ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-1253/19 от 06.03.2019 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Петрозаводск

                               Дело №

  А26-1253/2019

Резолютивная часть решения объявлена  06 марта 2019 года.

Полный текст решения изготовлен   марта 2019 года .

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Буга Н.Г.,  

при ведении протокола судебного заседания с применением технических средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Дрокиной М.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия

о признании незаконным и отмене Постановления по делу № 03-17/125-2018 об административном правонарушении от 29 января 2019 года

при участии в судебном заседании:

заявителя, Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада» - ФИО1, представитель, доверенность № 122 от 24.04.2018 года, личность установлена на основании предъявленного паспорта;

ответчика, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия – ФИО2, главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, доверенность № 03 от 09.01.2019 года, личность установлена на основании предъявленного паспорта,

установил: Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес места регистрации: 196247, город Санкт - Петербург, площадь Конституции, дом 3, литер А, помещение 16Н) (далее – заявитель, Общество, сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес места регистрации: 185031, <...>) (далее – ответчик, управление, антимонопольный орган, административный орган) о признании незаконным и отмене Постановления по делу № 03-17/125-2018 об административном правонарушении от 29 января 2019 года в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере, превышающем 300 000 руб. 00 коп.

Оспариваемым Постановлением заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 650 000 руб. 00 коп. за повторное нарушение установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям, выразившееся в нарушении срока исполнения обязательств по договору № 34-01971С/17 от 09.10.2017 года об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств для энергоснабжения участка, расположенного по адресу: 186730, Республика Карелия, Лахденпохский район, поселок Райвио (далее – договор технологического присоединения), заключенному с ФИО3 (далее – потребитель).

В обоснование заявления Общество ссылается на следующие обстоятельства: выполнение мероприятий по технологическому присоединению в целях исполнения обязательств по договору № 34-01971С/17 от 09.10.2017 года осуществлялось в рамках инвестиционного проекта: «Реконструкция ВЛ-10 кВ Л-08с-08-4 с устройством линейного ответвления ВЛЗ-10 кВ, монтажом ТП-10/0,4 кВ Лахденпохский район, поселок Райвио (технологическое присоединение ФИО3 №34-01971С/17 от 02.10.2017 г., ФИО4 № 34-01971С/17 от 03.10.2017 и др.)» (идентификатор инвестиционного проекта в инвестиционной программе ИП № 002-31-1-01.32-2115), подлежавшего реализации посредством привлечения соответствующей подрядной организации по результатам торгов, проведенных в порядке, регламентированном положениями Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». При соблюдении процедур названного Закона, только 31.01.2019 года по результатам повторной закупки (извещение № 31807331024 опубликовано на ЭТП 20.12.2018 года) был определен победитель торгов на право заключения договора подряда в целях осуществления комплекса спорных работ по технологическому присоединению в лице Общества с ограниченной ответственностью «Электрокомплект» с установлением срока выполнения названных работ – август 2019 года. Исходя из приведенных обстоятельств, Общество полагает, что нарушение срока выполнения спорных работ явилось следствием объективных факторов, не зависящих от воли  Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада», а обусловленных необходимостью соблюдения нормативно установленных закупочных процедур, а также спецификой  и объемом спорных работ, требующих значительно продолжительного периода их выполнения. Кроме того, Общество выразило мнение о несоответствии размера административного штрафа характеру и степени общественной опасности вменяемого правонарушения, ссылаясь на то, что правонарушение не имело вредных общественно - опасных последствий. В связи с изложенным заявитель просит снизить размер административного штрафа до 300 000 рублей в порядке статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приняв также во внимание тяжелое финансовое положение Публичного акционерного общества «Межрегиональная сетевая распределительная компания Северо - Запада», которое, по мнению заявителя, подтверждается бухгалтерским балансом Общества за 2017 год, согласно которому по результатам 2017 года убыток Общества составляет более 2 млрд. руб.

Ответчик, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направил суду отзыв на заявление, в котором заявленные требования не признал в полном объеме. Просит отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, поскольку в действиях заявителя установлены нарушения подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, которые выразились в нарушении Обществом императивно установленного срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, равного одному году с даты заключения договора № 34-01971С/17 от 09.10.2017 года об осуществлении технологического присоединения. Управление полагает, что Общество необоснованно приступило к выполнению мероприятий по технологическому присоединению лишь спустя 7 месяцев с момента заключения названного договора, тем самым лишив себя возможности выполнить работы по технологическому присоединению в срок, установленный договором и Правилами технологического присоединения. Настаивая на соразмерности и обоснованности вменяемого административного штрафа, Управление ссылается на неоднократное виновное бездействие Общества, выразившееся в нарушении сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению.

