявителя, выполнение строительно-монтажных работ по строительству объекта и оборудование пищеблока   направлены на достижение единой цели – приведение здания  в состояние, пригодное для осуществления деятельности. Также учреждение указывает, что объединение выполнения строительных работ, осуществление поставки технологического оборудования осуществление пуско-наладочных работ (далее – ПНР) на объекте, которое подразумевает одновременное включение всех механизмов и оборудования на объекта на 72 часа их непрерывной работы в целях определения качества их монтажа и работоспособности. Результатом ПНР является получение соответствующего допуска, который в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, необходим для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. По изложенным основаниям учреждение полагает оспариваемые решение и предписание незаконными.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю далее (далее – Камчатское УФАС России, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) направило отзыв на заявление, в котором требования заявителя не признало (т. 1, л. д. 31–38).    Антимонопольный орган полагает законными и обоснованным оспариваемые  решение и предписание,       вынесенные     по    результатам   рассмотрения  дела.

Кроме того в дополнении к заявлению  заявитель,   ссылаясь   на положения  части  3 статьи  105   Закона № 44-ФЗ,  считает, что  антимонопольный орган не правомерно рассмотрел жалобу по существу, поскольку  по истечении  указанных в законе сроков  обжалование действий заказчика  производится  только в судебном порядке.

К участию в деле  в качестве третьих  лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора  привлечены:  общество с ограниченной ответственностью «Современные системы питания», Министерство финансов Камчатского края, акционерное общество «Единая электронная торговая площадка» (далее – ООО «Современные системы питания», Министерство финансов, АО «Единая электронная торговая площадка», АО «ЕЭТП», третьи лица).

Министерство финансов направило дополнения к пояснениям (т. 3, л. д. 9–12) в  которых требования заявителя поддержало.  Ссылаясь   на положения  части  3 статьи  105   Закона № 44-ФЗ,  считает, что  антимонопольный орган не правомерно рассмотрел жалобу по существу, поскольку  по истечении  указанных в законе сроков  обжалование действий заказчика  производится  только в судебном порядке.   Ссылаясь  положения  Административного регламента ФАС  России от 19.11.2014 № 727/14 «Об  утверждении административного регламента  Федеральной антимонопольной службы  по исполнению государственных  функций  по рассмотрению жалоб на действия (бездействие)  заказчика,  уполномоченного  органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора  электронной площадки при определении поставщиков  (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения  государственных  и муниципальных нужд»  (далее – Административный регламент) в котором содержатся сведения  о нахождении и графике работы  ФАС России.  График работы ФАС России: дни недели  (понедельник–четверг) часы работы: 09.00–18.00, пятница  09.00–16.45.  При регистрации, согласно пункту 5.3.5  Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), утвержденной приказом  ФАС России от 20.02.2018 №207/18, регистрационный номер (штрих-код) помещается на лицевой стороне первой страницы документа, поступившего на бумажном носителе, ее  правой нижней части и содержит  дату и регистрационный номер, который автоматически присваивается СЭД. Таким образом,    поступившая  жалоба в ФАС России  зарегистрирована  23.04.2018 сотрудниками ФАС России в рабочее время. К наступлению  рабочего времени ФАС России – 09.00 23.04.2018, срок подачи заявок  по рассматриваемому аукциону уже был завершен, учитывая  разницу во времени (между  городами Москвой и Петропавловск-Камчатский + 9 часов) в  городе  Петропавловске-Камчатском было уже 18.00  часов  23.04.2018.  Срок подачи заявок  до 11 часов 00 минут  23.04.2018 (время  Камчатское).                 

В судебное заседание  явку своих полномочных представителей обеспечили заявитель, заинтересованное лицо и третье лицо – Министерство финансов.

Иные третьи лица,  явку своих   полномочных представителей не обеспечили,  о времени и месте судебного разбирательства  извещены надлежащим образом.

Представители заявителя, заинтересованного лица и Министерства финансов не возражали против проведения судебного заседания в отсутствие иных представителей  третьих лиц.       

В соответствии с частью 1 статьи 123  АПК РФ  лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.

Согласно части 2 статьи 200 АПК РФ  неявка лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о  времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах судебное заседание проводится  в отсутствие  представителей  третьих лиц,  в соответствии со статьями 123, 200 АПК РФ.

