ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-4914/14 от 18.12.2014 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-4914/2014

23 декабря 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 декабря 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 23 декабря 2014 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Решетько В.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Носочевой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:

от заявителя:

ФИО2 – представитель по доверенности от 27.01.2014 № 602-1 (сроком до 31.12.2014);

от предпринимателя:

не явились;

установил:

Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю (далее – административный орган,
 ГУ МЧС России по Камчатскому краю) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель, ИП ФИО1) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и назначении предпринимателю наказания в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

ИП ФИО1 извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ; явку своего представителя в суд не обеспечил.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной (часть 3 статьи 205 АПК РФ).

Учитывая мнение представителя административного органа, суд определил провести судебное заседание в отсутствие предпринимателя (его представителя) в порядке статей 156, 205 АПК РФ.

В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по Камчатскому краю заявление о привлечении предпринимателя к административной ответственности поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и протоколе об административном правонарушении.

Исследовав материалы дела и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу, что заявление Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель ФИО1 имеет лицензию от 20.07.2009 № 7-2/00081 на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в том числе: монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации; монтаж, ремонт и обслуживание систем оповещения и эвакуации при пожаре.

Из материалов дела следует, что в период с 01.10.2014 по 06.10.2014 на основании распоряжения временно исполняющего обязанности начальника Отдела надзорной деятельности ГУ МЧС России по Камчатскому краю от 24.09.2014
 № 302 в отношении Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 32» проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности, в ходе которой установлены и выявлены нарушения обязательных требований:

- помещение пожарного поста на объекте не оборудовано аварийным освещением, которое должно включаться автоматически при отключении основного освещения;

- в коридоре на объекте (младшая школа, детский сад) блок приемно-контроль­ных приборов АПС не оборудован охранной сигнализацией и не защищен от несанкци­онированного доступа;

- не обеспечена раздельная передача извещений о пожаре и о неисправности с объ­екта на пост круглосуточного дежурства;

- установленный в холе первого этажа речевой оповещатель расположен на расстоянии менее 150мм от потолочного перекрытия;

- не предусмотрено электропитание ППКП от отдельной группы электроснабжения вводного щита здания (ГРЩ, ВРУ или самостоятельного ВРУ помещений общественного назначения), подключение двумя линиями от одного ввода с автоматическим пере­ключением с одной линии на другую;

- в цепи питания приемно-контрольных приборов АПС в помещении дежурного установлены вилки с розеткой, что недопустимо для электроприемников 1 категории.

При изучении документации, имеющейся у хозяйствующего субъекта, в отношении которого проводилась проверка, административным органом выявлено, что в журнале по техническому обслуживанию ОПС указано, что автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре находятся в норме и готовы к работе. Данное указание противоречит выявленным нарушениям, а также создает угрозу жизни и здоровью граждан, поскольку при отключении электроэнергии система оповещения и управления эвакуацией людей не сработает.

Согласно пунктам 1.1, 2.2 договора об оказании услуг № 08/14 исполнителем работ по техническому обслуживанию и мелкому текущему ремонту систем пожарной сигнализации и оповещения о пожаре на объекте Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа
 № 32» является индивидуальный предприниматель ФИО1, осуществляющий предпринимательскую деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, ОГРН <***>.

По результатам проверки составлен акт от 06.10.2014 № 302, в котором нашли своё отражение вышеназванные нарушения.

15.10.2014 административным органом в отношении ИП ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № 358, который в соответствии с положениями главы 25 АПК РФ вместе с заявлением направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности») деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Согласно пункту 7 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1225 (далее – Положение) к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами «а» и «д» пункта 4 названного Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии пунктом 1 части 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В силу подпункта «д» пункта 4 Положения одним из лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности является выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон о пожарной безопасности).

Согласно статье 20 Федерального закона о пожарной безопасности нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности. Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности определяет и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент).

Согласно части 1 статьи 4 Технического регламента техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 4 Технического регламента).

Согласно статье 83 Технического регламента автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения. Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием. Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения.

Согласно пункту 12.56 Норм пожарной безопасности «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» НПБ 88-2001 (далее – НПБ 88-2001) в помещении дежурного персонала, ведущего круглосуточное дежурство, аварийное освещение должно включаться автоматически при отключении основного освещения.

