ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-3828/19 от 15.07.2019 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

Дело №

А26-3828/2019

Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2019 года.

Полный текст решения изготовлен июля 2019 года .

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Свидской А.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дементьевой Ю.О., рассмотрев в судебном заседании 15 июля 2019 материалы дела по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Петрова Кирилла Сергеевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения, изложенного в письме от 05.04.2019 № 8121/12.4-21 ,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя Тинькина К.Ю., полномочия подтверждены доверенностью от 11.03.2019 (т.1, л.д.11),

представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия Сафроновой О.П., полномочия подтверждены доверенностью от 15.08.2018 № 86/2018 (т.2, л.д.39),

представителя Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Клюквиной Ю.Н., полномочия подтверждены доверенностью от 14.01.2019 № 21-д (т.1, л.д.55),

установил:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Петров Кирилл Сергеевич, место нахождения: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ОГРН 318100100001245, ИНН 100127732343 (далее – заявитель, Петров К.С., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением от 15.04.2019 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Герцена, д. 13, ОГРН 1031000016850, ИНН 1001040110 (далее – ответчик, Министерство) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 05.04.2019 № 8121/12.4-21, об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 35 618 кв. м, расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район, кадастровый квартал 10:12:0022201, в целях осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, а также обязании ответчика обеспечить опубликование извещения о предоставлении в собственность указанного земельного участка в названных целях в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Заявитель обосновал свое требование отсутствием законных оснований для отказа ему в предоставлении в собственность земельного участка; сослался на нарушение Министерством подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 и статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ); пояснил следующее: испрашиваемый земельный участок не расположен в пределах водного объекта, то есть его оборотоспособность не ограничена в соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ; само по себе расположение земельного участка в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта не препятствовало его использованию для сельскохозяйственного производства, а лишь в силу частей 15 и 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) ограничивало использование земельного участка в части применения на нем пестицидов и агрохимикатов, распашки и выпаса сельскохозяйственных животных в границах зон с особыми условиями; из пункта 1 постановления Председателя Правительства Республики Карелия от 06.04.1995 № 254 «О создании постоянного государственного ландшафтного заказника регионального значения «Исо-Ийярви» в Лахденпохском районе» следовало, что заказник «Исо-Ийярви» формировался за счет земель лесного фонда, а испрашиваемый участок к таковым не относился, пересечений с землями лесного фонда не имел; помимо этого, какие-либо сведения о местоположении границы земельного участка заказника отсутствуют, за исключением смежных с ним земельных участков с кадастровыми номерами 10:12:0022201:537, 10:12:0022201:550 и 10:12:0022201:552, относящихся к землям лесного фонда; само по себе возможное частичное нахождение испрашиваемого земельного участка в границах заказника не препятствует его использованию для целей сельскохозяйственного производства, а только ограничивает использование земельного участка в части применения на нем ядохимикатов и иных ограничений, предусмотренных Положением о постоянном государственном ландшафтном заказнике регионального значения «Исо-Ийярви» в Лахденпохском районе, утвержденным постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 06.04.1995 № 254; согласно карте градостроительного зонирования территории Мийнальского сельского поселения, входящей в состав Правил землепользования и застройки Мийнальского сельского поселения Лахденпохского муниципального района Республики Карелия, испрашиваемый земельный участок не входит ни в какую-либо зону «специальных защитных лесов», правовой режим использования которых согласно части 4 статьи 12, подпункту «б» пункта 3 части 2 статьи 102 и статье 105 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) ограничен; кроме того, указанная карта по всем ее характеристикам является условной, поскольку не содержит четких границ с определением координат характерных точек местоположения таких границ земельных участков, водных объектов, а также границ зон с особыми условиями использования перечисленных объектов; между тем, существующие границы земельных участков с кадастровыми номерами 10:12:0022201:537, 10:12:0022201:550 и 10:12:0022201:552 земель лесного фонда уже определены в соответствии с требованиями законодательства и содержатся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в отличие от тех функциональных зон и объектов, на которые ссылалось Министерство, и которые не внесены в Единый государственный реестр недвижимости; таким образом, какие-либо железнодорожные и автомобильные дороги на испрашиваемом земельном участке отсутствуют, соответственно, отсутствуют и защитные полосы вдоль таких объектов.

