ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-3985/09 от 20.07.2009 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

Дело №

А26-3985/2009

20 июля 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 июля 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 20 июля 2009 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе:

Председательствующего судьи - Одинцовой М.А.,

Судей - Васильевой Л.А.,

Курчаковой В.М.

при ведении протокола судебного заседания с применением технических средств аудиозаписи помощником судьи Сергеенко Д.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Карелия к Совету Медвежьегорского городского поселения о признании частично недействующим нормативного правового акта – решения 30 сессии 1 созыва от 25 июня 2008г. № 162 «Об утверждении нормативов накопления бытовых отходов»,

При участии представителей:

Прокуратуры Республики Карелия – ФИО1 – старший помощник прокурора (полномочия и личность установлены по служебному удостоверению);

Ответчика – не явился, сведения о надлежащем извещении имеются;

Третьего лица на стороне заявителя, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Беломорское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, - не явился, сведения о надлежащем извещении имеются;

Суд установил:

Прокурор Республики Карелия,  обратился в Арбитражный суд Республики Карелия в соответствии с полномочиями, предусмотренными частью 1 статьи 52 и частью 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с заявлением об оспаривании нормативного правового акта – решения Совета Медвежьегорского городского поселения от 25 июня 2008 г. № 162 «Об утверждении норм накопления бытовых отходов».

Основанием для признания оспариваемого нормативного акта органа местного самоуправления недействующим Прокурор Республика Карелия считает его несоответствие требованиям статьи 18 Федерального Закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Закон № 89-ФЗ), статье 5 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – Закон № 7-ФЗ), статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закона № 131-ФЗ) и нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц (предпринимателей и юридических лиц), осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг, а также учреждений, в процессе деятельности которых образуются отходы.

В судебном заседании представитель Прокуратуры Республика Карелия уточнил заявленные требования, без изменения их оснований, и просил суд признать недействующим оспариваемый нормативный правовой акт в части утверждения норм накопления твердых бытовых отходов, образующихся от отдельно стоящих объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений.

  Ответчик, Совет Медвежьегорского городского поселения (далее по тексту – Совет), явку своего представителя не обеспечил, сведения о надлежащем извещении имеются, поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика, а также письменный отзыв на заявление Прокурора РК.

В письменном отзыве Совет не признает заявленных требований, полагая, что принятие оспариваемого решения осуществлено в соответствии с полномочиями Совета, установленными пп.18 п.1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ и в соответствии с Уставом Медвежьегорского городского поселения, в целях организации сбора и вывоза отходов и упорядочения работы по заключению договоров со специализированными организациями, осуществляющими сбор и вывоз твердых бытовых отходов.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, Беломорское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту – Управление), в письменном отзыве на заявление Прокурора РК поддержал заявленные Прокурором РК требования в полном объеме, представитель третьего лица в настоящее судебное заседание не явился, сведения о надлежащем извещении имеются, поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Управления.

Неявка надлежаще извещенного ответчика и третьего лица, при наличии их письменных ходатайств, не препятствует рассмотрению дела в отсутствии их представителей в соответствии с ч. 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд считает возможным, с учетом мнения представителя Прокуратуры РК, рассмотреть дело в отсутствии ответчика и третьего лица.

Заслушав объяснения представителя Прокуратуры РК, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства дела.

В соответствии с частью 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части четвертой статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Из материалов дела усматривается, что решением 30 сессии 1 созыва Совета Медвежьегорского городского поселения от 25 июня 2008г. за № 162 «Об утверждении норм накопления бытовых отходов» (л.д. 9) утверждены и введены в действие со дня опубликования оспариваемого акта нормы накопления бытовых отходов, образующихся в жилищном фонде, на объектах общественного назначения, торговых, культурно-бытовых и прочих организациях (л.д. 10-11).

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1).

Целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду 9статья 42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности – принцип приоритета публичных интересов.

Соответственно, правовые основы государственной политики в этой сфере – исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне, - должны определяться таким образом, чтобы через реализацию указанной конституционной обязанности, имеющей всеобщий характер, при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом, и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан. Этим предопределяются возложение на государство в лице его органов соответствующих координирующих, контрольных и нормативно-регулятивных функций и конституционно-правовая ответственность за их выполнение.

