ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-4189/2011 от 15.12.2011 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-4189/2011

22 декабря 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 22 декабря 2011 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению потребительского общества «Елизовская торговая база» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к администрации Елизовского муниципального района, Управлению архитектуры, градостроительства, земельных отношений и природопользования администрации Елизовского муниципального района – муниципальному учреждению

о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка кадастровый номер 41:05:0101005:376, оформленного письмом № 1466 от 16.06.2011,

при участии:

от заявителя:

ФИО1 – представитель по доверенности № 1/96 от 26.10.2011 (сроком на один год)

от Управления архитектуры, градостроительства, земельных отношений и природопользования администрации Елизовского муниципального района – муниципального казенного учреждения

ФИО2 – представитель по доверенности от 16.06.2011 (сроком до 11.01.2012)

от администрации Елизовского муниципального района

не явились

установил:

потребительское общество «Елизовская торговая база» (далее – заявитель, Общество, ПО «Елизовская торговая база») обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к администрации Елизовского муниципального района (далее – Администрация), Управлению архитектуры, градостроительства, земельных отношений и природопользования администрации Елизовского муниципального района – муниципальному учреждению, на момент рассмотрение дела переименованному в Управление архитектуры, градостроительства, земельных отношений и природопользования администрации Елизовского муниципального района – муниципальное казенное учреждение (далее – Управление) с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка кадастровый номер 41:05:0101005:376, оформленного письмом № 1466 от 16.06.2011, ссылаясь на те обстоятельства, что решением главы администрации Елизовского района № 633 от 25.05.1995 Обществу на праве бессрочного (постоянного) пользования предоставлен земельный участок площадью 5,6071 гектаров. 09.07.1999 Елизовская межрайонная оптово-торговая база на основании постановления администрации Елизовского районного муниципального образования № 205/П изменила свой правовой статус на потребительское общество «Елизовская торговая база. В период с декабря 1998 года по май 2004 года происходило изъятие части земельного участка из оборота земель, принадлежащих заявителю площадью 5,6071 гектара, и в настоящее время оставшаяся площадь земельного участка потребительского общества составляет 4,5082 кв.м. Названный земельный участок площадью 4,5082 кв.м., расположенный в г. Елизово Камчатского края по ул. Мурманской, 17, принадлежащий Обществу на праве бессрочного (постоянного) пользования поставлен на кадастровый учет – кадастровый номер 41:05:0101005:0173. В границах этого земельного участка были сформированы шесть земельных участков, в том числе и спорный земельный участок с кадастровым номером 41:05:0101005:376 площадью 35525 кв.м., на который выдан кадастровый паспорт № 4105/201/09-7371. На спорном земельном участке находятся объекты недвижимого имущества Общества – складские помещения № 3, 7, 10, 12, 18 литер «И», трансформаторная подстанция, здание конторы-проходной, принадлежащие заявителю на праве собственности.

ПО «Елизовская торговая база» имеет право на приобретение спорного земельного участка в собственность в силу положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

20.05.2011 на имя главы Елизовского муниципального района Обществом подано заявление с приложением всех необходимых документов о переоформлении права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 35525 кв.м. с кадастровым номером 41:05:0101005:376 на право собственности. 07.07.2011 Управление письмо № 1466 отказало в переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101005:376 в собственность из-за отсутствия обременения данного участка частным сервитутом для беспрепятственного проезда к земельным участкам, которые образовались при разделе участка с кадастровым № 41:05:0101005:0173.

Представитель заявителя в судебном заседании требование поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении.

В судебном заседании представитель Управления заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве.

Администрация о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, явку представителя не обеспечила, направила отзыв, согласно которому требования заявителя полагала необоснованными.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о нижеследующем.

Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, решением главы администрации Елизовского района № 633 от 25.05.1995 Елизовской межрайонной оптово-торговой базе по ул. Мурманская, д. 17 в г. Елизово Камчатского края на праве бессрочного (постоянного) пользования предоставлен земельный участок площадью 5,6071 гектаров.

Постановлением администрации Елизовского районного муниципального образования № 205/П от 09.07.1999 Елизовская межрайонная оптово-торговая база в порядке правопреемства переименована в потребительское общество «Елизовская торговая база».

Постановлением администрации Елизовского районного муниципального образования № 540 от 20.05.2004 в связи с изъятием части земельного участка площадь земельного участка, предоставленного Обществу, составила 4,5082 кв.м. Названный земельный участок поставлен на кадастровый учет кадастровым номером 41:05:01 01 005:0173.

В границах земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101 005:0173 площадью 4,5082 кв.м. сформированы шесть земельных участков, в том числе и спорный земельный участок с кадастровым номером 41:05:0101005:376 площадью 35525 кв.м., на который выдан кадастровый паспорт № 4105/201/09-7371.

На данном земельном участке находятся объекты недвижимого имущества Общества – складские помещения № 3, 7, 10, 12, 18 литер «И», трансформаторная подстанция, здание конторы-проходной, принадлежащие истцу на праве собственности.

20.05.2011 Общество обратилось к главе Елизовского муниципального района с заявлением о переоформлении права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком на право собственности на земельный участок площадью 35525 кв.м. с кадастровым номером 41:05:0101005:376, расположенным в г. Елизово Камчатского края по ул. Мурманской, 17.