Определением от 18 апреля 2019 года (т.1, л.д.1-4) суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее – третье лицо, Минприроды РК).

Определением от 14 мая 2019 года (т.1, л.д.108-112) суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию Мийнальского сельского поселения, место нахождения: 186730, Республика Карелия, Лахденпохский р-н, г. Лахденпохья, ул. Октябрьская, д. 7, ОГРН 1051002039054, ИНН 1012007740 (далее – третье лицо, Администрация поселения), отложил предварительное рассмотрение дела на 18 июня 2019 года с одновременным назначением судебного разбирательства и извещением представителей сторон под подпись в протоколе судебного заседания (т.1, л.д.105), Минприроды РК – телефонограммой от 14.05.2019 (т.1, л.д.113), а Администрации поселения – почтовой связью (т.1, л.д.136),

Определением от 18 июня 2019 года (т.1, л.д.143-146) суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию Лахденпохского муниципального района, место нахождения: 186730, Республика Карелия, Лахденпохский р-н, г. Лахденпохья, ул. Советская, д. 7А, ОГРН 1021000993815, ИНН 1012001120 (далее – третье лицо, Администрация района), отложил предварительное рассмотрение дела на 15 июля 2019 года с одновременным назначением судебного разбирательства и извещением представителей сторон под подпись в протоколе судебного заседания (т.1, л.д.141), Минприроды РК и Администрации поселения – телефонограммами от 19.06.2019 (т.1, л.д.147-148), а Администрации района – почтовой связью (т.2, л.д.36).

В предварительном судебном заседании 18 июня 2019 года представитель заявителя представил доказательства направления заявления в адрес Администрации района, а представитель ответчика – запрос от 02.07.2019 № 15841 с приложением копий схем расположения испрашиваемых заявителем земельных участков и ответ Администрации района от 10.07.2019 № 2605.

Суд приобщил к материалам дела отзыв Администрации района с приложениями, а также документы, представленные представителями сторон.

При отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, относительно завершения стадии подготовки дела и перехода к судебному разбирательству в настоящем судебном заседании, на основании пункта 4 определения суда от 18 июня 2019 года, части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) РФ и пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» суд определил завершить подготовку дела к судебному разбирательству и открыл судебное заседание 15 июля 2019 года.

Суд удовлетворил ходатайство Администрации района и провел судебное разбирательство в отсутствие его представителя и представителя Администрации поселения в порядке части 3 статьи 156 и части 2 статьи 200 АПК РФ.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование по доводам, указанным в заявлении; пояснил, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в прибрежной защитной полосе озера, поименованного Куренлампи, отметив, что надлежащие доказательства того, что это озеро имело особо ценное рыбохозяйственное значение, представлены не были; пояснил, что сведениями Минприроды РК полностью опровергнуто указанное в оспариваемом решении ответчика обстоятельство о нахождении испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и, соответственно, в пределах особо охраняемой природной территории регионального значения «Исо-Ийярви»; полагал, что достоверными доказательствами не подтверждено расположение части испрашиваемого земельного участка в зоне ограничений градостроительной деятельности «специальный защитный лес», поскольку координаты указанной зоны не названы, а представленные в материалы дела ответчиком и третьим лицом картографические материалы противоречат друг другу и картографическому материалу заявителя; сообщил, что в случае наличия наложений земельного участка на зону специального защитного леса, предприниматель обязуется соблюдать ограничения при использовании земельного участка, предусмотренные для такой зоны после установления ее границ на местности. На вопрос суда сообщил, что заявитель будет соблюдать установленные ограничения по пользованию земельным участком, в частности, на земельном участке могут осуществляться такие виды деятельности, как пчеловодство и сенокошение.

Представитель ответчика не согласилась с требованием предпринимателя, поддержав правовую позицию, изложенную в отзыве на заявление; сослалась на письмо Администрации района от 10.07.2019 № 2605, в котором третье лицо сообщало о расположении испрашиваемого Петровым К.С. земельного участка в зоне ограничений градостроительной деятельности – специальный защитный лес, и делало вывод о невозможности использования спорного земельного участка в целях осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; пояснила, что все озера на территории Республики Карелия являются озерами, имеющими особо ценное рыбохозяйственное значение, то есть ширина прибрежной защитной полосы рассматриваемого в оспариваемом решении озера составляла двести метров независимо от уклона прилегающих земель; подтвердила, что испрашиваемый земельный участок частично находился в зоне прибрежной защитной полосы озера Куренлампи; отметила, что при решении вопроса об отказе в предоставлении земельного участка в собственность заявителя Министерство действовало добросовестно, использовав все доступные открытые источники информации о наличии на испрашиваемом земельном участке зон ограничений хозяйственной деятельности.

