ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-5974/09 от 16.08.2010 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-5974/2009

23 августа 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 23 августа 2010 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению государственного учреждения «Камчатское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»

о признании недействительным в части предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае № 89 от 16.12.2009

при участии:

от заявителя

ФИО1 – представитель на основании прав по должности,

ФИО2 – представитель по доверенности № 01-2388 от 24.11.2008 (сроком на 3 года)

от ответчика

ФИО3 – представитель по доверенности № 38-01-05/52 от 18.01.2010 (сроком до 31.12.2010),

ФИО4 – представитель по доверенности № 38-01-05/54 от 18.01.2010 (сроком до 31.12.2010)

установил:

государственное учреждение «Камчатское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее – заявитель, Учреждение, ГУ «Камчатское УГМС») обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании недействительным в части предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (далее – Камчатское Управление Росфиннадзора) № 89 от 16.12.2009, ссылаясь на те обстоятельства, что пунктом 5 постановления Правительства РФ от 14.10.1992 № 785 бюджетным учреждениям разрешено устанавливать самостоятельно виды и размеры стимулирующих доплат и надбавок за счет бюджетных средств. Данное постановление действовало в проверяемый период. Расходование денежных средств на оплату труда работников осуществлялось в соответствии с фондом оплаты труда, утвержденным Росгидрометом, который является главным распорядителем бюджетных средств, а также в строгом соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Возложение на Учреждение обязанности по возмещению 1705579,05 руб. считают неправомерным, поскольку статья 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) не предусматривает такого вида правонарушения, как «неправомерное расходование, произведенное за счет средств федерального бюджета».

В соответствии с пунктом 1.11 Устава ГУ «Камчатское УГМС» в состав Учреждения входят необособленные структурные подразделения, а также обособленные подразделения, филиалы и представительства согласно приложению. Большинство обособленных подразделений имеют статус труднодоступных станций (далее – ТДС). Согласно пункту 4.1 Типового положения о труднодоступной гидрометеорологической станции Росгидромета ТДС является обособленным подразделением Организации наблюдательной сети (далее – ОНС) и организуется в необжитых, неосвоенных районах со сложными физико-географическими и суровыми климатическими условиями, в неизученных или малоизученных в гидрометеорологическом отношении районах с целью получения сведений о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, для обеспечения потребности органов государственной власти и населения информацией о состоянии окружающей среды, ее загрязнении. Пункт 4.7 Типового Положения закрепляет, что статус «Труднодоступная» присваивается станциям в случаях ликвидации населенного пункта, в котором расположена станция (пост) и отсутствует на расстоянии 50 км и более до другого населенного пункта, с которым поддерживается регулярное транспортное сообщение; прекращения регулярного транспортного сообщения, централизованного энергообеспечения, почтовой связи и деятельности жизнеобеспечивающих служб (учебных заведений, медицинских учреждений, торговой сети) в населенном пункте, где находится станция. В соответствии с пунктом 5.2 вышеуказанного типового Положения ТДС оснащается собственными средствами связи, содержание и эксплуатация которых осуществляется в соответствии с требованиями, утвержденными ГУ «УГМС», «ЦГМС-Р». В основные задачи ТДС входит передача оперативной информации в принятых кодовых формах и штормовых сообщений об опасных природных явлениях по установленным каналам связи. ТДС имеют возможность передачи данных только путем телеграфных сообщений. В адрес ГУ «Камчатское УГМС» поступают телеграммы, подтверждающие получение работниками труднодоступных станций продуктов питания, однако Камчатское Управление Росфиннадзора не принимает в качестве оправдательных документов вышеуказанные телеграммы. Все денежные средства на приобретение продуктов питания израсходованы по их целевому назначению в пределах, утвержденной консолидированной сметы.

