ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-4976/20 от 29.09.2020 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

                               Дело №

  А26-4976/2020

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Гарист С.Н.,  

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лариной Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) к Гаражно-строительному кооперативу «Техник» о взыскании 4 500 руб.,

при участии представителей:

от заявителя, Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное), - не явился;

от ответчика, Гаражно-строительного кооператива «Техник», - не явился, 

установил: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное)  (далее – заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Гаражно-строительному кооперативу «Техник» (далее – ответчик, Кооператив) о взыскании финансовой санкции за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованном лице, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за период с января по сентябрь 2019 года включительно в размере 4 500 руб.

Представитель Пенсионного фонда в суд не явился, ходатайств не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель Кооператива в суд не явился, отзыв по существу заявленных требований не представил. Копия определения суда о времени и месте рассмотрения дела, направленная по зарегистрированному месту нахождения ответчика, возвращена почтовым органом без вручения адресату с отметкой об истечении срока хранения корреспонденции, что свидетельствует о надлежащем извещении ответчика в силу пункта 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах суд рассмотрел дело в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон.   

Изучив материалы дела и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд находит установленными следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что Гаражно-строительный кооператив «Техник» зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1061002017834 и по мнению Пенсионного фонда в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ) является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования. Создан кооператив 05.12.1991 года.

В рамках соглашения ФНС России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.11.2016 "Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации" заявителем получен представленный Кооперативом расчет по исчисленным и уплаченным страховым взносам за 1, 2, 3 кварталы 2019 года, в котором страхователем заполнен раздел 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах".

Пенсионным фондом установлен факт непредставления Кооперативом в установленный срок (до 15.02.2019) формы СЗВ-М за январь 2019 года, (до 15.03.2019) формы СЗВ-М за февраль 2019 года, (до 15.04.2019) формы СЗВ-М за март 2019 года, (до 15.05.2019) формы СЗВ-М за апрель 2019 года, (до 15.06.2019) формы СЗВ-М за май 2019 года, (до 15.07.2019) формы СЗВ-М за июнь 2019 года, (до 15.08.2019) формы СЗВ-М за июль 2019 года, (до 15.09.2019) формы СЗВ-М за август 2019 года, (до 15.10.2019) формы СЗВ-М за сентябрь 2019 года в отношении одного застрахованного лица (председателя Кооператива – ФИО1).

Пенсионным фондом составлены акты о выявленном правонарушении от 25.07.2019 № 009S18190005076, от 23.10.2019 № 009S18190006782, от 15.01.2020 № 009S18200000024 и приняты решения от 02.09.2019 № 009S19190005418, от 28.11.2019 № 009S19190007044, от 21.02.2020 № 009S19200000538 о привлечении Кооператива к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) за непредставление в установленные сроки сведений об одном застрахованном лице по форме СЗВ-М за период с января по сентябрь 2019 года включительно, в виде штрафа в размере 4 500 руб.

В решениях Пенсионный фонд указал, что при возникновении трудовых отношений Кооператив обязан представлять сведения по форме СЗВ-М даже при отсутствии выплат и иных вознаграждений за отчетные периоды.

На основании решений Кооперативу выставлены требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 23.09.2019 № 009S01190007058, от 25.12.2019 № 009S01190008739, от 24.03.2020 № 009S01200001049 об уплате финансовой санкции в общей сумме 4 500 руб. в срок до 11.10.2019, до 17.01.2020 и до 13.04.2020, соответственно.

Кооператив добровольно требования не исполнил, что послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в суд с настоящим заявлением.

Согласно статье 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) государственные органы, наделённые в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

В соответствии со статьей 5 Закона № 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона № 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам.

В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Статьями  11, 15 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователей   представлять  в  органы   Пенсионного  фонда  Российской  Федерации   по  месту   их  регистрации   по  формам,  определяемым   Пенсионным  фондом  Российской Федерации,  сведения   об  уплачиваемых   страховых  взносах  на  основании  данных  бухгалтерского  учёта,  и  сведения  о  страховом  стаже -  на  основании  приказов  и  других  документов  по  учёту  кадров.

Пунктом 2.2. статьи 11 Закона №27-ФЗ установлена обязанность страхователя ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.

В соответствии с данной нормой постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 №83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), а также порядок ее заполнения.

Согласно положениям статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Из приведенных положений Законов № 167-ФЗ и № 27-ФЗ следует, что форма СЗВ-М предоставляется в целях правильного назначения пенсии в отношении застрахованного лица при наличии трудовых отношений либо при наличии выплат по договору гражданско-правового характера, на которые начисляются страховые взносы.