Представитель  заявителя,  в судебном заседании  заявленные требования  поддержал в полном объеме  по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.  Дополнительно пояснил, что антимонопольный орган при  рассмотрении  жалобы, поданной после окончания сроков на ее подачу вышел за пределы своих полномочий. Поскольку антимонопольный орган обязан был  оставить ее без рассмотрения на основании статьи 105 Закона  о контрактной системе.  О предъявлении жалобы за пределами установленных сроков свидетельствует ответ ФАС России.  Представил для приобщения к материалам дела светокопию письма ФАС России от 04.10.2018 № СП/79841/18.

 Представитель  заинтересованного требования заявителя не признал.

 Представитель Министерства финансов поддержала правовую позицию заявителя. Полагала, что Камчатское  УФАС России  рассмотрев жалобу превысило свои  полномочия, поскольку  должно было ее оставить без рассмотрения.   

Заслушав  доводы лиц, участвующих в деле,   исследовав материалы дела, суд считает,  что требования заявителя подлежат  удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 06.04.2018 на официальном сайте  www.zakupki.gov.ruи на сайте Единой электронной площадки (ОАО «ЕЭТП») http://roseltorg.ru заказчиком – КГКУ «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» размещено  извещение  № 0138200001218 000010 о проведении открытого аукциона  в электронной форме на  выполнения работ  по объекту «Строительство нового корпуса КГАСУ СО «Паратунский  дом-интернат для престарелых и инвалидов» и документация  (т. 1, л.д. 116–117).

Начальная (максимальная) цена контракта: 528 629 150 руб.

Источник финансирования: краевой бюджет, государственная программа Камчатского края  «Социальная поддержка  граждан  в Камчатском крае», подпрограмма «Развитие социального  обслуживания населения в Камчатском крае».

Дата и время окончания подачи заявок – 23.04.2018 в 11 час. 00 мин. (время камчатское).

Единая комиссия Министерства финансов, в рамках предоставленных ей полномочий, рассмотрев первые и вторые части заявок участников закупки, а также документы, которые были в составе заявок, приняла следующие решение:

– по итогам рассмотрения первых частей заявок допустить к участию в электронном аукционе и признать участниками электронного аукциона участников закупки, подавших заявки на участие с порядковыми номерами 1, 2, 3 (протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.04.2018 № 0138200001218 000010).

03 мая 2018  года  был проведен аукцион в электронной форме на право   выполнения работ  по объекту «Строительство нового корпуса КГАСУ СО «Паратунский  дом-интернат для престарелых и инвалидов». По результатам  рассмотрения вторых частей заявок, аукцион признан несостоявшимся.  

 Результаты рассмотрения вторых частей заявок, поданных участниками размещения заказа,   отражены в протоколе подведения итогов  электронного аукциона № 0138200001218 000010  от 03.05.2018 (т. 2, л. д. 30–32).

23.04.2018 в ФАС  России  поступила  жалоба  ООО «Современные системы питания» (т. 2, л. д. 118–120)  не подавшего заявку на участие в аукционе, на действия заказчика и уполномоченного  органа при разработке документации о закупке.

ФАС России направило  указанную жалобу ООО «Современные системы питания» по подведомственности в  Камчатское УФАС России 25.04.2018 (т. 2, л.д. 117).

  Жалоба получена Управлением Федеральной антимонопольной службы  по Камчатскому краю  26.04.2018, о чем свидетельствует штамп   с    входящим  номером  № 488 на экземпляре письма  «О передаче жалобы по  подведомственности»  (т. 2,  л. д. 117).

  По результатам рассмотрения жалобы Управлением Федеральной антимонопольной службы  по Камчатскому краю 07.05.2018  принято решение  по делу № 21-06/129-18Ж, в соответствии с которым жалоба ООО  «Современные системы питания» признана обоснованной  и  выдано предписание № 21-06/129-18Ж   об устранении нарушений законодательства  в сфере закупок.

Не согласившись с принятым Камчатским УФАС  России решением и предписанием по делу № 21-06/129-18Ж, учреждение обратилось в арбитражный суд с  заявлением о признании их недействительными.

Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

 В силу пункта 3 статьи 105  Федерального закона от 05.04.2013 № 44–ФЗ «О контрактной системе в сфере  закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» жалоба на положения документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.

Исходя из положений пункта 3 части 11 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44–ФЗ «О контрактной системе в сфере  закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если жалоба подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей.

Таким образом, в случае пропуска срока предусмотренного пунктом 3 статьи 105  Закона № 44-ФЗ предусмотрен исключительно судебный порядок защиты прав участника закупки.

