ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А25-1032/07 от 05.12.2007 АС Карачаево-Черкесской Республики



ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Черкесск Дело № А25-1032/07-12

06 декабря 2007 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 декабря 2007 года

Полный текст решения изготовлен 06 декабря 2007 года

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Дышековой А. С., при ведении протокола судебного заседания судьей Дышековой А.С., при участии в судебном заседании от заявителя – ФИО1 (доверенность от 26.01.07), от третьих лиц: ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» - ФИО2 (доверенность от 02.10.07), ФИО3 (доверенность от 02.10.07), от МУП «Управляющая компания жилищного хозяйства г. Черкесска» - ФИО4, в отсутствие заинтересованного лица, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Мэрии муниципального образования г. Черкесска к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике об оспаривании ненормативных правовых актов государственного органа, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания», Муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищного хозяйства города Черкесска», установил следующее.

Мэрия муниципального образования г. Черкесска (далее – заявитель, Мэрия) обратилась в суд к Управлению Федеральной Антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее – заинтересованное лицо, Управление) с заявлением о признании недействительными решения от 26.07.06 и предписания от 27.07.07 №13 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, вынесенных Управлением Федеральной Антимонопольной службы по КЧР в отношении Мэрии муниципального образования г. Черкесска.

Определением Арбитражного суда КЧР от 18.09.07 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: по ходатайству УФАС по КЧР - Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания», по инициативе суда - Муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищного хозяйства города Черкесска».

Заявитель считает незаконными оспариваемые ненормативные правовые акты государственного органа по следующим основаниям.

В отношении Мэрии муниципального образования г. Черкесска вынесено решение от 26.07.07 и выдано предписание от 27.07.07 №13 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которым Управление обязало Мэрию муниципального образования г. Черкесска в месячный срок с даты получения предписания принять меры по передаче необходимой технической документации ООО «ЖЭК» по всем многоквартирным домам, большинство собственников помещений которых на основании принятых решений о непосредственном управлении многоквартирными домами заключили договоры на услуги по содержанию и ремонту общего имущества с ООО «ЖЭК» и проинформировать Управление в установленном порядке (пункт 1); не создавать препятствия (при передаче технической документации и объектов управления, обслуживания и ремонта) осуществлению деятельности вновь создаваемых в соответствии с Жилищным кодексом РФ хозяйствующих субъектов по управлению, обслуживанию и ремонту многоквартирных домов (пункт 2).

Заявитель считает, что Управление ошибочно пришло к выводу о том, что Мэрия препятствует в осуществлении деятельности хозяйствующих субъектов, вступающих на рынок оказания жилищно-коммунальных услуг.

В нарушение статьи 45 Жилищного кодекса РФ, устанавливающей, что собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее, чем за десять дней до даты его проведения, Мэрия, являющаяся собственником некоторых помещений в многоквартирных домах, с которыми заключило договоры по оказанию услуги по содержанию и ремонту общего имущества с ООО «Жилищно-эксплуатационная компания», не была уведомлена о проведении собраний собственников (органа управления многоквартирным домом) для решения вопроса о выборе способа управления домом.

Кроме того, в ряде протоколов общего собрания собственников многоквартирных домов, на основании которых были заключены договоры с ООО «ЖЭК», не была выбрана управляющая компания и не указан способ управления домом. В адрес Мэрии поступают заявления от жильцов многоквартирных домов о том, что собрания собственников квартир проходили с нарушением, просят признать свои подписи под протоколами общего собрания собственников жилья недействительными. Указанные заявления поступили также в УФАС по КЧР.

Заявителем представлены дополнения к заявлению, из которых следует, что оспариваемыми ненормативными правовыми актами государственного органа Мэрия признана нарушившей антимонопольное законодательство в связи с тем, что не предприняла действий по передаче в установленном законодательством порядке технической документации на дома, собственники помещений в которых выбрали ООО «ЖЭК» управляющей компанией. Предписанием от 27.07.07 №13 Мэрию обязали в месячный срок передать необходимую техническую документацию по всем многоквартирным домам, с которыми ООО «ЖЭК» заключило договоры по оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества.

В силу пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные, связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации. Между тем, оспариваемыми ненормативными актами обязанность по передаче технической документации возлагается на орган исполнительной власти муниципального образования (Мэрию).

Кроме того, из текста оспариваемого решения от 26.07.07 следует, что комиссией УФАС по КЧР были исследованы материалы только по четырем многоквартирным домам, расположенным в г. Черкесске, и можно однозначно сделать вывод о том, что документы по остальным двадцати двум многоквартирным домам на заседании комиссии не исследовались, в то время как в предписании от 27.07.07 №13 Мэрии предписано передать техническую документацию по всем многоквартирным домам.

Таким образом, при рассмотрении заявления ООО «ЖЭК» Управлением неполно исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного принятия решения о наличии либо отсутствии нарушений антимонопольного законодательства, неправильно истолкованы нормы Жилищного кодекса РФ, предписанием от 27.07.07 №13 Мэрию обязали совершить действия, которые в соответствии с действующим законодательством не входят в ее компетенцию. Помимо этого, указанное предписание носит неконкретный характер, поскольку в нем не указано, какую техническую документацию необходимо передать и по каким многоквартирным домам.

Кроме того, Решением Думы муниципального образования г. Черкесска от 09.08.07 №98 утвержден Порядок передачи функций управления многоквартирными домами собственникам помещений в многоквартирном доме либо товариществу собственников жилья, либо управляющей организации», которые опубликованы в газете «Экспресс-почта» от 15.08.07 №33.

