АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-6207/2014
12 мая 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 30 апреля 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 12 мая 2015 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Сакуна А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю (ИНН 4101135273, ОГРН 1104101000013)
к Администрации Корякского сельского поселения (ИНН 4105029702, ОГРН 1064141002023)
о взыскании 1 400 руб. 00 коп.,
при участии:
от заявителя: Тычинин С.В. – представитель по доверенности от 16.02.2015
№ 04-03/01691 (сроком до 31.12.2015),
от ответчика: не явились,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю (далее – заявитель, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России № 3 по Камчатскому краю) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о взыскании с Администрации Корякского сельского поселения (далее – ответчик, Администрация КСП, учреждение) 3 281 руб. 51 коп., составляющих в том числе: задолженность по налогу на имущество организаций за 1 и 2 кварталы 2014 годы в сумме 1881 руб. 00 коп. и налоговых санкций в виде штрафов в размере 1 400 руб. 00 коп.
В предварительном судебном заседании 08.04.2015 судом был принят в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) отказ заявителя от заявленных требований о взыскании задолженности по налогу на имущество организаций за 1, 2 кварталы 2014 года в сумме 1 881 руб. 00 коп. Производство по делу в указанной части прекращено.
В судебное заседание явку своего полномочного представителя обеспечил заявитель.
Ответчик, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своего полномочного представителя не обеспечил.
Представитель заявителя не возражал против проведения судебного заседания суда и рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
В силу части 2 статьи 215 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не является препятствием для рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным провести судебное заседание в отсутствие представителя ответчика.
Представитель заявителя требования по заявлению поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил суду, что доказательствами получения ответчиком извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговых проверок не располагает. Других доказательств извещения (уведомления) ответчика о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки у налогового органа не имеется.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ для представления заявителю дополнительного времени для представления доказательств извещения ответчика о времени и месте рассмотрения материалов камеральных проверок объявлен перерыв с 29 апреля 2015 года до 09 часов 30 минут 30 апреля 2015 года.
Судебное заседание после перерыва продолжено в 09 часов 30 минут 30 апреля 2015 года в том же составе суда и при участии того же представителя заявителя.
Представитель заявителя после перерыва пояснил, что дополнительных доказательств у налогового органа не имеется, просил рассмотреть дело по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Заслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ответчик – Администрация Корякского сельского поселения зарегистрирован в качестве юридического лица регистрирующим органом – Инспекцией МНС России по г. Елизово Камчатской области 03.02.2006, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.
Являясь плательщиком транспортного налога, Администрация КСП 15.02.2014 представила по месту учета в налоговый орган – Межрайонную ИФНС России № 3 по Камчатскому краю налоговую декларацию по транспортному налогу за 2013 год.
Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации, о чем составлен акт проверки от 02.06.2014 № 10-36/1367 (л.д. 33). Проверка проведена в отсутствие представителей учреждения. Экземпляр акта проверки не был подписан со стороны учреждения и не был вручен полномочному представителю.
Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю 02 июня 2014 года оформлено извещение № 1367-И в котором указано, что рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки по акту камеральной налоговой проверки от 02.06.2014 № 10-36/1367 состоится 23.07.2014 в 15 часов 00 минут в здании инспекции по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск – Камчатский. пр. Победы 32/1, кабинет № 305 (л.д. 32).
Данное извещение, вместе с сопроводительным письмом от 02.06.2014 № 10-28/1367-И направлен налоговым органом в адрес ответчика заказным письмом с уведомлением и получен последним (л.д. 31).
21 июля 2014 года рассмотрев в отсутствие представителя учреждения материалы камеральной налоговой проверки заместителем начальника Межрайонная ИФНС России № 3 по Камчатскому краю Романенко Ю.В. принято решение от 21.07.2014 № 10-35/1325 о привлечении Администрации Корякского сельского поселения к налоговой ответственности за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по транспортному налогу за 2013 год в виде штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ в размере 1 000 руб. 00 коп.
