АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-3202/2021
24 августа 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 августа 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 24 августа 2021 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи М.В. Карпачева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.А.Канахиным, рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Трест» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным постановления Инспекции государственного строительного надзора Камчатского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 24.06.2021 № 614/01-32 о назначении административного наказания
при участии:
от заявителя:
не явились,
от заинтересованного лица:
ФИО1 - представитель по доверенности
от 11.01.2021 № б/н, диплом КМ 59294 от 19.03.2012, рег. номер Ю/10001,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Трест» (далее – заявитель, общество, ООО «Трест») обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании незаконным постановления Инспекции государственного строительного надзора Камчатского края (далее - инспекция, административный орган) от 24.06.2021 № 614/01-32 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
ООО «Трест» явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте проведения судебного заседаний извещено надлежащим образом по правилам статей 121-123 АПК РФ.
В обоснование заявленных требований, полагая незаконным оспариваемое постановление в части назначения размера административного штрафа, общество указывает на то, что в результате совершенного административного правонарушения негативных последствий для третьих лиц, муниципального образования и государства не наступило, нахождение утеплителя на объекте строительства с целью производства работ соответствовало требованиям пункта 322 Правил противопожарного режима, что исключает противоправных характер общества по складированию утеплителя на первом этаже в пределах суток, назначение административного штрафа в размере 300 000 рублей усугубит в будущем финансовое положение, поскольку общество вынуждено будет вновь закупать строительные материалы, которые были повреждены в результате произошедшего возгорания на объекте строительства. Кроме этого, общество указывает на то, что является субъектом малого предпринимательства, в связи с чем, учитывая все обстоятельства по делу просит на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного административного штрафа и назначить административного наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В судебном заседании представитель административного органа возражал против удовлетворения требований заявителя, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указал на отсутствие доказательств со стороны общества, повреждающих тяжелое финансовое положение.
Заслушав доводы представителя административного органа, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 01.06.2021 № 205 в период с 01.06.2021 по 03.06.2021 проведена внеплановая выездная проверка, согласованная с прокуратурой Камчатского края (решение о согласовании от 02.06.2021 № 7/7-4885-21) в отношении ООО «Трест», осуществляющего свою деятельность на основании государственного контракта от 30.06.2020 № 50/20-ГК в качестве лица, осуществляющего строительство объекта капитального строительства: «Здание. Общеобразовательная школа по проспекту Рыбаков в г. Петропавловске-Камчатском», место нахождения объекта капительного строительства: <...> кадастровый номер земельного участка: 41:01:0010118:14567.
Основанием вышеуказанной проверки являлось поступившее сообщение в Инспекцию из средств массовой информации по вопросам, указанным в подпункте «б» пункта 2 части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве объекта и мотивированное представление инспектора по государственному контролю (надзору) инспекции государственного строительного надзора Камчатского края ФИО2 от 01.06.2021.
В ходе проведения проверки инспекцией выявлены следующие нарушения, допущенные обществом с ограниченной ответственность «Трест»:
- 31.05.2021 ООО «Трест», при строительстве объекта капитального строительства: «Здание. Общеобразовательная школа по проспекту Рыбаков в г. Петропавловске-Камчатском», расположенного по адресу: <...> на земельном участке с кадастровым номером 41:01:0010118:14567 нарушило требования л. 2 Стройгенплан М:1500 (начало), л. 3 Стройгенплан М:1500 (окончание), л. 34 проектной документации шифр 4863/2015-ПОС, л. 180 проекта производства работ, предусматривающей определение, место хранения строительных материалов в пределах строительной площадки во временных зданиях и сооружениях складского назначения для хранения и складирования материалов, в открытых складских помещениях, под навесами вне опасных зон, согласно утвержденному стройгенплану в осях 14-24, то есть в южных и северных частях от блока № 2, которое создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью гражданкам ФИО3, ФИО4, ФИО5;
- с 07.04.2021 по 01.06.2021 заместителем начальника отдела капитального строительства КГКУ «Служба заказчика Министерства строительства и жилищной политики Камчатского края» ФИО6, назначенным на основании приказа от 07.10.2020 № 71-п ответственным лицом за осуществление контроля, в том числе за сроками и качеством выполнения работ, за их соответствием утвержденной проектно-сметной документации, рабочими чертежами, строительным нормам, стандартам, нормам техники безопасности при строительстве объекта капитального строительства: «Здание. Общеобразовательная школа по проспекту Рыбаков в г. Петропавловске-Камчатском», расположенного по адресу: <...