ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-4755/18 от 11.04.2019 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                     Дело № А24-4755/2018

18 апреля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2019 года.

Полный текст решения изготовлен апреля 2019 года .

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Сакуна А.М., при  ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грибковым А.К.,  рассмотрев  в  судебном  заседании  дело

по заявлению

Администрации Алеутского муниципального района Камчатского края (ИНН 4103000176, ОГРН 1024101220714)

к

Контрольно-счетной палате Камчатского края (ИНН 4101124539, ОГРН 1084101003095)

о признании недействительным представления от 18.05.2018 № 14 (в редакции от  12.12.2018);

третьи лица: индивидуальный предприниматель Салназарян Карлен Аршакович, индивидуальный предприниматель Бдоян Артур Симавонович, общество с ограниченной ответственностью «Командорская транспортная и строительная компания», муниципальное унитарное казенное предприятие «Никольская управляющая организация»;

при участии:

от заявителя:

Скоробогач С.Г. – представитель по доверенности

от 06.08.2018 (сроком на один год),  Шевель Т.Е. – представитель по доверенности
от 19.07.2018 (сроком на 5 лет);

от заинтересованного лица:

Зайцева Е.А. – представитель по доверенности                  от 16.01.2019 № 10/07 (сроком по 31.12.2019); Масюк Н.Е. – представитель по доверенности                 от 16.01.2019 № 11/07 (сроком до31.12.2019);

Мрясов В.В. представитель по доверенности                    от 03.12.2018 № 1161/07 (сроком до 03.12.2019);

от ИИ Салназарян К.А.:

не явились;

от ИП Бдояна А.С.:

не явились;

от ООО «Командорская транспортная и строительная компания»:

не явились;

от МУКП «Никольская управляющая компания»:

не явились,

установил:

Администрация Алеутского муниципального района Камчатского края (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании частично  недействительным представления Контрольно-счетной палаты Камчатского края (далее – заинтересованное лицо, КСП КК) от 18.05.2018  № 14 в части выводов  о нецелевом использовании бюджетных средств и возложении обязанности по  претензионной работе  по возврату  выплаченных  подрядчикам денежных средств (т. 1, л.д. 1–2).   

В обоснование заявленных требований заявитель,  указал, что в период с 06.09.2017 по 01.11.2017 ответчиком была проведена проверка законности и  результативности использования  межбюджетных трансфертов, представляемых из краевого  бюджета  Никольскому сельскому поселению  Алеутского муниципального района  в Администрации  Алеутского муниципального района. В ходе  проверки  были проведены  выборочные  контрольные  обмеры  и визуальный осмотр  выполненных работ. По результатам    выборочных  контрольных  обмеров  и визуального осмотра  выполненных работ  составлен  Акт выборочных  контрольных  обмеров  и визуального осмотра  выполненных работ по подключению Акт выборочных контрольных обмеров и визуального осмотра выполненных работ по подключению 24-квартирного жилого дома по ул. Школьной к центральной системе теплоснабжения, водоотведения (канализационный коллектор), по подключению 24-квартирного дома по ул. Братьев Волокитиных к слаботочным сетям, к системе электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, системе теплоснабжения, ограждение водонапорных емкостей, ремонт межквартальных и придомовых территорий в с. Никольское. Как следует из данного акта комиссия пришла к выводу, что устройство  наружных электрических сетей  имеют признаки  нового объекта  капитального строительства и что ООО «Камтранстрой»  выполнило работы  по устройству  новых наружных инженерных сетей. А поскольку  денежные средства  из  краевого бюджета  были выделены  не на строительство, а на выполнение капитального ремонта,  то ответчиком  был сделан вывод о нецелевом использовании.  По результатам  контрольного мероприятия    было вынесено  представление № 14 от 18 мая 2018 года. В данном представлении заявителю было предложено  обеспечить проведение претензионной работы  по возврату  выплаченных подрядчикам денежных средств за фактически выполненные работы в общей сумме  2 048 700 рублей.  Вывод о нецелевом использовании  денежных средств сделан   только на основании    Акта выборочных  контрольных  обмеров  и визуального осмотра. Однако данный вывод не  может быть  признан достоверным и правильным. Ссылаясь пункты 10.1, 14.1, 14.3  статьи 1 ГрК РФ полагает, что капитальный ремонт  линейных объектов – это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет  за собой изменение  класса, категории и (или)  первоначально установленных  показателей  функционирования  таких объектов и при которых не требуется изменение границ, показателей  отвода  и (или) охранных зон таких объектов.          

