АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-3166/2009
05 ноября 2009 года.
Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 05 ноября 2009 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи В.П. Березкиной, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по иску
Государственного унитарного предприятия «Оссорское жилищно-коммунальное хозяйство»
к ответчикам
Финансовому управлению Администрации Карагинского муниципального района, Карагинскому муниципальному району
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора
Отдел жилищно-коммунального хозяйства служба «Заказчика» администрации Карагинского района
о взыскании 43 758 240,36 руб.
при участии:
от истца
ФИО1 – представитель по доверенности № 21 от 22.06.2009 (сроком до 22.12.2009),
от ответчика (Финансового управления Администрации Карагинского муниципального района)
ФИО2 – представитель по доверенности
№ 731 от 25.08.2009 (сроком до 25.08.2010),
от ответчика (Карагинский муниципальный район)
не явились,
от третьего лица
не явились
установил:
государственное унитарное предприятие «Оссорское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее - ГУП «Оссорское ЖКХ») обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании в субсидиарном порядке задолженности Отдела жилищно-коммунального хозяйства служба «Заказчика» администрации Карагинского района (далее – Отдел ЖКХ служба «Заказчика») по генеральному договору от 31.12.2005 в размере 43 758 240,36 руб. с Карагинского муниципального района за счет средств казны Карагинского муниципального района в лице Финансового управления администрации Карагинского муниципального района (далее – Управление).
Исковые требования заявлены со ссылкой на ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) и мотивированы неудовлетворением требований основным должником.
Определением арбитражного суда от 02.10.2009 к участию в деле в качестве ответчика привлечен Карагинский муниципальный район.
В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проводилось в отсутствие ответчика (Карагинский муниципальный район) и третьего лица, извещенных о времени и месте слушания дела в соответствии с требованиями
ст.ст. 121-123 АПК РФ.
В судебном заседании представитель истца уточнил исковые требования, просил суд взыскать в пользу ГУП «Оссорское ЖКХ» долг в размере
43 758 240,36 руб. за жилищно-коммунальное обслуживание по генеральному договору от 31.12.2005 с субсидиарного должника – Карагинского муниципального района за счет средств казны Карагинского муниципального района в лице Финансового управления администрации Карагинского муниципального района.
Заявленное уточнение исковых требований арбитражным судом в порядке ст. 49 АПК РФ принято.
Представитель истца требования с учетом их уточнения поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске. Приобщил к материалам дела постановление Карагинского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю от 01.10.2009 о возбуждении исполнительного производства в отношении Отдела ЖКХ служба «Заказчика».
Представитель ответчика (Финансового управления Администрации Карагинского муниципального района) требования не признал, полагал что истцом не доказано отсутствие денежных средств у основного должника.
До начала судебного заседания от Карагинского муниципального округа, поступил отзыв, в котором ответчик иск не признал, по доводам, аналогичным правовой позиции Финансового управления Администрации Карагинского муниципального района.
Выслушав доводы представителей сторон, рассмотрев имеющиеся в деле документы и оценив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Камчатского края от 11.06.2009 № А24-763/2009 с Отдела ЖКХ служба «Заказчика» в пользу ГУП «Оссорское ЖКХ» взыскано 43 758 240,36 руб. долга.
В связи с тем, что должник в добровольном порядке долг, установленный решением суда от 11.06.2009 № А24-763/2009 не погасил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с п. 1.1. Устава Отдела жилищно-коммунального хозяйства служба «Заказчика» Администрации Карагинского района, утвержденного 27.10.2008, Отдел ЖКХ служба «Заказчика» является муниципальным учреждением.
В силу ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано муниципальным образованием. Муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества.
Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Из Устава Отдела жилищно-коммунального хозяйства служба «Заказчика» Администрации Карагинского района следует, что финансирование Отдела ЖКХ служба «Заказчика» осуществляется за счет средств местного бюджета.
При этом, Отдел ЖКХ служба «Заказчика» отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.
Согласно п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст.ст. 294, 296 ГК РФ (п. 2 ст. 215 ГК РФ).