Представитель Минприроды РК пояснила, что в ходе проверки возможности согласования предоставления в собственность заявителя спорного земельного участка было установлено, что этот земельный участок не расположен на землях лесного фонда, и, соответственно не находится на территории природного заказника регионального значения «Исо-Ийярви»; полагала, что действующим законодательством не установлены основания для отказа в предоставлении земельного участка, расположенного в водоохранной зоне озера Куренлампи, однако, при его предоставлении должны быть установлены ограничения использования в соответствии с требованиями ВК РФ; также ограничения могут быть установлены и для территориальных зон, предусмотренных Правилами землепользования и застройки Мийнальского сельского поселения. На вопрос суда пояснила, что защитные леса могли располагаться на землях иных категорий, помимо земель лесного фонда; в этом случае режим их использования устанавливался органами местного самоуправления.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Петров К.С. зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 318100100001245 (т.1, л.д.23-27).

В письме от 05.04.2019 № 8121/12.4-21 Министерство сообщило заявителю об отказе в удовлетворении заявления от 13.03.2019 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в кадастровом квартале 10:12:0022201 площадью 35 618 кв. м, месторасположение: Республика Карелия, Лахденпохский район, Мийнальское сельское поселение, цель использования «осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности», на основании подпункта 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ и статьи 65 ВК РФ, указав на нахождение испрашиваемого земельного участка в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта; на основании частей 15 и 17 статьи 65 ВК РФ и статьи 19 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве), с учетом таких основных видов деятельности фермерского хозяйства как производство и переработка сельскохозяйственной продукции, транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства, Министерство пришло к выводу о том, что использование земельного участка для заявленной цели предполагало использование земли в сельскохозяйственных целях, и не исключало возможности осуществления гражданином запрещенных водным законодательством действий (применения пестицидов и агрохимикатов, осуществления авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений – в границах водоохранной зоны, распашки земель, выпаса сельскохозяйственных животных и организации для них летних лагерей, ванн – в границах прибрежной защитной полосы), что могло повлечь нарушение установленных статьей 65 ВК РФ ограничений по использованию земельного участка в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта. Также Министерство указало на нахождение земельного участка в пределах особо охраняемой территории природного заказника «Исо-Ийярви», где постановлением от 06.04.1995 № 254 установлен специальный режим охраны и использования территории, согласно которому в пределах заказника запрещено применение ядохимикатов, а разрешено проведение лесохозяйственных, санитарно-противопожарных мероприятий, сбор грибов и ягод, любительские лов рыбы и охота в установленном порядке; по мнению Министерства, использование испрашиваемого земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности предусматривало осуществление гражданином деятельности, не предусмотренной режимом использования заказника «Исо-Ийярви». Кроме того, Министерство пришло к выводу, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне ограничений градостроительной деятельности – специальный защитный лес, указав на то, что в силу подпункта «б» пункта 3 части 2 статьи 102 ЛК РФ в отдельную категорию защитных лесов выделяются леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, в том числе к ним отнесены защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; Министерство сослалось на правовой режим этой зоны, регламентированный статьей 105 ЛК РФ, запрещающей проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, и случаев установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса; указало, что выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений; исходя из приведенного обоснования, Министерство сделало вывод о возможном использовании земельного участка крестьянским (фермерским) хозяйством с нарушением установленных ограничений по использованию земельного участка в пределах зоны специальных защитных лесов (т.1, л.д.14-18).

Посчитав отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность не соответствующим закону и нарушающим права заявителя в сфере его предпринимательской деятельности, Петров К.С. в установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок – 16 апреля 2019 года (т.1, л.д.5) – обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно части 1.2 статьи 17 указанного Закона законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

Законом Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» установлено, что с 1 января 2016 года органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Пунктом 1 и подпунктом 39 пункта 9 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П, установлено, что Министерство является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе без проведения торгов.