Заинтересованное лицо  представило отзыв на заявление (т. 1, л. д.  91–150), в котором требования заявителя не признало.  

 В ходе судебного разбирательства заявителем заявлялось об уточнении  предмета требований. 

В судебном  заседании  от 06.11.2018  в порядке статьи   49 АПК РФ  судом было  рассмотрено  и принято уточнение предмета требований.  Вынесено соответствующее определение (т. 4, л.д. 98–102).    С учетом  уточнений заявитель просил признать недействительным  пункт 7 резолютивной части представления от 18.05.2018  № 14.

 12 декабря 2018 года   КСП КК в представление  № 14 были внесены изменения,  в соответствии с которыми пункт 7 резолютивной части представления от 18.05.2018  № 14 был изменен (уменьшен) (т. 7, л.д. 55–66, 67-68)  и предложено заявителю провести претензионную работу  за фактически не выполненные  работы в общей сумме 1652, 4 тыс. рублей:

- с ИП Салназарян К.А.   по Контракту от 07.07.2016 № 01-15/26 в связи с завышением  объемов  фактически не выполненных работ по укладке трубопроводов  по ремонту магистрального  водопровода  на сумму 202,0 тыс. рублей; по укладке  безнапорных  трубопроводов  из полиэтиленовых  труб, ограждение лестничных проемов (маршей) по ремонту  ветхих сетей (канализация) на сумму 13.5 тыс. рублей;

  - с ООО «Комтрансстрой» по Контрактам от   07.11.2016  № 01383000048116000025 - 0210503-01  в связи с завышением  объемов  фактически не выполненных работ по капитальному ремонту наружных инженерных  сетей для подключения   многоквартирного жилого дома по ул. Школьная к тепловым сетям на сумму  82, 6 тыс. рублей,   от 31.10.2016  № 01383000048116000024 - 0210503-01

по капитальному ремонту наружных инженерных  сетей для подключения   многоквартирного жилого дома по ул. Школьная  на сумму  222, 0 тыс. рублей, от 18.07.2016  № 01383000048116000015 - 0210503-01 по ремонту межквартальных  придомовых территорий на сумму 799, 3 тыс. рублей,  от 14.12.2016  № 01383000048116000033 - 0210503-01 по капитальному ремонту наружных инженерных  сетей для обеспечения подключения   многоквартирного жилого дома по ул. Братьев Волокитиных  к слаботочным сетям  на сумму 80,1  тыс. рублей,  от 26.12.2016  № 01383000048116000029 - 0210503-01 по капитальному ремонту наружных инженерных  сетей для обеспечения подключения   многоквартирного жилого дома по ул. Братьев Волокитиных  к системе теплоснабжения  на сумму 215,2  тыс. рублей;

- с  МУКП «Никольская управляющая организация»      по Контракту от 02.12.2016 № 01-15/72  по ремонту  ограждения санитарной охраны напорно-регулирующих  емкостей водоснабжения   на сумму 37,7 тыс. рублей.

 В судебном  заседании  от  13.02.2019  в порядке статьи   49 АПК РФ  судом было  рассмотрено  и принято уточнение заявителем  предмета требований (т. 7, л.д. 79) от 31.01.2019.     В связи с изменением редакции  пункта 7 резолютивной части представления от 18.05.2018  № 14 и уменьшением суммы завышенных объемов работ до 1 652,4 тыс. рублей заявитель  просил признать недействительным  представление  от 18.05.2018  № 14  (в редакции  от 12.12.2018 года)  полностью.

Таким образом, с учетом уточнений заявитель просит признать недействительным  представление  от 18.05.2018  № 14  (в редакции  от 12.12.2018 года) в полном объеме  по основаниям, изложенным в заявлении  (т. 1, л.д. 1–2).

Определением от 06.11.2018 к участию в деле  качестве  третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: индивидуальный предприниматель Салназарян Карлен Аршакович, индивидуальный предприниматель Бдоян Артур Симавонович, общество с ограниченной ответственностью «Командорская транспортная и строительная компания», муниципальное унитарное казенное предприятие «Никольская управляющая организация».

Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с положениями статей 121, 123 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.

Представители заявителя и заинтересованного лица, не возражали против проведения судебного заседания в отсутствие представителей третьих лиц.

Согласно части 2 статьи  200  АПК РФ  неявка лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о  времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах  суд считает  возможным  провести судебное заседание отсутствие третьих лиц.

