ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-4385/20 от 12.01.2021 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                     Дело № А24-4385/2020

18 января 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2021 года.

Полный текст решения изготовлен января 2021 года .

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Скрипник Ю.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цырулик Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску

Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к

федеральному государственному унитарному предприятию «Сосновское» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании 10 129 514,63 руб.,

при участии:

от истца:

не явились,

от ответчика:

ФИО1 – представитель по доверенности от 22.09.2020
№ 17 (сроком на 1 год), диплом.

установил:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее – Минобрнауки России, истец, адрес: 125009, <...>) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к  федеральному государственному унитарному предприятию «Сосновское» (далее – ФГУП «Сосновское», ответчик, адрес: 684033, <...>) о взыскании 10 129 514,63 руб., составляющих задолженность по уплате части чистой прибыли предприятия в 2017 и 2018 годах.

Истец о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом по правилам статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), что подтверждается материалами дела.

До начала судебного заседания от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

При таких обстоятельствах судебное заседание проведено в отсутствие представителя истца на основании статьи 156 АПК РФ.

В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к следующему выводу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2018 № 682 утверждено Положение о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (далее – Положение о Минобрнауки России).

В подпункте  4.3.22 пункта 4.3 Положения о Минобрнауки России указано, что Минобрнауки России осуществляет функции и полномочия учредителя образовательных организаций высшего образования, научных и иных организаций, подведомственных Министерству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.06.2018
№ 1293-р утвержден перечень организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, в числе которых указано ФГУП «Сосновское».

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон
№ 161-ФЗ) собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.

Аналогичная норма закреплена в пункте 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона № 161-ФЗ государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Согласно подпункту «е» пункта 29 устава ФГУП «Сосновское» предприятие обязано ежегодно перечислять в федеральный бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в установленном порядке.

В подпункте «н» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) указано, что федеральные органы исполнительной власти осуществляют в отношении подведомственных предприятий принятие решений, предусматривающих перечисление в федеральный бюджет 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за календарный год, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.

В этой связи приказом федерального агентства научных организаций (ФАНО, правопредшественник Минобрнауки России) № 345 от 27.04.2018 «О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными федеральному агентству научных организаций, части прибыли в федеральный бюджет в 2018 году» на ФГУП «Сосновское» возложена обязанность в срок до 15.06.2018 перечислить в доход федерального бюджета часть прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2017 год, уменьшенную на сумму расходов на реализацию мероприятий  по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на 2018 год, осуществляемых за счет чистой прибыли, но не менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере, указанном в реестре – 2 111 014,63 руб.

Также приказом Минобрнауки России № 290 от 30.04.2019 «О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, части прибыли в федеральный бюджет в 2019 году» на ФГУП «Сосновское» возложена обязанность в срок до 15.06.2019 перечислить часть прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2018 год, уменьшенную на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на 2019 год, осуществляемых за счет чистой прибыли, но не менее 50 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей в размере, указанном в реестре – 8 018 500 руб.

Как указывает истец, письмами № 007.18.1.2-11/ск-138 от 11.05.2018 и
№ МН-18.3/63 от 15.05.2019 ФГУП «Сосновское» извещалось о необходимости перечисления части прибыли в федеральный бюджет в 2018 и 2019 годах, однако, перечисления произведены не были.

Претензия № МН-13/98-МЛ от 05.02.2020 об уплате части чистой прибыли за 2017 и 2018 года в федеральный бюджет также оставлена ответчиком без ответа.

Поскольку часть прибыли за 2017 и 2018 года ответчиком в федеральный бюджет не перечислена ответчиком, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Исходя их положений части 1 статьи 295 ГК РФ, частей 1,2 статьи 17   Закона № 161-ФЗ, собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» (далее – Правила), устанавливают, что часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия.

При этом, часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определяется как часть прибыли федерального государственного унитарного предприятия, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, осуществляемых за счет чистой прибыли, но не менее 25 процентов (в редакции, действовавшей с 12.07.2017) и 50 процентов (в редакции, действующей с 30.10.2018) прибыли, остающейся в распоряжении  предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.

К числу доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, согласно статье 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) относятся, в том числе, часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Пунктами 1 и 2 Правил предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти до 1 ноября утверждает программы деятельности предприятий на основании проекта программы деятельности предприятий, который руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежегодно составляет и предоставляет федеральному органу исполнительной власти.

Согласно отчету о финансовых результатах за период с января по декабрь 2017 года размер чистой прибыли ФГУП «Сосновское» составил 8 444 тыс. руб. Вместе с тем, в 2017 году при себестоимости продукции 78 198  тыс. руб. выручка предприятия за 12 месяцев 2017 года составила 73 519 тыс. руб., что свидетельствует о наличии у предприятия убытка от продаж в сумме 4 679 тыс. руб.

