АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-5732/2018
05 декабря 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 ноября 2018 года.
Полный текст решения изготовлен декабря 2018 года .
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Сакуна А.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Голенковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению | Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае (ИНН <***>, ОГРН <***>) |
о признании незаконным решения капитана морского порта Петропавловск-Камчатский от 10.09.2018 № 09/04/1654; об обязании капитана морского порта Петропавловск-Камчатский осуществить государственную регистрацию перехода права собственности судна «Остров Попова»; третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора индивидуальный предприниматель ФИО1; |
при участии:
от заявителя: | ФИО2 – представитель по доверенности от 05.06.2018 № 69 (сроком по 31.12.2018); |
от заинтересованного лица: | ФИО3 – представитель по доверенности от 14.08.2018 № 09/04/1519 (сроком по 31.12.2018); |
от третьего лица: | не явились; |
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае (далее – заявитель, Управление, Территориальное управление Росимущества в Камчатском крае) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании незаконным решения (отказа в регистрации изменений прав на судно или сделок в судном) капитана морского порта Петропавловск-Камчатский (далее – заинтересованное лицо) от 10.09.2018 № 09/04/1654 и об устранении нарушения прав заявителя.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, на то, что заинтересованному лицу были представлены все необходимы документы для проведения государственной регистрации, в соответствии с пунктом 67 Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета морских судов, утвержденных Приказом Минтранса России от 19.05.2017 № 191.
Капитан морского порта Петропавловск-Камчатский в своем отзыве на заявление просит в удовлетворении заявленных требований отказать, полагает, что решение от 10.09.2018 № 09/04/1654 не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Определением от 29.10.2018 к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель ФИО1.
Трнтье лицо явку своего полномочного представителя в заседание суда не обеспечило, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещено надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Представители заявителя и заинтересованного лица не возражали против проведения судебного заседания в отсутствие третьего лица.
Согласно части 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах суд считает возможным провести судебное заседание в отсутствие представителей третьего лица.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 26.11.2018 до 14 часов 15 минут 28.11.2018.
Судебное заседание после перерыва продолжено в 14 часов 15 минут 28.11.2018, в том же составе суда, при участии тех же представителей лиц, участвующих в деле.
Представитель заинтересованного лица представила для приобщения к материалам дела светокопии документов: письма от 26.04.2017 № 9/04/259, выписки из государственного реестра от 26.04.2017 № 09/04/859, письма от 19.04.2017 № 03-05/1439, расписки от 11.10.2012, свидетельства о праве собственности на судно от 10.10.2012 № 0004422, которые в отсутствие возражений со стороны заявителя приобщены к материалам дела в соответствии со статей 66 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, поддержали свои правовые позиции по делу.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае в соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05 марта 2009 года № 63, осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации. Судно «Остров Попова» является имуществом государственной казны Российской Федерации.
22.12.2016 между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», и ФИО1 (далее – Покупатель), на основании протокола от 21.12.2016 № 422 об итогах продажи без объявления цены имущества рефрижераторного судна «Остров попова» (далее – судно) был заключен Договор купли-продажи рефрижераторного судна «Остов попова» без объявления цены (далее – Договор). 17.01.2017 года Судно было передано по передаточному акту Покупателю.
09.08.2018 Управление обратилось к Капитану морского порта Петропавловск-Камчатский с заявлением о государственной регистрации изменений прав на судно и сделок с ним в соответствии с пунктами 65–67 Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета морских судов, утвержденных Приказом Минтранса России от 19.05.2017 № 191 (далее – Правила № 191), в отношении морского рефрижераторного судна «Остров Попова».
В качестве правоустанавливающих документов на регистрацию были представлены:
- копия договора купли-продажи от 22.12.2016;
- копия передаточного акта от 17.01.2017
- копия приказа № 63 от 05.03.2009
- копия положения о ТУ Росимущества в Камчатском крае
- копия паспорта на имя ФИО1
- копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- копия доверенности на имя ФИО4
11.09.2018 в адрес Управления поступил отказ в регистрации изменений прав на судно или сделок с судном (письмо от 10.09.2018 № 09/04/1654), по следующим основаниям:
- с заявлением на регистрацию обратилось ненадлежащее лицо, что противоречит требованиям пункту 18 Правил № 191;
- в заявлении неверно указана информация о судне, что противоречит пункту 66 Правил № 191;
- представлен неполный комплект документов, что противоречит требованиям пункта 67 Правил № 191.