В соответствии с указанным Порядком основанием для передачи функций управления многоквартирным домом является соответствующее заявление СП либо ТСЖ, СПК либо УО, направленное в Думу муниципального образования г. Черкесска с комплектом в порядке документов. Ни одно из условий, предусмотренных указанным Порядком, ООО «ЖЭК» не выполнено, ни одного обращения, связанного со сменой управляющей компании в Думу муниципального образования г. Черкесска от ООО «ЖЭК» не поступало. Мэрия муниципального образования г. Черкесска не наделена полномочиями по принятию решения о передаче многоквартирных домов на обслуживание другой организации.

Заинтересованное лицо требования заявителя не признало, представило письменный отзыв на заявление и просит суд отказать в их удовлетворении, считает оспариваемые решение и предписание вынесенными на законных основаниях и не подлежащими отмене.

По мнению Управления, Мэрией в заявлении не приведены основания для признания оспариваемых ненормативных правовых актов государственного органа недействительными. На заседании комиссии Управления, которая рассмотрела заявление ООО «ЖЭК» о нарушении антимонопольного законодательства, были выборочно проверены документы, представленные ООО «ЖЭК» в присутствии представителя Мэрии, который не представил каких либо доказательств нарушения прав Мэрии, как собственника помещений в многоквартирных домах. Если при проведении собраний собственников помещений в многоквартирных домах и были нарушены права Мэрии как собственника, то она должна в судебном порядке обжаловать эти действия, а не препятствовать осуществлению деятельности новых хозяйствующих субъектов на рынке оказания коммунальных услуг.

Данные обстоятельства явились основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства №13, по результатам рассмотрения которого в отношении Мэрии муниципального образования г. Черкесска было вынесено оспариваемое решение от 26.07.07 и выдано предписание от 27.07.07 №13. Просит суд отказать в удовлетворении заявления в полном объеме.

В судебное заседание, заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного заседания, своего представителя не направило, заявив письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Третье лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания» представило письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении требований заявителя отказать за их необоснованностью.

По мнению третьего лица, Мэрия муниципального образования г. Черкесска не исполняет требования по передаче технической документации ООО «ЖЭК» по всем многоквартирным домам, собственники которых приняли решения о непосредственном управлении многоквартирными домами и заключили договоры по оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества с ООО «ЖЭК», искусственно препятствует исполнению ООО «ЖЭК» услуг по содержанию и ремонту общего имущества домов, в то время как статьей 165 Жилищного кодекса РФ установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм, могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на ремонт многоквартирных домов, содействуют повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, и организации обучения лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность.

Кроме того, в заявлении Мэрии о признании недействительными решения Управления от 26.07.07 и предписания от 27.07.07 №13 не указаны основания оспаривания указанных ненормативных правовых актов. ООО «ЖЭК» является альтернативным МУП «УКЖХ» предприятием и создано в целях оказания жилищно-коммунальных услуг, которое в соответствии с нормами жилищного законодательства заключило с собственниками многоквартирных домов договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в этих домах. Указанные договоры и действия собственников жилья по выбору способа управления многоквартирным домом никем не оспорены.

В судебном заседании представители ООО «ЖЭК» поддержали доводы, изложенные в отзыве на заявление, просят отказать в удовлетворении заявления.

Третье лицо – Муниципальное предприятие «Управляющая компания жилищным хозяйством» представило письменный отзыв на заявление, из которого следует, что заявление Мэрии муниципального образования г. Черкесска подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В оспариваемом предписании УФАС по КЧР от 27.07.07 №13 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не указано, какие конкретно меры должна принять Мэрия муниципального образования г. Черкесска по передаче технической документации ООО «ЖЭК», отсутствует также перечень документов, которые необходимо передать указанному предприятию. Несмотря на то, что собственники жилья в многоквартирных домах избрали в порядке части 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ способ непосредственного управления собственниками помещений в многоквартирном доме, Управление обязывает Мэрию передать техническую документацию обслуживающей компании (ООО «ЖЭК»), а не собственникам жилых помещений. По мнению третьего лица, только собственники жилых помещений на основании статьи 44 Жилищного кодекса РФ вправе требовать и получать техническую документацию, другие сведения и распоряжаться ими по своему усмотрению.

В судебном заседании представитель МУП «Управляющая компания жилищного хозяйства» поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление, просит заявление Мэрии удовлетворить, оспариваемые ненормативные акты УФАС по КЧР отменить.

Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, по имеющимся материалам, в отсутствие представителя заинтересованного лица.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 11 часов 00 минут 05 декабря 2007 года.

Выслушав представителей заявителя, третьих лиц, изучив и оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов сторон, третьих лиц, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 12.07.07 ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по КЧР с заявлением о рассмотрении ситуации, сложившейся вокруг многоквартирных домов, в которых собственники жилых помещений в соответствии с частью 1 статьи 164 Жилищного кодекса РФ выбрали непосредственное управление домом собственниками помещений и заключили договоры на обслуживание и текущий ремонт с ООО «ЖЭК». О принятых решениях собственники жилых помещений письменно в установленные сроки уведомили Мэрию муниципального образования и МУП «УКЖХ». Несмотря на это, в нарушение пункта 1 статьи 165 Жилищного кодекса РФ, Мэрия препятствует работе ООО «ЖЭК», ссылаясь на отсутствие решений Думы муниципального образования г. Черкесска по передаче домов на обслуживание, хотя такой порядок никакими нормативными актами не предусмотрен. Просит рассмотреть заявление и дать правовую оценку деятельности Мэрии, МУП «УКЖХ» и решению антитеррористической комиссии (т.1 л.д.112-113).