С учетом изложенного, заявитель обоснованно обратился в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а впоследствии – в суд за защитой нарушенного права; Министерство являлось в настоящем споре надлежащим ответчиком.

Оценив доводы сторон по существу спора, суд пришел к следующим выводам.

Пунктом 5 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 1 статьи 86.1 ГК РФ граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства на основании соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, вправе создать юридическое лицо – крестьянское (фермерское) хозяйство.

В силу статьи 1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную или иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

В заявлении от 12.03.2019 Петров К.С. указал целью использования земельного участка осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, а основанием предоставления земельного участка без торгов – подпункт 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ (т.1, л.д.20).

Пунктом 1 статьи 11 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве установлено, что для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 11 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).

На основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков без проведения торгов возможна гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Исходя из статьи 39.18 ЗК РФ, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 ЗК РФ.

В силу подпункта 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

В оспариваемом решении в качестве основания отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка указан подпункт 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ, а именно: невозможность предварительного согласования предоставления земельного участка в связи с тем, что его использование для заявленной цели – «осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности» предусматривает осуществление предпринимателем сельскохозяйственной деятельности, которая повлечет нарушение требований частей 15 и 17 статьи 65 ВК РФ, постановления Председателя Правительства Республики Карелия от 06.04.1995 № 254 «О создании постоянного государственного ландшафтного заказника регионального значения «Исо-Ийярви» в Лахденпохском районе» и статьи 105 ЛК РФ.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в пределах двухсотметровой зоны от границы озера, поименованного на схеме «Куренлампи» (т.1, л.д.82). Представитель ответчика также ссылалась на сведения, размещенные на сайте ООПТ России по адресу: http://oopt.aari.ru (т.1, л.д.89), из которых следовало, что земельный участок площадью 35 618 кв. м по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район в кадастровом квартале 10:12:0022201 с координатами согласно схеме (т.1, л.д.21) частично расположен в пределах природного заказника регионального назначения «Исо-Ийярви», и на карту градостроительного зонирования территории Мийнальского сельского поселения (т.1, л.д.90-91), из которой усматривалось нахождение земельного участка в пределах зоны специальных защитных лесов. По мнению представителя ответчика, данный земельный участок был ограничен в обороте и не мог быть предоставлен в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

По первому основанию для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, приведенному в письме Министерства от 05.04.2019 № 8121/12.4-21, а именно, в связи с расположением образуемого земельного участка в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта и его использованием, не исключающим возможности осуществления заявителем запрещенных водным законодательством действий, предусмотренных пунктами 3 и 6 части 15, пунктами 1 и 3 части 17 статьи 65 ВК РФ, суд установил следующее.

В оспариваемом отказе Министерством не был идентифицирован водный объект (его название и координаты не указаны); о том, что таковым являлось «озеро Куренлампи», стало известно только из отзыва ответчика. Это обстоятельство на момент отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка создавало правовую неопределенность в понимании заявителем одного из оснований принятого Министерством решения, чем нарушало его права и законные интересы.

Статьей 65 ВК РФ предусмотрено, что:

водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (часть 1);

в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2);

ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров (часть 6);

ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель (часть 13);

в границах водоохранных зон запрещаются, в том числе: осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами (пункт 3 части 15) и применение пестицидов и агрохимикатов (пункт 6 части 15);

в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются, в том числе распашка земель; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн (пункты 1 и 3 части 17).

Приведенные нормы ВК РФ не содержат запрета на предоставление земельных участков в водоохранных зонах и границах прибрежных защитных полос, а указывают на возможность предоставления таких участков при соблюдении определенных условий.

Согласно письму Карельского филиала ФГБУ «Главрыбвод» от 17.06.2019 № 04/711 все озера на территории кадастрового квартала 10:12:002221, независимо от категории рыбохозяйственного значения, являются озерами, имеющими особо ценное рыбохозяйственное значение, ширина прибрежной защитной полосы которых устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель (т.1, л.д.132-133).