Учитывая отсутствие возражений сторон относительно завершения стадии подготовки дела к судебному разбирательству и открытия судебного разбирательства в первой инстанции, а также то, что представленных материалов достаточно для разрешения спора по существу, суд в соответствии с частью 1 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил подготовку дела к судебному разбирательству и перешел к судебному разбирательству в настоящем судебном заседании.

Представитель заявителя в судебном заседании заявил ходатайство в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об уточнении заявленных требований. Просит суд признать незаконным и отменить Постановление по делу № 03-17/125-2018 об административном правонарушении от 29 января 2019 года в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере, превышающем 300 000 руб. 00 коп., а в случае неустановления судом оснований применения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях просил суд признать незаконным и отменить Постановление по делу № 03-17/125-2018 об административном правонарушении от 29 января 2019 года в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере, превышающем 600 000 руб. 00 коп. В уточненной части заявленные требования мотивировал тем, что состав правонарушения по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитывает повторность совершения правонарушения по части 1 этой же статьи в качестве квалифицирующего, в связи с чем повторность совершения спорного правонарушения не может рассматриваться в качестве самостоятельного основания, отягчающего ответственность Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада».

Представитель ответчика не возражал против удовлетворения заявленного ходатайства.

Согласно статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворив корреспондирующее ходатайство заявителя, принял к производству уточненные требования.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, с учетом принятого судом уточнения заявленных требований. Дополнительно пояснил, что в настоящее время по результатам повторной закупки Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада» заключило с Обществом с ограниченной ответственностью «Электрокомплект» договор подряда № 75 от 18.02.2019 года, по условиям которого приняло на себя обязательства по производству комплекса работ по технологическому присоединению энергопринимающих объектов в том числе ФИО3 в срок до конца августа 2019 года (пункт 3.2 названного договора и Приложение №2 к нему).

В судебном заседании представитель ответчика заявленные требования не признал в полном объеме. Поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление.

Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд находит установленными следующие обстоятельства.

Как следует из материалов административного дела № 03-17/125-2018, основанием для его возбуждения послужило заявление ФИО3 от 29.11.2018 года, поступившее в Управление 07.12.2018 года и содержавшее жалобу на действия Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада», выразившиеся в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с договором № 34-01971С/17 от 09.10.2017 года об осуществлении технологического присоединения, заключенным между Публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада» и ФИО3.

Определением от 18.12.2018 года антимонопольный орган возбудил в отношении Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада» дело об административном правонарушении № 03-17/125-2018, назначил проведение административного расследования, привлек ФИО3 к участию в деле в качестве потерпевшего, уведомил Общество и потерпевшего о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по установленному факту нарушения порядка технологического присоединения к электрическим сетям.

Определение было получено Обществом по адресу филиала – 24.12.2018 года, а потерпевшим – 10.01.2019 года, что подтверждается почтовым уведомлением с реестром отправки заказной почтовой корреспонденции и сведениями, полученными по системе отслеживания регистрируемой почтовой корреспонденции на официальном сайте Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России".

При этом, Управлением был установлен и отражен в протоколе факт повторного нарушения Обществом сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению, регламентированных подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.

Протокол вручен представителю Общества в день его составления (о чем свидетельствует подпись представителя Общества в самом протоколе), а также с Определением Управления от 16.01.2019 года о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении получен Обществом и потерпевшим посредством почтовой связи 23.01.2019 года, 24.01.2019 года, 28.01.2019 года, соответственно, что подтверждается почтовыми уведомлениями с реестром отправки заказной почтовой корреспонденции и сведениями, полученными по системе отслеживания регистрируемой почтовой корреспонденции на официальном сайте Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России".

29 января 2019 года заместителем руководителя Управления ФИО6 с участием полномочного представителя Общества ФИО1 в отсутствие надлежаще извещенного потерпевшего вынесено Постановление о наложении штрафа по делу № 03-17/125-2018 об административном правонарушении, которым Общество, с учетом привлечения к административной ответственности по статье 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 650 000 рублей. При вынесении Постановления учтена неоднократность повторного привлечения к административной ответственности и факт неосуществления Обществом мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям Общества на момент рассмотрения дела, в связи с чем, размер штрафа увеличен относительно минимального на 50 000 рублей.

