АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-5002/2012
04 февраля 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 04 февраля 2013 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Е.B. Вертопраховой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сюртуковой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1
(ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
к
Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным решения от 24.08.2012 № 14-13/37 (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю от 09.11.2012 № 06-18/08878)
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по
Камчатскому краю
при участии:
от заявителя:
- ФИО2 представитель по доверенности 01.12.2012 (сроком до 01.12.2014);
- ФИО3 представитель по доверенности от 21.11.2011 (сроком на три года);
от ИФНС России по городу Петропавловску-Камчатскому:
от Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю:
- ФИО4 главный государственный налоговый инспектор правового отдела по доверенности от 09.01.2013 № 04-39/00004 (сроком до 31.12.2013);
-ФИО5 главный государственный налоговый инспектор отдела выездных налоговых проверок по доверенности от 16.01.2013 № 04-39/00476 (сроком до 31.12.2013);
- ФИО6 ведущий специалист-эксперт юридического отдела по доверенности от 09.01.2013 № 05-3 (сроком до 31.12.2013);
- ФИО7 исполняющий обязанности начальника отдела досудебного урегулирования налоговых споров по доверенности от 09.01.2013 № 05-5 (сроком до 31.12.2013)
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1; индивидуальный предприниматель; предприниматель; заявитель; налогоплательщик) обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому (далее – ИФНС России по городу Петропавловску-Камчатскому; инспекция; налоговый орган) от 24.08.2012 № 14-13/37 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю от 09.11.2012 № 06-18/08878). В обоснование заявленных требований ссылается на статьи 146, 171, 172, 208 (п.5), 221, 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), статью 256 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьи 33, 35 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ), Постановление Президиума ВАС РФ от 06.09.2005 № 2749/05и считает, что оспариваемое решение инспекции вынесено с нарушением действующего законодательства, поскольку денежные средства, использованные заявителем в ходе осуществления предпринимательской деятельности для оплаты товаров, работ, услуг, оплаты по налоговым обязательствам, оплаты труда работников, получены из доходов, связанных с этой деятельностью, а также - от мужа - ФИО8, который в течение 2010 года передал супруге для оплаты товаров, работ, услуг, оплаты по налоговым обязательствам, оплаты труда работников денежные средства в сумме 171415532,79 руб., таким образом, при наличии семейных отношений между заявителем и ФИО8, денежные средства в указанном выше размере являются совместно нажитым имуществом, следовательно обязанность уплаты НДФЛ с поступивших на счет налогоплательщика денежных средств в сумме 171415532,79 руб. и, соответственно, обязанность отразить данную сумму в налоговой декларации несет не налогоплательщик, а ее супруг при условии, что с указанной суммы им не были ранее уплачены налоги в соответствии с действующим законодательством. Спорное решение налогового органа принято при явном отсутствие причинно-следственной связи между фактом использования средств семейного бюджета на развитие бизнеса, и недоказанного утверждения инспекции о том, что указанные средства являются доходом предпринимателя, подлежащим налогообложению.Также считает не правомерными действия налогового органа по исключению из расходов предпринимателя тех расходов, которые связаны с потреблением топлива автомобилями, которыми владел муж предпринимателя - ФИО8, поскольку, по мнению заявителя, к проверке были предоставлены все документы подтверждающие использование налогоплательщиком указанных автомобилей при осуществлении производственной деятельности (журнал регистрации путевых листов, путевые листы, оформленные в соответствии с Приказом Минтранса России от 30.06.2000 № 68 "О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте", чеки контрольно-кассовых машин и отчет о расходе топлива и смазочных материалов); автомобили для перевозки товаров представлены заявителю её супругом, что не противоречит действующему законодательству, в связи с чем, расходы, связанные с использованием автотранспорта, уменьшают доходы, полученные от реализации покупных товаров; у инспекции не было правовых оснований для исключения из состава налоговых вычетов при определении подлежащего уплате в бюджет НДС в сумме 99560,55 руб., предъявленного налогоплательщику по счетам-фактурам ОАО «Камчатнефтепродукт».