Представители заявителя поддержали заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители заинтересованного лица, заявленные требования не признали, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление с дополнениями.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд установил следующее.

В период с 06 сентября по 01 ноября 2017 года КСП КК было проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и результативности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из краевого бюджета Никольскому сельскому поселению Алеутского муниципального района» в Администрации Алеутского  муниципального района.

Распоряжением Главы Администрации Алеутского муниципального района от 02 октября 2017 года № 279-Р в связи с проведением  контрольных мероприятий «Проверка законности и результативности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из краевого бюджета Алеутскому муниципальному району», для проведения выборочных контрольных обмеров и визуального осмотра выполненных работ по подключению 24-квартирпого жилого дома по ул. Школьной к центральной системе теплоснабжения, водоотведения (канализационный коллектор), по подключению 24-квартипого дома по ул. Братьев Волокитиных к слаботочным сетям, к системе электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, системе теплоснабжения, ограждение водонапорных емкостей в                 с. Никольское, ремонт межквартальной и придомовой территории по ул. 50 лет Октября от дома № 10 до дома № 12, была создана комиссия.

Выборочные контрольные обмеры и визуальный осмотр выполненных работ по вышеуказанным объектам комиссией были проведены 03 октября 2017 года. В тот же день по результатам обмеров и осмотра был составлен Акт выборочных контрольных обмеров и визуального осмотра выполненных работ но подключению 24-квартирного жилого дома по ул. Школьной к центральной системе теплоснабжения, водоотведения (канализационный коллектор), по подключению 24-квартирного дома по ул. Братьев Волокитиных к слаботочным сетям, к системе электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, системе теплоснабжения, ограждение водонапорных емкостей, ремонт межквартальных и придомовых территорий в с. Никольское.

По результатам контрольного мероприятия в адрес заявителя было внесено представление № 14 от 18 мая 2018 года. В данном представлении  было предложено заявителю, в том числе, обеспечить проведение претензионной работы по возврату выплаченных подрядчикам денежных средств за фактически  не выполненные работы в общей сумме 2 048 700 рублей, а с учетом изменением редакции  пункта 7 резолютивной части представления от 18.05.2018  № 14 (в редакции  от 12.12.2018 года) в общей сумме  1 652, 4 тыс. рублей.

Не согласившись с представлением от 18.05.2018 № 14 (в редакции от  12.12.2018), заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.

Согласно  части 1   статьи 198,   части   4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Закон № 6-ФЗ) контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля и образуется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона № 6-ФЗ к полномочиям контрольно-счетного органа муниципального образования относятся, в том числе: контроль за исполнением местного бюджета; организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Согласно пункту 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее – объекты контроля) являются: финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами.

Частью 4 статьи 16 Закона № 6-ФЗ предусмотрено, что  в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание.

В соответствии со статьей 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах единства бюджетной системы Российской Федерации; равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; эффективности использования бюджетных средств; адресности и целевого характера бюджетных средств.

Как следует из статьи 34 БК РФ при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно статье 6 БК РФ межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Перечень и коды целевых статей расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные межбюджетные субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение (статья 21 БК РФ).

Одной из форм межбюджетных трансфертов согласно статье 129 БК РФ являются иные межбюджетные трансферы бюджетам субъектов Российской Федерации.

            Подпункт 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ предусматривает, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Как указано в статье 10 Закона № 6-ФЗ, внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий (часть 1 статьи 10).

При проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет (часть 2 статьи 10).

В соответствии с условиями статьи 12 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы осуществляют свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно (часть 1). Планирование деятельности контрольно-счетных органов осуществляется с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании поручений законодательных (представительных) органов, предложений и запросов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), глав муниципальных образований (часть 2).

В силу части 1 статьи 13 № 6-ФЗ требования и запросы должностных лиц контрольно-счетных органов, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, являются обязательными для исполнения органами государственной власти и государственными органами субъекта Российской Федерации, органами территориальных государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и муниципальными органами, организациями, в отношении которых осуществляется внешний государственный и муниципальный финансовый контроль.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

Представление контрольно-счетного органа подписывается председателем контрольно-счетного органа либо его заместителем. Законом субъекта Российской Федерации или муниципальным нормативным правовым актом право подписывать представление контрольно-счетного органа может быть предоставлено также аудиторам (часть 2 статьи 16 Закона № 6-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона № 6-ФЗ органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.