В соответствии с пунктом 12.48 НПБ 88-01 приборы приемно-контрольные и приборы управления, как правило, следует устанавливать в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала. В обоснованных случаях допускается установка этих приборов в помещениях без персонала, ведущего круглосуточное дежурство, при обеспечении раздельной передачи извещений о пожаре и о неисправности в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений. В указанном случае помещение, где установлены приборы, должно быть оборудовано охранной и пожарной сигнализацией и защищено от несанкционированного доступа.

Пунктом 3.17 НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» установлено, что настенные звуковые оповещатели, как правило, должны крепиться на высоте не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до оповещателя должно быть не менее
 150 мм.

Пунктом 7.1.57 Правил устройства электроустановок, утвержденных Министром топлива и энергетики Российской Федерации 06.10.1999, предусмотрено, что противопожарные устройства и охранная сигнализация, независимо от категории по надежности электроснабжения здания, должны питаться от двух вводов, а при их отсутствии - двумя линиями от одного ввода. Переключение с одной линии на другую должно осуществляться автоматически.

Согласно пункту 7.10 СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий» при отсутствии АВР на вводе в здание питание электроприемников первой категории по надежности электроснабжения следует выполнять от самостоятельного щита (панели) с устройством АВР. При наличии на вводе аппаратов защиты и управления этот щит (панель) с устройством АВР следует подключать после аппарата управления и до аппарата защиты. При наличии на вводе автоматического выключателя, выполняющего функции управления и защиты, это подключение должно производиться до автоматического выключателя. Панели щита противопожарных устройств должны иметь отличительную окраску (красную). Аппараты защиты и управления линий, питающих противопожарные устройства, расположенные на ВРУ (ГРЩ), должны иметь отличительную окраску (красную).

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Имеющимися в материалах дела письменными доказательствами (акт проверки от 06.10.2014 № 302, протокол об административном правонарушении от 15.10.2014 № 358, материалы фотосъемки, протокол испытаний технических средств автоматической установки пожарной сигнализации от 03.10.2014
 № 73/3-15, договор об оказании услуг от 30.12.2013 № 08/14, копия журнала регистрации работ по техническому обслуживанию и ремонту установок) подтверждается факт нарушения ИП ФИО1 лицензионных требований при осуществлении работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, ремонту и обслуживанию установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации, систем оповещения и эвакуации при пожаре.

Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу, что у предпринимателя имелась возможность для соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в вышеуказанной части, однако ИП ФИО1 не предпринял всех возможных и необходимых мер для исполнения данной обязанности. Доказательств обратного суду не представлено.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.

В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Отягчающим административную ответственность предпринимателя обстоятельством суд признает наличие в материалах дела сведений о том, что в течение 2014 года ИП ФИО1 неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, о чем имеются вступившие в законную силу судебные акты по делам Арбитражного суда Камчатского края № А24-1416/2014, А24-1713/2014, А24-3382/2014 и А24-3383/2014.

При назначении административного наказания, определяя его размер и вид, арбитражный суд учитывает характер совершённого правонарушения, имущественное и финансовое положение привлекаемого лица, а также цель административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений как самим предпринимателем, так и другими лицами.

Вместе с тем суд полагает, что применение наказания в виде административного приостановления деятельности, как просит административный орган в своем заявлении, может повлечь усиление административного наказания для предпринимателя и ухудшит его положение как лица, привлеченного к административной ответственности, а также не будет способствовать целям административного наказания, в связи с чем признается судом в рассматриваемом случае необоснованно строгим.

На основании изложенного суд приходит к выводу о возможности назначения ИП ФИО1 наказания в виде административного штрафа в пределах санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в размере 5 000 рублей.

Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27–29, 167–170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Петропавловска-Камчатского, ОРГН <***>, ИНН <***>, место жительства: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:

УФК по Камчатскому краю (ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю)

Счет 40101810100000010001

Код главы 17711627000010000140

ИНН <***>

ОКТМО 30701000

БИК 043002001

КПП 410101001

КБК 177 116 01000 01 6000 140

ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю г. Петропавловск-Камчатский.

Документ, свидетельствующий об оплате штрафа, представить в Арбитражный суд Камчатского края.

Разъясняется, что в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда, арбитражным судом направляется копия настоящего решения на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту жительства лица, привлеченного к административной ответственности. Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, и принудительное исполнение производится непосредственно на основании такого решения.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения. Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья В.И. Решетько