От ИФНС России по городу Петропавловску-Камчатскому в суд представлен отзыв, в котором инспекция, со ссылкой на статьи 3, 19, 23, 38, 52, 53, 208, 209, 225 НК РФ полагает, что заявление предпринимателя не подлежит удовлетворению, в связи с его необоснованностью, поскольку заявителем не представлено документальных доказательств тому, что сумма 171415532,79 руб. является личными сбережениями, её довод о том, что у семьи мог быть иной источник денежных средств, необоснован, так как не предоставлена конкретная информация об источнике данных денежных средств, таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности передачи ФИО8 каких-либо личных сбережений своей супруге - ФИО1, по причине отсутствия таковых; при оценке полученной в ходе проведенных мероприятий налогового контроля информации, установлено, что на расчетный счет предпринимателя № 40802810800900000999 в ФСКБ Приморья «Примсоцбанк» в г.Петропавловске-Камчатском поступили денежные средства в размере 171415532,79 руб., которые использовались заявителем в своей деятельности с целью получения доходов; документов, подтверждающих наличие как у предпринимателя, так и у ее супруга ранее каких-либо доходов (а значит и личных сбережений) нет, что свидетельствует о невозможности передачи денежных средств в размере 171415532,79 руб. предпринимателю от супруга; в соответствии с представляемой налоговой отчетностью законно установленные налоги с указанной суммы не уплачивались; в связи с чем, вывод налогового орга о том, что денежные средства в указанном размере, являются доходом ФИО1 и подлежат включению в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц за 2010 год, является правомерным; кроме того, предпринимателем необоснованно завышены материальные расходы, учитываемые в составе профессиональных налоговых вычетов, а именно: прочие расходы в размере 658607,86 руб., связанные с приобретением горючесмазочных материалов (далее - ГСМ) у ОАО «Камчатнефтепродукт», без документального подтверждения факта их использования в целях предпринимательской деятельности. В обоснование своих доводов налоговый орган ссылается на статьи 221, 252, 264, 320 НК РФ, положения Порядка учета доходов и расходов хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России МНС России от 13.08.2002 № 86н, МНС РФ № БГ-3-04/430 (далее - Порядок учета доходов и расходов хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей), и утверждает о том, что согласно данных Управления УМВД ГИБДД но Камчатскому краю, транспортных средств в собственности у предпринимателя нет, заключенные договоры безвозмездного пользования автотранспортными средствами от 10.01.2010 г. № б/н между ФИО8 и ФИО9, между ФИО8 и ФИО10, не подтверждают факт использования в предпринимательской деятельности ФИО1 транспортных средств с указанными государственными номерами. В отношении доводов предпринимателя о том, что налоговым органом не запрашивались документы, подтверждающие правомерность списания расходов по приобретению ГСМ, инспекция отмечает, что ссылки на документы, которые в ходе проверки были направлены предпринимателю (вручены представителям предпринимателя), имеются в акте проверки. Поскольку налогоплательщик в силу специфики своей деятельности использует различные формы и виды документов и регистров бухгалтерского (налогового) учета, именно он определяет, какие документы следует представить по требованию налогового органа; при возникновении вопросов о соответствии законодательству о налогах и сборах требования налогового органа о представлении конкретных документов (информации) налогоплательщик может обратиться в этот или вышестоящий налоговый орган с просьбой о разъяснении указанных вопросов. В связи с неправомерно включенными в состав прочих расходов, затратами на приобретение ГСМ в размере 553114,19 руб., не связанными с предпринимательской деятельностью, в соответствии со статьями 143, 171, 172 НК РФ также необоснованно предъявление к вычету НДС в сумме 99560,55 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (далее – УФНС России по Камчатскому краю).
УФНС России по Камчатскому краю представило в суд письменное мнение, в котором оно ссылается на статьи 38, 41, 208, 209, 210, 223, 225 НК РФ, статьи 128, 129, 130 ГК РФ, и утверждает о том, что налогоплательщиком не представлено документальных доказательств фактического получения мужем ФИО8 доходов в размере 171415532,79 руб. в связи с чем, ссылка налогоплательщика на пункт 5 статьи 208 НК РФ является необоснованной. Данные денежные средства являются доходом ФИО1 и должны быть включены в налоговую базу при исчислении налога на доходы физических лиц за 2010 год. Также считает правомерными выводы инспекции о завышении прочих расходов, учитываемых в составе профессиональных налоговых вычетов в размере 553114,19 руб., ссылаясь в обоснование на статьи 221, 252, 264 НК РФ, 432, 643 ГК РФ, и указывая о том, что вышестоящим налоговым органом были в полном объеме исследованы представленные предпринимателем, в целях подтверждения использования ГСМ для заправки транспортных средств, документы; в пункте 3.2.4 договоров безвозмездного пользования автотранспортным средством от 10.01.2010 № б/н, заключенных между собственниками автомобилей ФИО9, ФИО10 и ФИО8, установлено, что Ссудополучатель (ФИО8) не имеет права передавать без письменного согласия Ссудодателя имущество третьим лицам; договоров аренды транспортных средств или безвозмездного пользования транспортными средствами, заключенными между собственниками автомобилей и предпринимателем ФИО1 не представлено. Также не представлено разрешения собственников транспортных средств на передачу автомобилей в пользование ФИО1
Представители предпринимателя в судебном заседании 21.01.2013 требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснили о том, что оспариваемое решение налогового органа противоречит положениям Конституции Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации. Также пояснили, что денежные средства, которые были использованы предпринимателем, переданы ей супругом на развитие бизнеса.
