ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-3290/10 от 06.09.2010 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-3290/2010

10 сентября 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 06 сентября 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 10сентября 2010 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Довгалюка Д.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белоусовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ

при участии:

от заявителя

ФИО2 – представитель по доверенности от 24.10.2008 (сроком три года),

от лица, привлекаемого

к административной ответственности

не явился

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю (далее – Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - предприниматель) на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), при осуществлении предпринимательской деятельности.

Представитель Управления в предварительном судебном заседании заявление о привлечении предпринимателя к административной ответственности поддержала в полном объеме. Просила назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, поскольку предприниматель ранее к административной ответственности не привлекался.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, свою явку в заседание суда не обеспечило, в силу статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте предварительного судебного заседания и судебного заседания извещено надлежащим образом.

Согласно статье 136 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) при неявке в предварительное судебное заседание надлежащим образом извещенных истца и (или) ответчика заседание проводится в их отсутствие.

С учетом мнения представителя заявителя, суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству и в соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ считает возможным завершить предварительное судебное заседание и продолжить рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в отсутствие представителя лица, привлекаемое к административной ответственности.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала свою правовую позицию по основаниям, указанным выше. Дополнительных доказательств либо пояснений не имеет.

Выслушав доводы представителя Управления, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявление о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица (основной государственный регистрационный номер 306414110000050) и оказывает услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

Данный вид деятельности подлежит обязательному лицензированию в соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензия № АСС 41 101492 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, выдана предпринимателю 06.05.2006 года. Срок действия лицензии по 05.05.2011 года.

В период с 05.07.2010 по 30.07.2010 года временно исполняющим обязанности заместителя начальника Управления государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю ФИО3 на основании приказа Управления государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю № 198 от 27.05.2010 года проведена плановая проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем условий лицензирования и требований транспортного законодательства при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров в городском сообщении.

По результатам проведенной проверки составлен акт № 200 от 26.07.2010 года, в котором отражены следующие нарушения:

- техническое обслуживание и ремонт автобуса не соответствует требованиям приказа Минтранса России от 09.03.1995 года № 27 п. 4.2 4.4, Федерального закона о безопасности дорожного движения от 10.12.1995 № 196-ФЗ ст. 16, 18 и приказа Минтранса России от 30.03.1994 года № 15 п. 2.5.2, а именно: отсутствует документальное подтверждение о фактическом прохождении ТО и ремонта;

- не проведено повышение профессионального мастерства водителя по 20-ти часовой программе в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 09.03.1995 № 27 п. 3.4.2.;

- не проведена стажировка водителя при приеме на работу, что не соответствует требованию приказа Минтранса РФ № 27 от 09.03.1995 года п. 3.2.2- 3.2.5.;

- отсутствует план мероприятий по предупреждению аварийности на автотранспорте, что не соответствует требованиям приказа Минтранса РФ № 27 от 09.03.1995 года п. 2.2.

По факту выявленных нарушений вышеуказанным должностным лицом Управления в отношении предпринимателя и в его присутствии составлен протокол об административном правонарушении № 94 от 26.07.2010 года по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Предприниматель с протоколом согласился, о чем имеется соответствующая запись.

В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 128-ФЗ) перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.

В силу статьи 2 Закона № 128-ФЗ лицензионными требованиями и условиями является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензионные требования и условия осуществления перевозок пассажиров определены Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 № 637.

В соответствии с подпунктами «б» пункта 4  Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя),  утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 № 637 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств установлены ст. 18 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно части 4 названной статьи транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.

Приказом Минтранса от 09.03.1995 № 27 утверждено Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, устанавливающее основные задачи и требования к организации по обеспечению безопасности дорожного движения, профессиональной надежности водительского состава, эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии и обеспечении безопасных условий перевозок пассажиров и грузов при организации перевозочного процесса.

Пунктом 4.2 названного Положения определено, что организации и водители-предприниматели обязаны соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий - изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами. Организации, выполняющие техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, должны иметь сертификат на услуги по техническому обслуживанию и ремонту, подлежащие обязательной сертификации, при наличии в регионе органа по сертификации этих услуг, аккредитованного в установленном порядке.

Вместе с этим, доказательств соблюдения предпринимателем установленной периодичности технического обслуживания эксплуатируемых транспортных средств материалы дела не содержат.

Пунктом 3.4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения предусмотрено, что повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя. Организация имеет право не допускать водителя, не сдавшего зачет, к самостоятельной работе на линии.

Из имеющихся в материалах дела акта проверки и протокола об административном правонарушении следует, что ежегодное обучение по повышению профессионального мастерства водителя ФИО4, необходимого для обеспечения безопасности дорожного движения, согласно 20-ти часовой программе обучения, в соответствии с требованиями приказа Минтранса России № 27 от 09.03.1995 года не проводилось.

Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Минтранса России от 08.01.1997 года № 2, а также Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным приказом Минтранса России от 09.03.1995 года № 27 установлено, что к одним из основных требований по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится:

- стажировка водителей;

- организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей.

В соответствии с пунктами 3.1.3, 3.2.2, 3.2.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.03.1995 года № 27, лица, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водители, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года, водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров, к управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки. Проведение стажировки обеспечивается собственными силами организации или путем заключения договоров на проведение стажировки. Стажировка должна производиться под руководством водителя-наставника, назначаемого приказом по организации, или иного лица, с которым заключен договор на проведение стажировки, имеющего свидетельство (лицензию) на право стажировки водителей.

После завершения водителем стажировки должно быть оформлено заключение о допуске его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки или дан мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение хранится в личном деле водителя (п. 3.2.4 вышеуказанного Положения).

Как установлено административным органом при проведении проверки деятельности предпринимателя, стажировка водителя при приеме на работу не проводилась.

Кроме того, на основании абзаца 5 пункта 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 09.03.1995 № 27, индивидуальный предприниматель обязан обеспечить ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований данного Положения, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности.

В нарушение изложенного в ходе проверки установлено, что у предпринимателя отсутствует план мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

Таким образом, как следует из установленных судом обстоятельств и подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении, вышеперечисленные требования нормативных правовых актов Минтранса России и Правительства РФ предпринимателем не были соблюдены, деятельность по перевозке пассажиров осуществлялась с нарушением предпринимателем условий лицензирования.

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом понимаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если законом не установлено иное.

С учетом вышеизложенного арбитражный суд считает, что имеются все основания для привлечения индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, на день рассмотрения заявления в суде срок привлечения к административной ответственности не истек, в связи с чем заявление о привлечении предпринимателя к административной ответственности подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания судом принимается во внимание, что предприниматель ранее к административной ответственности не привлекался, отсутствуют отягчающие его вину обстоятельства, в связи с чем полагает, что административное наказание может быть назначено предпринимателю в пределах минимальной санкции, установленной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, а именно в размере 3000 рублей.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-29, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, имеющего основной государственный регистрационный номер 306414110000050, проживающего по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.


  Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:


УФК по Камчатскому краю (Управление госавтодорнадзора по Камчатскому краю)
  Счет 40101810100000010001
  ИНН <***>
  ОКАТО 30401000000
  БИК 043002001
  КБК 10611690040040000140
  ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю г. Петропавловск-Камчатский.

Документ, свидетельствующий об оплате штрафа, представить в Арбитражный суд Камчатского края.

Разъясняется, что в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда, арбитражным судом направляется исполнительный лист на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности. Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья Д.Н. Довгалюк