Разграничение полномочий по правовому регулированию отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности как между органами государственной власти на федеральном уровне, так и между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, которая относит установление основ федеральной политики в области экологического развития к ведению Российской Федерации (статья 71, пункт «е»), а природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, а также законодательство об охране окружающей среды к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты «д», «к» части 1), что предполагает издание по этим предметам совместного ведения федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законом и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации (статья 76, части 2 и 5). Правительство Российской Федерации, осуществляющее исполнительную власть Российской Федерации, обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии, в том числе посредством издания нормативных правовых актов (статьи 110 часть 1, 114 пункт «в» части 1 и статья 115 Конституции Российской Федерации).

Полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области использования и охраны окружающей среды распределены и осуществляются как находящиеся в совместном ведении. В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении № 1-П от 09.01.1998г. при решении вопросов, относящихся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, должна быть обеспечена возможность учета и согласования интересов, как Российской Федерации, так и ее субъектов, при этом федеральный закон как нормативный правовой акт общего действия, регулирующий те или иные вопросы (предметы) совместного ведения, определяет права и обязанности участников правоотношений, в том числе полномочия органов государственной власти, и тем самым осуществляет разграничение этих полномочий.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды», регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, в том числе принципов, на которых должна осуществляться деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, называет соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду, научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.

Пунктом 1 статьи 2 Закона №7-ФЗ определено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, установлены пунктом 3 статьи 7 вышеуказанного Закона.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона № 7-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Аналогичные полномочия прописаны в пункте 18 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 89-ФЗ правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами. Пунктом 3 статьи 8 Закона № 89-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами, к которым относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статьей 18 Закона №89-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечении охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. На субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, возлагается обязанность разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В полномочия органом местного самоуправления разработка проектов нормативов образования отходов и утверждение таких нормативов не входит.

Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии с их компетенцией.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.

Постановлением Российской Федерации № 461 от 16 июня 2000г. утверждены «Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», которые действуют в редакции от 14.12.06г. и от 29.08.07г.

Настоящие правила также не предусматривают прав и участия органов местного самоуправления в разработке и утверждении нормативов образования (накопления) отходов.

В рамках полномочий, определенных Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004г. № 401, а также Положением о Беломорском управлении Ростехнадзора, утвержденным Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 ноября 2004г. № 205, органом, уполномоченным на установление нормативов образования отходов и лимиты на их размещение, является вышеуказанное Управление.

Следовательно, оспариваемое решение Совета об утверждении норм накопления бытовых отходов, образующихся на объектах общественного назначения, торговых, культурно-бытовых и прочих организациях, принято за пределами полномочий органа местного самоуправления в области охраны окружающей среды, нарушает охраняемые законом права и интересы субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих свою деятельность в области образования отходов, и не соответствует требованиям статьи 18 Закона № 89-ФЗ и статьи 5 Закона № 7-ФЗ.

Доводы ответчика о том, что утвержденные оспариваемым решением нормы накопления не являются теми нормативами образования отходов, утверждение которых предусмотрено Законом об отходах производства и потребления, не могут быть приняты судом по следующим основаниям. Оспариваемым решением утверждены нормы накопления бытовых отходов, образующих в жилищном фонде, а также нормы накоплений твердых бытовых отходов для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности (объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений). В части утверждения норм накопления отходов, образующихся в жилищном фонде, решение № 162 Прокурором РК не оспаривается.

В оспариваемой части решение Совета затрагивает интересы юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг, в процессе которой образуются отходы, поскольку устанавливает единые нормы накопления твердых бытовых отходов для всех аналогичных субъектов без учета особенностей осуществления такой деятельности и объемов реализуемой продукции, и при наличии установленного Правительством РФ порядка установления таких нормативов.

В соответствии с положениями статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, подлежит признанию недействительным судом.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что заявленные Прокурором Республики Карелия требования являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина за рассмотрение настоящего дела не взыскивается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 195, 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные Прокурором Республики Карелия требования удовлетворить полностью.

Признать недействующим решение Совета Медвежьегорского городского поселения от 25 июня 2008 года за № 162 «Об утверждении норм накопления бытовых отходов» в части утверждения норм накопления твердых бытовых отходов, образующихся от отдельно стоящих объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений, как не соответствующее требованиям Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».

2.Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия, но может быть обжаловано:

- в кассационном порядке в течение месяца со дня вступления решения в законную силу – в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, <...>).

Председательствующий М.А. Одинцова

Судьи Л.А. Васильева

В.М. Курчакова