Представители ИФНС России по городу Петропавловску-Камчатскому требования заявителя не признали по доводам, изложенным в отзыве. Просят отказать в удовлетворении требований заявителя.
Представители УФНС России по Камчатскому краю поддержали позицию инспекции по доводам, изложенным в письменном мнении.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 28 января 2013 года.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда при участии тех же представителей лиц, участвующих в деле.
Представители предпринимателя в судебном заседании 28.01.2013 требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители ИФНС России по городу Петропавловску-Камчатскому требования заявителя не признали по доводам, изложенным в отзыве.
Представители УФНС России по Камчатскому краю поддержали позицию инспекции по доводам, изложенным в письменном мнении.
Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав представленные в материалы дела доказательства, согласно статье 71 АПК РФ, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ИФНС России по городу Петропавловску-Камчатскому в период с 25.10.2011 по 24.04.2012 проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения налогового законодательства по всем налогам и сборам, а также по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование индивидуального предпринимателя ФИО1 за период с 20.01.2010 по 31.12.2010, результаты которой зафиксированы в акте выездной налоговой проверки от 20.06.2012 № 14-13/24 ДСП. Рассмотрев акт выездной налоговой проверки от 20.06.2012 № 14-13/24 ДСП, иные материалы, возражения (вх. № 033935 от 24.07.2012) по акту выездной проверки, а также материалы, полученные в ходе дополнительного проведенных мероприятий налогового контроля, инспекция 24.08.2012 вынесла решение № 14-13/37 «о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым предприниматель привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДС в результате занижения налоговой базы, иных неправомерных действий за 2, 3, 4 кварталы 2010 года, в виде штрафа в суммах, соответственно 12217,82 руб., 7079,63 руб. и 4412,43 руб. (общая сумма 23709,88 руб.), за неполную уплату НДФЛ в результате занижения налоговой базы, иных неправомерных действий за 2010 год, в виде штрафа в сумме 4479141,40 руб.; этим же решением предпринимателю начислены пени за несвоевременную уплату НДС в размере 13283,91 руб., НДФЛ в размере 2174228,76 руб., а также предложено уплатить недоимку: НДС за 2, 3, 4 кварталы 2010 года в суммах, соответственно 61089,10 руб., 35398,16 руб. и 22062,14 руб. (общая сумма 118549,40 руб.); НДФЛ за 2010 год в сумме 22395707 руб., штрафы, пени, а также предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю от 09.11.2012 № 06-18/08878 решение ИФНС России по городу Петропавловску-Камчатскому от 24.08.2012 № 14-13/37 изменено, а именно в резолютивную часть решения внесены следующие изменения:
В таблице 1 «Привлечь индивидуального предпринимателя без образования юридического лица ФИО1» к налоговой ответственности, предусмотренной:
- в строке 1 «За неполную уплату налога на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы, иных неправомерных действий за 2 квартал 2010 года» сумма в размере 12217,82 руб. изменена на сумму в размере 11003,58 руб.;
- в строке 2 «За неполную уплату налога на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы, иных неправомерных действий за 3 квартал 2010 года» сумма в размере 7079,63 руб. изменена на сумму в размере 6989,86 руб.;
- в строке 3 «За неполную уплату налога на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы, иных неправомерных действий за 4 квартал 2010 года» сумма в размере 4412,43 руб. изменена на сумму в размере 1918,68 руб.;
- в строке 4 «За неполную уплату налога на доходы физических лиц в результате занижения налоговой базы, иных неправомерных действий за 2010 год» сумма в размере 4479141,40 руб. изменена на сумму в размере 4473523,40 руб.
В таблице 2 «Начислить пени по состоянию на 24.08.2012:
- в строке 1 «Налог на добавленную стоимость» сумма в размере 13283,91 изменена на 10483,33 руб.;
- в строке 2 «Налог на доходы физических лиц» сумма в размере 2174228,76 руб. изменена на сумму в размере 2171149,40 руб.