Согласно статье 17 Закона № 6-ФЗ акты, составленные контрольно-счетными органами при проведении контрольных мероприятий, доводятся до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. Пояснения и замечания руководителей проверяемых органов и организаций, представленные в срок, установленный законами субъекта Российской Федерации, прилагаются к актам и в дальнейшем являются их неотъемлемой частью (часть 1). Проверяемые органы и организации и их должностные лица вправе обратиться с жалобой на действия (бездействие) контрольно-счетных органов в законодательные (представительные) органы (часть 2).

Полномочия Контрольно-счетной палаты Камчатского края
регулируются Законом Камчатского края от 16.09.2011 № 658 «О
Контрольно-счетной палате Камчатского края» (далее  – Закон № 658), в соответствии со статьей 4 которого КСП Камчатского края является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Камчатского края.

Согласно положениям статей 10 и 16 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы осуществляют внешний государственный и муниципальный
финансовый контроль в форме контрольных или экспертно-аналитических
мероприятий. При проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который
доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций.

На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет.
При проведении экспертно-аналитического мероприятия контрольно-счетным органом составляются отчет или заключение. По результатам
проведения контрольных мероприятий контрольно-счетные органы вправе
вносить в проверяемые организации и их должностным лицам
представления, а также направляет предписание.

Предписание направляется в случае выявления нарушений,
требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а
также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами
контрольно-счетными органами контрольных мероприятий. Предписание
должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и
конкретные основания вынесения предписания. Предписание должно быть
исполнено в установленные в нем сроки.

Аналогичная норма закреплена в Законе № 658.

В соответствии со статьей 2 Закона № 658 Контрольно-счетная палата
осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской
Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального

закона №6-ФЗ, иных федеральных законов, Устава Камчатского края,
настоящего Закона, иных законов, нормативных правовых актов Камчатского
края, а также регламента Контрольно-счетной палаты.

Согласно статье 14 Закона № 658 регламент Контрольно-счетной палаты – это локальный нормативный акт Контрольно-счетной палаты, утверждаемый ее Коллегией. Такие вопросы как организация деятельности Контрольно-счетной палаты, распределение направлений деятельности заместителя председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты, взаимодействие структурных подразделений и должностных лиц Контрольно-счетной палаты, порядок организации делопроизводства, а также подготовки и проведения мероприятий контрольной и иной деятельности определяются регламентом Контрольно-счетной палаты.

Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным и иным документам проверяемой и иных организаций, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации.

Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и т.п.

В целях осуществления контрольных действий руководитель проверки вправе получать от должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемой организации необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, документы и заверенные копии документов.

Результаты проверки, встречной проверки, контрольных обмеров оформляются в виде акта. Акт контрольных обмеров прилагается к акту проверки, в рамках которой была проведена встречная проверка/контрольные обмеры.

Должностные лица проверенной организации обязаны подписать акт проверки в течение 10 календарных дней.

Должностные лица проверенной организации вправе в течение 10 календарных дней со дня получения акта проверки выразить свои замечания о результатах контрольного мероприятия в виде письменных разногласий, прилагаемых к акту проверки.

  По результатам проверок председатель палаты или его заместитель направляет органам государственной власти, руководителям проверенных организаций представление для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности.

Организация-нарушитель направляет в контрольно-счетную палату информацию о мерах, принятых на основании представления, в указанный в нем срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора - требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, выполняемой по договору подряда, подрядчик, действующий в качестве предпринимателя, обязан выполнять работу, соблюдая эти обязательные требования (пункт 2 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397).

Из материалов дела следует, что в период с 7 сентября 2017 года по 1 ноября 2017 года сотрудниками Контрольно-счетной палаты Камчатского края проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и результативности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из краевого бюджета Никольскому сельскому поселению Алеутского муниципального района», по результатам которого установлено, что между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края и администрацией Алеутского муниципального района 18 октября 2016 года заключено Соглашение № 221А «О реализации закона Камчатского края о краевом бюджете на текущий финансовый год в части перечисления средств краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в Камчатском крае главным распорядителем средств краевого бюджета» (т. 2, л.д.  137–148), предусматривающее предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам на: - иные межбюджетные трансферты на капитальный ремонт наружных инженерных сетей для обеспечения подключения многоквартирного жилого дома по улице Школьная в селе Никольское Алеутского района; - иные межбюджетные трансферты на капитальный ремонт наружных инженерных сетей для обеспечения подключения многоквартирного жилою дома по улице Братьев Волокитиных в селе Никольское Алеутского района.