Определением от 18.07.07 №551-1 рассмотрение указанного дела №13 было назначено на 10 часов 00 минут 27.07.07, от Мэрии муниципального образования г. Черкесска истребованы материалы и информация.

24.07.07 Мэрия обратилась в Управление с письмом (исх.№1799-04), в котором просит приостановить рассмотрение дела №13 о нарушении антимонопольного законодательства до получения информации от соответствующих служб и инстанций для выяснения обстоятельств, связанных с деятельностью ООО «ЖЭК» и необходимостью разобраться в сложившейся ситуации (т.1 л.д.121). Однако на основании приказа от 18.07.07 №35, комиссия Управления 26.07.07 рассмотрела дело №13 о нарушении антимонопольного законодательства, что подтверждается протоколом заседания комиссии от 26.07.07 (т.1 л.д.108-111).

26.07.07 комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР было вынесено решение о признании Мэрии муниципального образования г. Черкесска нарушившей антимонопольное законодательство и выдаче предписания Мэрии муниципального образования г. Черкесска о прекращении нарушений антимонопольного законодательства (т.1 л.д.104-106), на основании которого выдано предписание №13 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (т.1 л.д.107) Мэрией муниципального образования г. Черкесска, согласно которому Мэрии предписано в месячный срок с даты получения предписания принять меры по передаче технической документации ООО «ЖЭК» по всем многоквартирным домам, большинство собственников помещений которых на основании принятых решений о непосредственном управлении многоквартирными домами заключили договоры на услуги по содержанию и ремонту общего имущества с ООО «ЖЭК» и проинформировать Управление в установленном порядке.

Пунктом 2 указанного предписания Мэрии муниципального образования г. Черкесска предписано, не создавать препятствия (при передаче технической документации и объектов управления, обслуживания, ремонта) осуществлению деятельности вновь создаваемых в соответствии с Жилищным кодексом РФ хозяйственных субъектов по управлению, обслуживанию и ремонту многоквартирных домов (т.1 л.д.107).

В силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Оценивая довод представителя заявителя о незаконности оспариваемых ненормативных правовых актов, суд исходит из следующего.

Решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР от 26.07.07 Мэрия муниципального образования г. Черкесска признана нарушившей антимонопольное законодательство, однако в резолютивной части решения не указано, какая норма какого закона было нарушена Мэрией.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.06 №251-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и статью 18 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», вступившим в силу с 31.12.06, ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела 8 Жилищного кодекса РФ.

Обязательства указанных организаций сохраняются до момента:

- создания товарищества собственников жилья (пункт 2 части 2 статьи 161, часть 9 статьи 162, раздел 6 Жилищного кодекса РФ);

- принятия решения об управлении многоквартирным домом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (пункт 2 части 2 статьи 161, раздел 5 Жилищного кодекса РФ);

- заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (пункт 3 части 2 часть 4 статьи 161, статья 162 Жилищного кодекса РФ, часть 1 статьи 18 Вводного закона) и возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 Кодекса обязательства управляющих организаций по управлению многоквартирным домом, как на основании решений общих собраний собственников помещений, так и по результатам открытых конкурсов;

- заключения собственниками помещений, осуществляющими непосредственное управление многоквартирным домом договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме, а также договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) в соответствии со статьей 164 Кодекса и возникновения обязательства соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций.

После совершения указанных действий и возникновения указанных обязательств положения специальной нормы части 1 статьи 18 переходных положений Вводного закона не применяются, на основании части 2 статьи 18 Вводного закона с 01.01.07 возникает обязанность органов местного самоуправления приступить к проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирным домом.

Часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ определяет управление многоквартирным домом как деятельность, обеспечивающую благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг всем гражданам, проживающим в таком доме. Деятельность по управлению должна отвечать указанным в части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ критериям независимо от выбранного собственниками помещений способа управления домом.

В силу части 2 указанной статьи собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление ТСЖ либо жилищным кооперативом; управление управляющей организацией.

Часть 3 указанной статьи устанавливает, что выбор способа управления многоквартирным домом осуществляется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Собрание проводится в порядке, определенном положениями статей 44 - 48 Жилищного кодекса РФ.

Суд отклоняет доводы заявителя о том, что в нарушение статьи 45 Жилищного кодекса РФ, Мэрия, являющаяся собственником некоторых помещений в многоквартирных домах, с которыми заключило договоры по оказанию услуги по содержанию и ремонту общего имущества с ООО «Жилищно-эксплуатационная компания», не была уведомлена о проведении собраний собственников (органа управления многоквартирным домом) для решения вопроса о выборе способа управления домом и в ряде протоколов общего собрания собственников многоквартирных домов, на основании которых были заключены договоры с ООО «ЖЭК», а также не была выбрана управляющая компания и не указан способ управления домом.

Указанные доводы заявлены Мэрией как собственником части помещений в указанных многоквартирных домах, между тем, предметом спора по настоящему арбитражному делу является проверка законности решения и предписания антимонопольного органа, а не договоров на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества и действий ООО «ЖЭК», которые могут быть оспорены Мэрией в установленном законом порядке.

Муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация участвуют в принятии решений на общем собрании на равных условиях с другими собственниками помещений в многоквартирном доме. Какие-либо исключения в объеме прав этих собственников помещений Жилищным кодексом не предусмотрены, что соответствует статье 124 Гражданского кодекса РФ. В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ в собрании могут участвовать органы государственной власти в рамках их компетенции. От имени публично-правовых образований в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований и по их специальному поручению в собрании могут участвовать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (статьи 121, 125 и 214 Гражданского кодекса РФ).

Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Такой подход соответствует общему правилу об обязательности решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятых по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания (часть 5 статьи 46 Жилищного кодекса РФ). Решение общего собрания о выборе способа управления домом является обязательным и для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Реализуемый собственниками способ управления может быть изменен ими в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса РФ, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в таком доме сами решают все общие вопросы управления многоквартирным домом без создания товарищества собственников жилья и без привлечения управляющей организации (управляющего).

В соответствии с частью 1 указанной статьи при непосредственном управлении собственниками помещений на основании решения их общего собрания должны заключаться договоры об оказании услуг по содержанию и (или) о выполнении работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме с лицами, осуществляющими указанные виды деятельности. Такие договоры являются двухсторонними, в них все или большинство собственников помещений в многоквартирном доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров. Для признания любого из указанных договоров заключенным необходимо, чтобы число подписавших договор собственников помещений в доме превышало половину общего числа собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать в рамках способа непосредственного управления многоквартирным домом несколько путей реализации своего решения: все текущие вопросы управления могут решаться на общих собраниях собственников помещений в доме; собственники помещений могут распределить между собой обязанности по управлению домом; собственники помещений  могут в соответствии с частью 3 статьи 164 Жилищного кодекса РФ выбрать одно уполномоченное лицо из своего числа или пригласить иное лицо (не из числа собственников), которое вправе действовать в отношениях с третьими лицами от имени собственников помещений в таком доме.

При выборе в качестве уполномоченного лица одного из собственников помещений в многоквартирном доме его полномочия будут основываться на решении общего собрания, отраженном в протоколе.

Как следует из материалов дела, МУП «Управляющая компания жилищного хозяйства города Черкесска» создано в соответствии с постановлением Главы г. Черкесска от 26.01.93 №140 и является правопреемником МУП «Черкесское городское предприятие жилищно-коммунального хозяйства города Черкесска», зарегистрировано в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ №3 по КЧР 25.05.06, основной регистрационный номер 1020900513644 (т.1 л.д.94).

Согласно Уставу предприятие осуществляет следующие виды деятельности: предоставление услуг населению по содержанию и ремонту жилого фонда; своевременная подготовка жилого фонда к сезонной эксплуатации; осуществление работ по ликвидации аварийных внутридомовых ситуаций (в пределах границ обслуживания); обслуживание лифтового хозяйства; рекламная и маркетинговая деятельность; осуществление проектно-изыскательских, инженерно-конструкторских строительно-монтажных работ; образование, обучение и подготовка специалистов; оказание услуг связи для целей кабельного вещания и др.

Предприятие имеет лицензию Д 440991 на осуществление строительства зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, выданную Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу 12.04.04, сроком действия до 12.04.09 (т.2 л.д.106).

Как пояснил в судебном заседании представитель третьего лица – МУП «УКЖХ», в соответствии с публичным договором найма, содержания и ремонта жилого дома от 12.09.02 и публичным договором по содержанию и ремонту жилого дома от 12.09.02, опубликованными в газете «Черкесск» в сентябре 2002 года, предприятием оказываются услуги собственникам помещений в многоквартирных домах, расположенных в г. Черкесске по улице: Октябрьской, 5; Октябрьской, 34; Октябрьской, 48; Октябрьской, 50; Октябрьской, 330; Октябрьской, 346; Октябрьской, 50-а; Октябрьской, 52-а; Космонавтов, 30; Космонавтов, 46-а; Космонавтов, 80; Космонавтов, 82; Космонавтов, 54; Космонавтов, 19; Космонавтов, 21; Космонавтов, 52; Зеленой, 44; Зеленой, 46; К. Маркса, 112; К. Маркса, 124-а; Красноармейской, 59; Крупской, 75; Международной, 176; Ленина, 56 были заключены договоры управления многоквартирным домом.

С сентября 2006 года до ноября 2006 года  в соответствии с решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, на основании протоколов общего собрания, МУП «УКЖХ» с собственниками помещений в вышеперечисленных многоквартирных домах, расположенных в г. Черкесске заключены договоры управления многоквартирным домом в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ, согласно которым управляющая компания принимает на себя обязательства за плату оказывать услуги и выполнять работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления домом.

В разделе 6 указанных договоров указано, что договор вступает в силу с 01.01.08, срок действия договора – 5 лет с момента вступления в силу. А многоквартирные дома, расположенные в г. Черкесске по улице: Космонавтов, 2-а, Космонавтов, 5-а и ФИО5, 86, МУП «УКЖХ» не обслуживаются.

В подтверждение своих доводов третьим лицом представлены в материалы дела договоры - по одному договору, заключенному с одним из собственников помещений в двадцати трех многоквартирных домах по вышеперечисленному списку, за исключением трех домов, расположенных по ул. Космонавтов, 2-а, Космонавтов 5-а и ул. ФИО5, 86, а также публичные договоры от 12.09.02 (том Приложение 4, л.д.1-116, т.3 л.д.87-94).

Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица 28.04.07 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании ООО «Жилищно-эксплуатационная компания», основной регистрационный номер 1070917001650 (т.1 л.д.27).

Согласно Уставу, Общество создано в целях оказания жилищно-коммунальных услуг, основным видом деятельности Общества является содержание, ремонт, обслуживание жилых домов. Как следует из ответа Отделения по Карачаево-Черкесской Республике филиала по Южному федеральному округу Федерального государственного учреждения «Федеральный лицензионный центр при Росстрое» (исх. №87) от 25.07.07 на запрос ООО «ЖЭК» Федеральным законом от 08.08.01 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлением Правительства РФ от 21.03.02 №174 «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства» определен порядок лицензирования деятельности по строительству зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом при осуществлении строительства, расширения, реконструкции, капитального ремонта и технического перевооружения. Работы по текущему ремонту (содержанию, обслуживанию жилых домов) лицензированию не подлежат (т.3 л.д.136).