07.07.2011 Управление отказало Обществу в предоставлении в собственность земельного участка кадастровый номер 41:05:0101005:376, оформив данный отказ письмом № 1466 от 16.06.2011, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 41:05:0101005:376 образовался путем раздела земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101005:173 и не был предназначен только для эксплуатации зданий. Данный земельный участок необходим для беспрепятственного проезда (прохода) к земельным участкам с кадастровыми номерами 41:05:0101005:154, 41:05:0101005:379, 41:05:0101005:378, 41:05:0101005:149, 41:05:0101005:392, 41:05:0101005:377, 41:05:0101005:57, 41:05:0101005:64, 41:05:0101005:174, 41:05:0101005:112, 41:05:0101005:30, 41:05:0101005:115, 41:05:0101005:381, 41:05:0101005:56, 41:05:0101005:114, 41:05:0101005:376, 41:05:0101005:146, 41:05:0101005:147, 41:05:0101005:376. Заявителю предложено в соответствии с требованиями гражданского и земельного законодательства наложить на земельный участок с кадастровым номером 41:05:0101005:376 частный сервитут для обеспечения беспрепятственного проезда (прохода) к вышеуказанным земельным участкам, либо разделить земельный участок на семь земельных участков, один из которых будет предназначен для обеспечения проезда (прохода), а другие для эксплуатации объектов, находящихся в собственности у ПО «Елизовская торговая база.

Общество, считая данный отказ Управления незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 23 ЗК РФ частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно пунктам 1, 3 и 4 статьи 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 указанной статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

По смыслу указанных норм права лицо, требующее установление сервитута, должно подтвердить необходимость предоставления ему права ограниченного пользования чужим имуществом для обеспечения своих нужд. Установление сервитута допустимо только в том случае, если интересы собственника земельного участка (истца) не могут быть обеспечены другим способом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (абзац 1 пункта 5 статьи 36 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В силу абзаца 2 пункта 5 статьи 36 ЗК РФ исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370 (действующий на период спорных правоотношений). Данный Перечень является исчерпывающим.

Ответчиком не представлено доказательств обращения собственников недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости), а также иных лиц, которым участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами, об установлении сервитута.

Кроме того, пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ такое основание к отказу в предоставлении в собственность юридических лиц земельных участков как необходимость наложения на земельный участок частного сервитута, не предусмотрено. Разрешение вопроса частного сервитута подлежит рассмотрению в ином порядке и при определенных условиях.

Гражданским законодательством не предусмотрено установление частного сервитута в интересах неопределенного круга лиц, поскольку частный сервитут - ограниченное право пользования соседним земельным участком, устанавливаемое по соглашению сторон или в судебном порядке в интересах определенного круга лиц, а публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом органа местного самоуправления в целях обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.

Доказательств наличия публичного сервитута Управлением, а также Администрацией в судебное заседание не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом частью 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Оспариваемый отказ в предоставлении в собственность земельного участка кадастровый номер 41:05:0101005:376, оформленный письмом № 1466 от 16.06.2011, по основанию необходимости наложения на земельный участок частного сервитута, привело к ограничению прав ПО «Елизовская торговая база», не соответствует нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы ПО «Елизовская торговая база» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что в силу части 2 статьи 201 АПК РФ влечет за собой удовлетворение заявленных требований.

При этом в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд обязывает ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Согласно Положению об Управлении архитектуры, градостроительства, земельных отношений и природопользования администрации Елизовского муниципального района – муниципальном казенном учреждении названное Управление является органом администрации Елизовского муниципального района и создано в целях реализации полномочий Администрации по решению вопросов местного значения, в том числе в сфере земельных отношений осуществляет подготовку проектов постановлений о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (подпункт «а» пункта 2.4.2), заключение договоров купли-продажи земельных участков (подпункт «в» пункта 2.4.2) (л.д. 101).

Ссылка представителя Управления на непредставление Обществом документов, предусмотренных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370 (нарушение пунктов 1 и 6 Перечня), не может быть принята арбитражным судом во внимание, поскольку данное обстоятельство не являлось основанием для отказа в предоставлении земельного участка, оформленного письмом № 1466 от 16.06.2011.

Доказательства наличия оснований, предусмотренных пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ, отказа в предоставлении в собственность Общества спорного земельного участка кадастровый номер 41:05:0101005:376, в материалах настоящего дела отсутствуют, Управлением и Администрацией в судебное заседание не представлено.

Статья 101 АПК РФ определяет, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно ст. 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу положений ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьей 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина организациями уплачивается в размере 2 000 рублей.

Поскольку главой 24 АПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении сторон по делам искового производства.

При таких обстоятельствах, учитывая, что требование заявителя удовлетворено, понесенные заявителем судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000,00 руб. подлежат возмещению с ответчика.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконным отказ Управления архитектуры, градостроительства, земельных отношений и природопользования администрации Елизовского муниципального района – муниципального учреждения в предоставлении в собственность земельного участка кадастровый номер 41:05:0101005:376, оформленный письмом № 1466 от 16.06.2011, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.

Обязать Управление архитектуры, градостроительства, земельных отношений и природопользования администрации Елизовского муниципального района – муниципальное казенное учреждение устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Управления архитектуры, градостроительства, земельных отношений и природопользования администрации Елизовского муниципального района – муниципального казенного учреждения в пользу потребительского общества «Елизовская торговая база» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000,00 руб.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья И.Ю. Жалудь