ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-10449/20 от 20.01.2021 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

                               Дело №

  А26-10449/2020

            Резолютивная часть решения  объявлена  20 января 2021 года.

            Полный текст решения изготовлен   20 января 2021 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Васильевой Л.А.,  

при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Ивановой Л.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Петрозаводску к Обществу с ограниченной ответственностью «Тетрис» о привлечении к административной ответственности  по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии представителей:

заявителя, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Петрозаводску, -   ФИО1, по доверенности от 19.01.2021 №30/21; ФИО2, по доверенности 19.01.21 №30/22;

ответчика, Общества с ограниченной ответственностью «Тетрис», -  не явился;

установил:

            Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Петрозаводску (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Тетрис» (далее – ответчик, Общество) о привлечении к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Требования мотивированы нарушением Обществом положений статьи 19 Федерального закона 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон №38-ФЗ), выразившимся в размещении рекламы без соответствующего разрешения органа местного самоуправления.

В отзыве на заявление ответчик факт совершения правонарушения не оспорил; сослался на то, что после получения предписания баннерные рекламные конструкции были демонтированы, то есть  нарушения были устранены до момента составления протокола в отношении Общества; с учетом статей 3.4, 4.4.1 просил суд назначить наказание в виде предупреждения.

Представители заявителя в заседании суда поддержали требование по изложенным в заявлении основаниям; считали возможным назначить наказание в виде предупреждения; не возражали завершить предварительное судебное заседание и  перейти к рассмотрению дела по существу в настоящем судебном заседании.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в суд не обеспечил, возражений о завершении предварительного судебного заседания и открытии судебного заседания в первой инстанции не представил; направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

            Учитывая отсутствие возражений  ответчика, с согласия представителей  заявителя, суд завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству.

Судебное заседание проведено в отсутствие представителя ответчика   в порядке, установленном частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Заслушав объяснения представителей заявителя, изучив материалы дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.

   Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Тетрис» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.

 19 октября 2020 года в г. Петрозаводске в 15 час. 04 мин. инспектором Отдела исполнения административного законодательства Управления МВД России по городу Петрозаводску, капитаном полиции ФИО1 на крыше здания ТЦ «Тетрис», расположенного по ул. Мерецкова, д. 11,  установлен факт эксплуатации юридическим лицом 1 рекламной конструкции в виде электронного табло, с информацией на рекламной конструкции: «Бронируйте товары онлайн забирайте в удобной аптеке; Выгодные покупки с картой Сбербанка! Обменивайте бонусы СПАСИБО на скидку до 50 % при покупке от 200 руб.; Будь здоров! Сеть близких тебе аптек www.budzdorov.ru 8800 7777 003; Салон связи Теле2 на 1-м этаже денежный переводы 0 % ТЕLE2; Торговый развлекательный центр ТЕТРИС; РУССКОЕ РАДИО 25 все будет хорошо; МатрасовЪ КРОВАТИ от 5260 руб. ул. Мерецкова д. 11 ТЦ «Тетрис» +7-921-226-85-56 МАТРАСЫ от 2500 руб.», без соответствующего разрешения на ее установку и эксплуатацию.

21 октября 2020 года в г. Петрозаводске в 12 час. 50 мин. инспектором Отдела исполнения административного законодательства Управления МВД России по городу Петрозаводску, капитаном полиции ФИО1 на фасаде здания ТЦ «Тетрис», расположенного по ул. Мерецкова, д. 11 установлен факт эксплуатации юридическим лицом 1 рекламной конструкции в виде баннера, с информацией на рекламной конструкции: «Мираж cinema. БИСТРО в мираж синема 5 этаж. РАБОТАЕМ КАЖДЫЙ ДЕНЬ! С 12:00 до 22:00. Ланчи с 12:00 до 16:00 по будням!», без соответствующего разрешения на ее установку и эксплуатацию.

Ранее данные факты выявлены сотрудниками Администрации Петрозаводского городского округа.

По выявленным фактам 12 ноября 2020 года  инспектором Отдела исполнения административного законодательства Управления МВД России по городу Петрозаводску, капитаном полиции ФИО1 в отношении Общества составлен протокол № 2020012000897 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.37 КоАП РФ.

На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 КоАП РФ.

Проверив в соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру привлечения Общества к административной ответственности, суд не установил нарушений гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого лица, а равно иных нарушений, носящих существенный характер и являющихся самостоятельным основанием для отказа в привлечении к административной ответственности. Все необходимые сведения, подлежащие обязательному отражению в силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе, имеются. Срок привлечения к ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ на момент рассмотрения дела не истек.

Оценив обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с положениями пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также – разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В силу части 10 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Статьей 14.37 КоАП РФ установлена административная ответственность за установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Осуществляя предпринимательскую деятельность, ответчик должен предполагать возможность наступления негативных последствий, вызванных отсутствием должного контроля за своей деятельностью, в том числе в части получения необходимых для размещения рекламы разрешений.

Отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций подтверждено материалами дела и ответчиком не оспаривается.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Вина Общества заключается в пренебрежительном отношении к установленному государством порядку в сфере разрешительной системы и исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований законодательства, регулирующего порядок размещения и эксплуатации рекламных конструкций. Доказательств, подтверждающих отсутствие у ответчика возможности соблюдения требований законодательства о рекламе или наличие иных обстоятельств, исключающих вину ответчика, в материалы дела не представлено.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не конкретизирует форму вины, при которой Общество может быть привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанное административное правонарушение может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности (часть 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При таких обстоятельствах, суд считает установленными наличие в действиях ответчика состава административного правонарушения и основания для привлечения к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд, оценив характер совершенного правонарушения и степень общественной опасности, исходя из конкретных обстоятельств дела, не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительными.

Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Данная норма устанавливает не право, а обязанность лица, рассматривающего вопрос о привлечении к административной ответственности, в определенных случаях производить замену административного наказания в виде штрафа на предупреждение.

В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ - предупреждение это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 10.10.2017 № 2255-О, наличие таких специальных правил (особых условий) назначения административных наказаний, касающихся субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников (руководителей и иных должностных лиц), ориентирует органы административной юрисдикции на приоритетное применение к ним за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное посредством государственных или муниципальных контрольно-надзорных мероприятий, административного наказания в виде предупреждения, в том числе в случаях, когда санкция соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ не предусматривает возможности его назначения, что, по сути, согласуется с основными целями и принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (статья 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

  Судом установлено, что Общество является субъектом малого предпринимательства. Кроме того, доказательств наличия обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4, пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, в том числе доказательства привлечения Общества ранее к административной ответственности по статье 14.37 названного Кодекса, Управлением в материалы дела не представлено.

Учитывая степень общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, совершение Обществом правонарушения впервые, арбитражный суд назначает административное наказание в виде предупреждения.

На основании изложенного, требование Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Петрозаводску о привлечении Общества к ответственности подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 177, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Судья                                                                          Васильева Л.А.