Как пояснил в судебном заседании представитель ООО «ЖЭК», с мая по июнь 2007 года Общество заключило с собственниками многоквартирных домов, которые в порядке статьи 162 Жилищного кодекса РФ выбрали непосредственное управление домом собственниками домов, договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в двадцати шести домах по списку, приобщенному в материалы дела. Указанные договоры и действия собственников помещений в многоквартирных домах по выбору способа управления многоквартирным домом никем не оспорены. Однако Мэрия муниципального образования г. Черкесска, несмотря на неоднократные обращения, не передает техническую документацию вновь созданному Обществу.

Как следует из представленных в материалы дела договоров с собственниками помещений на услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, срок действия указанных договоров – 1 год с момента подписания (том Приложение 1, 2, 3, 5, 6).

В силу статьи 165 Жилищного кодекса РФ в целях создания условий для управления многоквартирными домами, органы местного самоуправления обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм; могут предоставлять управляющим организациям, ТСЖ, жилищным кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов, содействуют повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами.

Часть 1 статьи 165 Жилищного кодекса РФ устанавливает меры, осуществляемые органами местного самоуправления в целях создания благоприятных условий для управления многоквартирными домами собственниками помещений.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства имеют определенные особенности. Большинство полномочий, переданных от органов исполнительной власти, содержатся в рекомендательных нормах. Так, Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 N425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" утверждена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации. При этом органам местного самоуправления рекомендовано разработать региональные программы реформы жилищно-коммунального хозяйства. В названной Концепции содержатся рекомендации органам местного самоуправления ускорить процесс разгосударствления организаций жилищно-коммунального хозяйства, функционирующих в этой сфере, обеспечить реальное равноправие хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и заключение соответствующих договоров на конкурсной основе, осуществлять контроль за установлением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей путем введения оценки объективности расчета затрат предприятий - естественных монополистов и прибыли для формирования цен, а также обеспечивать участие в работе региональных энергетических комиссий всех заинтересованных сторон (органы местного самоуправления, организации по защите прав потребителей, антимонопольные органы и другие) при установлении тарифов как для организаций коммунального хозяйства, так и для организаций - поставщиков топливно-энергетического комплекса; повышать организационно-правовую и финансово-экономическую независимость хозяйствующих субъектов для перехода на договорные отношения в сфере производства жилищно-коммунальных услуг; контролировать обеспечение в рамках договорных отношений гарантированного обслуживания потребителей жилищно-коммунальных услуг на уровне федеральных социальных стандартов; способствовать внедрению приборов индивидуального учета и регулирования расходов воды, тепла, газа и других энергоресурсов.

Таким образом, обеспечение равных условий для деятельности управляющих организаций независимо от их организационно-правовых форм (пункт 1 части 1 указанной статьи) касается не только обеспечения при выборе управляющей организации равных возможностей, как для частных организаций, так и создаваемых в форме муниципальных или государственных предприятий и учреждений.

Согласно пункту 2 части 1 указанной статьи органы местного самоуправления вправе предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья, потребительским жилищным и специализированным кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов. Это могут быть как безвозмездная передача бюджетных средств, так и предоставление бюджетных кредитов и иные способы финансирования, предусмотренные бюджетным законодательством РФ.

Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов. Оплата муниципалитетом (как собственником части помещений) расходов на капитальный ремонт должна производиться в объеме, согласованном всеми собственниками помещений в доме.

В целях демонополизации сферы управления многоквартирными домами органы местного самоуправления должны содействовать повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, и организации обучения лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность (пункт 3 части 1 статьи 165 ЖК РФ). Это требование касается подготовки должностных лиц органов управления товариществ собственников жилья и жилищных кооперативов и содействия развитию института частных управляющих - индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с частью 2 статьи 165 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления и управляющие организации по запросам граждан обязаны предоставлять им информацию об установленных ценах на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых помещений в них, об объемах, перечне и параметрах качества выполняемых работ и оказываемых услуг, а также о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги. Выполнение указанной обязанности не связывается законодателем с тем, установлены ли такие цены и тарифы в результате регулирования органами государственной власти или органами местного самоуправления либо они являются рыночными и установлены по согласованию сторон договоров.

В случае регулирования цен и тарифов, в частности, на коммунальные услуги такую информацию целесообразно запрашивать в органе местного самоуправления, а в случае установления цен и тарифов по согласованию сторон - в управляющей организации.

Установление Жилищным кодексом РФ такой обязанности должно способствовать защите гражданами своих прав потребителей, а также позволит сравнивать предложения различных управляющих организаций, действующих в поселении, и обеспечит оптимальный выбор способа управления многоквартирным домом.

В соответствии с пунктом 39 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.06 №491 (далее – Правила), государственный контроль за содержанием общего имущества осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 40 Правил собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе:

а) получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен;

б) проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы);

в) требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.

Собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 41 Правил).

Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил).

