ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-5802/2021 от 25.01.2022 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-5802/2021

31 января 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 31 января 2022 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Ищук Ю.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Рыжовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа «Лотос-М» (ИНН 4101111297, ОГРН 1064101061375)

к Камчатскому краю в лице Министерства финансов Камчатского края (ИНН 4101121129, ОГРН 1074101008376)

о взыскании 16 444,00 руб.,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края (ОГРН 1084101000048), Государственное учреждение – Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1024101024012),

при участии:

от истца:

не явился,

от ответчика:

не явился,

от третьих лиц:

от ФСС России:

от Министерства:

не явились

Останина М.Г. – представитель по доверенности от 17.01.2022 (сроком до 31.12.2022), диплом,

установил:

муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа «Лотос-М» (далее – истец, Предприятие, адрес: 683049, г. Петропавловск-Камчатский, проспект Циолковского, д. 9) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к Камчатскому краю в лице Министерства финансов Камчатского края (далее – ответчик, Министерство, адрес: 683040, г. Петропавловск-Камчатский, пл. им. В.И. Ленина, д. 1) о взыскании 16 444,00 руб. убытков в виде не возмещенной стоимости услуг по захоронению.

Требования заявлены истцом со ссылками на статьи 9, 12 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении), статью 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и мотивированы отказом в возмещении стоимости услуг по захоронению в 2021 году умершего невостребованного новорожденного ребенка.

Определением от 08.12.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края, а также Государственное учреждение – Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Истец, ответчик и третьи лица о времени и месте проведения предварительного судебного заседания извещены по правилам статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), что подтверждается материалами дела.

До начала предварительного судебного заседания от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя; от ответчика поступил отзыв на исковое заявление, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. От третьих лиц поступили письменные мнения, содержащие ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

В связи с неявкой представителей истца, ответчика и третьего лица - Государственное учреждение – Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предварительное судебное заседание проведено в их отсутствие на основании статьи 136 АПК РФ.

Представитель Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края в предварительном судебном заседании ранее направленное письменное мнение по иску от 07.12.2021 не поддержал, представил письменное мнение от 25.01.2021, согласно которому полагал, что возмещение расходов на погребение должно производиться за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции (часть 4 статьи 137 АПК РФ).

Поскольку возражений по рассмотрению дела в отсутствие представителей истца, ответчика и третьего лица суду не представлено, суд полагает возможным завершить подготовку дела в предварительном судебном заседании и перейти к рассмотрению дела по существу в судебном заседании.

Судебное заседание проведено в отсутствие представителей истца, ответчика и третьего лица на основании статьи 156 АПК РФ.

Заслушав представителя Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что на основании обращения ГБУЗ «Камчатская краевая детская больница» от 15.07.2021 в связи с отказом матери от захоронения истец осуществил погребение умершего ребенка – Г.К.С. 09.07.2021 года рождения, что подтверждается копией журнала регистрации захоронения безродных на городском кладбище.

Полагая, что возмещение понесенных Предприятием расходов в размере 16 444,00 руб. должно осуществляться из бюджета Камчатского края истец обратился в Министерство социального благополучия с заявлением о возмещении понесенных на погребение расходов с приложением подтверждающих документов.

Министерство социального благополучия письмом от 03.08.2021
№ 30.07/6017 отказало Предприятию в возмещении расходов, указав, что погребение умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей, осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Ссылаясь на то, что в связи с отказом Министерства социального благополучия в возмещении расходов на погребение несовершеннолетнего ребенка Предприятие понесло убытки в размере 16 444,00 руб., истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Согласно пункту 2 статьи 1 Закона о погребении гарантируется предоставление материальной и иной помощи для погребения умершего.

Пунктами 1 и 2 статьи 9 Закона о погребении предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе. Данные услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

В соответствии с абзацем 8 пункта 3 статьи 9 названного Закона стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.

Согласно пункту 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок

со дня обращения этой службы за счет средств:

- Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

- федерального бюджета - на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;

- Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей;

- бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.