В таблице 3.1 «Уплатить недоимку»:
- в строке 1 «Налог на добавленную стоимость» сумма в размере 118549,40 руб. изменена на 99560,55 руб., в том числе: за 2 квартал 2010 года сумма в размере 61089,10 руб. изменена на 55017,88 руб.; за 3 квартал 2010 года сумма в размере 35398,16 руб. изменена на 34949,29 руб.; за 4 квартал 2010 года сумма в размере 22062,14 руб. изменена на 9593,38 руб.;
- в строке 4 «Налог на доходы физических лиц» сумма в размере 22395707 руб. изменена на сумму в размере 22367617 руб.
Не согласившись с решением ИФНС России по городу Петропавловску-Камчатскому от 24.08.2012 № 14-13/37 (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю от 09.11.2012 № 06-18/08878), ИП ФИО1 обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Основанием для принятия налоговым органом решения от 24.08.2012 № 14-13/37 (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю от 09.11.2012 № 06-18/08878), послужили его выводы о том, что: денежные средства в размере 171415532,79 руб. являются доходом ФИО1 и подлежат включению в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц за 2010 год; неправомерно включены в состав прочих расходов, затраты на приобретение ГСМ в размере 553114,19 руб., ввиду отсутствия у предпринимателя документального подтверждения факта использования ГСМ в целях предпринимательской деятельности, и следовательно необоснованное предъявление к вычету НДС по указанным расходам в сумме 99560,55 руб.
Согласно пункту 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Подпунктами 3, 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ установлена обязанность для налогоплательщиков вести в установленном порядке учет своих доходов и расходов и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.
Статьей 38 НК РФ установлено, что объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Согласно статье 52 НК РФ налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ.
В силу подпунктов 5, 6 пункта 1 статьи 208 НК РФ к доходам от источников Российской Федерации относятся доходы от реализации имущества, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно пункту 3 статьи 225 НК РФ общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Дата фактического получения дохода в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 223 НК РФ определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме.
Согласно пункту 1 статьи 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в результате сопоставления выручки, полученной ФИО1 при денежных расчетах с населением, в том числе с использованием контрольно-кассовой техники, поступившей на расчетный счет ФСКБ Приморья «Примсоцбанк» в размере 692608420,29 руб. (без НДС) и общей сумме выручки, указанной ФИО1 в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2010 год в размере 521192887,50 руб. (без НДС) установлено, что денежные средства в размере 171415532,79 руб. не включены ФИО1 в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.
По утверждению предпринимателя, денежные средства в размере 171415532,79 руб. были получены от супруга ФИО8 В качестве подтверждающих документов предприниматель представила копию свидетельства о заключении брака, а также письменное объяснение ФИО8 от 25.06.2012, в котором указано что при осуществлении предпринимательской деятельности с 2002 по 2010 год доходы он получал только первые два-три года, далее представлял нулевую отчетность из-за отсутствия прибыли; не заключал договоров займа с организациями, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами; источник получения передаваемых предпринимателю денежных средств в размере 171415532,79 руб. - личные сбережения.
Вместе с тем по данным информационных ресурсов налоговых органов установлено, что в отношении ФИО8 не предоставлялись работодателями сведения о полученных им доходах от трудовой деятельности и как учредителя ООО «НиКо; отсутствуют сведения от реализации собственного движимого и недвижимого имущества, о фактах вступления в права наследования и дарения, о займах денежных средств; доходы от предпринимательской деятельности, согласно представленных деклараций по налогу на доходы физических лиц (по форме 3-НДФЛ) составили: за 2000 год - 10792 руб.; за 2001 год - 241015,53 руб., за 2002 год - 265653.90 руб., за 2003 год - 291718,71 руб.; за 2004 год - 14156 руб.; за 2005 год - 0 руб.; за 2006 год - 0 руб.; за 2007 год - 0 руб.; за 2008 год - 0 руб.; за 2009 год- 0 руб.; за 2010 год - 0 руб., операции по счету ФИО8 в ЗАО АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» не проводились.
Таким образом, при отсутствии документального подтверждения об имеющемся за указанные периоды соответствующего дохода у ФИО8, вывод налогового органа о том, что последний не мог располагать личными сбережениями в размере 171415532,79 руб., переданными впоследствии своей супруге – ИП ФИО1, правомерен. Следовательно, довод предпринимателя о том, что денежные средства в размере 171415532,79 руб. согласно пункту 5 статьи 208 НК РФ не подлежат налогообложению, является необоснованным.