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

Из материалов дела следует, что в отношении Мэрии муниципального образования г. Черкесска Управлением Федеральной антимонопольной службы по КЧР вынесено решение от 26.07.07 и выдано предписание от 27.07.07 №13 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которым Управление обязало Мэрию муниципального образования г. Черкесска в месячный срок с даты получения предписания принять меры по передаче необходимой технической документации ООО «ЖЭК» по всем многоквартирным домам, большинство собственников помещений которых на основании принятых решений о непосредственном управлении многоквартирными домами, заключили договоры на услуги по содержанию и ремонту общего имущества с ООО «ЖЭК» и проинформировать управление в установленном порядке (пункт 1); не создавать препятствия (при передаче технической документации и объектов управления, обслуживания и ремонта) осуществлению деятельности вновь создаваемых в соответствии с Жилищным кодексом РФ хозяйствующих субъектов по управлению, обслуживанию и ремонту многоквартирных домов (пункт 2).

Таким образом, из оспариваемых ненормативных правовых актов Управления следует, что нарушение Мэрией антимонопольного законодательства выражается в непринятии мер по передаче необходимой технической документации ООО «ЖЭК», что создает препятствия (при передаче технической документации и объектов управления, обслуживания и ремонта) осуществлению деятельности ООО «ЖЭК».

Определением суда от 12.11.07 в порядке части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд обязал Управление указать, какие конкретно меры должны были быть предприняты Мэрией для исключения совершения нарушения антимонопольного законодательства, в связи с тем, что в оспариваемых решении и предписании не указаны конкретные меры по передаче технической документации ООО «ЖЭК» должны быть приняты Мэрией и по каким многоквартирным домам, однако истребованная судом информация Управлением не была представлена.

Между тем, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики письмом от 30.07.07 (исх. №803/26) по запросу ООО «ЖЭК» было разъяснено следующее.

Если собственниками помещений многоквартирного дома на общем собрании большинством голосов выбран способ непосредственного управления самими жильцами-собственниками квартир и заключен договор с ООО «ЖЭК» всеми или большинством собственников, то выбор способа управления жильцами считается реализованным. МУП «УКЖХ», оказывавшая ранее услуги по содержанию совместного имущества собственников этого дома обязана передать техническую документацию на этот дом одному из собственников, указанному в решении общего собрания, или если собственник не указан, любому собственнику в таком доме.

В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса РФ, пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.06 №491, многоквартирный дом, в котором помещения принадлежат двум и более различным собственникам, независимо от сведений бухгалтерского учета государственных и муниципальных предприятий или учреждений, реестра учета муниципального (государственного) имущества и от состава муниципальной (государственной) казны не может считаться принадлежащим одному лицу. Общее имущество в таких домах находится в общей долевой собственности всех собственников помещений. Учет многоквартирного дома, помещения в котором принадлежат двум и более собственникам, в реестре муниципального (государственного) имущества и (или) бухгалтерский учет многоквартирного дома на балансе управляющей или иной организации следует считать неправомерным.

В силу части 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив обязаны осуществлять хранение и ведение технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом. Техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.

Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктом 24 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.06 №491:

а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;

б) документы (акты) о приемке результатов работ;

в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;

г) инструкция по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства (по многоквартирным домам, разрешение на введение в эксплуатацию которых получено после 1 июля 2007 года).

В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, согласно пункту 26 указанных Правил включаются:

а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;

б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;

в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);

г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);

д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);

е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.

Согласно части 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана передать имеющуюся в ее распоряжении техническую документацию: вновь выбранной управляющей организации; товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу; в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений одному из собственников, указанному в решении общего собрания о выборе способа управления, или, если собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Реализация выбранного собственниками способа управления многоквартирным домом не зависит от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.06 №75, решение о выборе способа управления многоквартирным домом, считается реализованным собственниками помещений со дня заключения всеми или большинством собственников помещений в многоквартирном доме договоров, предусмотренных статьей 164 Жилищного кодекса РФ.

Согласно части 1 статьи 164 Жилищного кодекса РФ при выборе способа непосредственного управления самими жильцами-собственниками квартир надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договоров оказания услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (жилищно-эксплуатационные, ремонтно-строительные и другие специализированные организации независимо от форм собственности).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что возложение обязанности по передаче технической документации на Мэрию муниципального образования г. Черкесска (орган исполнительной власти), противоречит требованиям части 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, согласно которой управляющая организация обязана передать имеющуюся в ее распоряжении техническую документацию:

- вновь выбранной управляющей организации;

- товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу;

- в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений одному из собственников, указанному в решении общего собрания о выборе способа управления, или, если собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

В материалы дела представлено 18 заявлений, направленных в адрес Мэрии муниципального образования г. Черкесска от лиц, уполномоченных собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных в г. Черкесске по улицам: Космонавтов, 82; Космонавтов, 19; К. Маркса, 112; Космонавтов, 80; Кавказской, 38; Октябрьской, 50; Октябрьской, 34; Космонавтов, 46-а; Космонавтов, 72; Космонавтов, 30; Октябрьской, 330; Октябрьской, 346; Октябрьской, 48; Красноармейской, 59; Зеленой, 46; Октябрьской, 5; Крупской, 75; К.Маркса, 124-а. поступивших в Мэрию 04.06.07, что подтверждается штампами входящей корреспонденции, (т.3 л.д.9-26), из которых следует ходатайство о приеме-передаче многоквартирных домов в связи с выбором на общем собрании непосредственного управления.

Между тем, согласно разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенным в письме от 20.12.06 №14316-РМ/07 при смене управляющей организации или выборе иного способа управления многоквартирным домом, помещения в котором принадлежат двум и более различным собственникам, передача многоквартирного дома или общего имущества в многоквартирном доме по акту новой управляющей организации, товариществу собственников жилья или жилищному кооперативу не производится.