Из представленных Министерством схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории с отображением расстояния до водного объекта – озера Куренлампи (т.1, л.д.82) и скриншота с SAS.Планета 160606.9420 Stable с указанием ориентировочного расстояния до водного объекта (т.1, л.д.83-84) следовало, что образуемый земельный участок площадью 35 618 кв. м по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район в кадастровом квартале 10:12:0022201 с координатами согласно схеме (т.1, л.д.21) был лишь частично расположен в границах двухсотметровой прибрежной защитной полосы водного объекта, поименованного на схеме «озеро Куренлампи». Об этом свидетельствовали расстояния от характерных точек границ образуемого земельного участка до водного объекта, которые составили как более двухсот метров: от точек 4-29, так и менее двухсот метров: от точек 1-3, 30-45 (т.1, л.д.130). Кроме того, необходимыми и достаточными доказательствами не было подтверждено, что именно зафиксированное на схеме озеро имело двухсотметровую прибрежную защитную полосу, поскольку, исходя из письма Карельского филиала ФГБУ «Главрыбвод» от 17.06.2019 № 04/711, это озеро не было идентифицировано указанной организацией по наименованию и координатам и, соответственно, достоверно не было доказано его особо ценное рыбохозяйственное значение.

Само по себе нахождение земельного участка в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта не препятствовало его использованию для целей ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе для производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции, а лишь ограничивало использование земельного участка в части применения на нем пестицидов и агрохимикатов, осуществления авиационных мер по борьбе с вредными организмами, распашки земель и выпаса сельскохозяйственных животных в границах зон с особыми условиями.

Суд не установил наличие запрета на приватизацию земельного участка, находящегося в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта, обоснованного подпунктом 3 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ, на основании следующего.

Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты.

По определению, данному в части 1 статьи 65 ВК РФ, водоохранными зонами являются территории, которые расположены за пределами водного объекта (они примыкают к границам водного объекта, а не включают его), водоохранные зоны предназначены для введения специального режима осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке, на котором установлены их границы, то есть их наличие не влияет на оборотоспособность самих земельных участков, возможность отчуждения которых из государственной или муниципальной собственности регулируется исключительно нормами ЗК РФ.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2015 № 305-ЭС15-4893 по делу № А41-34563/2013 сделан вывод о том, что ограничения выкупа земельных участков, в границах которых установлены водоохранные зоны, земельным законодательством не предусмотрены.

Из статьи 27 ЗК РФ не следует, что земельные участки в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы изъяты из оборота, а значит, они могут находиться в частной собственности. При этом владельцы земельных участков, в границах которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Поскольку спорный земельный участок расположен в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы не полностью, а частично, то основания для применения подпункта 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ отсутствовали.

Из пояснений представителя заявителя в судебном заседании следовало, что земельный участок испрашивался для деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, из сельскохозяйственного направления которой подразумевалось пчеловодство и сенокошение, не подпадавшие под ограничения хозяйственной деятельности, установленные для режима использования водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы.

Довод Министерства о ведении предпринимателем деятельности в прибрежной защитной полосе озера Куренлампи в сельскохозяйственных целях, по своему назначению не исключающих возможности осуществления запрещенных водным законодательством действий, основан на предположении, которое не могло служить основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность предпринимателя. Недоказанным является и то обстоятельство, что предоставление спорного земельного участка в собственность заявителя приведет к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушит требования, установленные ЗК РФ, то есть будет не соблюден пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ.

Как следовало из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении Петрова К.С. (т.1, л.д.28-33), в перечень дополнительных видов деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства Петрова К.С. включено пчеловодство, которое не предусматривало осуществление действий, определенных пунктами 3 и 6 части 15, пунктами 1 и 3 части 17 статьи 65 ВК РФ. Более того, Министерство наделено полномочиями установить ограничения на испрашиваемом земельном участке в силу пунктов 1 и 4 статьи 31 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», с учетом запретов, предусмотренных действующим законодательством.

По второму основанию для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, приведенному в письме Министерства от 05.04.2019 № 8121/12.4-21, а именно, в связи с расположением образуемого земельного участка в пределах природного заказника регионального значения «Исо-Ийярви» и его использованием, предполагающим осуществление заявителем деятельности, не предусмотренной режимом использования заказника, суд установил следующее.

В соответствии со статьей 52 ЗК РФ отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом предусмотренных статьей 27 настоящего Кодекса ограничений оборотоспособности земельных участков.

Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.

В пункте 5 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

Из пункта 1 статьи 94 ЗК РФ следует, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 94 ЗК РФ).