Требованием от 10.09.2014 № 1998 Администрации Корякского сельского поселения предложено добровольно уплатить налоговые санкции в срок до 30.09.2014 (л.д. 25–26).
Неисполнение в добровольном порядке в срок, установленный в требовании, обязанности по уплате налоговых санкций явилось основанием для обращения налогового органа с заявлением в суд для принудительного взыскания с ответчика.
В тоже время, в соответствии с пунктом 2 статьи 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Кодекса.
Из взаимосвязанного толкования названных положений следует, что дела о правонарушениях, предусмотренных статьей 119 НК РФ, рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 101.4 НК РФ в редакции, действовавшей в период привлечения общества к налоговой ответственности, при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена данным Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 названного Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение десяти дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки (пункт 4 статьи 101.4 НК РФ).
В соответствии с пунктом 9 Требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123), утвержденных приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 13.12.2006 № САЭ-3-06/860@ (далее – Требования к составлению акта), об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт, делается запись, в которой должны содержаться фамилия, имя, отчество руководителя организации с указанием его должности, «От подписи акта отказался», заверенная подписью должностного лица налогового органа с указанием даты.
Если лицо, совершившее налоговое правонарушение, уклоняется от получения акта, должностным лицом налогового органа делается отметка в акте с указанием фамилии, имени, отчества руководителя организации с указанием его должности «От получения акта уклонился», заверенная подписью должностного лица налогового органа с указанием даты.
После проставления отметки об уклонении от получения акта данный документ направляется лицу, совершившему налоговое правонарушение, по почте заказным письмом.
В силу пункта 5 статьи 101.4 НК РФ лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение десяти дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
Пунктом 6 статьи 101.4 НК РФ определено, что по истечении срока, указанного в пункте 5 данной статьи, в течение десяти дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.
Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица (пункт 7 статьи 101.4 НК РФ).
Согласно пункту 8 статьи 101.4 НК РФ по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в срок, предусмотренный пунктом 6 данной статьи, о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
Обращаясь в суд с заявлением о взыскании штрафа, начисленного по решению налогового органа, Инспекция в силу требований пункта 3 части 1 статьи 126 АПК РФ обязана представить в суд не только документы, подтверждающие возникновение оснований привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, но и доказательства соблюдения процедуры привлечения к ответственности, досудебного урегулирования спора, принятия мер по принудительному взысканию штрафа, предусмотренных статьей 101.4 НК РФ.
Судебный порядок взыскания штрафов призван обеспечить судебный контроль прежде всего за законностью начисления таких штрафов.
Между тем такой контроль может быть обеспечен как путем оспаривания решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности, так и путем обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа, начисленного таким решением.
Как следует из содержания части 6 статьи 215 АПК РФ, при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Непринятие налогоплательщиком мер к оспариванию решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности не освобождает суд от обязанности установить наличие оснований для взыскания сумм штрафов, начисленных этим решением.
Проверка соблюдения контролирующим органом процедуры привлечения заявителя к ответственности производится судом независимо от доводов налогоплательщика.
Судом установлено и следует из акта проверки, что проверка проведена в отсутствие представителей учреждения. Экземпляр акта проверки не был подписан со стороны учреждения и не был вручен полномочному представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Доказательств, что ответчик уклонялся от получения указанного акта, в материалах дела не имеется. Должностным лицом налогового органа соответствующая отметка в акте не проставлялась. Акт в дальнейшем был направлен по почте заказным письмом.
В материалах дела имеется «извещение от 24.10.2011 № 13-17/41698» (л.д.31), в котором указано о вызове Администрации Корякского сельского поселения в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю, расположенную по адресу: 683023, Петропавловск-Камчатский, пр. Победы, 32/1, кабинет № 305, в 15 часов 00 минут 23.07.2014, для рассмотрения материалов камеральной проверки по акту № 10-36/1367 от 02.06.2014 и почтовое уведомление о его вручении.