В этот же день по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем руководителя Управления ФИО6 вынесено Представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, которым на Общество возложена обязанность принять меры по организации работы Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада» таким образом, чтобы обеспечить подключение к электрическим сетям объектов заявителей в установленный законом срок, в том числе посредством своевременного финансирования мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей, а также меры скорейшего технологического присоединения объекта ФИО3 с соблюдением требований, предусмотренных Правилами технологического присоединения.

Постановление о наложении штрафа и Представление получены Публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада» по юридическому адресу – 06.02.2019 года, и по адресу местонахождения филиала – 01.02.2019 года, о чем свидетельствуют почтовые уведомления.

Не согласившись с указанным Постановлением, Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада» обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд. Просит суд признать незаконным и отменить Постановление по делу № 03-17/125-2018 об административном правонарушении от 29.01.2019 года в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере, превышающем 300 000 рублей.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В силу пункта 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Обнаружение факта административного правонарушения влечёт осуществление всех последующих действий административного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматривают федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных органов вправе руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители (пункт 3 части 2 статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Проверив в соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру привлечения заявителя к административной ответственности в рамках административного дела № 03-17/125-2018 и предшествующие этому действия административного органа, суд не усматривает существенных процессуальных нарушений, являющихся самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.

Процессуальные документы по делу об административном правонарушении № 03-17/125-2018 были составлены уполномоченными должностными лицами Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия в пределах срока давности, установленного статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и составляющего один год со дня совершения административного правонарушения (за нарушение законодательства об электроэнергетике); о времени и месте проведения процессуальных действий привлекаемое лицо и потерпевший извещены надлежащим образом; Общество обеспечило явку своего представителя для участия в них.

Оценив существо вменяемого правонарушения, суд приходит к следующим выводам.

Во исполнение корреспондирующей заявки ФИО3 (дата поступления Публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада» 02.10.2017 года; входящий номер 2648) между Публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада» и ФИО3 заключен договор № 34-01971С/17 от 09.10.2017 года об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств для энергоснабжения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: 186730, Республика Карелия, Лахденпохский район, поселок Райвио, кадастровый номер земельного участка 10:12:0020302:7; выданы технические условия от 09.10.2017 года № 34-01971С/17-001, подробно регламентирующие обязательства каждой из сторон в целях реализации мероприятий по технологическому присоединению. 

В силу пункта 10 договора стоимость технологического присоединения составила 12 744 руб. 00 коп. и подлежала оплате в течение 15 календарных дней с даты заключения договора.

Согласно пункту 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861, договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Таким образом, с учетом факта получения Обществом 08.12.2017 года подписанного ФИО3 договора № 34-01971С/17, договор надлежит считать заключенным с 08.12.2017 года.

Оплата услуг по договору произведена потребителем в полном объеме в размере 12 744 руб. 00 коп. по чеку от 11.12.2017 года, что является надлежащим исполнением платежных обязательств по пункту 10 договора.

В соответствии с пунктом 5 договора срок выполнения мероприятий по техническому присоединению энергопринимающих устройств для энергоснабжения участка, расположенного по адресу: 186730, Республика Карелия, Лахденпохский район, поселок Райвио, установлен равным 1 году со дня заключения договора.

Таким образом, мероприятия по технологическому присоединению в порядке реализации условий этого договора подлежали выполнению в срок до 08.12.2018 года, учитывая, что договор считается заключенным с 08.12.2017 года.

По результатам осмотра энергопринимающих устройств заявителя Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада» выявило ряд замечаний, о чем составило акт от 23.07.2018 года, и направило перечень замечаний с письмом от 30.07.2018 года № МР2/3-50/297-10/2067 в адрес ФИО3.

 Письмом от 18.09.2018 года (поступившим в адрес Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада» 19.09.2018 года) ФИО3 сообщил сетевой организации об устранении вышеуказанных замечаний и, как следствие, о полном выполнении им собственных обязательств по техническим условиям от 09.10.2017 года № 34-01971С/17-001.

Повторный осмотр энергопринимающих устройств заявителя, проведенный Публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада» в присутствии ФИО3, подтвердил данные обстоятельства, что отражено в акте от 18.10.2018 года.

Таким образом, установленные техническими условиями обязательства по техническому присоединению, возложенные на ФИО3 были выполнены им надлежащим образом, в полном объеме и в установленный договором и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861, срок.

В соответствии с  техническими условиями  от 09.10.2017 года № 34-01971С/17-001 в обязанности Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада» было вменено строительство объектов электросетевого хозяйства, необходимых в целях технологического присоединения спорного объекта.