Также согласно отчету о финансовых результатах за период с января по декабрь 2018 года размер чистой прибыли ФГУП «Сосновское» составил
16 037 тыс. руб. В 2018 году при себестоимости продукции 87 725  тыс. руб. выручка предприятия за 12 месяцев 2018 года составила 79 890 тыс. руб., что свидетельствует о наличии у предприятия убытка от продаж в сумме
7 835 тыс. руб.

Согласно представленным в материалы дела отчетам о субсидиях, полученных ФГУП «Сосновское» в 2017 и 2018 годах, в 2017 году  ФГУП «Сосновское» получило субсидию из федерального бюджета в размере 473 тыс. руб., из бюджета Камчатского края – 16 655 тыс. руб., а всего – 17 128 тыс. руб. В 2018 году из федерального бюджета – 1 221 тыс. руб., из бюджета Камчатского края – 19 254 тыс. руб., а всего – 20 475 тыс. руб.

Проанализировав представленные документы, суд приходит к выводу, что чистая прибыль, которая включена в строку 2400 отчетов о финансовых результатах за 12 месяцев 2017 (8 444 тыс. руб.) и 2018  (16 037 тыс. руб.) годов, образовалась за счет субсидий, полученных из федерального и местного бюджетов во исполнение государственной программы Камчатского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Камчатского края на 2014-2018 г.».

Предоставление субсидий (бюджетных средств) сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации – это поддержка государства в области сельского хозяйства, что предусмотрено в качестве одного из основных принципов государственной аграрной политики в соответствии с нормами Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

В силу прямого указания пункта 6 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли.

По смыслу данной нормы при определении размера чистой прибыли, часть которой подлежит перечислению в доход федерального бюджета, средства, перечисленные предприятию из бюджетов всех уровней на реализацию целевых программ, не могут быть приняты во внимание.

Данный вывод корреспондирует к статье 38 БК РФ, в которой закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования, а также пункту 14 части 1 статьи 521 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), согласно которому  при определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного плательщиком в рамках целевого финансирования.

Предоставляемые субсидии носят адресный и целевой характер в соответствии со статьями 38, 78 БК РФ, направлены на увеличение производства сельскохозяйственной продукции и являются формой безвозвратного использования бюджетных средств, при условии ее целевого и своевременного использования.

При этом, в соответствии со статьей 306.4 БК и статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях получатели субсидии несут ответственность за нецелевое использование средств бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечисление части полученных средств субсидии в бюджет собственника получателя субсидии, а не направление их на снижение затрат на производство сельскохозяйственной продукции, увеличение производства сельскохозяйственной продукции, является нарушением целевого характера использования средств и должно рассматриваться как бюджетное нарушение, влекущее за собой возврат средств субсидии в бюджет и привлечение виновных к ответственности в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 69 БК РФ субсидии юридическим лицам относятся к бюджетным ассигнованиям, то есть денежным средствам, предусмотренным для исполнения бюджетных обязательств.

Объектом налогообложения, согласно пункту 1 статьи 247 НК РФ признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой исходя из положений статей 249, 250 НУК РФ понимается доход, полученный от реализации товаров и внереализационные доходы (бюджетное финансирование к внереализационным доходам согласно статье 250 НК РФ не относится). Бюджетные субсидии, предоставляемые для поддержки сельхозпроизводителя, не получены в результате хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, перечисленные ФГУП «Сосновское» из федерального бюджета и бюджета Камчатского края субсидии в целях поддержания и развития деятельности ответчика нельзя признать прибылью в том смысле, который вкладывается истцом при предъявлении требования о взыскании части прибыли с ответчика. Направление части полученных субсидий на уплату собственнику денежных средств приведет к недостижению цели изначального их выделения, что противоречит установленному статьей 38 БК РФ принципу адресности и целевого характера бюджетного финансирования, в связи с чем при определении размера прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, истец обязан исключить из суммы чистой прибыли денежные средства, полученные ответчиком из федерального и регионального бюджетов в качестве субсидий.

Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской федерации от 14.06.2016 № 304-ЭС16-6008, от 18.07.2016 № 303-ЭС16-7270, от 29.09.2016 № 304-ЭС16-12172.

Поскольку наличие чистой прибыли, которая бы имелась у предприятия по итогам 2017 и 2018 годов, судом по имеющимся в материалах дела доказательствам, не установлено, то обязанность по перечислению
10 129 514,63 руб. в доход федерального бюджета за 2017 и 2018 года у ответчика отсутствует, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Так как истец является органом государственной власти и освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1                   статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешался.

Руководствуясь статьями 167–171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                                                       Ю.С. Скрипник