Таким образом собственником имущества Отдел ЖКХ служба «Заказчика» является Карагинский муниципальный район, который, в силу ст. 120 ГК РФ, несет субсидиарную ответственность по долгам муниципального учреждения.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 ГК РФ» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 21 от 22.06.2006) разъяснено, что при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
Разрешая такие споры, судам необходимо иметь в виду, что на основании п. 10 ст. 158 БК РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам п. 1 ст. 158 БК РФ.
При этом, согласно п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ № 21 от 22.06.2006, удовлетворяя требование о привлечении собственника к субсидиарной ответственности по долгам учреждения, суду в резолютивной части решения следует указывать, что соответствующий долг учреждения взыскивается с Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования соответственно, а не с органов, выступающих от имени публично-правовых образований.
В силу п. 1.5. Положения о Финансовом управлении Администрации Карагинского муниципального района, Управление образовано с целью обеспечения единой финансовой, бюджетной и налоговой политики, а также осуществления общего руководства по организации бюджетного процесса в Карагинском муниципальном районе.
Согласно разделу 3 Положения о Финансовом управлении Администрации Карагинского муниципального района, к основным функциям Управления относятся, в том числе: ведение реестра расходных обязательств Карагинского муниципального района, утверждение бюджетной росписи Карагинского муниципального района, исполнение бюджета Карагинского муниципального района.
Таким образом, по иску о привлечении Карагинского муниципального района к субсидиарной ответственности от имени указанного публичного образования выступает Управление.
Согласно п.1. ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Требования указанной нормы права истцом соблюдены.
Так, письмом от 27.07.2009 № 128 истец обратился в Отдел ЖКХ служба «Заказчика» с требованием об оплате долга, взысканного по решению суда от 11.06.2009 по делу № А24-763/2009.
Письмом от 03.08.2009 № 162 Отдел ЖКХ служба «Заказчика» проинформировал о невозможности оплаты долга в размере 43 758 240,36 руб. по причине отсутствия денежных средств.
В подтверждение отсутствия денежных средств у основного должника, истец представил справку от 21.09.2009 № 10 Камчатского отделения № 8556 Сберегательного банка Российской Федерации об отсутствии денежных средств у Отдела ЖКХ служба «Заказчика».
Доказательств, подтверждающих оплату долга, взысканного решением суда от 11.06.2009 по делу № А24-763/2009, а также доказательств наличия денежных средств у основного должника - Отдел ЖКХ служба «Заказчика» ответчики в порядке ст. 65 АПК РФ суду не представили.
На основании изложенного, требования ГУП «Оссорское ЖКХ» о взыскании с субсидиарного должника – Карагинского муниципального района за счет средств казны Карагинского муниципального района в лице Финансового управления администрации Карагинского муниципального района долга в размере 43 758 240,36 руб. подлежат удовлетворению.
Государственная пошлина по иску составляет 100 000,00 руб., в соответствии со ст.110 АПК РФ относится на ответчика и подлежит взысканию пользу истца, поскольку уплачена последним при обращении в арбитражный суд с иском.
При этом, тот факт, что, в данном случае, ответчиком является орган местного самоуправления, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 НК РФ, не может повлечь отказ истцу в возмещении понесенных им судебных расходов.
Законодательством не предусмотрено освобождение органа местного самоуправления от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу стороны, которой принят судебный акт, независимо от того, что стороной, с которой производится взыскание, является орган местного самоуправления.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-28, 101-103, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
принять уточнение исковых требований.
В связи с недостаточностью денежных средств у Отдела жилищно-коммунального хозяйства служба «Заказчика» администрации Карагинского района взыскать с субсидиарного должника Карагинского муниципального района в лице Финансового управления администрации Карагинского муниципального района за счет средств казны Карагинского муниципального района в пользу государственного унитарного предприятия «Оссорское жилищно-коммунальное хозяйство» 43 758 240,36 руб. долга.
Взыскать с Карагинского муниципального района в лице Финансового управления администрации Карагинского муниципального района за счет средств казны Карагинского муниципального района в пользу государственного унитарного предприятия «Оссорское жилищно-коммунальное хозяйство» 100 000,00 руб. государственной пошлины.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья В.П. Березкина