ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-3939/2002 от 11.05.2004 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-КамчатскийДело №А49-3938,3939/02-06

11 мая 2004 года

Арбитражный суд Камчатской области в составе председательствующего судьи Мирошниченко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Мирошниченко В А.,

рассмотрел в судебном заседании 06.05.2004 года дело

по искуКомпания «Хансунг ФИО3., ЛТД»

кЗАО «Компания Атолл-Запад»,

Капитану Петропавловского морского рыбного порта

третье лицо: ЗАО «Соврыбфлот», ПП «Сириус»,

опризнании права собственности и признании недействительным

регистрационной записи регистрации права собственности.

При участии:

от истца:       не явились,

от ответчика:

ФИО1 - представитель от ЗАО «Компания Атолл-Запад»,

ФИО2 - представитель по доверенности от 30.12.03 г. №20/10-3334 до 31.12.04 г. (от капитана рыбного порта)

от третьих лиц: не явились.

установил:    истец - Компания «Хансунг ФИО3., ЛТД», просит признать право собственности на судно СТР «Штурман Стулей» и признать недействительной регистрационную запись о регистрации права собственности на судно СТР «Штурман Стулей» за ЗАО «Компания Атолл-Запад».

Представитель истца в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении спора без представителя истца поскольку в предыдущем судебном заседании были изучены все доказательства по делу. Заявленные требования поддерживает в полном объеме.

В соответствии со ст. 123, 156 АПК РФ, суд определил: рассмотреть дело в отсутствие представителя истца извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Доводы, по которым истец просит удовлетворить заявленные требования, являются следующие обстоятельства.

В соответствии с временным свидетельством о праве собственности на судно «Сириус» собственником судна является МП «Сириус», свидетельство №8 от 19.11.1992 года. В январе 1993 года судно передано ТОО «Лоция» по договору бербоут чартера от 15.01.1993 года. В 1996 году договор расторгнут и судно возвращено МП «Сириус». В 1996 году МП «Сириус» заключает договор поручения с Соврыбфлотом на продажу судна . Соврыбфлот действуя от имени собственника ( МП «Сириус») продает судно Компании «Хансунг ФИО3., ЛТД», договор от 26.04.1996 года.


Стоимость судна была определена в сумме 2 млн. долларов США. Судно передано актом приема передачи 14.11.1996 года. ЗАО «Компания Атолл-Запад» получила судно в аренду ( бербоут-чартер) и оплачивала собственнику арендные платежи.

Трехсторонний договор, который пред ставило, ЗAО «Компания Атолл-Запад» является ничтожным поскольку противоречит Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». ТОО «Лоция собственником судна не является и не являлась, следовательно, не может быть признана надлежащим продавцом.

ЗАО «Компания Атолл-Запад» платежей ТОО «Лоция» не производила. При регистрации права собственности на судно за ЗАО «Компания Атолл-Запад» капитана порта должен был проверить произведена ли оплата за судно. При отсутствии доказательств оплаты переход права собственности не должен был произойти. При таких обстоятельствах собственником судна является ЗАО «Компания Атолл-Запад». Вопрос о праве собственности не поднимался корейской компанией до проведения проверки ЗАО «Компания Атолл-Запад» органами валютного контроля. И в настоящее время собственник доказывает, что судно принадлежит не ЗАО «Компания Атолл-Запад», а Компании «Хансунг ФИО3., ЛТД».

Представитель ответчика от ЗАО «Компания «Атолл-Запад», исковые
требования признала в полном объеме.

Суду пояснила, что ЗАО «Компания Атолл-Запад» никогда не считала себя собственником судна, поскольку платила арендные платежи собственнику - ЗАО «Компания Атолл-Запад». Почему бывшее руководство компании обратилось за регистрацией права собственности на судно пояснить не может, поскольку данные лица в настоящий момент в компании не работают. По бухгалтерскому учету судно стоит на забалансовом счету. В дальнейшем у компании имеются намерения приобрести данное судно в собственность, но в настоящее время собственником является Компания «Хансунг ФИО3., ЛТД».

Материалы уголовного дела, которые представили органы предварительного расследования ФСБ России по Камчатской области, просит исключить из числа доказательств, поскольку получены с нарушением установленного законом порядка и не имеют отношения к делу.

