Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики
369000 КЧР, г.Черкесск, ул. Ленина, 9, E-mail: info@askchr.arbitr.ru, факс: 26-36-39
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Черкесск Дело № А25-981/2010
16 сентября 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 сентября 2010 года
Решение изготовлено в полном объеме 16 сентября 2010 года
Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Хутова Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Хутовым Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Агрострой»
к Карачаево-Черкесскому республиканскому казенному предприятию «Дирекция капитального строительства», Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики и Министерству строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики
о взыскании задолженности за выполненные работы в размере 8 114 288 руб.,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Агрострой» (далее – истец, общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Карачаево-Черкесскому республиканскому казенному предприятию «Дирекция капитального строительства» (далее – дирекция), Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики (далее – министерство финансов), о взыскании 8 114 288 рублей долга, возникшего вследствие неоплаты выполненных и принятых строительных работ по договору подряда № 10-07 от 06 апреля 2007 г. на строительство объекта: «Реконструкция очистных канализационных сооружений, пос. Домбай, Карачаево-Черкесская республика». К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство строительства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (далее – министерство строительства).
Ранее ООО «Агрострой» было подано исковое заявление о взыскании с ответчиков задолженности за выполненные строительно-монтажные работы в сумме 12 396 540 (двенадцать миллионов триста девяносто шесть тысяч пятьсот сорок) руб. по двум договорам подряда № 05-07 от 30 марта 2007 г. на строительство объекта: «Реконструкция очистных сооружений канализации, г. Теберда, Карачаево-Черкесская республика» и по договору подряда № 10-07 от 06 апреля 2007 г. на строительство объекта: «Реконструкция очистных канализационных сооружений, пос. Домбай, Карачаево-Черкесская республика».
Определением Арбитражного суда КЧР от 21.07.2010 г. исковые требования ООО «Агрострой» в части взыскания задолженности за выполненные работы в размере 8 114 288 руб. по договору подряда №10-07 от 06.04.2007 г. на строительство объекта: «Реконструкция очистных канализационных сооружений, пос. Домбай, Карачаево-Черкесская республика» выделены в отдельное производство.
Определением от 06.09.2010 удовлетворено ходатайство истца и министерство строительства привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
В качестве доводов, служащих обоснованием своих требований, истец указывает, что на основании договора подряда № 10-07 от 06 апреля 2007 г. на строительство объекта: «Реконструкция очистных канализационных сооружений, пос. Домбай, Карачаево-Черкесская республика» заключенного с Карачаево-Черкесским республиканским казенным предприятием «Дирекция капитального строительства» им были выполнены подрядные работы на общую сумму 66 286 848 руб., в т.ч.:
в 2007 г. на сумму 58 374 560 руб.;
в 2008 г. на сумму 7 912 288 руб.;
В подтверждение факта выполнения работ на указанную сумму подтверждается подписанными актами о приемке выполненных работ КС-2, справками о стоимости работ выполненных работ КС-3. В связи с тем, что дирекцией остались неоплаченными выполненные обществом строительные работы по договору подряда, возникла задолженность в размере 8 114 288 руб.
В судебном заседании представитель истца поддержал изложенные в исковом заявлении доводы.
Дирекция в своем отзыве на заявление просит суд в удовлетворении исковых требований к дирекции отказать, утверждая при этом, что все обязательства по договору подряда в части оплаты работ Дирекцией выполнены в соответствии с заключенными договорами о передаче части функций государственного заказчика и в пределах лимитов бюджетных средств. Должником по обязательствам, вытекающим из государственного контракта, на выполнение работ для государственных нужд является само публично-правовое образование.
В представленном отзыве, Министерство финансов просит отказать в удовлетворении исковых требований к ним в полном объеме, полагает, что на основании п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовому образованию, от имени последних выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ. По мнению министерства финансов, главным распорядителем бюджетных средств является министерство строительства.
Министерство строительства в отзыве на исковое заявление против заявленных требований возразило, считает, что у Дирекции отсутствовали законные основания для подписания актов выполненных работ на сумму превышающую стоимость, согласованную с собственником. Подрядные работы по заключенному договору оплачены в полном объеме в соответствии с объемом финансовых средств, предусмотренных в республиканском бюджете на эти цели.
Участвующие в деле в качестве ответчиков Дирекция, Министерство финансов и Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства КЧР, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (подтверждается отметками о получении нарочным судебного определения от 10.09.2010 г. о назначении дела к судебному разбирательству), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие их представителей.
