ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-6019/08 от 23.03.2009 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-6019/2008

27 марта 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 27 марта 2009 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Лосевой Е.В., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску Открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго»

к ответчикам Петропавловск-Камчатскому городскому округу, Департаменту экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа

третьи лица: Муниципальное учреждение «Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского», Комитет городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа

о взыскании 570 473 руб. 43 коп.

при участии:

от истца: Силаев В.В. – представитель по доверенности № КЭ-18-9/93Д от 17.02.2009 г. (сроком до 31.12.2009 г.), Шевелев К.И. – представитель по доверенности № КЭ-18-9/89Д от 17.02.2009 г. (сроком до 31.12.2009 г.);

от ответчиков: не явились;

от третьих лиц:

- от МУ «Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского»: не явились,

- от Комитета городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа: Шеременко С.В. - представитель по доверенности № 12 от 16.02.2009 г. (сроком до 31.12.2009 г.)

установил:

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее - ОАО «Камчатскэнерго») обратилось в арбитражный суд с иском, в котором просит привлечь к субсидиарной ответственности по долгам Муниципального учреждения «Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского» собственника соответствующего имущества - Петропавловск-Камчатский городской округ и взыскать с Петропавловск-Камчатского городского округа в лице его финансового органа - Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа за счет средств казны Петропавловск-Камчатского городского округа 570 473 руб. 43 коп.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что должник - Муниципальное учреждение «Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского» не исполняет свои обязательства по исполнительным листам по делу № А24-990/05-09 от 26.07.2005 г. ввиду отсутствия у него денежных средств, необходимых для погашения задолженности перед ОАО «Камчатскэнерго».

Определением суда от 11.02.2009 г. к участию в деле привлечен Комитет городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Ответчики и третье лицо - МУ «Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского» о месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 123 АПК РФ.

До начала судебного заседания от ответчика - Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа поступило ходатайство о рассмотрение дела в отсутствие его представителя.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело без участия их представителей на основании ст. 156 АПК РФ.

Представители истца в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель третьего лица - Комитета городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа пояснил, что МУ «Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского» не является подведомственным ему учреждением. Оно само является распорядителем денежных средств.

До начала судебного заседания от ответчика - Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа поступил отзыв на исковое заявление и дополнение к нему, в которых полагал исковые требования необоснованными и просил в иске отказать.

Выслушав представителей истца и третьего лица - Комитета городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Камчатской области от 26.07.2005 г. по делу № А24-990/05-09 с муниципального учреждения «Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского» в пользу ОАО «Камчатскэнерго» взыскано 621 884 руб. 80 коп. долга, 12 718 руб. 85 коп. госпошлины.

27.08.2005 г. решение суда от 26.07.2005 г. вступило в законную силу.

На основании вышеуказанного решения 06.09.2005 г. взыскателю были выданы два исполнительных листа на взыскание долга в размере 621 884 руб. 80 коп. и взыскание госпошлины в сумме 12 718 руб. 85 коп.

После предъявления взыскателем исполнительных листов для принудительного исполнения, они были возвращены ОАО «Камчатскэнерго» 02.10.2006 г. без исполнения в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 26 ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с отсутствием имущества у должника, на которое можно обратить взыскание.

В соответствии с требованиями, предусмотренными главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ, истец направил исполнительные листы по делу № А24-990/05-09 в Отделение по г. Петропавловску-Камчатскому Управления федерального казначейства по Камчатскому краю, как органу, осуществляющему открытие и ведение лицевых счетов муниципальных и бюджетных учреждений, для исполнения.

13.11.2008 г. Отделение по г. Петропавловску-Камчатскому Управления федерального казначейства по Камчатскому краю направило ОАО «Камчатскэнерго» уведомление о неисполнении должником требований исполнительного документа и сообщило о возможности отзыва исполнительных листов и предъявления исковых требований по неисполненным исполнительным документам к главному распорядителю средств бюджета – Департаменту экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, в ведении которого находится должник.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО «Камчатскэнерго» в арбитражный суд с настоящим иском, указывая на то, что исполнительный лист по делу № А24-990/05-09 частично исполнен на сумму 64 130 руб. 22 коп. Истец просит взыскать 570 473 руб. 43 коп.