Документов, подтверждающих правомерность невключения в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц указанной суммы доходов, не подлежащих налогообложению, согласно статье 217 НК РФ (по требованию инспекцией от 12.03.2012 № 14-13/153) ИП ФИО1 не представлено.
На основании изложенного обоснован вывод инспекции, изложенный в оспариваемом решении, о том, что денежные средства в размере 171415532,79 руб. являются доходом ИП ФИО1 и подлежат включению в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц за 2010 год.
Согласно пункту 1 статьи 221 НК РФ при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ налогоплательщики имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».
Пунктом 1 статьи 252 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта), расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации;
Также, в соответствии с подпунктом 48 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи), если подобные расходы не учитываются в соответствии со статьей 275.1 НК РФ.
Согласно статье 320 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, формируют расходы на реализацию с учетом следующих особенностей. Расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.
Согласно Порядку учета доходов и расходов хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, индивидуальные предприниматели должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности и деятельности, осуществляемой частными нотариусами. Данные учета доходов и расходов и хозяйственных операций используются для исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями на основании главы 23 части второй НК РФ. Учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальными предпринимателями путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом (п. 4).
Пунктом 9 Порядка учета доходов и расходов хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей установлено, что выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, обеспечивающие возможность проверки достоверности сведений, указанных в первичных документах.
В ходе проведения выездной налоговой проверки (с учетом выводов, содержащихся в решении от 09.11.2012 № 06-18/08878 УФНС по Камчатскому краю, проверившего оспариваемое решение инспекции по апелляционной жалобе заявителя) установлено, что предпринимателем неправомерно завышены прочие расходы в сумме 553114,19 руб., связанные с приобретением ГСМ у ОАО
«Камчатнефтепродукт». Обоснованием для данного вывода инспекции послужило отсутствие у предпринимателя документального подтверждения факта использования ГСМ в целях предпринимательской деятельности.
Так, согласно данных Управления УМВД ГИБДД по Камчатскому краю, транспортные средства в собственности у предпринимателя отсутствуют. В целях подтверждения использования ГСМ для заправки транспортных средств, заявителем представлены копии путевых листов за 2010 год, книги регистрации путевых листов за 2010 год и договора безвозмездного пользования автотранспортными средствами от 10.01.2010 № б/н, заключенные между ФИО8 и ФИО9 на транспортное средство с государственным номером № 254 СЕ, между ФИО8 и ФИО10 на транспортные средства с государственными номерами: <***> К 153 УС, К 479 ЕТ. Путевые листы составлены на транспортные средства, принадлежащие ФИО8 (государственные номера № А 824 ВВ, № К 638 ТХ, № А 173 ЕМ), ФИО9 (государственный номер № К 254 СЕ), ФИО10 (государственный номер № К 153 УС; К 156 УН; К 479 ЕТ). Заключенные договоры безвозмездного пользования автотранспортными средствами от 10.01.2010 № б/н между ФИО8 и ФИО9, между ФИО8 и ФИО10, не подтверждают факт использования в предпринимательской деятельности ФИО1 транспортных средств, с указанными государственными номерами.
Иные документы, подтверждающие право использования в предпринимательской деятельности ФИО1 транспортных средств, принадлежащих на праве собственности ФИО8, ФИО9, ФИО10, не представлены.
Учитывая вышеизложенное, суд считает неправомерным завышение предпринимателем прочих расходов, учитываемых в составе профессиональных налоговых вычетов в сумме 553114,19 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Пунктом 2 статьи 171 НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ. Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ и при наличии соответствующих первичных документов.
Налоговым органом установлено и не опровергнуто ИП ФИО1 о неправомерном включении заявителем в состав прочих расходов, затрат на приобретение ГСМ в размере 553114,19 руб., не связанные с предпринимательской деятельностью.
Таким образом, суд считает необоснованным предъявление индивидуальным предпринимателем к вычету НДС по указанным расходам в сумме 99560,55 руб.
При указанных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя и признания оспариваемого решения инспекции, в редакции решения УФНС России по Камчатскому краю, недействительным.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя ФИО1 надлежит отказать.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в соответствии со ст. 110 АПК РФ, подлежат отнесению на заявителя в размере 200 руб. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1800руб. подлежит возврату заявителю на основании статьи 104 АПК РФ и статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 29, 101-103, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л :
в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя ФИО1 отказать.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета 1800 руб. государственной пошлины как излишне уплаченной 15.11.2012. Выдать справку.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.B. Вертопрахова