Суд, изучив изложенные в заявлении и отзывах на него доводы, заслушав представителя истца в судебном заседании, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 10.03.2005 г. между ООО «Агрострой» и Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие «Дирекция капитального строительства» был заключен договор подряда № 10-07 от 06 апреля 2007 г. на строительство объекта: «Реконструкция очистных канализационных сооружений, пос. Домбай, Карачаево-Черкесская республика» с дополнительными соглашениями к нему б/н от 06 марта 2008 г., в соответствии с которым истец обязался выполнить в соответствии с утвержденной Заказчиком проектно-сметной документацией, строительно-монтажные работы по реконструкции очистных канализационных сооружений, пос. Домбай, Карачаево-Черкесская республика, в соответствии с договором подряда договор подряда № 10-07 от 06 апреля 2007 г. и сдать ее результаты Заказчику, а Дирекция обязалась принять результат работ и оплатить обусловленную настоящим договором стоимость работ на условиях настоящего договора.
Из условий, предмета договора, характера предстоявших выполнению работ, видно, что договор является государственным контрактом на выполнение подрядных работ для государственных нужд. В силу изложенного при разрешении данного спора подлежат применению нормы §5 наряду с другими нормами главы 37 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).
Так в соответствии со ст. 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу пунктов 1 и 2 ст.764 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту подрядчиком может выступать юридическое или физическое лицо.
По государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Поскольку государственный контракт является разновидностью договора строительного подряда или договора на выполнение проектных и изыскательских работ, соответственно к отношениям, вытекающим из государственного контракта, в части не урегулированной §5 главы 37 ГК РФ применяются нормы ГК РФ о таких договорах.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст.740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.
На основании пунктов 1 и 2 ст.743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии со ст.746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1.2 и 1.3 договора ООО «Агрострой» обязалось выполнить из своих материалов, на своем оборудовании и своими инструментами строительно-монтажные работы по реконструкции очистных канализационных сооружений, пос. Домбай, Карачаево-Черкесская республика, в соответствии с утвержденной Заказчиком проектно-сметной документацией и протоколом №3 заседания конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в открытом конкурсе, а заказчик обязался принять их результат и уплатить обусловленную договором цену.
На основании п. 1.4 договора, с учетом дополнительных соглашений б/н от 06 марта 2008г. к договору, подрядчик должен начать работы 06 апреля 2007 и закончить их 31 декабря 2008 г.
Истцом выполнено в сроки в соответствии с условиями договора подряда, дополнительных соглашений к нему и предъявлено к оплате работ на общую сумму 66 286 848 руб., в т.ч.:
в 2007 г. на сумму 58 374 560 руб.;
в 2008 г. на сумму 7 912 288 руб.;
Договор подряда и дополнительные соглашения к нему, заключались во исполнение постановлений и распоряжений Правительства КЧР, согласно которых выделялись бюджетные средства для финансирования строительства объекта «Реконструкция очистных канализационных сооружений, пос. Домбай, Карачаево-Черкесская республика» (далее по тексту – объект ).
В общей сложности в 2007 г. и 2008 г. в бюджет было заложено 65 000, 00 тыс. руб., в т.ч.:
в федеральный бюджет – 55 000, 00 руб.;
в республиканский бюджет – 10 000, 00 руб.;
Так в 2007 г., в соответствии с постановлением Правительства КЧР №99 от 28.03.2007 г. «О перечне строек и объектов для республиканских государственных нужд на 2007 г., финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных в республиканском бюджете на 2007 г.» (копия прилагается ), для строительства объекта в бюджете было предусмотрено 3 000, 00 тыс. руб.
В соответствии с распоряжением Правительства КЧР №174-р от 25.04.2007 г. «Об осуществлении платежей государственных капитальных вложений, финансируемых за счет средств федерального бюджета» было выделено на строительство объекта 55 000, 00 тыс. руб.
В соответствии с указанным постановлением Правительства КЧР, а также утвержденной КЧРКП ДКС проектно-сметной документацией и протоколом заседания конкурсной комиссии был заключен договор № 10-07 от 06 апреля 2007 г. по строительству объекта: «Реконструкция очистных канализационных сооружений, пос. Домбай, Карачаево-Черкесская республика».
Согласно п. 3.3. данного договора подряда стоимость работ, поручаемых Подрядчику в 2007 г. составила 57 125, 0 тыс. руб. (48 411, 02 тыс. руб., кроме того НДС – 8 713, 98 тыс. руб.).