> на земельном участке с кадастровым номером 41:01:0010118:14567 допущено нарушение требований подпункта «б» пункта 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468, части 1,2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 3 части 1 статьи 39 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», выразившееся в непроведении контрольного мероприятия по проверке выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции на предмет соответствия требованиям л. 2 Стройгенплан М:1500 (начало), л. 3 Стройгенплан М:1500 (окончание), л. 34 проектной документации шифр 4863/2015-ПОС, л. 180 проекта производства работ, предусматривающей определение, место хранения строительных материалов в пределах строительной площадки во временных зданиях и сооружениях складского назначения для хранения и складирования материалов, в открытых складских помещениях, под навесами вне опасных согласно зон, согласно утвержденному стройгенплану в осях 14-24, то есть в южных и северных частях от блока № 2, в результате чего 01.06.2021 примерно в 09 часов 20 минут на первом этаже блока № 1 произошло возгорание экструзионного пенополистирола, создавшее угрозу причинения вреда жизни и здоровью гражданкам ФИО3, ФИО4, ФИО5, находившимся в момент возгорания на 3 этаже блока № 1 и по причине задымленности здания, лишенным возможности самостоятельно покинуть здание блока № 1 по лестничным маршам.
По результатам проверки составлен акт от 03.06.2021 № 526/01-33-10/2020.
В адрес общества направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении 03.06.2021 № 528/01-32, предусмотренном частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
17.06.2021 в отношении общества составлен протокол № 583/01-32 об административном правонарушении в области строительства, в котором указано на нарушение требований проектной документации при строительства объекта капитального строительства.
24.06.2021 инспекцией в отношении общества вынесено постановление № 614/01-32 о назначении административного наказания, ответственность за которое предусмотрено частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с данными постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 6, пунктом 4 статьи 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относится, в том числе, осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных этим Кодексом.
По правилам пункта 1 части 1 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется, в том числе при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 данного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
Согласно пункту 1 части 2 этой же статьи предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 6 статьи 54 ГрК РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Пунктом 3 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54, установлено, что задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушения соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Подпунктами «г» и «е» пункта 24 указанного выше Положения предусмотрено, что должностные лица органов государственного строительного надзора по результатам проведенных проверок составляют акты, на основании которых выдают предписания об устранении выявленных нарушений; составляют протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривают дела об административных правонарушениях, применяют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 № 442-П органом исполнительной власти Камчатского края, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора на территории Камчатского края, является Инспекция государственного строительного надзора Камчатского края.
В соответствии с частью 1 статьи 23.56 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный строительный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.4.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 23.56 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе, в том числе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный строительный надзор, их заместители.
Следовательно, протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами компетентного органа.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
В соответствии с частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Объектом правонарушения является установленный законодательством порядок осуществления строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, выражается в совершении действий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Субъектом данного административного правонарушения являются лица, на которых возложены обязанности по соблюдению установленных законодательством норм и правил в области строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Отношения по строительству объектов капитального строительства урегулированы Градостроительным законодательством.
Под объектом капитального строительства в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно части 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации (часть 3 статьи 52 ГрК РФ).
В силу части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Согласно положениям пункта 16 статьи 1 ГрК РФ, под застройщиком понимается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта
В соответствии с частью 5 статьи 54 ГрК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом следующих особенностей организации и проведения проверок на основании поступивших в орган государственного строительного надзора извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 настоящего Кодекса, а также об устранении нарушений, об окончании строительства.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 39 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Закон № 384-ФЗ) обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется в форме строительного контроля.
Строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений (статья 35 Закона № 384-ФЗ).
Согласно подпункта «б» пункта 6 Положения о порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение контрольных мероприятий по проверке выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов.