Согласно п. 1 ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

Требование данной правовой нормы истцом было соблюдено.

В соответствии с п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

В соответствии с Уставом Муниципального учреждения «Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского» учреждение создано администрацией города Петропавловска-Камчатского в целях обеспечения реализации задач по внедрению рыночных механизмов хозяйствования в жилищно-коммунальной сфере (п. 1.1. Устава).

Согласно п. 1.5. Устава при недостаточности находящихся в распоряжении учреждения средств, субсидиарную ответственность по долгам учреждения несет собственник имущества.

Исходя из пункта 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» в качестве ответчика, несущего субсидиарную ответственность, выступает собственник имущества, то есть муниципальное образование - Петропавловск-Камчатский городской округ.

В силу п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК РФ).

Согласно п. 7 ст. 151 БК РФ муниципальные образования в целях обслуживания местного бюджета и управления средствами местного бюджета создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы (должности) в соответствии с уставом муниципального образования и законодательством Российской Федерации.

Согласно Положению о Департаменте экономической и бюджетной политики Петропавловск-Камчатского городского округа, Департамент является органом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, учрежденным в соответствии с Уставом Петропавловск-Камчатского городского округа с целью организации деятельности по решению вопросов местного значения в области экономической и бюджетной политики. Департамент является органом, составляющим и исполняющим бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа (финансовым органом) в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (п.п. 1.2., 1.3. Положения).

При таких обстоятельствах, субсидиарную ответственность по долгу Муниципального учреждения «Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского» несет собственник – Петропавловск-Камчатский городской округ в лице финансового органа, представляющего казну, а именно – Департамент экономической и бюджетной политики Петропавловск-Камчатского городского округа.

Довод ответчика - Департамента экономической и бюджетной политики Петропавловск-Камчатского городского округа о том, что главным распорядителем денежных средств в отношении Муниципального учреждения «Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского» является Комитет городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа, суд считает несостоятельным ввиду следующего.

Согласно п. 1.7. Положения о Комитете городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа Комитет является главным распорядителем бюджетных средств Петропавловск-Камчатского городского округа в пределах ассигнований, утвержденных Городской Думой Петропавловск-Камчатского городского округа в бюджете Петропавловск-Камчатского городского округа на финансовый год, и несет ответственность по своим обязательствам имеющимися в его распоряжении денежными средствами.

В материалах дела не содержится доказательств того, что Комитет городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа является главным распорядителем денежных средств в отношении Муниципального учреждения «Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского».

Как установил суд, при рассмотрении спора сумма долга в размере 570 473 руб. 43 коп., взысканная по решению Арбитражного суда Камчатской области от 26.07.2005 г. по делу № А24-990/05-09 с Муниципального учреждения «Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского», как основного должника, в пользу истца, до настоящего времени не погашена. Денежные средства у Муниципального учреждения «Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского» для исполнения решения суда отсутствуют. Какие-либо документы, подтверждающие реальное исполнение постановление суда и погашение долга в полном объеме, в дело не представлены.

На основании вышеизложенного, субсидиарную ответственность по долгам Муниципального учреждения «Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского» должен нести собственник имущества – Петропавловск-Камчатский городской округ за счет своей казны в лице Департамента экономической и бюджетной политики Петропавловск-Камчатского городского округа, как финансового органа, представляющего казну муниципального образования.

Государственная пошлина по иску составляет 12 204 руб. 73 коп. и на основании ст. 110. АПК РФ взыскивается с Петропавловск-Камчатского городского округа за счет своей казны в лице финансового органа, в пользу ОАО «Камчатскэнерго», поскольку оплачена последним при подаче иска в суд.

Руководствуясь ст. ст. 1-3, 17, 27-28, 101-103, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Петропавловск-Камчатского городского округа за счет казны Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу открытого акционерного общества «Камчатскэнерго» 570 473 руб. 43 коп. долга, в порядке субсидиарной ответственности по обязательству основного должника Муниципального учреждения «Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского», по исполнительным листам № А24–990/05-09.

Взыскать с Петропавловск-Камчатского городского округа за счет казны Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу открытого акционерного общества «Камчатскэнерго» 12 204 руб. 73 коп. государственной пошлины.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья Е.В. Лосева