В отношении эпизода не предъявления жильцам квитанций за тепловую энергию и водопотребление на общую сумму 40828,37 руб. пояснили, что жильцам, проживающим в жилом доме, расположенном в <...>, являющемся объектом федеральной собственности и находящемся на балансе Учреждения на праве оперативного управления в квитанциях указаны тарифы для возмещения жилищно-коммунальных услуг (тепловая энергия, водопотребление) в соответствии с постановлением Управления по регулированию тарифов администрации Камчатской области от 07.09.2006 № 12 «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, размер платы граждан за жилое посещение и коммунальные услуги по муниципальным образованиям Камчатской области» и постановлением главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.11.2006 № 2391. Заявитель не имеет право в квитанциях для оплаты коммунальных услуг выставлять тарифы, превышающие размеры, установленные законодательством. Поскольку оплата счетов была произведена в соответствии с заключенным договором и в пределах сумм, отраженных в договоре, что подтверждается актом проверки, полагают, что выставление квитанций с утвержденными тарифами и в пределах сумм заключенного договора является правомерным.

В дополнении к заявлению ГУ «Камчатское УГМС» указало, что в нарушение положений административного регламента оспариваемое предписание направлено заявителю по истечении 10 рабочих дней после даты окончания проверки.

Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.

Представители Камчатского Управление Росфиннадзора в судебном заседании требования заявителя не признали по основаниям, изложенным в отзыве, дополнительно пояснив, что в телеграммах отсутствуют наименование и количество продуктов питания, полученных работниками, в связи с чем, данные телеграммы не были приняты во внимание при проведении проверки. Работники труднодоступных станций иногда приезжают в бухгалтерию ГУ «Камчатское УГМС» и могут поставить свою подпись и подтвердить фактическое получение ими продуктов питания. Сомнения в подлинности телеграмм, а также содержащихся в них сведениях, у Камчатского Управления Росфиннадзора отсутствуют.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд приходит к следующему выводу.

Как установлено арбитражным судом, Камчатским Управлением Росфиннадзора проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности ГУ «Камчатское УГМС» за 2008 год, по результатам которой составлен акт № 171 от 27.11.2009 (л.д. 51-73 том 1).

В ходе проверки Камчатское Управление Росфиннадзора пришло к выводу, что заявителем в нарушение статьи 70 БК РФ, приказа Минздравсоцразвития РФ от 19.10.2007 № 660 за период с 01.05.2008 по 31.11.2008 всем работникам ГУ «Камчатское УГМС» стимулирующая надбавка в размере 15% начислялась из общей суммы заработной платы, тогда как следовало начислять в размере 15% к тарифным ставкам (окладам). В результате чего, неправомерно начислено за счет средств федерального бюджета заработной платы в сумме 1960435,69 руб., излишне выплачено в сумме 1705579,05 руб.

Выборочной проверкой полноты и правильности установления размера компенсации затрат за тепловую энергию, водопотребление установлено, что в 2008 году жильцам, проживающим в жилом доме, принадлежащем Учреждению, по адресу <...>, в квитанциях для возмещения жилищно-коммунальных услуг (тепловая энергия, водопотребление) проставлены тарифы меньше, чем в счет-фактурах, предъявленных для оплаты Учреждению ОАО «Камчатскэнерго» и МУП «Горводоканал». Так, в 2008 году ГУ «Камчатское УГМС» предъявлено жильцам квитанций для оплаты за тепловую энергию и водопотребление на общую сумму 60833,76 руб., тогда как вышеуказанными коммунальными предприятиями предъявлено счет-фактур по жилым квартирам в общей сумме 101731,04 руб. В связи с чем, Учреждением оплачено денежных средств за счет средств федерального бюджета и не предъявлено для возмещения жильцам квитанций за тепловую энергию и водопотребление на общую сумму 40828,37 руб. (101662,13-60833,76).

В нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» по данным бюджетного учета списана стоимость продуктов питания, приобретенных за счет средств федерального бюджета, на общую сумму 2078156,29 руб. без оправдательных документов, подтверждающих получение работниками труднодоступных станций Учреждения данных продуктов питания.