Представитель ответчика о капитана морского рыбного порта исковые требования не признала. Суду пояснила, что ЗАО «Компания Атолл-Запад» обратилась к капитану П-Камчатского морского рыбного порта обратилось с заявлением о регистрации права собственности на судно. Были представлены соответствующие документы: заверенное нотариально свидетельство о праве собственности на судно за ТОО «Лоция», свидетельство о праве плавания под государственным флагом СССР, трехсторонний договор от 28.10.1996 года, акт приема передачи судна и другие документы предусмотренные Приказом Комитета РФ по рыболовству №62 от 04.04.196 года «Об утверждении временных правил регистрации судов в моррыбпортах». Получено разрешение о Комитата РФ по рыболовству о на приобретение судна ЗАО «Компании Атолл-Запад». На период регистрации права собственности капитан порта не обязан был проверять произведена ли оплата за судно или нет, приказ №62 данного требования не содержал. Для регистрации была принята заверенная нотариально копия свидетельства о праве собственности на судно за ТОО «Лоция», поскольку было направлено заявление от ЗАО «Компания Атолл-Запад» о том, что просят зарегистрировать по заверенной нотариально копии, поскольку оригинал находится у директора, который в настоящий момент за пределами Камчатской области. Поскольку другие документы сомнения не вызывали, тем более было получено разрешение от Комитета РФ по рыболовству, было зарегистрировано право собственности на судно переименованное из «Сириус» в «Штурман Стулей» за ЗАО   «Компания   Атолл-Запад».   Полагает,   что   капитаном   порта   соблюдены   все


требования закона при регистрации права собственности. Оснований для признания недействительной регистрационной записи не имеется.

В качестве доказательств о том, что были представлены все необходимые документы на регистрацию, представила Дело судна.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями имеющимися в материалах дела.

В соответствии со ст. 123, 156 АПК РФ, суд определил: рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Заслушав мнение представителей сторон явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

28.10.1996 года ЗАО «Компания Атолл-Запад» подало заявление на имя капитана Петропавловского морского рыбного порта с просьбой зарегистрировать право собственности на судно СТТМ-К «Штурман Стулей».

К заявлению были приложены следующие документы : анкета судового реестра, договор купли-продажи, акт приема-передачи, разрешение комитета РФ по рыболовству на право приобретения судна, лицензия, согласование с администрацией, свидетельство о годности судна к плаванию, свидетельство о праве собственности на судно продавца, свидетельство о праве плавания под государственным флагом, лицензия на судовую радиостанцию, радиограмма капитана Мурманского рыбного порта.

29.10.1996 года за ЗАО «Компания Атолл-Запад» зарегистрировано право собственности на судно «Штурман Стулей», что подтверждается свидетельством о праве собственности на судно №1251.

На момент регистрации права собственности на судно «Штурман Стулей» за ЗАО «Компания Атолл-Запад» порядок регистрации судов в Государственном судовом и Бербоут-чартерном реестрах морских рыбных портов определялся Кодексом торгового мореплавания СССР, Временными правилами регистрации судов в морских рыбных портах» (утв. Приказом Роскомрыболовства №62 от 04.04.1996 года).

В соответствии с разделом 3 Временных правил регистрации для внесения судна в государственный судовой реестр предъявляются капитану порта следующие документы:

-заявление судовладельца на имя капитана порта с просьбой зарегистрировать судно в данном морском рыбном порту;

-анкету судового реестра для судов, подлежащих внесению в Государственный судовой реестр;

-анкету судовладельца для вновь образованных судовладельческих организаций или организаций, впервые осуществляющих регистрацию судна в данном порту. Копию регистрационных документов судовладельца;

-копии документов, подтверждающих право на судно, заверенных нотариально и копию приемо - сдаточного акта;

-копию классификационного свидетельства;

-копию действующего свидетельства о годности судна к плаванию;

-разрешение Комитета Российской Федерации по рыболовству на строительство, приобретение, аренду или переоборудование судна;

-подлинник Свидетельства о праве плавания под флагом Российской Федерации и Свидетельства о праве собственности на судно, выданные портом прежней регистрации судна или консулом Российской Федерации. В случае сдачи указанных документов в прежнем порту регистрации представляется Свидетельство об исключении судна из


Государственного судового реестра прежнего порта регистрации или аналогичный документ, выдаваемый зарубежными портами.

На основании перечня вышеуказанных документов, судно вносится в Государственный судовой реестр и выдается свидетельство о праве собственности на судно.

ЗАО «Компания Атолл-Запад» обращаясь с заявлением к капитану Петропавловского морского рыбного порта был представлен договор купли продажи судна №ф-01\96 от 11.03.1996 года в соответствии с п.1.1 которого ТОО «Лоция» ЛТД» (Продавец) продает, а ЗАО «Компания Атолл-Запад» (Покупатель) покупает судно СРТМ-К 502 ЭМ №1659 «Сириус».

Оплату стоимости судна производит Компания «Хансунг Энтерпрайз» (Сеул, Ю.Корея) в размере 2000000 долларов США.