Строительство названных объектов сетевая организация планировала осуществить в рамках инвестиционного проекта: «Реконструкция ВЛ-10 кВ Л-08с-08-4 с устройством линейного ответвления ВЛЗ-10 кВ, монтажом ТП-10/0,4 кВ Лахденпохский район, поселок Райвио (технологическое присоединение ФИО3 №34-01971С/17 от 02.10.2017 года, ФИО4 № 34-01971С/17 от 03.10.2017 года и др.)» (идентификатор инвестиционного проекта в инвестиционной программе ИП № 002-31-1-01.32-2115), подлежавшего реализации посредством привлечения соответствующей подрядной организации по результатам торгов, проведенных в порядке, регламентированном положениями Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В указанных целях Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада» 12.07.2018 года опубликовало на электронной торговой площадке etp.rosseti.ru извещение № 806710516 о проведении закупки на право заключения договора подряда на выполнение проектно - изыскательских и землеустроительных работ по объекту: «Реконструкция распределительных сетей 6-10кВ в Сортавальском и Лахденпохском районах для нужд филиала Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада» «Карелэнерго» (в составе закупочной документации размещено техническое задание, в которое включен в том числе инвестиционный проект ИП № 002-31-1-01.32-2115 по технологическому присоединению ФИО3). Протоколом заседания Закупочной комиссии по подведению итогов №2 от 31.07.2018 года закупка признана несостоявшейся в связи с отсутствием поступивших предложений.

Приведенные документально подтвержденные и не оспариваемые Обществом обстоятельства свидетельствуют о том, что сетевая организация инициировала закупочные процедуры на предмет заключения договора подряда в целях реализации обязательств по договору № 34-01971С/17 от 09.10.2017 года лишь 12.07.2018 года, то есть спустя 7 месяцев после заключения этого договора.

Следующее извещение № 31807331024 о проведении закупки на право заключения договора подряда на выполнение полного комплекса работ «под ключ» по объекту «Реконструкция ВЛ-10кв Л-08с-08-4 с устройством линейного ответвления ВЛ3-10 кВ, монтажом ТП-10/0,4 кВ Лахденпохский район, поселок Райвио (технологическое присоединение ФИО3 №34-01971С/17 от 02.10.2017 года, ФИО4 №34-01971С/17 от 03.10.2017 года)» ИП № 002-31-1-01.32-2115 для нужд филиала Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада» «Карелэнерго» сетевая организация опубликовала на электронной торговой площадке etp.rosseti.ru только 20.12.2018 года, то есть спустя почти 5 месяцев после признания предыдущей закупки несостоявшейся и за пределами срока осуществления технологического присоединения, установленного пунктом 5 договора № 34-01971С/17 от 09.10.2017 года (подлежало осуществлению в срок до 08.12.2018 года).

При этом, закупочной документацией срок приема заявок установлен до 10.01.2019 года, а срок выполнения работ по техническому заданию – до 25.07.2019 года.

Как следует из содержания заявления и договора подряда № 75 от 18.02.2019 года, заключенного между Публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада» и Обществом с ограниченной ответственностью «Электрокомплект», протоколом Закупочной комиссии от 31.01.2019 года № 6П определен победитель закупки в лице Общества с ограниченной ответственностью «Электрокомплект». Срок выполнения работ ограничен августом 2019 года согласно пункту 3.2 указанного договора и Приложению №2 к нему.

Таким образом, материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что технологическое присоединение объекта, принадлежащего ФИО3, не было осуществлено Публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада» ни в установленный договором срок, ни по состоянию на дату рассмотрения настоящего дела.

Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Согласно части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что объектом правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления доступа к услугам субъектов естественных монополий. Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям в ходе исполнения обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и в течение срока действия технических условий для присоединения к электрическим сетям. Субъектами административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются субъекты естественных монополий.

Судом установлено, что антимонопольным органом правильно определен субъект административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку приказом Федеральной службы по тарифам от 03.06.2008 года № 191-э Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада», Ленинградская область, осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно - энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 47.1.116.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике".

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в том числе сроки реализации мероприятий по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861).

В силу пункта 4 указанных Правил любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами.

Пунктом 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861, установлена процедура технологического присоединения, которая включает в себя, в том числе выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором (подпункт «в»), осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности (подпункт «д») и составление акта об осуществлении технологического присоединения (подпункт «е»).

Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»).

