ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-4390/15 от 11.01.2016 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                     Дело № А24-4390/2015

12 января 2016 года.

Резолютивная часть решения объявлена 11 января 2016 года.

Полный текст решения изготовлен января 2016 года .

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Сакуна А.М., при ведении    протокола судебного заседания помощником судьи Лондон И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению отдела надзорной деятельности по г. Петропавловску - Камчатскому Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю (ИНН 4101120929, ОГРН 1074101008035)

о привлечении индивидуального предпринимателя Малыш Сергея Станиславовича (ИНН 410114146748, ОГРН 310410117400046) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях     

при участии:

от заявителя:  не явились;

от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явились,

установил:

отдел надзорной деятельности по г. Петропавловску - Камчатскому Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю (далее – заявитель, административный орган, ГУ МЧС России по Камчатскому краю) обратился в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о привлечении индивидуального предпринимателя Малыш Сергея Станиславовича (далее – ИП Малыш С.С., предприниматель, лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)за грубое нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), при осуществлении предпринимательской деятельности.

Лица, участвующие в деле, явку своих полномочных представителей в заседании суда не обеспечили, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.

Согласно части 3 статьи 205 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах суд считает возможным провести заседание суда  и рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ доказательства по делу, суд пришел к следующему.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения в период с 05.11.2015 по 11.11.2015 плановой выездной проверки в отношении ИП Мамуткулова Акбаджана Ахралкуловича, осуществляющего свою деятельность по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Кавказская, д. 49 (ТЦ Евразия), должностными лицами административного органа выявлены следующие нарушения обязательных требований норм и правил в области пожарной безопасности:

- прибор приемо-контрольный пожарный и управления АУПС не обеспечивает контроль линий связи с выносными оповещателями на обрыв и короткое замыкание;

-  прибор приемно-контрольный пожарный и управления автоматической установки пожарной сигнализации установлен на конструкциях, изготовленных из горючих материалов (ДСП);

-  электропитание СОУЭ выполнено с нарушением нормативных требований к электроприемникам I категории надежности электроснабжения, а именно электропитание осуществляется не от вводно-распределительного устройства (ВРУ).

В ходе проведения вышеуказанной проверки установлено, что техническое обслуживание системы видеонаблюдения, слаботочных сетей пожарной  сигнализации и системы пожаротушения   в ТЦ Евразия по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Кавказская, д. 49, осуществляет ИП Малыш С.С.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 11.11.2015 № 745.

По данному факту 16.11.2015 государственным инспектором
г. Петропавловска-Камчатского по пожарному надзору в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении № 681. Действия ИП Малыш С.С.  квалифицированы по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с положениями главы 25 АПК РФ данный протокол вместе с другими материалами дела направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении  ИП Малыш С.С. к административной ответственности.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии с частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011     № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности закрепляется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

В силу пункта 15 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования деятельности и лицензионные требования определены Положением «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1225 (далее  – Положение о лицензировании).

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями лицензируемой деятельности, в том числе является выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» (подпункт «д»).

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде административного штрафа от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 7 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований, предусмотренных «а» и «д» пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закона № 99-ФЗ).

Подпунктом «д» пункта 4 Положения предусмотрено, что выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О пожарной безопасности».

Последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона № 99-ФЗ, заключаются в возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера (пункт 1); человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства (пункт 2).

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69–ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Положениями статьи 20 Закона № 69-ФЗ установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров также принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 Закона № 123-ФЗ).

Частью 3 статьи 4 данного Закона предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

В силу статьи 2 Закона № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Под требованиями пожарной безопасности понимают специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (статья 1 Закона «О пожарной безопасности»).

Соответственно согласно статье 20 Закона № 69-ФЗ  к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Нормы пожарной безопасности устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС). Данные Нормы применяются с учетом положений Свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (далее – СП 5.13130.2009).

Согласно пункту 13.14.3 СП 5.13130.2009 приборы приемно-контрольные пожарные, имеющие функцию управления оповещателями, должны обеспечивать автоматический контроль линий связи с выносными оповещателями на обрыв и короткое замыкание.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что в ТЦ Евразия, расположенном по адресу: г. Петропавловск-Камчатский,  ул. Кавказская, 49, прибор приемо-контрольный пожарный и управления АУПС не обеспечивает контроль линий связи с выносными оповещателями на обрыв и короткое замыкание.