Данным Соглашением № 221А предусмотрены такие обязанности получателя средств субсидии, как: своевременное и эффективное использование средств краевого бюджета на цели, предусмотренные законом Камчатского края о краевом бюджете, и доведенными в соответствии с ним уведомлениями о бюджетных ассигнованиях, уведомлениями о лимитах бюджетных обязательств.

Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края уведомлением от 23 сентября 2016 года № 1568 администрации Алеутского муниципального района Камчатского края доведены лимиты бюджетных обязательств на 2016 год по виду расходов: -иные межбюджетные трансферты на капитальный ремонт наружных сетей для обеспечения подключения жилого дома по улице Школьная (целевая статья 051 0640410) в сумме 5 635 700 рублей; - иные межбюджетные трансферты на капитальный ремонт наружных сетей для обеспечения подключения жилого дома по улице Братьев Волокитиных (целевая статья 051 0640450) Подпрограммы 1 в сумме 10 547 800 рублей. На основании решения Думы Алеутского муниципального района от 30 декабря 2015 года № 11-нпа «О бюджете Алеутского муниципального района на 2016 год» и Соглашения от 23 сентября 2016 года № 01-15/52-1 «О реализации решения Думы Алеутского муниципального района о районном бюджете на текущий финансовый год в части перечисления средств районного бюджета бюджету Никольского сельского поселения главным распорядителем средств районного бюджета» администрацией Алеутского муниципального района перечислены средства краевого бюджета бюджету Никольского сельского поселения: в сумме 5 635 700 рублей на капитальный ремонт наружных сетей для обеспечения подключения жилого дома по улице Школьной, в сумме 9 484 800 рублей для выполнения мероприятий по капитальному ремонту наружных сетей для обеспечения подключения жилого дома по улице Братьев Волокитиных.

14 декабря 2016 года по результатам проведения аукциона в электронном виде администрацией Алеутского муниципального района с обществом с ограниченной ответственностью «Командорская транспортная и строительная компания» заключен контракт на выполнение работ по капитальному ремонту наружных инженерных сетей для обеспечения подключения многоквартирного жилого дома по улице Братьев Волокитиных в селе Никольское Алеутского района к системе водоотведения, стоимость которых составила 854 000 рублей, выплаченные подрядчику 28 декабря 2016 года.

Для выполнения капитального ремонта по подключению наружных сетей к системе теплоснабжения и водоотведения по ул. Школьной между Администрацией  и  ООО «Комтранстрой» были заключены контракты в том числе:

1) Контракт от 31.10.2016 № 01383000048116000024-0210503-01 (далее Контракт) с ООО «Комтрансстрой» (далее – Подрядчик) на сумму 982,9 тыс. руб. (в том числе НДС) (т. 4,  л.д. 4–14).

Вышеуказанный Контракт был заключён по результатам проведённого аукциона. Согласно   пункту 1.1   Контракта   Подрядчик   обязуется   по   заданию   Заказчика выполнить работы по устройству системы водоотведения  (канализационного коллектора), строящегося 24 - квартирного жилого дома в с. Никольское по ул. Школьная.

21.11.2016 был подписан сторонами Контракта Акт приёмки законченного капитального ремонта объекта (т. 4,  л.д. 17–20).

Акт формы КС-2 (т. 4,  л.д. 21–24)., также подписан 21.11.2016 сторонами без замечаний, оплата за выполненные работы произведена в сумме 982,9 тыс. руб., платёжным поручением №225 852 и от 14.12.2016  и на сумму 493,2 тыс. руб. и платёжным поручением №225862 от 14.12.2016.

2)   Контракт   от   07.11.2016  №01383000048116000025 - 0210503-01   с   ООО «Комтрансстрой» на   сумму 4 652,7 тыс. руб. (в том числе НДС) (т. 3,  л.д. 109–153).

Вышеуказанный Контракт был заключён по результатам проведённого аукциона.

Согласно Контракта   предметом   договора   является   выполнение   работ   по подключению 24 - квартирного жилого дома в с. Никольское по ул. Школьная   к центральной системе теплоснабжения.