Все, предусмотренные в 2007 г. работы были Истцом выполнены в полном объеме на сумму 58 374 560 руб. Факт выполнения Подрядчиком и принятия Заказчиком работ на указанную сумму подтверждается следующими актами о приемке выполненных работ КС-2, справками о стоимости работ выполненных работ КС-3 и товарными накладными (копии прилагаются) :
- 1 671 698 руб. (КС-3 №1 от 18.05.2007 г.; КС-2 №1от 18.05.2007 г.);
- 11 460 932 руб. (КС-3 №2 от 15.08.2007 г.; КС-2 №2 от 15.08.2007 г.; КС-2 №3 от 15.08.2007 г.; товарная накладная №189 от 28.09.2007 г.);
- 3 368 009 руб. (КС-3 №3 от 17.08.2007 г.; КС-2 №2 от 14.08.2007 г.);
- 14 870 736 руб. (КС-3 №4 от 24.09.2007 г.; КС-2 №4 от 24.09.2007 г.);
- 17 339 826 руб. (КС-3 №5 от 31.10.2007 г.; КС-2 №5 от 31.10.2007 г.; КС-2 №6 от 31.10.2007 г.; КС-2 №7 от 31.10.2007 г.; КС-3 №1 от 06.11.2007 г.; КС-2 №1 от 06.11.2007 г.; КС-2 №2 от 06.11.2007 г.; акт сдачи-приемки работ №2 от 25.10.2007 г.; товарная накладная №29 от 19.10.2007 г.; товарная накладная №1036 от 17.10.2007 г.; товарная накладная №500 от 20.09.2007 г.; товарная накладная №ВОК00145 от 21.09.2007г.; товарная накладная №153 от 28.08.2007 г.; товарная накладная №2 от 12.12.2007 г.);
- 7 166 146 руб. (КС-3 №6 от 12.12.2007 г.; КС-2 №8 от 12.12.2007 г.; КС-2 №9 от 12.12.2007 г.; КС-2 №10 от 12.12.2007 г.; КС-2 №11 от 12.12.2007 г.; КС-3 №3 от 25.11.2007 г.; КС-2 №3 от 25.11.2007 г.; КС-3 б/н от 12.12.2007 г.; КС-3 б/н от 12.12.2007 г.; товарная накладная №189 от 28.09.2007 г.; товарная накладная №3 от 02.11.2007 г.);
- 2 497 213 руб. (КС-3 №7 от 24.12.2007 г.; КС-3 б/н от 12.12.2007 г.; КС-2 б/н от 12.12.2007 г. акт сдачи-приемки работ №2 от 20.12.2007 г.; акт № 256 от 21.12.2007 г.; товарная накладная №1070 от 14.11.2007 г.; товарная накладная №15 от 07.110.2007 г.);
Правительством КЧР 29.12.2007 г., принято постановление №506 от «О внесении изменений в постановление Правительства КЧР от 28.03.2007 г. №99 «О перечне строек и объектов для республиканских государственных нужд на 2007 г., финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных в республиканском бюджете на 2007 г.»». Согласно указанного постановления Правительства КЧР сумма, выделяемая для строительства объекта, была снижена на 1 000, 00 тыс. руб. – с 3 000, 00 тыс. руб. до 2 000, 00 тыс. руб. Из материалов дела видно, что на момент принятия указанного постановления, предусмотренные в 2007 г. строительные работы уже были выполнены в полном объеме.
В 2007 г. Заказчиком было оплачено работ всего на общую сумму 57 388 560 руб. следующими платежами (копии платежных поручений прилагаются) :
- 868 500 руб. – платежным поручением №20 от 26.04.2007 г.
- 861 500 руб. – платежным поручением №28 от 18.05.2007 г.
- 810 198 руб. – платежным поручением №27 от 18.05.2007 г.
- 11 898 642 руб. – платежным поручением №163 от 16.08.2007 г.
- 10 789 200 руб. – платежным поручением №219 от 26.09.2007 г.
- 4 603 207 руб. – платежным поручением №291 от 19.11.2007 г.
- 1 300 руб. – платежным поручением №292 от 19.11.2007 г.
- 2 978 208 руб. – платежным поручением №319 от 03.12.2007 г.
- 2 497 213 руб. – платежным поручением № __ от 12.12.2007 г.
- 6 630 592 руб. – платежным поручением №343 от 14.12.2007 г.
Таким образом, в 2007 г. остались не оплаченными принятые работы на сумму 986 000 руб. (58 374 560 руб. – 57 388 560 руб. = 986 000 руб.)
Постановлением Правительства КЧР от 20.02.2008 г. №52 а «О перечне строек и объектов для республиканских государственных нужд на 2008 г., финансируемых за счет бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, предусмотренных в республиканском бюджете на 2008 г.» было выделено 5 000 000 руб.