В тоже время заявителем не представлены и в материалах дела отсутствуют доказательства получения (вручения) Администрации Корякского сельского поселения извещения о рассмотрения материалов проверки на более раннюю дату – 21.07.2014 (когда было принято решение по результатам проверки).
Арбитражным судом установлено, что Администрация Корякского сельского поселения не была уведомлена Инспекцией о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки, назначенной на 21.07.2014 и не принимало участия в указанном рассмотрении через своего представителя.
Надлежащих доказательств уведомления (извещения) Администрации Корякского сельского поселения о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки в материалах дела не имеется.
Решение от 21.07.2014 № 10-33/1325 вынесено Инспекцией без надлежащих доказательств извещения Администрации Корякского сельского поселения о времени и месте рассмотрения материалов проверки, без участия ее представителя.
В соответствии с пунктом 12 статьи 101.4 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является безусловным основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и/или через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Следовательно, нарушение Инспекцией порядка уведомления лица, привлекаемого к ответственности, о месте и времени рассмотрения материалов проверки является безусловным основанием для отмены вынесенного ненормативного правового акта или об отказе во взыскании санкций на основании указанного акта в связи с существенными нарушениями порядка привлечения к ответственности за совершение правонарушения.
Неисполнение Инспекцией вышеуказанных требований и лишение лица, привлекаемого к ответственности, права на участие в рассмотрении материалов проверки, представление возражений и объяснений является существенным нарушением установленного законом порядка вынесения решения о привлечении к ответственности.
В данном случае Инспекцией документально не подтверждено соблюдение порядка привлечения учреждения к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ.
Заявителем не доказана невозможность вручения акта проверки представителю Администрации Корякского сельского поселения, не подтвержден факт извещения о времени и месте рассмотрения материалов проверки, что является грубым нарушением положений пункта 6 статьи 101.4 НК РФ, поскольку не обеспечена возможность лица, в отношении которого составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и возможность этого лица представить объяснения.
Поскольку Инспекция нарушила права лица, привлекаемого к ответственности, в том числе: право представлять свои интересы в правоотношениях с налоговым органом лично либо через своего представителя; право участвовать при рассмотрении материалов камеральной проверки, то на основании норм статьи 101.4 НК РФ решение Инспекции о привлечении к ответственности в связи с нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки не законно, а требования заявителя не подлежат удовлетворению.
При указанных обстоятельствах суд считает, что не обеспечение лицу, в отношении которого проводится проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов лично и (или) через своего представителя, в данном случае является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании налоговых санкций в размере 1 000 руб. 00 коп.
Кроме того, суд считает ошибочным применение налоговым органом формы контроля как камеральная проверка и применение норм материального права по статье 101 НК РФ.
Между тем, аналогичные пункту 12 статьи 101.4 НК РФ положения содержатся также и в пункте 14 статьи 101 НК РФ.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 2 статьи 363.1 НК РФ налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по транспортному налогу в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация по транспортному налогу за 2013 год должна быть представлена не позднее 01.02.2014. Как следует из материалов дела, вышеуказанная налоговая декларация представлена налогоплательщиком в налоговый орган 15.02.2014, то есть с нарушением установленного срока.
Статьей 100.1 НК РФ установлен порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях. Из пункта 1 статьи 100.1 НК РФ следует, что дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, не своевременное представление налогоплательщиком налоговой декларации по транспортному налогу за 2013 год выявлено налоговым органом в ходе камеральной проверки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Таким образом, из анализа указанных норм следует, что камеральная проверка является одной из форм налогового контроля, которая осуществляется налоговыми органами с целью соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. При этом камеральная проверка осуществляется налоговым органом на основе представленной налогоплательщиком налоговой декларации и приложенных к ней документов.
В соответствии с пунктом 37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 57 от 30.07.2013 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57), принимая во внимание, что в силу статей 88 и 89 НК РФ предметом камеральной или выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, судам надлежит исходить из того, что дела о нарушениях законодательства о налогах и сборах, не связанные с неправильным исчислением и несвоевременной уплатой налогов, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Кодекса.