02.12.2016 сторонами Контракта был подписан Акт приёмки законченного капитального ремонта объекта, согласно данного акта, общая протяжённость отремонтированных сетей теплоснабжения 186 м,  стоимость  выполненных работ 4 652,7  тыс. руб. (т. 4,  л.д. 1–3)

Акт формы КС-2, также подписан 02.12.2016 сторонами без замечаний, оплата за выполненные работы произведена в сумме 4 652,7 тыс. руб., платёжным поручением № 225 857 от 14.12.2016 на сумму 2330,2 тыс. руб. и платёжным поручением № 225861 от 14.12.2016 на сумму 2 322,5 тыс. руб., за счёт краевого бюджета.

3)   Контракт   от   14.12.2016  №01383000048116000031 - 0210503-01   с   ООО «Комтрансстрой» на   сумму 853,9 тыс. руб. (в том числе НДС) (т. 4,  л.д. 30–38).

Вышеуказанный Контракт был заключён по результатам проведённого аукциона.

Согласно Контракта   предметом   договора   является   выполнение   работ   по подключению многоквартирного  жилого дома в с. Никольское по ул. Братьев Волокитиных   к  системе водоотведения.

19.12.2016 сторонами Контракта был подписан Акт приёмки законченного капитального ремонта объекта,  стоимость  выполненных работ 853,961  тыс. руб. (т. 4,  л.д. 46–48).

Акт формы КС-2, также подписан 19.12.2016 сторонами без замечаний, оплата за выполненные работы произведена в сумме 853,961  тыс. руб.  за счёт краевого бюджета.

4)   Контракт   от   26.12.2016  №01383000048116000029 - 0210503-01   с   ООО «Комтрансстрой» на   сумму 7 400  тыс. руб. (в том числе НДС) (т. 4,  л.д. 49–57).

Вышеуказанный Контракт был заключён по результатам проведённого аукциона.

Согласно Контракта   предметом   договора   является   выполнение   работ   по подключению многоквартирного  жилого дома в с. Никольское по ул. Братьев Волокитиных   к  системе теплоснабжения.

29.12.2016 сторонами Контракта был подписан Акт приёмки законченного капитального ремонта объекта.

Акт по  форме КС-2 подписан 29.12.2016 № 1 подписан сторонами без замечаний, оплата за выполненные работы произведена в сумме 7 400  тыс.  рублей за счёт краевого бюджета.

5) Администрацией Алеутского муниципального района с                                     ИП Салназарян   К. А. заключен   Контракт   от   07.07.2016   №   01-15/26 (т. 3,  л.д. 7–19) ,   на   выполнение работ по ремонту участка магистрального водопровода от д. 8 ул. Бр. Волокитиных до д. 29 ул. 50 лет Октября, на сумму 1 834,4 тыс. рублей без учета НДС.

Акт формы КС-2 подписан 09.11.2016 (т. 3,  л.д. 23–28)  сторонами без замечаний, оплата за выполненные работы произведена в сумме 1 834, 4 тыс. руб., за счёт краевого бюджета.

6) Администрацией Алеутского муниципального района с                                            МУКП «Никольская управляющая орнизация  заключен   Контракт от  02.12.2016   №   01-15/72, на выполнение работ по ремонту ограждения  санитарной охраны  напорно-регулирующих емкостей водоснабжения на сумму  37, 7 тыс. рублей. 

По условиям пункта 4.2.3  указанных выше контрактов Заказчик обязан провести экспертизу результатов выполненных работ своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций в порядке  и на условиях, предусмотренных контрактом и действующим законодательством.

Со стороны заказчика работы принял и подписал акты глава Алеутского муниципального района.

При этом вопреки условиям пункта 4.2.3 контракта Заказчик не провел экспертизу для проверки предоставленных подрядчиком результатов работ.

В процессе проведении проверки проверяющие контрольно-счетной палаты пришли к заключению о необходимости  проведения контрольных обмеров и визуальный осмотра выполненных работ.

В соответствии с распоряжением администрации Алеутского муниципального района от 02 октября 2017 года № 279-Р создана комиссия для проведения выборочных контрольных обмеров и визуального осмотра выполненных работ по подключению 24-х квартирного жилого дома по улице Школьная к центральной системе теплоснабжения, водоотведения (канализационный коллектор) и 24-х квартирного жилого дома по улице Братьев Волокитиных к слаботочным сетям, к системе электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, системе теплоснабжения, ограждение водонапорных емкостей (далее по тексту – Комиссия).