Согласно положениям статьи 15 Трудового кодекса  Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Законодатель в статьях 20, 56 и 57 ТК РФ определил, что работником является лицо, которое за плату и при соблюдении определенных условий действует в интересах работодателя путем выполнения согласованной с работодателем трудовой функции.

Согласно пункту 1 статьи  50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Некоммерческие организации в соответствии с пунктом 3 названной статьи могут создаваться в форме потребительского кооператива, к которому в том числе относятся жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы.

Согласно пункту 1 статьи 123.2 ГК РФ потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Гаражом признается здание и сооружение, помещение для стоянки (хранения), ремонта и технического обслуживания автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств; может быть как частью жилого дома (встроенно-пристроенные гаражи), так и отдельным строением (п. 3.3 "СП 113.13330.2016. Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*", утв. Приказом Минстроя России от 07.11.2016 N 776/пр).

Гаражный кооператив - некоммерческая организация, представляющая собой основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их потребностей в содержании и эксплуатации гаражей для размещения транспортных средств.

Гаражный кооператив создается для удовлетворения материальных потребностей членов кооператива, а значит, исходя из нормы пункта 1 статьи 123.1 ГК РФ, не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками.

Отношения, связанные с созданием и деятельностью кооперативов, в том числе и гаражных кооперативов, регулируются статьей 116 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 116 ГК РФ правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с законами о потребительских кооперативах.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 19.06.1992  №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» гаражные кооперативы относятся к специализированным кооперативам, деятельность которых регулируется положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, действие указанного Федерального закона на гаражные кооперативы также не распространяется.

Согласно пункту 1 статьи 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

 К спорным правоотношениям подлежат применению (с учетом положений статьи 6 ГК РФ) Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон №66-ФЗ), Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части, регулирующей порядок управления деятельностью гаражного кооператива и полномочий его председателя.

Как установлено материалами дела, Кооператив является некоммерческой организацией, учрежденной гражданами на добровольных началах для  эксплуатации и содержания гаражей, по аналогии с положениями статьи 1 Закона № 66-ФЗ, согласно которой садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) является некоммерческой организацией, учрежденной гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

В соответствии со статьей 16 Закона № 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

В силу статьи 18 Закона № 66-ФЗ членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства).

Согласно статье 20 Закона № 66-ФЗ органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления.

В силу положений статей 22 и 23 Закона № 66-ФЗ правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения избирается из числа его членов. Правление возглавляет председатель, избранный из числа членов правления.

Закон № 66-ФЗ предусматривает утверждение общим собранием садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения положения об оплате труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением.

Согласно статьям 4, 7 Закона № 217-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2019, садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости и создается для управления имуществом общего пользования, расположенным в границах территории садоводства или огородничества, создания благоприятных условий для ведения садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

Положения Закона № 217-ФЗ в части регулирования деятельности общего собрания, правления и председателя по существу аналогичны положениям ранее действовавшего Закона № 66-ФЗ.

Из приведенных правовых норм  следует, что садоводческое, гаражное некоммерческое объединение граждан является формой самоорганизации, одобренной государством в целях содействия в решении общих социально-хозяйственных задач эксплуатации и содержания гаражей.

Члены правления и председатель правления, являясь членами такого кооператива, действуют в соответствующей организационной форме в своих интересах и в отсутствие лица, которое можно было бы квалифицировать в качестве работодателя, что исключает возникновение между Кооперативом  и председателем как одним из органов управления трудовых отношений в понимании, придаваемом им статьей 15 ТК РФ.

Аналогичная правая позиция изложена в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2019 № 84-КА19-1.

Пенсионный фонд не представил в материалы дела доказательств  наличия трудовых отношений между Кооперативом и председателем, а также документов, подтверждающих  факт осуществления ему выплат имущественного характера за  выполнение возложенных на нее функций.

Поскольку наличие трудовых отношений между председателем и Кооперативом не доказано, равно как и произведение каких-либо выплат председателю по иным основаниям, у Кооператива отсутствует обязанность по предоставлению формы  СЗВ-М за спорный период.

При указанных обстоятельствах в рассматриваемом случае отсутствуют основания для применения к Кооперативу финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона №27-ФЗ в связи с чем суд отказывает Пенсионному фонду в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 177, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

Судья

Гарист С.Н.