Из анализа норм действующего законодательства в сфере технологического присоединения к электрическим сетям следует, что возможность выполнения мероприятий сетевой организацией (за исключением осмотра энергопринимающего устройства и его фактического присоединения к электрической сети) не ставится законодателем в зависимость от выполнения мероприятий заявителем.

Мероприятия, опосредующие возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, которые должны выполнить стороны по договору, функционально и технологически не связаны друг с другом и выполняются заявителем в пределах своего участка, а сетевой организацией - до его границ.

Срок выполнения работ по технологическому присоединению является существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения и устанавливается в договоре о технологическом присоединении согласно требованиям подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861.

Как установлено судом выше, срок выполнения работ по технологическому присоединению спорных энергопринимающих устройств для энергоснабжения участка ФИО3, расположенного по адресу: 186730, Республика Карелия, Лахденпохский район, поселок Райвио, пунктом 5 договора № 34-01971С/17 от 09.10.2017 года правомерно установлен равным 1 году со дня заключения договора, то есть до 08.12.2018 года с учетом  пункта 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861, и факта получения Обществом 08.12.2017 года подписанного ФИО3 договора № 34-01971С/17.

Факт невыполнения Публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада» названных мероприятий  в установленный срок установлен судом на основании материалов дела и Обществом не оспаривается.

На основании установленных обстоятельств, суд считает доказанным наличие в действиях заявителя нарушения подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861.

Повторность совершения Обществом названного нарушения подтверждена протоколом по делу № 03-17/125-2018 об административном правонарушении от 27.09.2018 года и Постановлением о наложении штрафа по делу № 03-17/125-2018 об административном правонарушении от 29.01.2019 года. Обществом также не оспаривается.

Оценив доводы заявителя и возражения ответчика в совокупности с имеющимися в материалах дела доказательствами и подлежащими применению нормами права, суд приходит к выводу о том, что Управление доказало повторное нарушение Обществом как субъектом естественной монополии статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861, и соответственно, события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Состав административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является формальным, следовательно, наличие (либо отсутствие) негативных последствий неправомерных действий в данном случае не требуется и не влияет на квалификацию совершенного заявителем нарушения.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Необходимых и достаточных доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению порядка технологического присоединения к электрическим сетям, в частности, по своевременному осуществлению мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных для сетевой организации Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861 и договором об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада» № 34-01971С/17 от 09.10.2017 года, а равно доказательств объективной невозможности соблюдения Обществом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения и обстоятельств, исключающих вину Общества, Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада» в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.

Материалами дела подтверждается, что организация проведения закупочной процедуры в целях обеспечения выполнения работ по договору технологического присоединения № 34-01971С/17 от 09.10.2017 года была начата Обществом после истечения семимесячного срока после заключения указанного договора, вторично закупочная процедура в целях обеспечения исполнения данного договора была инициирована Обществом по истечении пяти месяцев после признания первой закупки несостоявшейся (уже после истечения установленного договором срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению), что не может рассматриваться судом в качестве надлежащего и своевременного исполнения сетевой организацией принятых по названному договору обязательств, учитывая установленный им годичный срок для реализации всех мероприятий по технологическому присоединению, а также объем и специфику этих мероприятий.

При таких обстоятельствах, сами по себе ссылки Общества в обоснование несвоевременного осуществления мероприятий по технологическому присоединению на необходимость учета обстоятельств, связанных с продолжительностью и непредсказуемостью результатов закупочных процедур, отклоняются судом как несостоятельные и противоречащие требованиям статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861, не свидетельствуют о добросовестности сетевой организации.

На основании изложенного, суд соглашается с выводами антимонопольного органа о виновности Общества в совершении вмененного ему правонарушения.  

С учетом изложенного, в действиях Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада» доказан состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наказание назначено Управлением в виде штрафа в размере 650 000 рублей в пределах санкции части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом повторности совершения правонарушения по части 1 указанной статьи, что является квалифицирующим признаком совершенного Обществом правонарушения, отвечает положениям части 2 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и образует состав правонарушения по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, при назначении наказания Управлением правомерно и обоснованно учтены следующие отягчающие обстоятельства: неоднократность повторного привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и факт неосуществления Обществом мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям Общества на момент рассмотрения административного дела, в связи с чем, размер штрафа увеличен относительно минимального на 50 000 рублей.

Суд отклоняет довод заявителя о неправомерности увеличения Управлением размера назначенного Обществу штрафа по признаку повторности как основанный на неверном толковании процессуально - правовых норм ввиду следующего.