Полагая, что отказ 10.09.2018 №09/04/1654 в регистрации изменений является незаконным и необоснованным, Управление обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 35 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее – КТМ РФ) органы, осуществляющие государственную регистрацию судов государственная регистрация судов в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, бербоут-чартерном реестре, а также государственная регистрация строящихся судов в реестре строящихся судов осуществляется капитаном морского порта. Перечень морских портов, капитаны которых осуществляют государственную регистрацию судов или строящихся судов в указанных реестрах судов, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о капитане морского порта утвержденного основании Приказом Минтранса России от 17.02.2014 № 39 капитан морского порта является должностным лицом, возглавляет службу капитана морского порта, входящую в состав администрации морских портов, непосредственно подчиняется Федеральному агентству морского и речного транспорта. Функции капитана морского порта осуществляются капитаном морского порта или по его поручению должностными лицами службы капитана морского порта
В силу статьи 76 КТМ РФ на капитана морского порта возлагается осуществление функций по регистрации права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судна или строящегося судна и иных прав на них, выдача соответствующих документов.
Правовое регулирование порядка государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах Российской Федерации (далее - государственная регистрация) в период возникновения спорных правоотношений осуществляется Правила государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов (далее – Правила № 191) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 33 Федерального закона от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации».
Согласно статьи 18 правил № 191 при государственной регистрации судов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, от их имени вправе выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с пунктом 1 Правил № 191 Настоящие Правила регулируют отношения, возникающие между собственником судна, судовладельцем, юридическими и физическими лицами, реализующими вещные права на судно на любом законном основании, в том числе органами государственной власти, органами местного самоуправления, судебным приставом, лизингодателем, кредитором, доверительным управляющим, с одной стороны и капитаном морского порта, осуществляющим государственную регистрацию судов, прав на них и сделок с ними (далее - орган государственной регистрации), с другой стороны при государственной регистрации. Функции капитана морского порта осуществляются капитаном морского порта или по его поручению должностными лицами службы капитана морского порта.
Согласно пункту 65 Правил № 191 государственная регистрация изменений прав на судно и сделок с судном осуществляется органом государственной регистрации, зарегистрировавшим судно.
В силу пункта 66 Правил № 191 заявление о государственной регистрации изменений прав на судно или сделок с судном (по рекомендуемому образцу согласно приложению № 18 к Правилам № 191) составляется в письменной форме и содержит следующие сведения:
- информация о судне (название судна, номер ИМО судна (при наличии), бортовой номер (для судов рыбопромыслового флота), порт или место его государственной регистрации, тип судна, валовая вместимость судна, год постройки судна);
- имя и адрес правоприобретателя и/или лица, в пользу которого регистрируются изменения прав на судно, и/или лица, утрачивающего права на судно в результате регистрируемых изменений прав на судно;
- содержание изменения права на судно или содержание сделки с судном;
- основания возникновения, изменения, перехода или прекращения прав на судно или основания для совершения сделки с судном.
В соответствии с пунктом 67 Правил № 191 к заявлению о государственной регистрации изменений прав на судно или сделок с судном прилагаются следующие документы:
- учредительные документы (для юридического лица) или копия паспорта гражданина Российской Федерации (для физического лица) - лица, от имени которого подается заявление о государственной регистрации изменений прав на судно или сделки с судном, если такое лицо не является собственником судна;
- правоустанавливающий документ (документы) в отношении регистрируемых изменений прав на судно или сделки с судном;
- документ об уплате государственной пошлины, за исключением случаев прекращения ипотеки и других ограничений (обременений) прав.
Отказ в государственной регистрации изменений прав на судно или сделок с судном от 10.09.2018 № 09/04/1654, мотивирован следующими обстоятельствами:
- с заявлением на регистрацию обратилось ненадлежащее лицо, что противоречит требованиям пункту 18 Правил № 191;
- в заявлении неверно указана информация о судне, что противоречит пункту 66 Правил № 191;
- представлен неполный комплект документов, что противоречит требованиям пункта 67 Правил № 191.
В обоснование довода о том, что с заявлением на государственную регистрацию изменений прав на судно или сделки с судном, обратилось ненадлежащее лицо, заинтересованное лицо указывает, на то, что в соответствии с договором купли-продажи от 22.12.2016, заключенным между Управлением и ФИО1, Управление не является правообладателем судна.
В соответствии с пунктом 18 Правил № 191 подача заявлений, запросов и других документов, получение расписок о получении документов, свидетельств, выписок, могут осуществляться правообладателем самостоятельно или по его поручению доверенным лицом.
В соответствии с частью 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
Согласно статье 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу статьи 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (часть 1).
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (часть 2).