Должностной инструкции заместителя начальника отдела капитального строительства КГКУ «Служба заказчика Министерства строительства и жилищной политики Камчатского края» предусмотрено осуществление ФИО6 технического надзора за сроками и качеством выполнения работ, за их соответствием, утвержденной проектно-сметной документацией, рабочими чертежами, строительным нормам, стандартам, нормам техники безопасности, совершенствования организации труда в строительстве. Сокращения издержек и повышения качества строительных работ, сокращения их сроков (пункты 2.7, 2.11 должностной инструкции).
На основании вышеизложенных норм невыполнение вышеуказанных требований ГрК РФ, в том числе нарушение требований технических регламентов в области строительства при организации и производстве строительных работ, которое создало угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела на основании постановления Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 02.06.2020 №918 КГКУ «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» предоставлен земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010118:14567, расположенный в <...> для строительства объекта капитального строительства «Здание. Общеобразовательная школа по проспекту Рыбаков в гор. Петропавловске-Камчатском».
Приказом КГКУ «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» от 02.06.2020 № 2-П утверждена проектная документация по вышеуказанному объекту.
30.06.2020 между КГКУ «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» и ООО «Трест» заключен государственный контракт № 50/20-К, согласно которому общество приняло на себя обязательство выполнить работы по строительству объекта капитального строительства «Здание. Общеобразовательная школа по проспекту Рыбаков в гор. Петропавловске-Камчатском» в соответствии с условиями контракта, техническим заданием, проектно-сметной документацией, строительными нормами и правилами.
На основании сообщения из средств массовой информации (социальная сеть Instagram) о возгорании объекта капитального строительства «Здание. Общеобразовательная школа по проспекту Рыбаков в гор. Петропавловске-Камчатском», свидетельствующее о факте произошедшей аварии, создающей угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу и мотивированного представления инспектора по государственному контролю (надзору) инспекции государственного строительного надзора Камчатского края от 01.06.2021 издан приказ от 01.06.2021 № 205 о проведении с 01.06.2021 по 03.06.2021 внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Трест», осуществляющего свою деятельность на основании государственного контракта от 30.06.2020 № 50/20-ГК в качестве лица, осуществляющего строительство объекта капитального строительства: «Здание. Общеобразовательная школа по проспекту Рыбаков в г.Петропавловске-Камчатском».
В ходе проверки административным органом установлены нарушения обществом требований л. 2 Стройгенплан М:1500 (начало), л. 3 Стройгенплан М:1500 (окончание), л. 34 проектной документации шифр 4863/2015-ПОС, л. 180 проекта производства работ, предусматривающей определение, место хранения строительных материалов в пределах строительной площадки во временных зданиях и сооружениях складского назначения для хранения и складирования материалов, в открытых складских помещениях, под навесами вне опасных зон, согласно утвержденному стройгенплану в осях 14-24, то есть в южных и северных частях от блока № 2, подпункта «б» пункта 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468, части 1,2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 3 части 1 статьи 39 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», выразившееся в непроведении контрольного мероприятия по проверке выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции на предмет соответствия требованиям л. 2 Стройгенплан М:1500 (начало), л. 3 Стройгенплан М:1500 (окончание), л. 34 проектной документации шифр 4863/2015-ПОС, л. 180 проекта производства работ, предусматривающей определение, место хранения строительных материалов в пределах строительной площадки во временных зданиях и сооружениях складского назначения для хранения и складирования материалов, в открытых складских помещениях, под навесами вне опасных согласно зон, согласно утвержденному стройгенплану в осях 14-24, то есть в южных и северных частях от блока № 2, в результате чего 01.06.2021 примерно в 09 часов 20 минут на первом этаже блока № 1 произошло возгорание экструзионного пенополистирола, создавшее угрозу причинения вреда жизни и здоровью гражданкам ФИО3, ФИО4, ФИО5, находившимся в момент возгорания на 3 этаже блока № 1 и по причине задымленности здания, лишенным возможности самостоятельно покинуть здание блока № 1 по лестничным маршам.
Обществом фактически не оспаривалось ни при рассмотрении административного дела, ни в ходе судебного заседания, вышеуказанные допущенные нарушения.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе, актом проверки от 03.06.2021 № 526/01-33-10/2020, протоколом об административном правонарушении от 17.06.2021 № 583/01-32, постановлением № 24.06.2021 № 614/01-32 и другими доказательствами подтверждено, что в действиях общества имеется объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьей 9.4 КоАП РФ.
