АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-6143/2021
16 февраля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 10 февраля 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 16 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи М.В. Карпачева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.А.Виноградовой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению
федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к
Государственной жилищной инспекции Камчатского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным предписания от 16.12.2021 № 842/3/1-6ж,
при участии:
от заявителя:
ФИО1 – представитель по доверенности от 28.12.2021 № 3.99 (сроком до 09.12.2022), диплом о высшем юридическом образовании,
от заинтересованного лица:
не явились,
установил:
федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ Камчатского края, Инспекция) от 16.12.2021 № 842/3/1-6ж.
Обращаясь с заявленными требованиями, заявитель, полагая, что оспариваемое предписание нарушает права заявителя, указывает на то, что на основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 29.09.2017 № З-УЖФ/ТОФ-2 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России приняло в управление и эксплуатацию жилищный фонд Министерства обороны Российской Федераций, в том числе жилой дом, расположенный по адресу: <...> (далее - спорный жилой дом), при этом 02.11.2021 собственник всех жилых помещений со 100% долей собственности Министерства обороны Российской Федерации в лице начальника филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомлекс» принял единоличное решение № 37 расторгнуть вышеуказанный договор управления с 05.11.2021. Кроме этого, заявитель указывает, что решением Инспекции от 23.11.2021 № 2970/21 в реестр лицензий Камчатского края с 30.11.2021 внесены изменения, согласно которым принято решение исключить спорный жилой дом из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Также ссылается на то, что Администрации Елизовского городского поселения принято решение о наличии у спорного жилого дома признаков блокированной застройкой, а Инспекция в свою очередь, признала возможным осуществление содержания спорного жилого дома блокированной застройки, непосредственно собственником, без участия управляющей организации.
ГЖИ Камчатского края в судебное заседание не явилось, своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом по правилам статей 121-123 АПК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.
Выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя руководителя Инспекции от 30.04.2021 № 842 ЛК проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по соблюдению лицензионных требований по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Основанием для проведения проверки послужило обращение ФИО2 (вх. от 27.04.2021 № М-920).
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 24.05.2021 № 842ЛК/1-6Ж.
В целях устранения выявленных нарушений ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России выдано предписание от 19.05.2021 № 842ЛК/1-6ж на устранение нарушений законодательства, которым на заявителя возложена обязанность провести по адресу: <...> в квартире № 1 следующие мероприятия:
- выполнить проверку кровли на отсутствие протечек. При выявлении нарушений, приводящих к протечкам, выполнить ремонт кровли над квартирой № 1 жилого дома (срок исполнения предписания - 20.07.2021);
- выполнить ремонт крыльца перед входом в квартиру № 1 (согласно плану по техническому паспорту на дом) (срок исполнения предписания - 20.07.2021);
-выполнить ремонт железобетонной плиты балкона квартиры № 1 жилого дома (срок исполнения предписания - 20.07.2021);
- восстановить систему отопления в квартире № 1 жилого дома (срок исполнения предписания - 17.08.2021).
Также из материалов дела следует, что на основании приказа заместителя руководителя Инспекции от 17.08.2021 № 1510ппл проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России входе которой установлено, что требования пункта 4 ранее выданного предписания от 19.05.2021 № 842ЛК/1-6ж в срок (17.08.2021) заявителем не исполнены.
Результаты зафиксированы в акте проверки от 13.09.2021 № 842ЛК/2-6Ж.
В целях устранения выявленных нарушений ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России выдано предписание от 13.09.2021 № 842ЛК/2/1-6ж на устранение нарушений законодательства, которым на заявителя возложена обязанность провести по адресу: <...> в квартире № 1 следующие мероприятия:
- восстановить систему отопления в квартире № 1 жилого дома (срок исполнения предписания - 05.10.2021).
Кроме этого, из материалов дела следует, что на основании приказа заместителя руководителя Инспекции от 15.12.2021 № 2389ПП проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России входе которой установлено, что требования указанные в предписании от 13.09.2021 № 842ЛК/2/1-6ж в срок (05.10.201) заявителем не исполнены.