Состав вмененного Обществу правонарушения по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях образует повторное совершение Обществом правонарушения по части 1 названной статьи.

Таким образом, в рассматриваемом случае квалифицирующим признаком правонарушения, по смыслу части 2 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является повторность совершения правонарушения по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая не тождественна повторности совершения правонарушения по части 2 указанной статьи.

Как следствие,  повторное совершение Обществом правонарушения по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях надлежит рассматривать как отягчающее обстоятельство в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что и было правомерно учтено Управлением при назначении Обществу оспариваемого размера штрафа.

Доводы Общества о несоответствии назначенного наказания характеру совершенного правонарушения, чрезмерный размер административного штрафа и на наличие оснований для освобождения Общества от его уплаты или его снижения до 300 000 рублей, судом также отклоняются.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Пунктом 18.1 приведенного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 определено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась многократном в пренебрежительном отношении Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада» к исполнению своих публично - правовых обязанностей по соблюдению требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861 (учитывая обширный перечень установленных антимонопольным органом фактов привлечения Общества к административной ответственности за аналогичные нарушения).

Угроза общественным отношениям в данном случае заключалась не в наступлении какого - либо материального ущерба или наличии иного вреда, а в безразличном отношении со стороны Общества к требованиям закона, выразившемся в неиспользовании всех имеющихся возможностей для своевременного исполнения своих обязанностей по отношению к обратившемуся с заявлением лицу, повлекшем нарушение прав потерпевшего на своевременное обеспечение энергоснабжения принадлежащего ему объекта вплоть до настоящего времени.

Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного заявителем правонарушения, суд не установил.

С учетом изложенного, основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности отсутствуют.

Частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При этом частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.3 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

В данном конкретном случае размер штрафа назначен антимонопольным органом с учетом характера правонарушения, при установленном и документально подтвержденном факте многократного допущения Обществом аналогичных правонарушений, в пределах установленной санкции.

Из материалов настоящего дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав Общества, обстоятельства имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности судом не установлены, назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также принципам разумности и справедливости юридической ответственности (соразмерности наказания деянию), соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение превентивной цели административного наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Суд не установил оснований считать назначенное Обществу наказание несправедливым или несоразмерным совершенному правонарушению.

Необходимых и достаточных доказательств наличия исключительных обстоятельств, предусмотренных частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и согласующихся с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 года № 4-П, заявитель не представил.

Отчет о финансовых результатах Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада» за 2017 год не подтверждает текущее финансовое положение заявителя ни по состоянию на момент рассмотрения антимонопольным органом административного дела № 03-17/125-2018, ни на дату рассмотрения судом настоящего арбитражного дела.

Иных доказательств в подтверждение собственного финансового состояния, актуальных на дату рассмотрения настоящего дела, Общество не представило.

Сам по себе ничем не подтвержденный довод заявителя об осуществлении реконструкции объектов электросетевого хозяйства в рамках лимитов финансирования согласно утвержденной инвестиционной программе таким доказательством не является.

Кроме того, суд отклоняет указанный довод заявителя как необоснованный, поскольку, приняв на себя риски нарушения сроков технологического присоединения граждан - потребителей, Общество должно было предполагать возможность наступления негативных последствий в виде его привлечения к административной ответственности и своевременно предпринимать все зависящие от него меры по обеспечению надлежащего исполнения собственных обязательств по технологическому присоединению, однако, не сделало этого.

На основании изложенного, суд отклоняет довод Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада» о его тяжелом финансовом положении.

Отклоняя доводы Общества о несоразмерности штрафной санкции последствиям вменяемого правонарушения, суд также принимает во внимание факт неосуществления Обществом до настоящего времени мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителя ФИО3 и последствия неправомерного бездействия сетевой организации для потерпевшего, выразившиеся в переносе срока технологического присоединения на восемь месяцев, а именно с 08.12.2018 года на август 2019 года.

Обстоятельства, смягчающие ответственность Общества, судом не установлены.

Общество не представило каких - либо доказательств того, что назначенный размер административного штрафа не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

При изложенных обстоятельствах, оснований для снижения штрафа ниже минимального размера, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у суда не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу о правомерности и обоснованности оспариваемого Обществом Постановления антимонопольного органа по делу № 03-17/125-2018 об административном правонарушении от 29.01.2019 года и отказывает в удовлетворении заявления Общества о признании данного Постановления незаконным.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

Судья

Буга Н.Г.