ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-4907/08 от 03.12.2008 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский                                           Дело № А24-4907/2008

10 декабря 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 10 декабря 2008 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Лосевой Е.В., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску  Открытого акционерного общества «Камчатскэнерго»

к ответчикам Петропавловск-Камчатскому городскому округу, Департаменту экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа

третье лицо: Муниципальное учреждение «Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского»

о взыскании 470 845 руб. 73 коп.

при участии:

от истца: ФИО1 – представитель по доверенности № КЭ-18/136Д от 01.12.2008 г. (сроком до 31.12.2009 г.), ФИО2 - представитель по доверенности № КЭ-18/10Д от 01.07.2008 г. (сроком до 31.12.2008 г.);

от ответчиков: не явились;

от третьего лица: не явились

установил:

открытое акционерное общество «Камчатскэнерго» (далее – ОАО «Камчатскэнерго») обратилось в арбитражный суд с иском, в котором просит взыскать с Петропавловск-Камчатского городского округа в лице его финансового органа - Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, за счет казны  Петропавловск-Камчатского городского округа сумму долга Муниципального учреждения «Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского» в размере 470 845 руб. 73 коп.

Ответчики и третье лицо о месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 123 АПК РФ, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело без участия их представителей на основании ст. 156 АПК РФ.

Представители истца в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

До начала судебного заседания от ответчика - Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа поступил отзыв на исковое заявление, в котором полагал исковые требования необоснованными и просил в иске отказать.

Выслушав представителей истца, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.04.2006 г. № ФОЗ-А24/06-1/524 частично отменено решение Арбитражного суда Камчатской области от 21.11.2005 г. по делу № А24-1313/04-16. С муниципального учреждения «Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского» в пользу ОАО «Камчатскэнерго» взыскано 459 652 руб. 68 коп. основного долга, 10 193 руб. 05 коп. госпошлины по иску, 1 000 руб. госпошлины по кассационной жалобе.

На основании вышеуказанного постановления 28.04.2006 г. взыскателю был выдан исполнительный лист.

После предъявления взыскателем исполнительного листа для принудительного исполнения, он был возвращен ОАО «Камчатскэнерго» 02.10.2006 г. без исполнения в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 26 ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку, должник не располагает счетами в банках и иных кредитных организациях; денежные средства, на которые может быть обращено взыскание, а также имущество, которым должник вправе распоряжаться самостоятельно и на которое может быть обращено взыскание, отсутствуют.

В соответствии с требованиями, предусмотренными главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ, истец направил исполнительный лист № А24-1313/04-16 в Отделение по г. Петропавловску-Камчатскому Управления федерального казначейства по Камчатской области, как органу, осуществляющему открытие и ведение лицевых счетов муниципальных и бюджетных учреждений, для исполнения.

29.08.2008 г. Отделение по г. Петропавловску-Камчатскому Управления федерального казначейства по Камчатскому краю направило ОАО «Камчатскэнерго» уведомление о неисполнении должником требований исполнительного документа и сообщило о возможности отзыва исполнительного листа и предъявления исковых требований по неисполненному исполнительному документу к главному распорядителю средств бюджета – Департаменту экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, в ведении которого находится должник.

19.09.2008 г. Отделение по г. Петропавловску-Камчатскому Управления федерального казначейства по Камчатскому краю уведомлением № 29-М возвратило ОАО «Камчатскэнерго» исполнительный лист № А24-1313/04-16 без исполнения на основании п. 8 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ. При этом пояснив, что исполнительный лист не исполнен по причине не представления должником платежного поручения для исполнения требований исполнительного документа, в связи с отсутствием объемов финансирования по соответствующим кодам бюджетной классификации.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО «Камчатскэнерго» в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно п. 1 ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

Требование данной правовой нормы истцом было соблюдено.

В соответствии с п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 26.11.2008 г. учредителем Муниципального учреждения «Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского» является администрация Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования.

Исходя из пункта 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» в качестве ответчика, несущего субсидиарную ответственность, выступает собственник имущества, то есть муниципальное образование - Петропавловск-Камчатский городской округ.

В силу п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК РФ).

Согласно п. 7 ст. 151 БК РФ муниципальные образования в целях обслуживания местного бюджета и управления средствами местного бюджета создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы (должности) в соответствии с уставом муниципального образования и законодательством Российской Федерации.

Согласно Положению о Департаменте экономической и бюджетной политики Петропавловск-Камчатского городского округа, Департамент является органом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, учрежденным в соответствии с Уставом Петропавловск-Камчатского городского округа с целью организации деятельности по решению вопросов местного значения в области экономической и бюджетной политики. Департамент является органом, составляющим и исполняющим бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа (финансовым органом) в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (п.п. 1.2., 1.3. Положения).    

При таких обстоятельствах, субсидиарную ответственность по долгу Муниципального учреждения «Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского»  несет собственник – Петропавловск-Камчатский городской округ в лице финансового органа, представляющего казну, а именно – Департамент экономической и бюджетной политики Петропавловск-Камчатского городского округа. 

Как установил суд, при рассмотрении спора сумма долга, взысканная по постановлению кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.04.2006 г. № ФОЗ-А24/06-1/524 с Муниципального учреждения «Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского», как основного должника, в пользу истца, до настоящего времени не погашена. Денежные средства у Муниципального учреждения «Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского» для исполнения постановления суда отсутствуют. Какие-либо документы, подтверждающие реальное исполнение постановление суда и погашение долга, в дело не представлены.

На основании вышеизложенного, субсидиарную ответственность по долгам Муниципального учреждения «Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского» должен нести собственник имущества – Петропавловск-Камчатский городской округ за счет своей казны в лице Департамента экономической и бюджетной политики Петропавловск-Камчатского городского округа, как финансового органа, представляющего казну муниципального образования.

Государственная пошлина по иску составляет 10 916 руб. 91 коп. и на основании ст. 110. АПК РФ взыскивается с Петропавловск-Камчатского городского округа за счет своей казны в лице финансового органа, в пользу ОАО «Камчатскэнерго», поскольку оплачена последним при подаче иска в суд.

Руководствуясь ст. ст. 1-3, 17, 27-28, 101-103, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Петропавловск-Камчатского городского округа за счет казны Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу открытого акционерного общества «Камчатскэнерго» 470 845 руб. 73 коп. долга, в порядке субсидиарной ответственности по обязательству основного должника Муниципального учреждения «Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского», по исполнительному листу № А24–1313/04-16.

Взыскать с Петропавловск-Камчатского городского округа за счет казны Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу открытого акционерного общества «Камчатскэнерго» 10 916 руб. 91 коп. государственной пошлины.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья                                                                                                                Е.В. Лосева