Согласно п. 1.3 контракта судно после покупки остается по Российским флагом, будет перерегистрировано в порту Петропавловск-Камчатский под названием «Штурман Стулей».

ТОО «Лоция» передало судно ЗАО «Компания Атолл-Запад» 02.07.1996 года, что подтверждается актом приема-передачи.

Было получено разрешение Комитета РФ по рыболовству №ПДП-0617 от 26.08.1996 года на приобретение ЗАО «Компания Атолл-Запад» судна СРТМ-К пр.502 ЭМ «Штурман Стулей».

Право собственности на судно продавца - ТОО «Лоция ЛТД» зарегистрировано капитаном Мурманского рыбного порта на основании заявления от 15.01.1993 года.

ТОО «Лоция ЛТД» было выдано свидетельство о праве плавания под государственным флагом СССР, свидетельство о праве собственности на судно №654 от 15.01.1993 года.

Право собственности ТОО «Лоция ЛТД» подтверждается также свидетельством об исключении судна из государственного судового реестра в связи с продажей ЗАО «Компании Атолл-Запад» выданного капитаном Мурманского рыбного порта.

Данные доказательства подтверждают факт того, что судно было приобретено у надлежащего собственника (продавца).

На период регистрации права собственности на судно в соответствии с Временной инструкцией на капитана порта не была возложена обязанность по проверке произведена ли оплата по договору или нет.

Следовательно, регистрация право собственности на судно «Штурман Стулей» за ЗАО «Компания Атолл-Запад» была произведена в соответствии с действующим на момент регистрации законодательством. При регистрации права собственности Капитаном Петропавловского рыбного порта нарушений закона не допущено.

Поскольку в соответствии с п.3 ст.33 КТМ РФ и ст. 131 ГК РФ регистрация права собственности является единственным доказательством существования зарегистрированного права, судом не принимаются доводы истца о том, что ТОО «Лоция ЛТД» не являлось собственником судна, а, следовательно, надлежащим продавцом, поскольку опровергается вышеперечисленными доказательствами.

Судом не принимаются доводы истца и представленные документы свидетельствующие о принадлежности судна за Компанией «Хансунг ФИО3., .ЛТД» поскольку доказательств того, что на момент продажи судна оно принадлежало IIII«Сириус», а также то, что право собственности за Компанией «Хансунг ФИО3., ЛТД» было зарегистрировано, истцом не представлено.

Не принимаются судом доводы истца о том, что по договору бербоут - чартера заключенного между ПП «Сириус» и ТОО «Лоция ЛТД» , судно передается не в собственность, а и пользование и переход права собственности возможен только через


10 лет, поскольку опровергается свидетельством о праве собственности на судно за ТОО «Лоция ЛТД».

При каких обстоятельствах было выдано данное свидетельство не является предметом данного судебного рассмотрения, поскольку данное свидетельство истцом не оспаривалось и не оспаривается. Следовательно, для решения вопроса о праве собственности свидетельство о принадлежности судна ТОО «Лоция ЛТД», имеет юридическое значение.

В соответствии со статьей 49 АПК РФ ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде признать иск полностью или частично.

Однако арбитражный суд не принимает в данном случае признание иска ЗАО «Компанией Атолл-Запад» поскольку это противоречит закону и нарушает права третьих лиц, в данном случае ТОО «Лоция ЛТД».

Анализируя все доказательства имеющиеся в материалах дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования истца о признании недействительным регистрационной записи о регистрации права собственности на судно СТР «Штурман Стулей» за ЗАО «Компания Атолл-Запад» удовлетворению не подлежат.

В связи с этим, поскольку в соответствии с п.3 ст.33 КТМ РФ регистрация права собственности является единственным доказательством существования зарегистрированного права, регистрация право собственности на судно за ЗАО «Компанией Атолл-Запад» исключает возможность признать право собственности на данное судно за Компанией «Хансунг ФИО3., ЛТД».

Расходы по госпошлине возлагаются на истца. Поскольку при подаче иска госпошлина была уплачена истцом в установленном законом размере вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривался.

Руководствуясь ст.ст.1-3, 17, 27-29, ПО, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В заявлении о признании недействительным регистрационной записи в государственном реестре Петропавловск Камчатского морского рыбного порта от 29.10.1996 года №1251 о регистрации права собственности на СТРМ- «Штурман Стулей» за ЗАО «Компанией Атолл-Запад» и признании права собственности на судно СТРМ- «Штурман Стулей» за Компанией «Хансунг ФИО3., ЛТД» отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции
Камчатской области в течение месяца после его принятия или в арбитражный суд
кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления
решения в законную силу.

СудьяВ.А. Мирошниченко