При смене управляющей организации целесообразно составить двухсторонний акт состояния общего имущества в многоквартирном доме. Такой акт подписывается уполномоченным представителем организации, которая осуществляла управление многоквартирным домом, и уполномоченным представителем организации, которая будет управлять многоквартирным домом в дальнейшем. Акт состояния общего имущества может использоваться для оценки результативности работы организации, управлявшей многоквартирным домом до момента составления акта, а также для планирования работ по управлению, обслуживанию и ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.

Таким образом, суд считает, что вышеуказанные обращения в Мэрию о приеме-передаче многоквартирных домов в связи с выбором способа непосредственного управления неправомерны.

Из материалов дела следует, что 04.07.07 ООО «ЖЭК» обратилось в Мэрию муниципального образования г. Черкесска с письмом (исх. №18) о том, что в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса РФ решениями общих собраний собственников помещений в ряде домов выбран способ непосредственного управления домами, с которыми обществом заключены договоры на оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества (т.3 л.д.8). Из указанного письма следует, что ранее в адрес Мэрии собственниками помещений были направлены заявления о проведении процедуры передачи технической документации на эти дома, однако до сих пор МУП «УКЖХ» не передана техническая документация на дома.

Суд критически оценивает указанное письмо, поскольку вышеуказанные обращения уполномоченных лиц собственников помещений в многоквартирных домах, исследованные судом, не содержат требований о передаче технической документации на дома и приходит к выводу о том, что таковых обращений собственников к Мэрии не было.

Более того, с требованиями о передаче технической документации ООО «ЖЭК» должен был обратиться непосредственно в МУП «УКЖХ», которое является самостоятельным юридическим лицом, представитель которого в судебном заседании пояснил, что предприятие располагает всей технической документацией на обслуживаемые им дома, однако ни от собственников помещений в многоквартирных домах, ни от ООО «ЖЭК» никаких обращений о передаче технической документации в адрес МУП «УКЖХ» не поступало, что подтверждается Журналом входящей корреспонденции (т.3 л.д.152-160). Письменные обращения уполномоченных лиц собственников помещений в многоквартирных домах о прекращении обслуживания 14 домов, представленные в материалы дела ООО «ЖЭК» (т.3 л.д.98-111), в МУП «УКЖХ» не поступали, что также подтверждается Журналом входящей корреспонденции предприятия за 2007 год (т.3 л.д.152-160). Каких-либо доказательств направления в адрес МУП «УКЖХ» указанных обращений в материалы дела не представлено.

В порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд предложил лицам, участвующим в деле представить дополнительные доказательства – переписку и все обращения ООО «ЖЭК» и собственников помещений в многоквартирных домах в Мэрию, МУП «УКЖХ» и результаты рассмотрения обращений.

Помимо исследованных выше писем в материалы дела представлено три письма ООО «ЖЭК», адресованные МУП «УКЖХ»: от 31.05.07 №8 о направлении представителя МУП «УКЖХ» для снятия показаний приборов учета по 20 жилым домам по списку (т.3 л.д.97); от 18.06.07 №11 о снятии с регистрации лифтов в отделе по технологическому экологическому надзору Ростехнадзора по КЧР в 8 домах по списку (т.3 л.д.7); от 28.06.07 №14 о принятии участия в работе комиссии по передаче лифтов для обслуживания и дальнейшей их перерегистрации в отделе технологического надзора Ростехнадзора по КЧР (т.3 л.д.96).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что доводыООО «Жилищно-эксплуатационная компания», изложенные в письме при обращении 12.07.07 в УФАС по КЧР с заявлением о ситуации, сложившейся вокруг многоквартирных домов, в которых собственники жилых помещений выбрали непосредственное управление домом собственниками помещений и заключили договоры на обслуживание, текущий ремонт с ООО «ЖЭК», о чем письменно уведомили Мэрию муниципального образования и МУП «УКЖХ», но в нарушение пункта 1 статьи 165 Жилищного кодекса РФ, Мэрия препятствует работе ООО «ЖЭК», ссылаясь на отсутствие решений Думы муниципального образования г. Черкесска по передаче домов на обслуживание, хотя такой порядок никакими нормативными актами не предусмотрен, не нашли подтверждение в судебном заседании.

В соответствии с действующим законодательством, по вопросу передачи технической документации на дома собственники помещений в многоквартирных домах, а не ООО «ЖЭК» должны были обратиться в МУП «УКЖХ», у которого хранится указанная документация, а не в Мэрию муниципального образования г. Черкесска. Непринятие мер по передаче технической документации не повлекла за собой нарушения законных прав и интересов собственников помещений в многоквартирных домах, поскольку реализация выбранного собственниками помещений способа управления многоквартирным домом не зависит от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов.

Как следует из материалов дела, несмотря на отсутствие технической документации на многоквартирные дома, собственники помещений в многоквартирных домах провели общие собрания, выбрали способ управления домами, реализовали решение о выборе непосредственного способа управления многоквартирными домами со дня заключения договоров на обслуживание, следовательно, нарушения антимонопольного законодательства в данном случае отсутствуют.

Данный вывод суда подтверждается и Порядком передачи функций управления многоквартирными домами собственникам помещений в многоквартирном доме, либо товариществу собственников жилья, либо управляющей организации, утвержденным решением Думы г. Черкесска от 09.08.07 №98 (далее по тексту – Порядок), принятым в целях реализации норм Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 06.02.06 №75 и Постановления Правительства РФ от 13.08.06 №491 (т.3 л.д.66-75).