По результатам проведенной проверки исполнения предписания от 13.09.2021 № 842ЛК/2/1-6ж составлен акт от 16.12.2021 № 842/3-6ж и выдано предписание от 16.12.2021 № 842/3/1-6ж на устранение в срок до 11.02.2021 выявленных нарушений ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, а именно: восстановить систему отопления в квартире № 1 спорного жилого дома.
Полагая, что предписание от 16.12.2021 № 842/3/1-6ж незаконно и нарушает права и законные интересы заявителя, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из ЖК РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Статьей 20 ЖК РФ, определяющей предмет, порядок и условия осуществления государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля и общественного жилищного контроля, установлено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе: деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Данная деятельность осуществляется посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством РФ (часть 2 статья 20 ЖК РФ).
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4 статья ЖК РФ).
Часть 5 статьи 20 ЖК РФ наделяет должностных лиц органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющихся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами широким перечнем полномочий, в том числе запрашивать информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований, проводить проверки, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 493 от 11.06.2013 «О государственном жилищном надзоре» (далее - Положение № 493).
В соответствии с пунктом 4 Положения № 493 государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493, предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе к управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 № 418-П утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции Камчатского края пунктом 1.1 которого установлено, что Инспекция является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору, контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда Камчатского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Камчатского края установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и иные правоприменительные функции в установленной сфере деятельности.
В силу положений подпункта 10 пункта 2.2 названного Положения Инспекция с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Следовательно, Государственной жилищной инспекцией Камчатского края выдано ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России предписание от 16.12.2021 № 842/3/1-6ж в пределах своих полномочий, предоставленных ей действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля.
Исходя из положений статьи 17 Закона № 294-ФЗ предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
На основании пунктов 2, 8 и 9 статьи 18 Закона № 294-ФЗ при применении мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверенного лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.
Предписание, выдаваемое по результатам проверки, представляет собой акт уполномоченного должностного лица, проводившего проверку, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица.
Исполнимость предписания является важным требованием, предъявляемым к рассматриваемому виду ненормативных правовых актов и одним из элементов его законности предписания, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Содержащиеся в любом предписании формулировки должны исключать возможность двоякого и альтернативного толкования содержащихся в нем требований, а изложение должно быть ясным, последовательным, доступным для понимания всеми без исключения лицами.
Предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа юридическому лицу и содержащий требования по устранению выявленных нарушений.
Поскольку предписание носит административно-властный характер, природа и назначение данного ненормативного акта, исходя из его названия и функций инспекции, заключается в необходимости обязательного выполнения всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу также в установленный в нем срок.
Как следует из материалов дела, на основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 29.09.2017 № З-УЖФ/ТОФ-2, заключенного между Минобороны России и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, заявитель принял в управление и эксплуатацию жилищный фонд Минобороны России, в том числе жилой дом № 26 по улице Авачинская в городе Елизово Камчатского края.
В ходе проведения ГЖИ Камчатского края неоднократных внеплановых проверок на соблюдение ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России лицензионных требований, 16.12.2021 Инспекцией выдано предписание № 842/3/1-6ж, согласно которого заявителю предписано провести мероприятия в срок до 11.02.2021 и устранить выявленные нарушений по осуществлению деятельности по управлению многоквартирным жилым домом № 26 по улице Авачинская в городе Елизово Камчатского края.
Вместе с тем, предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами является одним из видов деятельности, подлежащей лицензированию, сведения о которой отражены в соответствующем реестре, и осуществляется на основании договора управления многоквартирным домом (статья 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», глава 19 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, или многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится органом местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 198 ЖК РФ определено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Частью 4 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что при выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд установил, что 02.11.2021 собственник всех жилых помещений со 100% долей собственности Министерства обороны Российской Федерации в лице начальника филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» принял единоличное решение № 37 расторгнуть договор управления от 29.09.2017 № З-УЖФ/ТОФ-2.
Дополнительным соглашением сторон от 03.11.2021 № 14 договор управления от 29.09.2017 № З-УЖФ/ТОФ-2 с 05.11.2021 считается расторгнутым.