По результатам проверки руководителем Камчатского Управления Росфиннадзора 16.12.2009 вынесено оспариваемое предписание об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации (л.д. 47-50 том 1), в соответствии с которым заявителю в срок до 01.03.2010 предписано, в частности, возместить любым соответствующим действующему законодательству способом неправомерные расходы, произведенные за счет средств федерального бюджета в общей сумме 3824563,71 руб. (17051579,05+2078156,29+40828,37), с последующим их перечислением в доход федерального бюджета либо предоставить документы, подтверждающие произведенные расходы в сумме 2078156,29 руб.

Не согласившись с предписанием в указанной части, ГУ «Камчатское УГМС» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Статьей 70 БК РФ установлено, что бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно, в том числе, на оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников.

Согласно статье 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с Разъяснением об увеличении с 1 сентября 2007 года оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, в которых не введены новые системы оплаты труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 19.10.2007 № 660 (действующим до 01.12.2008), в период подготовки к введению новых систем оплаты труда в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2007 № 605 в целях формирования мотивации к повышению качества и результативности труда используются ассигнования на оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, объем которых увеличивается относительно объема ассигнований, предусмотренных главным распорядителем средств федерального бюджета (федеральным бюджетным учреждениям) по состоянию на 31 августа 2007 года, на установление с 1 сентября 2007 года всем категориям работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей стимулирующей надбавки в размере 15% к тарифным ставкам (окладам), определенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 № 256 «О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

Вместе с тем, Положением о стимулирующей надбавке за качество выполняемых работ от 30.04.2008 и приказом ГУ «Камчатское УГМС» № 107-П от 13.05.2008 в Учреждении с 01.05.2008 установлено начисление 15% стимулирующей надбавки на должностной оклад, надбавку за специфику отрасли, надбавку за выслугу лет, за работу с тяжелыми и вредными условиями труда, за работу в ночное время и праздничные дни (л.д. 135, 136 том 2).

Таким образом, с учетом указанных норм стимулирующая надбавка в размере 15 % должна была начисляться только к тарифным ставкам (окладам), а, следовательно, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявителем в период с 01.05.2008 по 31.11.2008 в нарушение вышеназванных норм неправомерно произведено начисление за счет средств федерального бюджета заработной платы в сумме 1960435,69 руб. и выплата стимулирующей надбавки в сумме 1705579,05 руб. в размере 15 % на надбавку за специфику отрасли, надбавку за выслугу лет, за работу с тяжелыми и вредными условиями труда, за работу в ночное время и праздничные дни.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает обоснованным и соответствующим статье 70 БК РФ вывод, сделанный Камчатским Управлением Росфиннадзора в оспариваемом предписании, о нарушении ГУ «Камчатское УГМС» бюджетного законодательства при начислении и выплате стимулирующей надбавки в размере 15%.

Довод представителей заявителя о том, что установление стимулирующей надбавки в размере 15% на другие выплаты произведено на основании локального нормативного акта работодателя, не может быть принят арбитражным судом во внимание, поскольку, как указано выше в статье 135 ТК РФ, коллективные договоры, соглашения и локальные нормативные акты работодателя должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.

Вышеприведённые локальные нормативные акты ГУ «Камчатское УГМС» не соответствуют приказу Минздравсоцразвития РФ от 19.10.2007 № 660.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон «О бухгалтерском учете») все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные в пункте 2 статьи 9 названного Закона.

Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются, в том числе, формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

Как следует из оспариваемого предписания, в нарушение статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» по данным бюджетного учета списана стоимость продуктов питания, приобретенных за счет средств федерального бюджета, на общую сумму 2078156,29 руб. без оправдательных документов, подтверждающих получение работниками труднодоступных станций Учреждения данных продуктов питания.

При этом Камчатским Управлением Росфиннадзора не учтено следующее.

Согласно руководящему документу РД 52.04.700-2008 «Типовое положение о труднодоступной гидрометеорологической станции Росгидромета» (л.д. 139 том 3) ТДС является обособленным подразделением Организации наблюдательной сети (далее – ОНС) и организуется в необжитых, неосвоенных районах со сложными физико-географическими и суровыми климатическими условиями, в неизученных или малоизученных в гидрометеорологическом отношении районах с целью получения сведений о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, для обеспечения потребности органов государственной власти и населения информацией о состоянии окружающей среды, ее загрязнении (пункт 4.1).