Как видно из материалов дела, 06.04.2018 на официальном сайте  www.zakupki.gov.ruи на сайте Единой электронной площадки (ОАО «ЕЭТП») http://roseltorg.ru заказчиком – КГКУ «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» размещено  извещение  № 0138200001218 000010 о проведении открытого аукциона  в электронной форме на  выполнения работ  по объекту «Строительство нового корпуса КГАСУ СО «Паратунский  дом-интернат для престарелых и инвалидов»  (т. 1, л. д. 116–117) и документация.

Дата и время окончания подачи заявок – 23.04.2018 в 11 час. 00 мин. (время камчатское).

23.04.2018 в ФАС  России  поступила  жалоба  ООО «Современные системы питания» (т. 2, л. д.  118–120)  не подавшего заявку на участие в аукционе на действия заказчика и уполномоченного  органа при разработке документации о закупке.

ФАС России направило  указанную жалобу ООО «Современные системы питания» по подведомственности в  Камчатское УФАС России 25.04.2018 (т. 2, л.д. 117).

  Жалоба получена Управлением Федеральной антимонопольной службы  по Камчатскому краю  26.04.2018, о чем свидетельствует штамп   с    входящим  номером  № 488 на экземпляре письма  «О передаче жалобы по  подведомственности»  (т. 2,  л. д. 117).

  Административным регламентом ФАС  России от 19.11.2014 № 727/14 «Об  утверждении административного регламента  Федеральной антимонопольной службы  по исполнению государственных  функций  по рассмотрению жалоб на действия (бездействие)  заказчика,  уполномоченного  органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора  электронной площадки при определении поставщиков  (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения  государственных  и муниципальных нужд»  отражены  сведения  о нахождении и графике работы  ФАС России.  График работы ФАС России: дни недели  (понедельник–четверг) часы работы: 09.00–18.00, пятница  09.00–16.45. 

При регистрации, согласно пункту 5.3.5  Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), утвержденной приказом  ФАС России от 20.02.2018 №207/18, регистрационный номер (штрих-код) помещается на лицевой стороне первой страницы документа, поступившего на бумажном носителе, ее  правой нижней части и содержит  дату и регистрационный номер, который автоматически присваивается СЭД.

На поступившей в ФАС России  жалобе  и имеющееся в материалах ее копии такие реквизиты присутствуют.

Таким образом,    поступившая  жалоба в ФАС России  зарегистрирована  23.04.2018 сотрудниками ФАС России в рабочее время.

Данные обстоятельства подтверждаются также  текстом  письма ФАС России от 04.10.2018 № СП/79841/18.

К наступлению  рабочего времени ФАС России – 09.00 23.04.2018, срок подачи заявок  по рассматриваемому аукциону уже был завершен, учитывая  разницу во времени (между  городами Москвой и Петропавловск-Камчатский + 9 часов) в  городе  Петропавловске-Камчатском было уже 18.00   23.04.2018.            

Указанные обстоятельства установлены и не оспариваются антимонопольным органом.

Таким образом, в рассматриваемом случае Камчатское УФАС  России  должно было возвратить ООО «Современные системы питания» жалобу, оставив ее без рассмотрения.

Поскольку пунктом 3 статьи 105  Федерального закона № 44–ФЗ в случае пропуска срока на обжалование  в уполномоченный государственный орган – ФАС России предусмотрен исключительно судебный порядок защиты прав участника закупки, то  антимонопольный орган, рассмотрев по существу жалобу ООО «Современные системы питания», вышел за пределы своих полномочий.

Учитывая, что поскольку оспариваемое решение антимонопольного органа принято  незаконно, то и вынесенное на его основании предписание также  не соответствует закону.  

Согласно части  2 статьи  201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах,  требования заявителя  подлежат удовлетворению, решение и предписание   Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от  07.05.2018   по      делу  № 21-06/129-18Ж  подлежат признанию недействительными как не соответствующие Федеральному закону от 05.04.2013 № 44–ФЗ «О контрактной системе в сфере  закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Расходы по уплате государственной пошлины составляют  3 000 руб. 00 коп. и в соответствии со статьей  110 АПК РФ относятся на заинтересованное лицо.

Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27,  100, 110, 167–170, 176, 197–201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

требование   заявителя удовлетворить.

Признать  недействительными  решение   Управления Федеральной антимонопольной    службы     по    Камчатскому   краю  от   07.05.2018   по      делу

№ 21-06/129-18Ж и  предписание от 07.05.2018 по делу № 21-06/129-18Ж.             

 Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю устранить нарушение законных прав и интересов  заявителя.

Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю  в пользу  краевого государственного казенного учреждения «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края»   уплаченную государственную пошлину  в  размере 3 000  руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                            А. М. Сакун