АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-461/2014
29 апреля 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2014 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Решетько В.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Носочевой А.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дальэлектромонтаж-Камчатка» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 25.10.2013 № 13-12/80
при участии:
от заявителя: не явились;
от Инспекции: ФИО1 – представитель по доверенности от 27.12.2013
№ 04-39/18185 (сроком до 31.12.2014),
ФИО2 – представитель по доверенности от 03.03.2014 № 04-41/02915 (сроком до 31.12.2014);
ФИО3 – представитель по доверенности от 27.12.2013
№ 04-39/18181 (сроком до 31.12.2014).
Установил:
общество с ограниченной ответственностью «Дальэлектромонтаж-Камчатка» (далее – заявитель, ООО «ДЭМ-Камчатка», общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по
г. Петропавловску-Камчатскому (далее – налоговый орган, Инспекция) от 25.10.2013 № 13-12/80.
В заявлении указало, что оспариваемое решение Инспекции является незаконным и подлежит отмене.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет НДФЛ возложена на российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, облагаемые данным налогом. Налоговые агенты обязаны правильно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие суммы налога.
Объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц признаётся доход, полученный налогоплательщиками. При определении налоговой базы по данному налогу учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счёт любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днём фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днём фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признаётся последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).
Из перечисленных норм права следует, что по общему правилу при выплате
дохода в денежной форме налоговый агент обязан перечислить налог не позднее дня
получения денежных средств на выплату этого дохода в банке, кроме случаев выплаты дохода в виде оплаты труда. При выплате дохода в виде оплаты труда такая обязанность возникает у налогового агента в последний день месяца, за который произведено начисление этого дохода.
Как следует из оспариваемого решения, сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет в размере 5 200 949 руб., определена на основании ведомостей по заработной плате, реестров по начислению и перечислению выплат сотрудникам, а также данных первичных учетных документов.
Вместе с тем, общество считает, что Инспекцией при установлении факта наличия задолженности по НДФЛ учтены не все суммы НДФЛ, перечисленные в бюджет. Так, налоговым органом указано, что сальдо по уплате НДФЛ по состоянию на 01.01.2012 равно 0 руб., то есть задолженность по состоянию на 01.01.2010 отсутствует.
Однако, как следует из Приложения № 1 к решению от 25.10.2013 № 13-12/80, ООО «Дальэлектромонтаж-Камчатка» в проверяемом периоде перечислил НДФЛ в бюджет в размере 7 615 495, 92 руб.
По мнению заявителя, данными обстоятельствами, которые подтверждены Инспекцией в оспариваемом решении и полностью соответствуют данным бухгалтерского учета общества, подтверждается факт отсутствия задолженности ООО «Дальэлектромонтаж-Камчатка» по НДФЛ за проверяемый период.
На основании изложенного общество с ограниченной ответственностью «Дальэлектромонтаж-Камчатка» просит суд признать решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому от 25.10.2013 № 13-12/80 недействительным.
Налоговый орган направил в суд письменный отзыв на заявление, в котором с доводами заявителя не согласился, считая их необоснованными и не подлежащими удовлетворению (том 1, л. д. 69-71).
В отзыве указал, что российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.
В редакции Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ статья 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) устанавливала ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению, за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» в вышеуказанную статью внесены изменения .
В соответствии с данными изменениями статья 123 НК РФ устанавливает ответственность за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Таким образом, Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ в диспозицию правовой нормы включено указание на то, что речь идет о неисполнении соответствующих обязанностей в срок, установленный НК РФ.
Суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц ООО «Дальэлектромонтаж-Камчатка» перечислялись в бюджет позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода.
За период с 23.01.2011 по 31.12.2012 суммы исчисленного и удержанного налога ООО «Дальэлектромонтаж-Камчатка» в бюджет не перечислялись.
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Факты о суммах НДФЛ, удержанных, но не уплаченных в установленный законом срок, выявлены в ходе выездной налоговой проверки и содержатся в сводных ведомостях по заработной плате за 2010-2012 годы (за проверяемый период), в реестрах по начислению и перечислению выплат сотрудникам за 2010-2012 годы (за проверяемый период), в которых отражена обобщенная информация по всем работникам общества о начисленных суммах НДФЛ, размере выплаченной зарплаты, задолженности по выплате зарплаты и в полном объеме соответствуют данным о суммах НДФЛ, содержащимся в первичных документах.
При этом сводные ведомости по заработной плате, а также реестры по начислению и перечислению выплат сотрудникам, представленные обществом за проверяемый период составлены на основании данных, содержащихся в первичных документах общества, и в полном объеме соответствуют сведениям о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ, а также исчисленному и удержанному НДФЛ за проверяемый период.
Согласно представленным документам, ООО «Дальэлектромонтаж-Камчатка» перечисление сумм НДФЛ за период 2010-2011 годов произведено в более поздние сроки, установленные налоговым законодательством.
На основании изложенного Инспекция считает, что общество правомерно привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения по статье 123 НК РФ и просит суд отказать в удовлетворении его заявления.
Общество извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ. До начала судебного заседания направило в суд ходатайство о проведении судебного разбирательства в отсутствие своего представителя.
Согласно части 3 статьи 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда заявителя и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу части 2 статьи 200 АПК РФ арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
При указанных обстоятельствах, учитывая ходатайство заявителя о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя, а также отсутствие соответствующих возражений со стороны представителей Инспекции, суд провел судебное заседание в отсутствие ООО «Дальэлектромонтаж-Камчатка» (его представителя) в порядке статей 156, 200 АПК РФ.
В судебном заседании представители налогового органа требования заявителя не признали по основаниям, изложенным в оспариваемом решении и письменном отзыве на заявление. В удовлетворении заявления общества просили отказать.