В силу пункта 6 статьи 94 ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

В пункте 3 статьи 95 ЗК РФ определено, что на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Из пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон об особо охраняемых природных территориях) следует, что государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.

Создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 23 Закона об особо охраняемых природных территориях).

Пунктами 1 и 3 статьи 24 Закона об особо охраняемых природных территориях установлено, что на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 06.04.1995 № 254 создан постоянный государственный ландшафтный заказник регионального значения «Исо-Ийярви» в Лахденпохском районе на площади 5778 га в кв. 134, 3-5, 9-11, 17-19 Ихальского лесничества; кв. 6, 13, 14, 24, 25, 37, 44, 45 Яккимского лесничества, а также примыкающей территории спецпогранполосы: в кв. 103-105 Яккимского и кв. 135-138 Ихальского лесничества

Положением о постоянном государственном ландшафтном заказнике регионального значения «Исо-Ийярви» в Лахденпохском районе, утвержденным постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 06.04.1995 № 254, установлено, что государственный постоянный ландшафтный заказник регионального значения «Исо-Ийярви» образован в целях сохранения в естественном состоянии ценных участков леса, представленных редкими видами флоры и фауны, без изъятия занимаемого ими участка (пункт 1). На территории заказника установлен следующий режим природопользования, при котором запрещаются: сплошная рубка леса, заготовка живицы, разработка полезных ископаемых, промысловая охота и лов рыбы, устройство туристических стоянок в сезон размножения животных и птиц (с середины апреля до середины июня), применение ядохимикатов, сплав леса, взрывные работы, сбор растений, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Карелии, разведение костров в пожароопасный период.

Одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, является пункт 6 статьи 39.16 ЗК РФ, когда указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка. Такое основание в решении Министерства об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка указано не было. Следовательно, на момент принятия оспариваемого решения Министерством не были установлены обстоятельства ограничения в обороте образуемого земельного участка.

Пунктом 1 и подпунктом 12 пункта 9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 № 367-П, установлено, что Минприроды РК является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в области лесных, водных отношений, в сфере охраны окружающей среды в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, на территории Республики Карелия, в том числе осуществляет управление и государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Заявителем в материалы дела представлены ответы Минприроды РК от 29.03.2019 № 4623 (т.1, л.д.75) и от 29.04.2019 № 6403 (т.1, л.д.79) на запросы Петрова К.С. от 25.03.2019 (т.1, л.д.72-73) и от 01.04.2019 (т.1, л.д.76-77), из которых следовало, что по данным государственного лесного реестра земельный участок, отображенный на приложенном к обращениям заявителя картографическом материале (т.1, л.д.74, 78), находится за границами земель лесного фонда и не относится к территории постоянного государственного ландшафтного заказника «Исо-Ийярви».

В отзыве на заявление от 08.05.2019 № 9.1-156 (т.1, л.д.53-54) третье лицо подтвердило свои полномочия в сфере управления в области охраны использования особо охраняемых природных территорий регионального значения и сообщило, что испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 35 618 кв. м, расположенный по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район в кадастровом квартале 10:12:0022201, не входит в состав особо охраняемой природной территории регионального значения «Исо-Ийярви»; в подтверждение данного обстоятельства Минприроды РК сослалось на пункт 1 постановления Председателя Правительства Республики Карелия от 06.04.1995 № 254, в котором указано, что заказник расположен исключительно на землях лесного фонда; поскольку при рассмотрении обращений Петрова К.С. от 25.03.2019 и от 01.04.2019 Минприроды РК установило, что земельный участок не входит в состав земель лесного фонда, то, соответственно, он не пересекается с границами природного заказника.

В связи с тем, что сайт ООПТ России не являлся официальным источником информации об особо охраняемых природных территориях, сведения, размещенные в сети Интернет по адресу: http://oopt.aari.ru (т.1, л.д.89), носили информационный характер и не могли быть достоверными доказательствами, подтверждающими обстоятельства нахождения испрашиваемого Петровым К.С. земельного участка в пределах территории природного заказника регионального назначения «Исо-Ийярви».

Суд установил, что представленными в материалы дела доказательствами в совокупности не было подтверждено, что испрашиваемый Петровым К.С. земельный участок площадью 35 618 кв. м, расположенный по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район в кадастровом квартале 10:12:0022201 с координатами согласно схеме (т.1, л.д.21, 130), относился к землям особо охраняемых природных территорий, был расположен в пределах природного заказника регионального назначения «Исо-Ийярви» и не мог быть предварительно согласован для предоставления в частную собственность.