Постановлением Правительства КЧР от 20.02.2008 г. №53 а «О перечне строек и объектов для республиканских государственных нужд, финансируемых в 2008 г., за счет дополнительных доходов республиканского бюджета» на погашение кредиторской задолженности по данному объекту было выделено 2 000 000 руб., а всего в 2008 г. из бюджета было выделено 7 000 000 руб.
В соответствии с вышеуказанными постановлениями Правительства КЧР Заказчиком – КЧРКП ДКС с истцом было заключено два дополнительных соглашения к договору подряда, в соответствии с которыми Подрядчику поручено выполнение работ в 2008 г. на общую сумму 6 844 , 00 тыс. руб.:
- дополнительное соглашение б/н от 06.03.2007 г. предусматривало выполнение работ Подрядчиком в 2008 г. на сумму 4 900, 00 тыс. руб. (4 152, 54 тыс. руб., кроме того НДС – 747, 46 тыс. руб.);
- дополнительное соглашение б/н от 06.03.2007 г. предусматривало выполнение работ Подрядчиком в 2008 г. на сумму 1 944, 00 тыс. руб. (1 594, 08 тыс. руб., кроме того НДС – 349, 92 тыс. руб.);
Все, предусмотренные в 2008 г. работы были Подрядчиком выполнены в полном объеме на сумму 7 912 288 руб. Факт выполнения Подрядчиком и принятия Заказчиком работ на указанную сумму подтверждается следующими актами о приемке выполненных работ КС-3 №1 от 10.07.2008 г.; КС-2 №1от 10.07.2008 г.; КС-3 №2 от 10.07.2008 г.; КС-2 №2 от 10.07.2008 г.; КС-2 №3 от 10.07.2008 г.
Платежным поручением №39 от 23.05.2008 г. было оплачено работ на общую сумму 784 000 руб., после чего неоплаченными остались работы на сумму 7 128 288 руб. (7 912 288 руб. – 784 000 руб. = 7 128 288 руб.).
По аналогии с 2007 г., Правительством КЧР было принято постановление №513 от 30.12.2008 г. «О внесении изменений в постановление Правительства КЧР от 20.02.2008 г. №52 а «О перечне строек и объектов для республиканских государственных нужд на 2008 г., финансируемых за счет бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, предусмотренных в республиканском бюджете на 2008 г.»». Согласно указанного постановления Правительства КЧР, сумма выделяемых для строительства объекта средств, была снижена на 4 200 000 руб. – с 5 000 000 руб. до 800 000 руб.
Постановление Правительства КЧР от 20.02.2008 г. №53 а «О перечне строек и объектов для республиканских государственных нужд, финансируемых в 2008 г., за счет дополнительных доходов республиканского бюджета» осталось неисполненным в полной мере.
Таким образом, в общей сложности Заказчиком не оплачено за 2007 г. и 2008 г. выполненных подрядных работ в общей сложности на сумму 8 114 288 руб. (986 000 руб. + 7 128 288 руб. = 8 114 288 руб.
Согласно п. 1.4.1. вышеуказанных договоров подряда Работа считается выполненной после подписания акта приема-сдачи работ Заказчиком.
Истец выполнил свои обязательства и сдал выполненные по договору работы своевременно и надлежащим образом, что подтверждается двусторонними актами о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справками о стоимости выполненных работ (форма КС-3).
В соответствии с п. 2.3.2. этих договоров подряда Заказчик обязан оплатить работы с момента приемки результатов работ.
Указанная задолженность также подтверждается актом сверки взаимных расчетов между ООО «Агрострой» и КЧР КП «ДКС».
Согласно п. 1 ст. 746 ГК РФ, оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. Порядок и условия оплаты выполненных Подрядчиком работ определены заключенным между истцом и дирекцией договором подряда.
Ст. 309 ГК РФ гласит, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В ст. 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Таким образом, поскольку работы подрядчиком (истцом) выполнены и приняты заказчиком суд считает, что в соответствии с договором подряда и приведенными нормами ГК РФ, у дирекции возникла обязанность по оплате стоимости выполненных строительно-монтажных работ в размере 8 114 288 руб. (восемь миллионов сто четырнадцать тысяч двести восемьдесят восемь) руб. При этом, следует иметь ввиду, что материалами дела не подтверждается право заказчика отказаться от оплаты выполненных работ после их приемки, без указания причин послуживших основанием для этого, актах приемки выполненных работ или в отдельном соглашении.
По своей организационно-правовой форме КЧРКП ДКС является унитарным предприятием.
Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется параграфом 4 главы 4 ГК РФ и Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
В силу п. 5 ст. 113 ГК РФ и п. 1 ст. 7 Федерального закона N 161-ФЗ от 14.11.2002 унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Исходя из смысла норм п. 5 ст. 115 ГК РФ и п. 3 ст. 7 Федерального закона N 161-ФЗ от 14.11.2002 Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, являющиеся собственником имущества казенного предприятия несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности его имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. При этом федеральный законодатель закрепил положение, согласно которому к указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Исходя из смысла ст. 1071 ГК РФ от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 2.1, 3.1.4. Положения о Министерстве финансов Карачаево-Черкесской Республики (утвержденного постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22.10.2008 № 382), Министерство финансов КЧР является исполнительным органом государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, проводящим единую государственную политику в финансовой, бюджетной и налоговой областях. Министерство координирует деятельность иных органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в сфере финансовой, бюджетной и налоговой политики, осуществляет общее руководство организацией финансов в Карачаево-Черкесской Республике. Основными задачами деятельности Министерства является, в том числе, обеспечение концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики.
Согласно пункту 3.1.28 Положения, Министерство финансов КЧР защищает интересы казны Карачаево-Черкесской Республики в судах Российской Федерации в порядке, установленном действующим законодательством, ведет учет республиканских целевых программ, планирует ассигнования на реализацию принятых к финансированию республиканских целевых программ из республиканского бюджета и осуществляет контроль за их исполнением (пункт 3.1.38 Положения).
Таким образом, исходя из взаимосвязи вышеуказанных норм, следует, что при недостаточности средств у КЧРКП ДКС для исполнения обязательств по оплате Истцу задолженности по договору подряда, необходимо привлекать к субсидиарной ответственности собственника казенного предприятия – Карачаево-Черкесскую республику в лице Министерства финансов Карачаево-Черкесской республики, как орган, выступающий в арбитражном процессе от имени республики.
Суд в порядке ст. 125 ГК РФ в качестве надлежащего ответчика по делу привлек Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики, являющееся уполномоченным финансовым органом субъекта федерации. При этом суд исходит из того, что приобретателем результата работ является субъект Российской Федерации – Карачаево-Черкесская республика, в связи с чем денежные обязательства подлежат исполнению за счет казны субъекта, в соответствии с п.12. Постановления Пленума Верховного суда РФ №6 и Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №8 от 01.07.1996г.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков, судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005).
Согласно пункту 17 указанного постановления, если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
В силу названных правовых норм и указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является Карачаево-Черкесская Республика в лице Министерства финансов КЧР, поскольку из изложенного видно, что убытки возникли из неосновательного обогащения республики и денежные средства должны быть возвращены из ее бюджета.
Судом не может быть принят во внимание довод Министерства финансов КЧР в связи с тем, что Постановлением Пленума Верховного суда РФ №6 и Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №8 от 01.07.1996г., а также Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №23 от 22.06.2006г. (как указывалось выше) по спорам с участием публично-правового образования (субъект РФ), взыскание производится за счет казны соответствующего субъекта в лице его финансового органа, т.е. Министерства Финансов КЧР.
Не является основанием для отказа в иске и то обстоятельство, что в бюджет Карачаево-Черкесской республики не закладывались достаточные средства для оплаты выполненных ООО «Агрострой» подрядных работ, в соответствующий период, поскольку данная обязанность лежит на публично-правовом образовании и выполнение функций государственного органа, и ненадлежащее выполнение им своих функций нельзя возлагать на других субъектов гражданских правоотношений.
Рассматривая вопрос о государственной пошлине, суд приходит к следующему.
Пунктом 1.1 (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) статьи 333.37 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде и она не подлежит взысканию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
1. Исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Агрострой» удовлетворить.
2. Взыскать с Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» в пользу истца – ООО «Агрострой» сумму долга по оплате выполненных и принятых работ в размере 8 114 288 (восемь миллионов сто четырнадцать тысяч двести восемьдесят восемь) руб. – по договору подряда № 10-07 от 06 апреля 2007 г. на строительство объекта: «Реконструкция очистных канализационных сооружений, пос. Домбай, Карачаево-Черкесская республика».
3. При недостаточности средств Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» взыскать в пользу Истца – ООО «Агрострой» с Карачаево-Черкесской республики в лице Министерства финансов Карачаево-Черкесской республики за счет казны Карачаево-Черкесской республики в порядке субсидиарной ответственности.
4. В удовлетворении исковых требований за счет Карачаево-Черкесской республики в лице Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства КЧР за счет Казны Карачаево-Черкесской республики, отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Хутов Т.Л.