Имея возможность для недопущения нарушения требований проектной документации при строительстве объекта капитального строительства, общество не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению установленных законом требований.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Общество является подрядчиком на выполнение строительно-монтажных работ на вышеуказанном объекте капитального строительства, следовательно, в силу части 3 статьи 52 ГрК РФ является лицом, осуществляющим строительство, и на основании части 6 статьи 52 ГрК РФ обязано осуществлять строительство в соответствии с проектной документацией, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, объективно препятствующих заявителю соблюсти установленные законодательством требования, судом не установлено, доказательства того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, не представлено.
Таким образом, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьей 9.4 КоАП РФ.
В связи с чем суд пришел к выводу о правомерном привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих нарушение прав общества, привлеченного к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении судом не выявлено.
Размер примененного к обществу административного штрафа соответствует размеру штрафа, предусмотренному частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ для юридических лиц.
К административной ответственности заявитель привлечен в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительными и освобождения общества от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ суд также не усматривает.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного, судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам.
В соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ не исключена возможность применения данной нормы к какой-либо категории правонарушений, предусмотренной КоАП РФ, в зависимости от предмета посягательства. При этом только оценка конкретных обстоятельств дела позволяет сделать вывод, оправдано ли применение административного наказания в каждом конкретном случае.
Критериями определения малозначительности правонарушения должны являться объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, является установленный порядок ведения работ по строительству.
В силу изложенных обстоятельств, оценивая в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд не усматривает оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Аналогичные основания применения административного наказания в виде предупреждения закреплены и в части 3.5 статьи 4.1 КоАП РФ.
Из приведенных взаимосвязанных положений статей КоАП РФ следует, что субъектам малого или среднего предпринимательства административный штраф может быть заменен на предупреждение при соблюдении следующих условий: административное правонарушение совершено ими впервые; совершенное административное правонарушение не упомянуто в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ; отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб.
В силу изложенных обстоятельств, оценивая в совокупности представленные в материалы дела доказательства, а также учитывая, что нарушения обществом требований технических регламентов в области строительства при организации и производстве строительных работ, создало угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, суд не усматривает оснований для замены административного штрафа на предупреждение.
Обращаясь с заявлением, общество настаивает на наличии оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела в порядке части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Отклоняя доводы заявителя, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, и при условии, что имеются исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Ссылаясь на возможность применения приведенной нормы, заявитель указывает на негативное финансовое положение.
При этом при применении положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 25.02.2014 № 4-П, суд, учитывая положения части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ (о том, что размер штрафа не может составлять менее половины минимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ), самостоятельно, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и полном анализе и оценке совокупности представленных в материалах дела доказательств, содержащих сведения об обстоятельствах совершения правонарушения, определяет размер штрафа, который, по мнению суда, является соразмерным совершенному правонарушению, отвечает целям административного наказания и потому подлежит назначению в данном конкретном случае.
Иными словами, для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ недостаточно установить, что санкция нормы статьи Особенной части КоАП РФ устанавливает минимальный размер штрафа; органом, рассматривающим дело об административном правонарушении, или судом также должны быть выявлены обстоятельства, которые, по мнению такого органа или суда, являются исключительными и свидетельствуют о возможности индивидуализации наказания путем его смягчения до размера ниже низшего предела, предусмотренного санкцией.
Однако в рассматриваемом случае характер совершенного заявителем правонарушения, по мнению суда, не обладает какими-либо особенностями, являющимися основанием для применения при назначении административного наказания в рассматриваемом случае правила, предусмотренного процитированной выше нормой.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судом не установлено.
Доказательств затруднительного финансового положения и, соответственно, того, что оплата штрафа в назначенном размере приведет к тяжелым финансовым последствиям, обществом не представлено.
В силу части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом проверена законность и обоснованность оспариваемого постановления, наличие полномочий административного органа, установлен факт законных оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности, проверив соблюдение установленного порядка привлечения к ответственности и сроков давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины судом не решался, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167–170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья М.В. Карпачев