Решением Инспекции от 23.11.2021 № 2970/21 на основании заявления ( от 12.11.2021 вх. 5813) в реестр лицензий Камчатского края внесено изменение, согласно которым ГЖИ Камчатского края принято решение об исключении с 30.11.2021 сведений о многоквартирных домах, расположенных в Камчатском крае, из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, в том числе дома №26, расположенного по ул. Авачинская в городе Елизово Камчатского края.
Жилищный кодекс Российской Федерации разграничивает основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (части 2-3 статьи 198) и основания и порядок исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра (части 5 - 5.4 статьи 198).
Так, изменение перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, может иметь место в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, при этом названные обстоятельства обязывают лицензиата в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора разместить эти сведения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 1 и 2 статьи 98 ЖК РФ, статья 2, часть 18 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»).
В свою очередь, положения частей 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ определены случаи, когда орган государственного жилищного надзора принимает самостоятельное решение об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.
При этом порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации не совпадает с порядком прекращения деятельности в силу прекращения договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия.
Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации согласно части 6 статьи 198 ЖК РФ является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 ЖК РФ. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 ЖК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 200 ЖК РФ лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 данного кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня: возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса; возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 Кодекса; государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Приведенные законоположения не возлагают на иных лицензиатов, в частности по заявлением которых внесены изменения в реестр лицензий в связи с прекращением договора управления по окончании срока его действия, исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом после внесения соответствующих изменений в реестр лицензий. Принимая во внимания положения части 6 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, когда одна из сторон (в данном случае управляющая компания) заявила о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия, такой договор не считается продленным.
При прекращении договора управления многоквартирным домом в связи с истечением (окончанием) срока его действия сторона, не желающая пролонгировать договор, обязана уведомить другую сторону об этом, в том числе, как отмечено выше, направить данную информацию в орган государственного жилищного надзора и орган местного самоуправления.
В этом случае, согласно части 10 статьи 162 приведенного кодекса управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных норм, положения части 3 статьи 200 ЖК РФ, предусматривающие в том числе меры, направленные на обеспечение непрерывности осуществления деятельности по управлению и обслуживанию многоквартирных домов, распространяются на лицензиатов, в отношении которых органом государственного жилищного надзора принято решение об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частями 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случаях прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (часть 4 статья 161 ЖК РФ.).
Кроме того, в системе правового регулирования отношений по управлению многоквартирным домом предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, указанный в части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном данным кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с этим же кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, с учетом письма Администрации Елизовского городского поселения от 06.12.2021 № 4439, которым до вынесения оспариваемого предписания, принято решение об отсутствии необходимости проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, в том числе дома № 26, расположенного по улице Авачинская в городе Елизово Камчатского края, имеющего признаки блокированной застройки, в котором отсутствует общедомовое имущество собственников помещений, для надлежащего содержания которого, необходимо управление, принимая во внимание системное толкование части 4 статьи 161 ЖК РФ, арбитражный суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы заявителя.
Кроме этого, суд отмечает, что должностным лицом Государственной жилищной инспекции Камчатского края 20.01.2020 принято решение об отзыве оспариваемого предписания от 16.12.2021 № 842/3/1-6ж, поскольку с 23.11.2021 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не является управляющей организацией многоквартирного дома № 26, расположенного по улице Авачинская в городе Елизово Камчатского края ввиду исключения с 30.11.2021 указанного жилого дома из реестра многоквартирных домов.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
Суд считает, что в данном случае сам факт признания ненормативных правовых актов недействительными устраняет нарушенное право заявителя, в связи с чем, положения части 4 статьи 201 АПК РФ в части возложения обязанности на ответчика совершить определенные действия, не применяются.
Вопрос о взыскании судебных расходов судом не разрешался, поскольку ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны и Инспекция освобождены от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167–170, 176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
заявленное требование удовлетворить.
Предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края от 16.12.2021 № 842/3/1-6ж признать недействительным, как несоответствующее жилищному законодательству Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья М.В. Карпачев