Статьей 12 Закона о погребении предусмотрены гарантии погребения умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребения, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.

Однако в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении источники финансирования расходов на погребение умерших, которые не востребованы, не указаны.

В то же время пункт 2 статьи 1 Закона о погребении устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего. Услуги по погребению являются мерой социальной защиты граждан, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в том числе, предоставление материальной и иной помощи для погребения.

На основании вышеизложенного, ребенок, умерший 12.07.2021, при отсутствии лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, является невостребованным умершим, и, в силу позиции, изложенной выше, расходы на погребение таких граждан должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации по аналогии с расходами на погребение неработающих и не являющихся пенсионерами умерших.

Данный подход к финансированию таких расходов сформулирован в Определении Верховного Суда РФ от 29.04.2016 № 303-ЭС15-18506 по делу
№ А51-775/2015.

Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 09.10.2020 № 1778 (далее – Постановление № 1778) утверждена стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению специализированной службой по вопросам похоронного дела МУП «Лотос-М» на 2021 год при погребении умершего (погибшего), у которого отсутствует супруг, близкие родственники, иные родственники, либо законный представитель умершего, или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение; умершего, личность, которого не установлена органами внутренних дел на 2021 год в размере 16 444,00 руб. при захоронении в могилу размерами 1,0 м*0,6 м*1,5 м (приложение № 2).

Из материалов дела следует, что Предприятию для осуществления захоронения тело умершего ребенка было передано медицинским учреждением на основании заявления матери. В дело представлена справка о смерти от 16.07.2021 № С-041662. Копией книги регистрации захоронения безродных на городском кладбище подтверждается факт захоронения ребенка истцом. Предприятием составлен акт от 31.07.2021 № 1019, подписанный со стороны Министерства социального благополучия без замечаний.

В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Таким образом, ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы в рамках реализации предусмотренных законом социальных гарантий, является непосредственно публично-правовое образование, за счет средств которого подлежат соответствующие возмещения.

В рассматриваемом случае невозмещение истцу расходов на погребение, свидетельствует о наличии у Предприятия убытков в виде недополученных доходов, подлежащих возмещению публично-правовым образованием Камчатским краем, органом которого (Министерство социального благополучия) было принято решение об отказе в возмещении расходов на погребение вышеуказанных лиц.

Материальным ответчиком по иску выступает Камчатский край в лице главного распорядителя бюджетных средств Камчатского края.

Постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 № 423-П утверждено Положение о Министерстве социального благополучия и семейной политики Камчатского края (в действовавшей редакции), в соответствии с пунктом 55 которого Министерство социального благополучия осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета, главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на обеспечение деятельности Министерства.

Непосредственно Положением о Министерстве социального благополучия полномочия, связанные с выплатой пособий или предоставлением средств для возмещения расходов на погребение невостребованных умерших, не предусмотрены.

Закон Камчатского края от 26.11.2020 № 521 «О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» не предусматривает ассигнований на возмещение расходов по погребению указанной категории умерших Министерству социального благополучия.

При этом согласно пункту 89 Положения о Министерстве финансов Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 № 436-П (в действовавшей редакции), Министерство финансов исполняет судебные акты по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны Камчатского края.

Учитывая вышеизложенное, Камчатский край в лице Министерства финансов обязан нести расходы по возмещению 16 444,00 руб. на погребение в 2021 году умершего новорожденного ребенка.

Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные по делу доказательства, арбитражный суд приходит к выводу об удовлетворении требований Предприятия на основании статей 16, 1069 ГК РФ, статей 1, 9, 12 Закона о погребении.

В силу статьи 110 АПК РФ понесенные истцом расходы по уплате 2 000,00 руб. государственной пошлины возмещаются истцу за счет ответчика.

Руководствуясь статьями 167–171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Камчатского края в лице Министерства финансов Камчатского края за счет казны Камчатского края в пользу муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа «Лотос-М» 16 444,00 руб. убытков и 2 000,00 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины, всего 18 444,00 руб.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья Ю.В. Ищук