Состав налогового правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 119 НК РФ, обусловлен фактом предоставления декларации и соотношением срока представления декларации, установленного законодательством о налогах и сборах, с датой фактического ее представления налогоплательщиком. Следовательно, нарушением срока представления налоговой декларации по транспортному налогу за 2013 год является дата фактического представления декларации.
Суд приходит к выводу, что налоговый орган при выявлении совершенного налогоплательщиком правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении налоговой декларации по транспортному налогу за 2013 год, неверно применил форму налогового контроля (камеральная проверка), руководствуясь положениями статьи 88 НК РФ о проведении проверки в течение трех месяцев. Выявление налоговым органом лишь факта несвоевременного представления учреждением налоговой декларации, обнаруженного непосредственно в день представления, не требовало проведения камеральной налоговой проверки в порядке статьи 88 НК РФ, поскольку, как следует из материалов дела, налоговой инспекцией не проверялась правильность исчисления налогоплательщиком спорного налога, не запрашивались подтверждающие документы и не проводились иные мероприятия налогового контроля, применение которых предусмотрено актами законодательства о налогах и сборах лишь в рамках проведения налоговых проверок.
В силу пункта 1 статьи 101.4 НК РФ должностным лицом налогового органа при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
Таким образом, налоговый орган, установив факт несвоевременного представления налогоплательщиком декларации по транспортному налогу за 2013 год (15.02.2014), обязан был в срок до 28.02.2014 составить акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах. С указанной даты следовало производить исчисление всех последующих процессуальных сроков, установленных в статье 101.4 НК РФ, в частности срока для вручения акта (либо направления посредством почтовой связи заинтересованному лицу, предъявление к исполнению решения посредством оформления и направления требования (пункты 5 – 7, 10, 11 указанной статьи).
Пунктом 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 предусмотрено, что поскольку положениями статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен срок для вручения лицу, в отношении которого составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, названного акта, а также копии решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, судам применительно соответственно к пункту 5 статьи 100 и пункту 9 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации следует исходить из того, что указанные акт и решение должны быть вручены соответствующему лицу в течение пяти дней с даты составления акта (вынесения решения).
В силу пункта 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 согласно пункту 5 статьи 100, пункту 9 статьи 101, пунктам 4 и 11 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации в случае невозможности вручения соответствующим лицам акта налоговой проверки, акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, решения, вынесенного по итогам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, эти акты (решения) направляются по почте заказным письмом. Поскольку указанными положениями специальный срок для направления таких актов (решений) не установлен, данные действия должны быть совершены налоговым органом также в пределах 5 дней со дня составления акта (вынесения решений).
Совокупность сроков, определенных статьей 101.4 НК РФ, и их окончание является одним из основных моментов для исчисления срока давности взыскания санкции, установленного статьей 115 названного Кодекса.
Из материалов дела следует, что у ответчика имеются лицевые счета (пункт 2 статьи 45 НК РФ) (л.д. 69). В связи с чем, взыскание санкций производится только в судебном порядке.
Согласно пункту 31 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
При этом исходя из установленной налоговым органом в акте и решении даты представления указанной декларации (15.02.2014), совокупные сроки обращения в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций истекли 02.11.2014: 10 дней на составление акта с момента выявления нарушения в соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 НК РФ (28.02.2014) + 6 дней на получение акта в соответствии с пунктом 4 статьи 101.4 НК РФ (11.03.2014) + 10 дней на представление возражений на акт в соответствии с пунктом 5 статьи 101.4 НК РФ (25.03.2014) + 10 дней на рассмотрение возражений и вынесение решения в соответствии с пунктом 6 статьи 101.4 НК РФ (08.04.2014) + 10 дней на выставление требования в соответствии со статьей 70 НК РФ (12.04.2014) + срок, установленный для исполнения требования от 10.09.2014 № 7617 – 20 календарных дней (02.05.2014). После истечения срока исполнения требования (02.05.2014) налоговый орган вправе был в течение 6 месяцев обратиться с заявлением в суд в соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ (02.11.2014).