Выборочные контрольные обмеры и визуальный осмотр выполненных работ по вышеуказанным объектам комиссией были проведены 03 октября 2017 года. В тот же день по результатам обмеров и осмотра был составлен Акт выборочных контрольных обмеров и визуального осмотра выполненных работ по подключению 24-квартирного жилого дома по ул. Школьной к центральной системе теплоснабжения, водоотведения (канализационный коллектор), по подключению 24-квартирного дома по ул. Братьев Волокитиных к слаботочным сетям, к системе электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, системе теплоснабжения, ограждение водонапорных емкостей, ремонт межквартальных и придомовых территорий в с. Никольское (т. 4,  л.д. 91–104).

Актом выборочных контрольных обмеров и визуального осмотра выполненных работ от 03.10.2017 установлено, что   фактически не выполненные  работы в общей сумме 1652, 4 тыс. рублей, в том числе по Контрактам:

- с ИП Салназарян К.А.   по Контракту от 07.07.2016 № 01-15/26 в связи с завышением  объемов  фактически не выполненных работ по укладке трубопроводов  по ремонту магистрального  водопровода  на сумму 202,0 тыс. рублей; по укладке  безнапорных  трубопроводов  из полиэтиленовых  труб, ограждение лестничных проемов (маршей) по ремонту  ветхих сетей (канализация) на сумму 13, 5 тыс. рублей;

  - с ООО «Комтрансстрой» по Контрактам от   07.11.2016  № 01383000048116000025 - 0210503-01  в связи с завышением  объемов  фактически не выполненных работ по капитальному ремонту наружных инженерных  сетей для подключения   многоквартирного жилого дома по ул. Школьная к тепловым сетям на сумму  82, 6 тыс. рублей,   от 31.10.2016  № 01383000048116000024 - 0210503-01

по капитальному ремонту наружных инженерных  сетей для подключения   многоквартирного жилого дома по ул. Школьная  на сумму  222, 0 тыс. рублей, от 18.07.2016  № 01383000048116000015 - 0210503-01 по ремонту межквартальных  придомовых территорий на сумму 799, 3 тыс. рублей,  от 14.12.2016  № 01383000048116000033 - 0210503-01 по капитальному ремонту наружных инженерных  сетей для обеспечения подключения   многоквартирного жилого дома по ул. Братьев Волокитиных  к слаботочным сетям  на сумму 80,1  тыс. рублей,  от 26.12.2016  № 01383000048116000029 - 0210503-01 по капитальному ремонту наружных инженерных  сетей для обеспечения подключения   многоквартирного жилого дома по ул. Братьев Волокитиных  к системе теплоснабжения  на сумму 215,2  тыс. рублей;

- с  МУКП «Никольская управляющая организация»      по Контракту от 02.12.2016 № 01-15/72  по ремонту  ограждения санитарной охраны напорно-регулирующих  емкостей водоснабжения   на сумму 37,7 тыс. рублей.

При установленных обстоятельствах в их совокупности подписание заявителем и подрядчиком актов КС-2 в отсутствие проведенной заказчиком экспертизы выполненных работ само по себе не подтверждает надлежащее выполнение подрядчиком принятых на себя обязательств по контрактам.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным представления № 14 от 18 мая 2018 года  (в редакции от 12.12.2018) в части не выполненных работ  на сумму  1652, 4 тыс. рублей.

Поскольку заявителем в заявлении указаны основания  о признании недействительным представления в части  выводов  о нецелевом использовании бюджетных средств и возложении обязанности по  претензионной работе  по возврату  выплаченных  подрядчикам денежных средств (т. 1, л.д. 1–2) но  оспаривается представление в полном объеме, то суд считает,  что  в удовлетворении остальной части требований заявителя за исключением выводов о нецелевом использовании  бюджетных средств (на странице 7  пункт 16 описательной части) необходимо отказать за необоснованностью.   

В тоже время, относительно выводов в представлении Контрольно-счетной палаты   Камчатского края  от  18.05.2018 № 14 о нецелевом использовании  бюджетных средств (на странице 7  пункт 16 описательной части) суд считает необходимым отметить следующее.

Согласно пункту  10.1 статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) инженерные сети (по теплоснабжению, водоотведению, водоснабжению, слаботочным сетям, электроснабжению) являются линейными объектами.

 Согласно пункту 14.1 статьи 1 ГрК РФ реконструкция линейных объектов – изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

В соответствии с пунктом 14.3 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт линейных объектов – изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Как следует из Акта комиссии от 3 октября 2017 года «отремонтированные сети» водоотведения имеют признаки нового капитального строительства (линейные объекты).