Согласно пункту 1 указанного Порядка передача функций управления многоквартирным домом осуществляется в соответствии с принятым решением о выборе способа управления на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что основанием для передачи функций управления многоквартирным домом является соответствующее заявление СП либо ТСЖ, ЖК, СПК либо УО, направленное в Думу муниципального образования г. Черкесска с комплектом следующих документов при выборе способа управления – непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме: копия протокола общего собрания с приложением реестра вручения сообщений о проведении общего собрания, копия реестра собственников помещений в многоквартирном доме, с указанием сведений о документе, подтверждающим право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в многоквартирном доме, а также сведения о принятых собственниками решениях по вопросам, заявленным в повестке собрания (для собрания, проведенного в форме заочного голосования); копия протокола общего собрания с приложением реестра собственников помещений в многоквартирном доме, регистрационных листов присутствия на собрании (для собрания. Проведенного в форме заочного голосования); реестр определения долей в праве общей собственности на имущество в многоквартирном доме; копии договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, заключенных на основании решений общего собрания указанных собственников; копии договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключенных каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

В соответствии с пунктом 3 Порядка Управление имущественных и земельных отношений совместно с коммунальным отделом: производят проверку предоставленного пакета документов на наличие (отсутствие) каких-либо нарушений действующего законодательства, подготавливают проект решения Думы муниципального образования г. Черкесска о передаче функций управления многоквартирным домом; при принятии решения Думой муниципального образования г. Черкесска о передаче управления многоквартирным домом, направляют письмо с приложением всех необходимых копий в адрес организации (иного лица), которая в настоящий момент производит обслуживание дома, о необходимости передачи функций управления домом в соответствии с выбранным способом (в случае отсутствия нарушений) либо направляет ответ заявителю о необходимости устранения нарушений действующего законодательства (в случае наличия).

На основании пункта 4 вышеуказанного Порядка организация (иное лицо), обслуживающая (ее) дом на момент выбора иного способа управления:

- уведомляет в соответствии с действующим законодательством поставщиков жилищно-коммунальных услуг и муниципальное унитарное предприятие «Единый центр платежей и регистрации» о передаче функций управления домом в соответствии с выбранным способом (копии всех писем направляются в управление имущественных и земельных отношений Мэрии г. Черкесска);

- передает выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, либо в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме, одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме техническую документацию на дом: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества. В случае отсутствия технического паспорта на многоквартирный дом у организации (иного лица), обслуживающей (его) дом на момент выбора способа управления, получение его копии производится в организации, осуществляющей хранение технических паспортов на жилые дома; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленных требованиям; составляет акт приема-передачи технической документации в трех экземплярах и представляет его в управление имущественных и земельных отношений для согласования.

Согласно пункту 5 Порядка управление имущественных и земельных отношений направляет по одному экземпляру акта приема-передачи технической документации (после согласования) всем сторонам, указанным в акте; вносит соответствующие изменения в информационную базу данных по способам управления.

Пунктом 6 Порядка установлено, что управляющая компания, товарищество собственников жилья, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны приступить к управлению домом в зависимости от избранного способа управления. Собственники помещений в многоквартирном доме (при непосредственном управлении) обязаны приступить к управлению домом со дня заключения всеми или большинством собственников помещений в многоквартирном доме договоров, предусмотренных статьей 164 Жилищного кодекса РФ (договоров оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в доме, договоров на поставку коммунальных услуг).

Представленным в материалы дела письменным обращениям собственников многоквартирных домов, расположенных в г. Черкесске по улице: Космонавтов, 52; Октябрьской, 48 (т.3 л.д.44-45, 52, 53, 65); Кавказской, 38 (т.3 л.д.57); Космонавтов, 37 (т.3 л.д.60); Космонавтов, 54 (т.2 л.д.98), в которых указано на нарушение ООО «ЖЭК» требований Жилищного кодекса РФ суд не дает оценку, поскольку предметом доказывания по настоящему делу является проверка законности ненормативных актов УФАС по КЧР, вынесенных в отношении Мэрии муниципального образования, а не проверка законности действий и соблюдение Жилищного кодекса РФ ООО «ЖЭК».

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина взыскивается пропорционально размеру удовлетворенных требований.

В силу пункта 47 статьи 2, пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» от 27.07.06 №137-ФЗ, с 01.01.07 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов возврат заявителю уплаченной суммы государственной пошлины производился из бюджета.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенным в Информационном письме от 13.03.07 №117, с 01.01.07 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в связи с чем, уплаченная заявителем государственная пошлина в силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит взысканию в его пользу с государственного органа, как стороны по делу.

Следовательно, с Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике подлежат взысканию судебные расходы по госпошлине в размере 2 000 руб., оплаченной заявителем при обращении в суд.

В силу статьи 52 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.06 №135-ФЗ решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу. В связи с чем, госпошлина в размере 1 000 руб., излишне уплаченная заявителем платежным поручением от 03.09.07 №767, подлежит возврату из бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 29, 110, 167-170, 176, 181, 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительными, как несоответствующие Федеральному закону «О защите конкуренции» от 26.07.06 №135-ФЗ, решение от 26.07.07 и предписание №13 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 27.07.07, вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике в отношении Мэрии муниципального образования г. Черкесска.

Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике в пользу Мэрии муниципального образования г. Черкесска судебные расходы по госпошлине в размере 2 000 (Две тысячи) руб.

Выдать Мэрии муниципального образования г. Черкесска справку на возврат госпошлины в размере 1 000 (Одна тысяча) руб., излишне уплаченной платежным поручением от 03.09.07 №767.

Исполнительные листы и справку на возврат госпошлины выдать в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месячного срока после его принятия или в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья А. С. Дышекова