По третьему основанию для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, приведенному в письме Министерства от 05.04.2019 № 8121/12.4-21, а именно, в связи с расположением образуемого земельного участка в пределах зоны специальных защитных лесов и его использованием, предполагающим осуществление заявителем деятельности, не предусмотренной режимом использования лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, суд установил следующее.

Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

В силу статьи 6.1 ЛК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).

Леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (часть 1 статьи 10 ЛК РФ).

Минприроды РК сообщило суду о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 35 618 кв. м, расположенный по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район в кадастровом квартале 10:12:0022201, не входит в состав земель лесного фонда, то есть не имелось ограничения в обороте указанного земельного участка на основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ.

Частью 2 статьи 10 ЛК РФ в редакции, действовавшей до 1 июля 2019 года, было установлено, что леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

В настоящее время нормами ЛК РФ также допускается нахождение защитных лесов на землях иных категорий, помимо земель лесного фонда, например, землях поселений и землях сельскохозяйственного назначения. Из части 5 статьи 111 ЛК РФ, действующей с 1 июля 2019 года, следует, что виды использования лесов, допустимые к осуществлению в защитных лесах, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 4 статьи 12 ЛК РФ предусмотрено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Из представленного Администрацией района отзыва на заявление от 12.07.2019 № 2641 (т.2, л.д.7-9), приложенных к нему Правил землепользования и застройки Мийнальского сельского поселения Лахденпохского муниципального района Республики Карелия ГП86.618.422ГР. Часть 3. Градостроительные регламенты (т.2, л.д.17-23) и письма Администрации района от 10.07.2019 № 2605 с приложениями (т.2, л.д.33-35) следовало, что зона ограничений градостроительной деятельности, поименованная на картографическом материале как «специальный защитный лес» (т.2, л.д.23) представляла собой зону защитных лесных полос (т.2, л.д.20), для которой органом местного самоуправления был установлен следующий правовой режим: запрет на проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случая, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, а также случаев установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса; выборочные рубки лесных насаждений проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.

Исходя из части 1 статьи 102 ЛК РФ в редакции, действовавшей до 1 июля 2019 года, к защитным лесам относились леса, подлежавшие освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса. Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, был установлен статьей 105 ЛК РФ, согласно которой в таких лесах запрещено проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев проведения сплошных рубок в зонах с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан.

Новой редакцией норм статей 111 и 114 ЛК РФ предусмотрены аналогичные требования, предъявляемые к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов; иное не установлено.

Поскольку из статьи 27 ЗК РФ не следует, что земельные участки в пределах зон ограничений градостроительной деятельности изъяты из оборота, то они могут находиться в частной собственности. При этом владельцы земельных участков, в границах которых находятся такие зоны, обязаны соблюдать установленный уполномоченными органами специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Вывод Министерства о возможном использовании земельного участка крестьянским (фермерским) хозяйством с нарушением установленных ограничений по использованию земельного участка в пределах зоны специальных защитных лесов основан на предположении, и не мог являться основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность заявителя.

Кроме того, суд не принял довод ответчика о достоверности сведений о нахождении испрашиваемого земельного участка в пределах зоны ограничений градостроительной деятельности на основании следующего.

Частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Аналогичные положения содержатся в пунктах 1 и 2 статьи 85 ЗК РФ.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

При этом, согласно части 6.1 статьи 30 ГрК РФ обязательным приложением к правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ территориальных зон. Формы графического и текстового описания местоположения границ территориальных зон, требования к точности определения координат характерных точек границ территориальных зон, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органами исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о государственной регистрации недвижимости) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Единый государственный реестр недвижимости состоит, в том числе из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон (пункт 3 части 2 статьи 7 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Исходя из положений статьи 131 ГК РФ и указанных норм Закона о государственной регистрации недвижимости, порождающими права и обязанности в отношении объектов недвижимости являются данные, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Сведения о виде территориальной зоны, на которой расположен испрашиваемый заявителем земельный участок, до настоящего времени в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.