Выслушав доводы представителей налогового органа, исследовав и оценив в порядке 71 АПК РФ письменные доказательства по делу, арбитражный суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Инспекцией в период с 06.06.2013 по 06.08.2013 проведена выездная налоговая проверка общества за 2010-2012 гг., по результатам которой составлен Акт выездной налоговой проверки от 11.09.2013 № 13-12/49 дсп и принято решение от 09.08.2013
№ 13-12/80 о привлечении ООО «Роскамрыба» к налоговой ответственности
за совершение налогового правонарушения (т. 1, л.д. 17-26, 74-101).
Вышеназванным решением общество привлечено к ответственности по статье 123 НК РФ в виде штрафа в размере 944 545 руб. Ему также начислены пени по НДФЛ в сумме 1 329 408 руб. и предложено перечислить в бюджет удержанный, но не перечисленный НДФЛ в сумме 5 200 949 руб., а также удержать неудержанный НДФЛ в сумме 27 848 руб. и перечислить его в бюджет. Обществу также предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением УФНС России по Камчатскому краю от 24.12.2013 № 06-17/09667 по апелляционной жалобе общества решение налогового от 09.08.2013
№ 13-12/80 изменено в части размера налоговых санкций (снижены с 944 545 руб. до 363 234 руб.); в остальной части – оставлено без изменения и утверждено (т. 1, л.д. 2732).
Не согласившись с решением Инспекции в окончательной форме, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд считает, что оспариваемый ненормативный правовой акт налогового органа с учетом внесенных в него изменений является законным и обоснованным в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Пунктом 3 этой же статьи установлено, что налоговые агенты обязаны:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;
2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.
В силу пункта 4 статьи 24 НК РФ налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24 НК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 226 НК РФ исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам (пункт 4 статьи 226 НК РФ).
В силу положений пункта 6 этой же статьи налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается (пункт 9 статьи 226 НК РФ).
Таким образом, законом установлен конкретный срок для перечисления налоговыми агентами удержанных сумм НДФЛ в соответствующий бюджет, что способствует равномерному в течение бюджетного года поступлению в казну средств, используемых для покрытия расходной части бюджета.
Статьей 123 НК РФ (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ, действовавшей до 02.09.2010) устанавливалась ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению, за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
Пунктом 46 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» в вышеуказанную статью внесены изменения, согласно которым с 02.09.2010 статья 123 НК РФ устанавливает ответственность за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Таким образом, с вышеуказанного времени статья 123 НК РФ предусматривает ответственность не только за неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм НДФЛ, но и за неудержание этого налога из доходов налогоплательщика.
Следовательно, с 02.09.2010 несвоевременное исполнение обязанности по перечислению удержанных сумм НДФЛ влечет за собой применение ответственности по статье 123 НК РФ независимо от факта последующего внесения этих сумм в бюджет.
Исходя из положений статьи 57 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ, ответственность налоговых агентов за налоговые правонарушения, предусмотренные статьей 123 НК РФ, совершенные до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ, но выявленные после его вступления в силу, то есть после 02.09.2010, применена быть не может.
Применение штрафных санкций по статье 123 НК РФ возможно только в том случае, когда установленный законом срок перечисления налога приходится на период действия редакции данной статьи в редакции Федерального закона № 229- ФЗ, то есть после 02.09.2010.
Таким образом, налоговые санкции по статье 123 НК РФ в редакции Федерального закона № 229-ФЗ следует начислять на сумму несвоевременно перечисленного налога, начиная с сентября 2010 года.
Как установлено судом, общество – налоговый агент по НДФЛ в проверяемом периоде несвоевременно перечисляло в бюджет налог, удержанный с доходов работников.
В отношении сумм НДФЛ, которые общество должно было перечислить после 02.09.2010, но перечислило с нарушением срока, ООО «ДЭМ-Камчатка» подлежит привлечению к ответственности по статье 123 НК РФ.
Из письменных доказательств по делу следует, что с сентября 2010 года по 31 декабря 2012 года ООО «ДЭМ-Камчатка» удержан у налогоплательщиков НДФЛ в общей сумме 7 264 635 руб., который не в полной мере и несвоевременно был перечислен в бюджет.
Таким образом, налоговые санкции с суммы неполностью уплаченного НДФЛ в размере 7 264 635 руб. налоговым органом (с учетом решения вышестоящего налогового органа) начислены правомерно, а с учетом применения налоговыми органами положений статей 112, 114 НК РФ правомерно снижены до 363 234 руб.
Правовых оснований для переоценки оспариваемого решения либо его иной правовой оценки не имеется ввиду правомерности выводов Инспекции с учетом изменений, внесенных в данное решение вышестоящим налоговым органом.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд на основе полного, объективного и всестороннего исследования всех обстоятельств по делу считает, что оспариваемое решение налогового органа является законным, обоснованным и подтвержденным соответствующими письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела; правовых оснований для удовлетворения требований общества не имеется.
Доводы общества, в свою очередь, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли и противоречат установленным судом обстоятельствам. Иные доводы налогоплательщика судом отклоняются, поскольку они не могут повлиять на результат разрешения настоящего спора ввиду установленных судом обстоятельств.
В силу правовых положений, содержащихся в части 5 статьи 96 АПК РФ, принятые по делу обеспечительные меры подлежат отмене после вступления настоящего решения в законную силу.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не разрешался ввиду ее уплаты заявителем в полном объеме при подаче заявления в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 96, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Обеспечительные меры, принятые по настоящему делу согласно определению суда от 13.02.2014 в виде приостановления действия требования № 99 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.01.2014, отменить после вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья В.И. Решетько