Актом от 1 ноября 2017 года установлено, что средства краевого бюджета, предоставленные администрации Алеутского муниципального района на основании Соглашения от 18 октября 2016 года № 221А в сумме 15 120, 4 тысяч рублей использованы не по целевому назначению, а именно: направлены на строительство новых участков наружных инженерных сетей для обеспечения подключения к водоотведению жилых домов по улице Братьев Волокитиных и улице Школьная в селе Никольское Алеутского муниципального района Камчатского края.

 Данные выводы сделаны также на основании  акта выборочных контрольных обмеров и визуального осмотра выполненных работ.

Согласно техническому плану сооружения, подготовленному 24 мая 2016 года и заключению кадастрового инженера, кадастровые работы проведены в связи с созданием сооружения – канализации от нового многоквартирного дома, расположенного по улице Братьев Волокитиных в селе Никольское Алеутского муниципального района Камчатского края, годом завершения строительства которого является 2015 год.

Однако ни в одном из указанных документов не содержится вывода о том, что в результате проведенных инженерных работ изменился класс, категория и (или) первоначально установленные показатели функционирования данного объекта либо потребовалось изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, исключающих на основании положений пункта 14.3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации возможность признания таких работ капитальным ремонтом линейного объекта.

При этом в соответствии с письмом директора муниципального унитарного предприятия «Никольская управляющая организация» от 19 апреля 2018 года,  осуществляющего согласно постановлению администрации Алеутского муниципального района от 13 февраля 2012 года оперативное управление канализацией села Никольское, строительство 24-х квартирного жилого дома по улице Братьев Волокитных производилось на месте гаража РСУ, к которому была проложена линия водоотведения диаметром 150 мм. Прокладка участка сети водоотведения выполнялась в период 1984-1987 годов. При строительстве 24-х квартирного дома участок сети от колодца № 5 до КК № 58 был отремонтирован без изменения параметров и первоначально установленных показателей функционирования и не требовал изменения границ полос отвода.

Заключение кадастрового инженера о проведении в 2016 году кадастровых работ в связи с созданием сооружения – канализации от нового многоквартирного дома, расположенного по улице Братьев Волокитимых также с достоверностью не устанавливает факта осуществления администрацией Алеутского муниципального района Камчатского края строительства инженерных сетей, обеспечивающих водоотведение. Оформление технического паспорта 24 мая 2016 года на вновь созданный объект - канализацию, протяженностью 152 метра, свидетельствует о наличии указанных инженерных сетей до заключения Соглашения от 18 октября 2016 года № 221А, па основании которого администрации Алеутского муниципального района предоставлены иные межбюджетные трансферты на капитальный ремонт наружных сетей для обеспечения подключения многоквартирных жилых домов по улицам Братьев Волокитных и Школьной в селе Никольское Алеутского района Камчатского края.

При таких обстоятельствах вывод о том, что вместо капитального ремонта наружных инженерных сетей для обеспечения подключения многоквартирных жилых домов по улицам Братьев Волокитиных и Школьная села Никольское Алеутского муниципального района Камчатского края к системе водоотведения выполнены работы по строительству новых участков инженерных сетей, повлекших за собой нецелевое использование администрацией Алеутского муниципального района бюджетных средств, нельзя признать обоснованным.

Оспариваемое представление в части выводов о нецелевом использовании  бюджетных средств не соответствует действующему бюджетному законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществления экономической деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны

Поскольку при обращении в суд с настоящим заявлением Администрацией Алеутского муниципального района Камчатского края уплачена государственная пошлина в размере 3000 рублей (по чеку-ордеру Камчатского отделения № 8556  Сбербанка России от 06.08.2018), но в силу подпункта 1.1пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации она освобождена от уплаты государственной пошлины, излишне уплаченные 3000 рублей подлежат возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27,  100, 110, 167–170, 176, 197–201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

требования  удовлетворить частично.

Признать  частично недействительными  представление  Контрольно-счетной палаты   Камчатского края  от  18.05.2018 № 14 (в редакции от 12.12.2018), в части выводов о нецелевом использовании  бюджетных средств (на странице  7  пункт 16 описательной части).

В удовлетворении остальной части  заявленных требований заявителю   отказать.

 Возвратить Администрации Алеутского муниципального района Камчатского края из федерального бюджета  государственную пошлину в размере 3000 руб. 00 коп.,  излишне  уплаченную  по   чеку-ордеру  Камчатского отделения № 8556  Сбербанка России    от   06.08.2018.  Выдать справку.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                      А.М. Сакун