С заявлением о взыскании штрафных санкций по транспортному налогу за 2013 год налоговый орган обратился в Арбитражный суд Камчатского края 30.12.2014.
Таким образом, совокупные сроки обращения в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций за несвоевременное представление налоговой деклараций по транспортному налогу за 2013 истекли 02.11.2014. С ходатайством о восстановлении пропущенного срока налоговый орган в суд не обращался.
Пропуск срока на взыскание налоговых санкций является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований в указанной части.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований в указанной части заявителю – отказать.
Не подлежат удовлетворению требования заявителя и в остальной части по следующим основаниям.
Как установлено судом, общество, являясь налоговым агентом, представило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю справки по форме 2 – НДФЛ за 2012 год в отношении 2-х лиц Сафронова С.В. и Тяпкина Л.А. несвоевременно – 26.06.2013, что подтверждается протоколом приема сведений №3890 и реестром (л.д. 93– 94).
Через 11 месяцев после получения сведений (19 мая 2014 года), в отсутствие представителя Администрации Корякского сельского поселения налоговым органом составлен акт № 11-36/7127 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120,122,123) (л.д. 91).
Экземпляр акта проверки не был подписан со стороны учреждения и не был вручен полномочному представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Должностным лицом налогового органа соответствующая отметка об уклонении от получения в акте не проставлялась. Акт по списку № 6432 внутренних почтовых отправлений от 21.05.2014 (графа 9) (л.д. 92) был направлен по почте заказным письмом (л.д. 88).
При этом, как следует из списка № 6432 внутренних почтовых отправлений и текста уведомления о вручении заказанной корреспонденции, 21.05.2014 по указанному списку был направлен только акт № 7127 от 19.05.2014 НДФЛ (л.д. 17). Доказательств направления 21.05.2014 вместе с актом проверки № 7127 от 19.05.2014 НДФЛ, каких либо иных документов налоговым органом не представлено.
14 июля 2014 года рассмотрев акт от 19.05.2014 № 7127 заместителем начальника Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю Романенко Ю.В принято решение № 10-35/157 о привлечении Администрации Корякского сельского поселения к налоговой ответственности за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок документов, предусмотренных НК РФ в виде штрафа по пункту 1 статьи 126 НК РФ в размере 400 руб. 00 коп. (л.д. 20–21).
В тексте решения от 14.07.2014 № 10-35/157 указано, что доказательством извещения о времени и месте рассмотрения материалов является извещение от 19.05.2014 № 10-28/7127-И (л.д. 20).
Требованием от 08.08.2014 № 1681 Администрации Корякского сельского поселения предложено уплатить штраф в добровольном порядке в срок до 28.08.2014.
Неисполнение в срок, установленный в требовании, уплаты налоговых санкций явилось основанием для обращения налогового органа с заявлением о взыскании штрафа в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, в нарушение пункта 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации Администрацией Корякского сельского поселения не представило в установленный срок (01.04.2013) сведения о доходах физических лиц за 2012 год по форме 2-НДФЛ в количестве двух документов. Фактическая дата представления сведений – 26.06.2013.
Таким образом, материалами дела установлено нарушение учреждением сроков представления сведений о доходах физических лиц, которое влечет наступление ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
В тоже время налоговым органом пропущен срок, предусмотренный статьей 115 НК РФ на взыскание налоговых санкций
Из списка внутренних почтовых отправлений № 6432 от 21.05.2014 (графа 9) также следует, что направляется только акт № 7127 от 09.05.2014 (л.д. 92). В почтовом уведомлении о вручении заказной корреспонденции, имеющемся в материалах дела, также отражено о направлении и получении корреспонденции – «акт № 7127 от 19.05.2014 НДФЛ».
В силу части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно пункту 1 статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений (пункт 5 статьи 101.4 НК РФ).