Пунктами 4.4 и 4.7 Типового Положения закреплено, что производственная деятельность ТДС, жизненно-бытовые условия их работников, в том числе продуктами питания, находятся под особым контролем руководства ОНС, которые несут ответственность как за жизнеобеспечение, так и за надежное и безопасное функционирование ТДС. Финансирование ТДС осуществляется за счёт средств федерального бюджета, а также за счёт других не запрещённых законодательством РФ источников. Статус «Труднодоступная» присваивается станциям в случаях ликвидации населенного пункта, в котором расположена станция (пост) и отсутствует на расстоянии 50 км и более до другого населенного пункта, с которым поддерживается регулярное транспортное сообщение; прекращения регулярного транспортного сообщения, централизованного энергообеспечения, почтовой связи и деятельности жизнеобеспечивающих служб (учебных заведений, медицинских учреждений, торговой сети) в населенном пункте, где находится станция.

В соответствии с пунктом 5.2 вышеуказанного типового Положения ТДС оснащается собственными средствами связи, содержание и эксплуатация которых осуществляется в соответствии с требованиями, утвержденными ГУ «УГМС», «ЦГМС-Р».

В основные задачи ТДС входит передача оперативной информации в принятых кодовых формах и штормовых сообщений об опасных природных явлениях по установлены каналам связи (пункт 6).

Согласно подпункту «д» пункта 9.2 начальник ТДС обязан обеспечить ведение материально-финансового учёта, делопроизводства и отчетности.

Из имеющихся в материалах дела накладных на отправку продуктов питания на ТДС видно, что в них содержаться сведения о наименовании продукции, единицах измерений, количестве продуктов, прейскурантных ценах, а также суммах (л.д. 1-19, 81-127 том 3).

Как следует из объяснений в судебном заседании представителей заявителя и не оспаривается представителями ответчика, данные накладные получают вместе с продуктами питания начальники ТДС.

Согласно спискам на списание пайка в них указаны сумма пайка, содержатся фамилии работников и их подписи (л.д. 34-42 том 3).

В силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Распоряжением ГУ «Камчатское УГМС» № 41 от 20.12.2009 «О формах документов», изданным во исполнение статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», заявитель определил, что на ТДС, где по условиям месторасположения отсутствует регулярное транспортное сообщение и почтовая связь применять форму первичного учётного документа в виде заверенной телеграммы. Предоставить право подписи первичных учётных документов на ТДС начальникам ТДС, а во время их отсутствия, лицам их замещающим (л.д. 132 том 3).

В материалах дела содержатся телеграммы начальников ТДС – ответственных за совершение хозяйственных станций, из которых видно, что они удостоверяют факт получения от начальников ТДС определённых продуктов питания (1 и 2 категории) на определенную сумму, а также удостоверяют подпись работников ТДС, получивших продукты писания (л.д. 46-80, 128-131, 178-189 том 3).

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается получение работниками ТДС продуктов питания, в связи с чем считает необоснованным и несоответствующим БК РФ вывод, сделанный Камчатским Управлением Росфиннадзора в оспариваемом предписании о нарушении ГУ «Камчатское УГМС» бюджетного законодательства при списании продуктов питания, приобретенных за счет средств федерального бюджета на общую сумму 2078156,29 руб. без оправдательных документов.

Довод представителей ответчика о том, что телеграммы начальников ТДС не являются первичными учетными документами, подтверждающими получение работниками труднодоступных станций продуктов питания, является несостоятельным, поскольку вышеназванные телеграммы в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» утверждены приказом ГУ «Камчатское УГМС», как форма первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций в ГУ «Камчатское УГМС», по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, являются оправдательными документами, на основании которых впоследствии были проведены хозяйственные операции.

Не может быть принят арбитражным судом во внимание также и довод представителей ответчиков о том, что работники труднодоступных станций иногда приезжают в бухгалтерию ГУ «Камчатское УГМС» и могут поставить свою подпись и подтвердить фактическое получение ими продуктов питания, ввиду того, что в силу правового предписания, установленного пунктом 4 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Как следует из объяснений представителей сторон в судебном заседании, телеграммы направлялись в ГУ «Камчатское УГМС» непосредственно после получения работниками труднодоступных станций продуктов питания.