Приборы приемно-контрольные и приборы управления следует устанавливать на стенах, перегородках и конструкциях, изготовленных из негорючих материалов. Установка указанного оборудования допускается на конструкциях, выполненных из горючих материалов, при условии защиты этих конструкций стальным листом толщиной не менее 1 мм или другим листовым негорючим материалом толщиной не менее 10 мм. При этом листовой материал должен выступать за контур устанавливаемого оборудования не менее чем на 0,1 м (пункт 13.14.6 СП 5.13130.2009).

Из материалов дела следует, что в ТЦ Евразия прибор приемно-контрольный пожарный и управления автоматической установки пожарной сигнализации установлен на конструкциях, изготовленных из горючих материалов (ДСП).

Приказом Главного управления государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации от 04.06.2001 № 31 утверждены нормы пожарной безопасности 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» (далее – НПБ 88-2001). В НПБ 88-2001 установлены соответствующие  требования безопасности.

В силу пункта 14.1 НПБ 88-2001 по степени обеспечения надежности электроснабжения электроприемники автоматических установок пожаротушения и систем пожарной сигнализации следует относить к I категории согласно Правилам устройства электроустановок, за исключением электродвигателей компрессора, насосов дренажного и подкачки пенообразователя, относящихся к III категории электроснабжения, а также случаев, указанных в пунктах 14.3, 14.4.

Согласно пункту 14.2 НПБ 88-2001 питание электроприемников следует осуществлять согласно ПУЭ с учетом требований пунктов 14.3, 14.4.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что в нарушение вышеуказанных норм в ТЦ Евразия электропита­ние осуществляется не от вводно-распределительного устройства (ВРУ).

Судом также установлено, что техническое обслуживание системы видеонаблюдения, слаботочных сетей пожарной  сигнализации и системы пожаротушения   в ТЦ Евразия по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Кавказская, д. 49, в соответствии с договором  от 31.12.2014  осуществляет ИП Малыш С.С.

В нарушение вышеуказанных требований на обслуживаемом предпринимателем объекте – ТЦ Евразия, административным органом обнаружены нарушения вышеназванных требований пожарной безопасности.

При этом при изучении документации, имеющейся у хозяйствующего субъекта, в отношении которого проводилась плановая проверка, административным органом выявлено, что в журнале по техническому обслуживанию ОПС следует, что автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре находится в норме и готова к работе, что противоречит выявленным нарушениям при проведении проверки.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения. Формы вины установлены статьей 2.2 КоАП РФ.

Так, в соответствии с частью 1 статьей 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (часть 2 статьи 2.2 КоАП РФ).

Имеющимися в материалах дела доказательствами (акт проверки от 11.11.2015 № 745, протокол об административном правонарушении от 16.11.2015 № 681, материалы фотосъемки) подтверждается факт нарушения ИП Малыш С.С. лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу, что у предпринимателя имелась возможность для соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в вышеуказанной части, однако ИП Млыш С.С.  не предпринял всех возможных и необходимых мер для исполнения данной обязанности. Доказательств обратного суду не представлено.

Факты  наличия  указанных выше нарушений предпринимателем  не оспариваются.

Принимая во внимание, что факт осуществления предпринимательской деятельности с  грубыми нарушениями лицензионных требований, а также наличие установленной вины предпринимателя, суд считает, что имеются все основания для привлечения ИП Малыш С.С. к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении, которые бы не позволили суду всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено.

Обстоятельств, смягчающих и (или) отягчающих административную ответственность общества, не имеется и судом не установлено.

В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания, определяя его размер и вид, арбитражный суд учитывает характер совершенного правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, степень его вины, а также цель административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений как самим Маоыш С.С., так и другими лицами, и приходит к выводу о возможности определить предпринимателю наказание в виде административного штрафа в  размере санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ в размере 4 000 рублей.

Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27–29, 167–170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь индивидуального предпринимателя Малыш Сергея Станиславовича  14.07.1975 года рождения, место рождения – г. Севастополь, ИНН 410114146748, основной государственный регистрационный номер 310410117400046, проживающего в Камчатском крае, г. Петропавловске-Камчатском, ул. Чкалова, д. 6,  к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить  наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:

УФК по Камчатскому краю (Главное управление МЧС России по Камчатскому краю)

Счет 40101810100000010001

ИНН 4101120929

ОКТМО 30701000

БИК 043002001

КБК 177 116 27000 01 6000 140

в ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю г. Петропавловск-Камчатский.

Документ, свидетельствующий об оплате штрафа, представить в Арбитражный суд Камчатского края.

Разъясняется, что в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда, арбитражным судом направляется копия настоящего решения на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту жительства (нахождения) лица, привлекаемого к административной ответственности. Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, и принудительное исполнение производится непосредственно на основании такого решения.

Решение может быть обжаловано в  Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                    А.М. Сакун