Как следует из материалов дела право собственности на судно «Остров Попова», в реестре зарегистрировано за Российской Федерацией.
Из материалов дела также усматривается, что переход права собственности на спорное судно к ФИО1 на основании договора купли-продажи от 22.12.2016 в установленном порядке не зарегистрирован, а, следовательно, права собственности у указанного лица на спорное судно не возникло.
В соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05 марта 2009 года № 63, Управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации. Судно «Остров Попова» является имуществом государственной казны Российской Федерации.
Так как переход права собственности на указанное судно в государственной судовом реестре за новым правообладателем судна в соответствии с Договором не зарегистрирован, следовательно, правообладателем судна является Управление.
В соответствии с отзывом заинтересованного лица, одним из оснований для отказа в государственной регистрации судна послужило отсутствие документов об оплате государственной пошлины.
Из материалов дела следует, что заявление на государственную регистрацию судна подано Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае.
Следовательно, размер государственной пошлины за государственную регистрацию перехода права собственности зависит от правового статуса обращающейся стороны.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса.
Обращение с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности судна к таким исключительным случаям не относится.
Анализ приведенных норм налогового законодательства, позволяет сделать вывод о том, что в случае обращения органа государственной власти за совершением действий по государственной регистрации перехода права собственности, плательщиком государственной пошлины должен выступать орган государственной власти, который освобожден от уплаты государственной пошлины за совершение указанного действия.
Оснований для признания плательщиком государственной пошлины иного лица, которое с заявлением о регистрации не обращалось, не имеется.
Поскольку Управление в силу закона освобождено от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию перехода права собственности, а ИП ФИО1 с заявлением о регистрации не обращалась, капитан морского порта Петропавловск-Камчатский необоснованно отказал в регистрации изменений прав на судно или сделок с судном по этому основанию.
В тоже время в материалах дела не имеется и заинтересованным лицом в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств наличии в заявлении неверной информации.
Также, в обжалуемом решении капитана морского порта Петропавловск-Камчатский одним из оснований для отказа в регистрации изменений прав на судно заявлено, что в заявлении от 09.08.2018 № 03-05/2623 неверно указана информация о судне, что противоречит пункту 66 Правил № 191.
В тоже время в материалах дела не имеется и заинтересованным лицом в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств наличии в заявлении неверной информации.
К пояснениям представителя заинтересованного лица, что неверное указание информации о судне является отсутствие бортового номера судна суд относится критически.
Поскольку неверное указание информации о судне и не указание в заявлении бортового номера не является тождественным.
Кроме того, из текста отказа в государственной регистрации от 10.09.2018 это не следует.
В тоже время, суд считает необходимым отметить, что отсутствие данных сведений в заявлении (отсутствие бортового номера судна) не может быть расценено как неверно представленная информация, кроме того, судом установлено, что заинтересованное лицо обладало такой информацией как бортовой номер судна, что следует из представленных непосредственно заинтересованным лицом в ходе судебного заседания копий документов.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, о том, что капитан морского порта Петропавловск-Камчатский необоснованно отказал в регистрации изменений прав на судно или сделок с судном.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании установленных по настоящему делу обстоятельств, отказ капитана морского порта Петропавловск-Камчатский от 10.09.2018 № 09/04/1654 в регистрации изменении прав на судно и сделок с судном «Остров Попова» (оформленный письмом от 10.09.2018 № 09/04/1654) подлежит признанию недействительным.
При этом согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд, указав на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными, обязывает соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с требованиями пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд, в связи с невозможностью установить в какой части имеется неверно указанная информация, обязывает капитана морского порта Петропавловск-Камчатский повторно произвести правовую экспертизу документов, представленных с заявлением от 09.08.2018, для осуществления государственной регистрации изменений прав на судно и сделок с судном «Остров Попова», без учета оснований указанных в письме от 10.09.2018 № 09/04/1654.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку заявитель и заинтересованное лицо освобождены от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос о ее распределении по рассматриваемому делу судом не разрешался.
Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27, 110, 167–170, 176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
признать незаконным отказ капитана морского порта Петропавловск-Камчатский от 10.09.2018 № 09/04/1654 в регистрации изменении прав на судно и сделок с судном «Остров Попова» (оформленный письмом от 10.09.2018 № 09/04/1654).
Обязать капитана морского порта Петропавловск-Камчатский повторно произвести правовую экспертизу документов, представленных с заявлением от 09.08.2018, для осуществления государственной регистрации изменений прав на судно и сделок с судном «Остров Попова», без учета оснований указанных в письме от 10.09.2018 № 09/04/1654.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья А.М. Сакун