Что касается оспариваемого предписания в части указания на то что, учреждением оплачено денежных средств за счет средств федерального бюджета и не предъявлено для возмещения жильцам квитанций за тепловую энергию и водопотребление на общую сумму 40828,37 руб. (101662,13-60833,76), арбитражный суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 122 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007 № 75н (далее - Административный регламент), на основании акта ревизии (проверки) руководитель Росфиннадзора выносит обязательное к исполнению проверенной организацией (ее должностными лицами) предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в котором, в том числе, перечисляются факты выявленных ревизией (проверкой) нарушений требований бюджетного законодательства Российской Федерации, с указанием нормативно-правового акта, положения которого нарушены, документов, подтверждающих нарушение.

Из оспариваемого предписание следует, что Учреждению вменяется нарушение, выразившееся в том, что в 2008 году ГУ «Камчатское УГМС» предъявлено жильцам квитанций для оплаты за тепловую энергию и водопотребление на общую сумму 60833,76 руб., тогда как вышеуказанными коммунальными предприятиями предъявлено счет-фактур по жилым квартирам в общей сумме 101731,04 руб. ГУ «Камчатское УГМС» не предъявило для возмещения жильцам квитанций за тепловую энергию и водопотребление на общую сумму 40828,37 руб.

Как следует из материалов дела, между ГУ «Камчатское УГМС» и ФИО5 03.12.2007 заключен договор социального найма жилого помещения (комнат 1, 2, 3 и 4), расположенного в <...> (л.д. 169-172 том 3).

03.12.2007 между ГУ «Камчатское УГМС» и ФИО6 заключен договор социального найма жилого помещения (комнат 5 и 6), расположенного в <...> (л.д. 174-177 том 3).

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение для нанимателей жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем) и плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» установлено, что размер платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, и размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьями 156 и 157 Жилищного кодекса РФ, должны соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, установленным в соответствии с данной статьей.

Пунктом 2 статьи 6 указанного Федерального закона определено, что предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги и затрат на содержание и ремонт жилья и затрат на оказание коммунальных услуг.

Постановление главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.11.2006 № 2391 (в редакции от 26.03.2008), принятым во исполнение, в том числе, постановления Управления по регулированию тарифов администрации Камчатской области от 22.11.2007 № 20 «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на территории Камчатского края в границах бывшей Камчатской области» утверждены размер платы за пользование, содержание и ремонт жилого помещения в г. Петропавловске-Камчатском.

Согласно частям 3, 4 ст. 155 Жилищного кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей компанией порядке.

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о том, что по смыслу упомянутых выше норм права не следует, что разница в оплате, вносимой нанимателем жилого помещения и в оплате, подлежащей перечислению наймодателем управляющей компании (в случае, если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления), должна производиться за счёт нанимателя жилого помещения, в связи с чем считает необоснованным и несоответствующим БК РФ вывод, сделанный Камчатским Управлением Росфиннадзора в оспариваемом предписании, о нарушении ГУ «Камчатское УГМС» бюджетного законодательства в виде непредъявления гражданам дополнительно за тепловую энергию и водопотребление на общую сумму 40828,37 руб.

Кроме того, в оспариваемом предписании по данному эпизоду отсутствует указание на нарушение бюджетного законодательства и нормативно-правовой акт, положения которого нарушены, что противоречит требованиям пункта 122 Административного регламента.

Довод представителей ответчика о том, такое указание имеется, а именно нарушены положения ст. 70 БК РФ, является несостоятельным, поскольку данная норма регулирует расходования бюджетных средств, связанных с оплатой труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников, и не применима к правоотношениям, связанным с перечислением средств по договорам социального найма.

Не может быть принят во внимание довод представителя заявителя о том, что мера принуждения в виде обязанности по возмещению денежных средств не предусмотрена статьёй 258 БК РФ по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 268 БК РФ федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

Камчатское Управление Росфиннадзора согласно пункту 5.14.7 Положения имеет право направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.