По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение (пункт 6 статьи 101.4 НК РФ).
По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в срок, предусмотренный пунктом 6 настоящей статьи: о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (пункт 8 статьи 101.4 НК РФ).
На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней и штрафа в порядке, установленном статьей 69 настоящего Кодекса, и в сроки, установленные пунктом 2 статьи 70 настоящего Кодекса (пункт 10 статьи 101.4 НК РФ).
Копия решения руководителя налогового органа и требование об уплате пеней и штрафа вручаются лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения этим лицом (его представителем). В случае если лицо, привлеченное к ответственности, или его представители уклоняются от получения копий указанных решения и требования, эти документы направляются заказным письмом по почте и считаются полученными по истечении шести дней после дня их отправки по почте заказным письмом (пункт 11 статьи 101.4 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
В силу пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 – 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.
В данном случае речь идет о таком правонарушении, как несоблюдение налоговым агентом срока представления в налоговый орган справок о выплаченных физическим лицам доходах и удержанных суммах налога.
Как видно из материалов дела, по итогам 2012 года учреждением соответствующие справки в количестве 2 штук по форме 2-НДФЛ были представлены в налоговый орган – 26.06.2013, в то время как согласно пункту 2 статьи 230 НК РФ это следовало сделать не позднее 1 апреля.
В силу пункта 1 статьи 126 Кодекса указанное правонарушение влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый документ.
О нарушении ответчиком срока представления соответствующих сведений, а также о количестве подлежавших представлению справок заявителю стало известно 16 июня 2013 года – в день их фактического представления.
Состав налогового правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 126 НК РФ, обусловлен фактом предоставления документов и соотношением срока представления документов, установленного законодательством о налогах и сборах, с датой фактического ее представления налогоплательщиком (налоговым агентом).
Следовательно, нарушением срока представления сведений по форме 2-НДФЛ по налогу на доходы физических за 2012 год является дата фактического представления сведений.
В связи с чем, соответствующие сроки на составление акта проверки и иных мер принудительного взыскания и обращения в суд надлежит исчислять с 16 июня 2013 года – со дня их фактического представления.
Аналогичная правовая позиция содержится в пункте 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Учитывая изложенное, доводы заявителя о необходимости исчисления срока на обращение в суд с момента составления «акта проверки», то есть с 19 мая 2014 года, не могут быть приняты во внимание.
Согласно пункту 31 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 судам также надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
При этом исходя из установленной налоговым органом в акте и решении даты представления ответчиком сведений по форме 2–НДФЛ (26.06.2013), совокупные сроки обращения в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций истекли 18.03.2014: 10 дней на составление акта с момента выявления нарушения в соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 НК РФ (10.07.2013) + 6 дней на получение акта в соответствии с пунктом 4 статьи 101.4 НК РФ (18.07.2013) + 10 дней на представление возражений на акт в соответствии с пунктом 5 статьи 101.4 НК РФ (01.08.2013) + 10 дней на рассмотрение возражений и вынесение решения в соответствии с пунктом 6 статьи 101.4 НК РФ (15.08.2013) + 10 дней на выставление требования в соответствии со статьей 70 НК РФ (29.08.2013) + срок, установленный для исполнения требования от 08.08.2014 № 1681 – 20 календарных дней (18.09.2013). После истечения срока исполнения требования (18.09.2013) налоговый орган вправе был в течение 6 месяцев обратиться с заявлением в суд в соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации (18.03.2014).
С заявлением о взыскании штрафных санкций налоговый орган обратился в Арбитражный суд Камчатского края 30.12.2014.
Таким образом, совокупные сроки обращения в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций истекли 18.03.2014. С ходатайством о восстановлении пропущенного срока налоговый орган в суд не обращался.
Пропуск установленного статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации срока подачи заявления о взыскании налоговой санкции является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.
При подаче заявления заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины по данной категории дел в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины судом не решался.
Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27, 100, 110, 167–171, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья А. М. Сакун