Суд посчитал, что наличие оснований для предварительного согласования предоставления земельного участка в собственность заявителя должно было оцениваться по актуальным сведениям, имевшимся на момент обращения Петрова К.С. в Министерство с заявлением от 12.03.2019 – 13 марта 2019 года.

С учетом отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о границах территориальных зон, установленных Правилами землепользования и застройки Мийнальского сельского поселения Лахденпохского муниципального района Республики Карелия, у ответчика не имелось возможности достоверно определить принадлежность испрашиваемого заявителем земельного участка к территориальной зоне «специальный защитный лес».

Кроме того, на основании действующей с 1 июля 2019 года статьи 110 ЛК РФ отнесение лесов к защитным лесам и исключение их из состава защитных лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются такие леса, осуществляются решениями органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 ЛК РФ, в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса. Обязательным приложением к решению об отнесении лесов к защитным лесам является текстовое и графическое описание местоположения границ земель, на которых располагаются защитные леса, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Законом о государственной регистрации недвижимости.

В материалы дела не представлены сведения о географических координатах характерных точек границ зоны ограничений градостроительной деятельности «специальный защитный лес», в связи с чем ее однозначная идентификация на схемах и картографических материалах на момент рассмотрения дела в суде была не возможна, а представленные Администрацией района карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Мийнальского сельского поселения Лахденпохского муниципального района Республики Карелия (т.2, л.д.21-23) не являлись необходимыми и достаточными доказательствами, подтверждающими наложение границ этой зоны на границы испрашиваемого земельного участка.

Следовательно, у суда не имелось законных, подтвержденных надлежащими доказательствами оснований для вывода о нахождении испрашиваемого заявителем земельного участка в границах территориальной зоны ограничений градостроительной деятельности, в том числе в силу отсутствия таковых границ.

Поскольку испрашиваемый земельный участок находится в гражданском обороте и не изъят из хозяйственного пользования, на нем не располагались водные объекты (в том числе береговые полосы водных объектов), он не расположен в пределах особо охраняемых природных территорий, не включен в состав земель лесного фонда, а также не находится в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, то ограничения оборотоспособности земельного участка, предусмотренные подпунктами 1, 2, 3 и 14 пункта 5 и пунктом 8 статьи 27 ЗК РФ, установлены не были.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Так как Министерство в порядке статьи 65 АПК РФ не доказало соответствие своего отказа положениям статей 39.16 и 39.18 ЗК РФ, суд пришел к выводу, что отказ Министерства в предварительном согласовании предоставления в собственность заявителя земельного участка площадью 35 618 кв. м, расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район, кадастровый квартал 10:12:0022201, в целях осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, не соответствовал положениям ЗК РФ, нарушил права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ограничением последующей возможности выкупа земельного участка без торгов), в связи с чем суд удовлетворил заявление Петрова К.С. в полном объеме.

С учетом мнения представителя заявителя о способе восстановления прав предпринимателя, а также в связи с требованием пункта 17 статьи 39.15 ЗК РФ о том, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа, суд обязал Министерство устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Петрова К.С. путем опубликования извещения о предоставлении испрашиваемого предпринимателем земельного участка в заявленных целях в установленном подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ порядке, с последующим установлением ограничений, предусмотренных действующим законодательством.

Судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ суд отнес на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства Петрова Кирилла Сергеевича (ОГРН 318100100001245, ИНН 100127732343) удовлетворить полностью.

2.Признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (ОГРН 1031000016850, ИНН 1001040110) в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 35 618 кв. м, расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район, кадастровый квартал 10:12:0022201, изложенный в письме от 05.04.2019 № 8121/12.4-21, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.

3.Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия устранить допущенное нарушение прав и законных интересов главы крестьянского (фермерского) хозяйства Петрова Кирилла Сергеевича путем опубликования извещения о предоставлении земельного участка площадью 35 618 кв. м, расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район, кадастровый квартал 10:12:0022201, в целях осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в порядке, установленном подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, с последующим установлением ограничений, предусмотренных действующим законодательством.

4.Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (ОГРН 1031000016850, ИНН 1001040110) в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Петрова Кирилла Сергеевича (ОГРН 318100100001245, ИНН 100127732343) судебные расходы в размере 300 руб.

5.Пункт 2 резолютивной части решения подлежит немедленному исполнению.

6.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65); в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Карелия.

Судья

А.С. Свидская