Абзацем 2 пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» предусмотрено, что средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

В соответствии со статьей 3 БК РФ Президент Российской Федерации издает указы, регулирующие бюджетные правоотношения, указанные в пункте 1 статьи 1 Кодекса, которые не могут противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации и федеральным законам, указанным в статье 2 БК РФ.

Пунктом 7 Федерального закона от 09.07.1999 № 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» установлено, что изданные до введения в действие упомянутого Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации по вопросам, которые согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

В статье 281 БК РФ определены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, а в статье 283 БК РФ предусмотрены основания применения мер принуждения за данные нарушения.

Выявленные в ходе проверки нарушения нормативно-правовых актов не содержат признаков, перечисленных в статьях 281, 283 БК РФ, однако привели к неправомерному израсходованию средств федерального бюджета и должны быть устранены, в том числе и путем возможности государства восстановить существующее положение и предупредить дальнейшие правонарушения.

Поскольку пункт 4 Указа № 1095 не устанавливает перечень мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, и не определяет порядок применения таких мер, следовательно, не устанавливает виды ответственности и порядок привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства и не противоречит БК РФ.

В своем предписании Управление Росфиннадзора указывает на необходимость возместить любым соответствующим действующим законодательству способом неправомерные расходы, произведённые за счёт средств федерального бюджета, в частности, в сумме 1705579,05 руб., что соответствует абзацу 2 пункта 4 Указа № 1095, согласно которому средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля.

Довод представителей заявителя о направлении в нарушение ст. 122 Административного регламента оспариваемого предписания по истечении 10 рабочих дней после даты окончания проверки, не может являться основаниям для признания его недействительным по следующим основаниям.

Действительно, в указанном пункте установлена обязанность направления вынесенного предписания проверенной организации в течение 10 рабочих дней после даты окончания ревизии (проверки).

В данном случае проверка окончена 27.11.2009. Следовательно, последний день направления предписания - 11.12.2009, тогда как фактически оно направлено 16.12.2009 (просрочка составила 5 дней). Между тем, указанное обстоятельство не привело к нарушению прав ГУ «Камчатское УГМС», в частности на оспаривание вынесенного предписания в судебном порядке.

На основании установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, арбитражный суд считает, что оспариваемое предписание Камчатского Управления Росфиннадзора в части эпизода нарушения бюджетного законодательства при начислении и выплате стимулирующей надбавки в размере 15% соответствует закону и не нарушает права и законные интересы ГУ «Камчатское УГМС», в связи с чем требование заявителя в данной части удовлетворению не подлежит в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, согласно которой в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В части эпизодов при списании продуктов питания, приобретенных за счет средств федерального бюджета на общую сумму 2078156,29 руб., а также в виде непредъявления гражданам дополнительно за тепловую энергию и водопотребление на общую сумму 40828,37 руб., арбитражный суд считает, что оспариваемое предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ГУ «Камчатское УГМС», в связи с чем требование заявителя в данной части подлежит удовлетворению в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ.

Статья 101 АПК РФ определяет, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно ст. 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу положений ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьей 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина организациями уплачивается в размере 2000,00 рублей.

Поскольку главой 24 АПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении сторон по делам искового производства.

При таких обстоятельствах, учитывая, что требование заявителя удовлетворено частично, понесенные заявителем судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000,00 руб. подлежат возмещению с ответчика.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

требование государственного учреждения «Камчатское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» удовлетворить частично.

Предписание Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае № 89 от 16.12.2009 в части требований возместить любым соответствующим действующему законодательству способом неправомерные расходы, произведенные за счет средств федерального бюджета в общей сумме 2118984,66 руб. (2078156,29+40828,37) с последующим из перечислением в доход федерального бюджета либо предоставить документы, подтверждающие произведенные расходы в сумме 2078156,29 руб., признать незаконным, как несоответствующее бюджетному законодательству.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае в пользу государственного учреждения «Камчатское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, и (или) в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья И.Ю. Жалудь