ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-6641/14 от 15.10.2014 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

Дело №

А26-6641/2014

15 октября 2014 года

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Пасаманик Н.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон материалы дела по заявлению прокурора г. Петрозаводска о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил: прокурор г. Петрозаводска (далее – заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ответчик, ИП ФИО1, предприниматель) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование требований заявитель ссылается на постановление от 14.08.2014 о возбуждении производства об административном правонарушении, вынесенное по результатам проведенной прокурорской проверки соблюдения законодательства об обеспечении безопасности игр и игрушек для детей при осуществлении торговой деятельности, которым установлен факт реализации ИП ФИО1 игрушек с нарушением требований технического регламента в части их маркировки.

Стороны надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

Ответчик направил в суд отзыв на заявление, в котором возражает против привлечения к административной ответственности, указывая на отсутствие в его действиях состава правонарушения. Предприниматель ссылается на то, что на все товары имеются действующие сертификаты соответствия, маркировка перечисленных в постановлении прокурора игрушек не должна соответствовать требованиям технического регламента, поскольку нанесена до 15.02.2014 в соответствии с ГОСТ Р 50460-92 по ранее установленным требованиям, обращение таких игрушек на рынке допускается до окончания срока их службы на основании пункта 3.2 решения Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 798 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек".

В возражениях на отзыв ответчика прокурор указал, что срок действия всех сертификатов соответствия, представленных на проверку, на момент ее проведения истек, ряд игрушек вообще не имел маркировки, что не позволяет соотнести их с какими-либо сертификатами.

Материалы дела размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

Сроки, установленные судом для представления доказательств и иных документов, истекли. Обстоятельств, препятствующих рассмотрению спора в порядке упрощенного производства, судом не установлено.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

ИП ФИО1 зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>.

Прокуратурой г. Петрозаводска проведена проверка соблюдения требований законодательства об обеспечении безопасности игр и игрушек для детей на территории Петрозаводского городского округа, в том числе в торговом центре «Главный», расположенном по адресу: <...>, и установлено, что в принадлежащем ИП ФИО1 магазине игрушек «Непоседа» находятся на реализации игрушки, не соответствующие требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек» в части маркировки, что зафиксировано в акте проверки от 11.08.2014.

14 августа 2014 года исполняющим обязанности прокурора г. Петрозаводска в присутствии предпринимателя вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

В постановлении указано на нарушение предпринимателем пункта 3 статьи 3, пунктов 5.3 и 6 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 798, выразившееся в выставлении на реализацию товаров, имеющих неполную маркировку, а именно:

- на упаковке и на самой игрушке «Кукла Моника» made in China-отсутствует какая-либо маркировка на русском языке с указанием производителя (изготовителя) товара и импортера, данных о них, сведений о дате изготовления товара, а также сведения о соответствии товара требованиям обязательных технических регламентов (ГОСТы, сертификаты соответствия, единый знак обращения на рынке государств- членов Таможенного союза);

- на маркировке игрушки металлической «Лимузин Linkoln Town» изготовитель Драгон Шайн Лимитед для детей 3 лет, код 2868-2 (81011-KT7001W), отсутствуют сведения о дате изготовления товара (товар поставлен по накладной от 26.06.2014 года);

- на упаковке и на самой игрушке «Пазл Кристалл 3 D Яблоко» made in China - отсутствует какая-либо маркировка на русском языке с указанием производителя (изготовителя) товара и импортера, данных о них, сведений о дате изготовления товара, а также сведения о соответствии товара требованиям обязательных технических регламентов (ГОСТы, сертификаты соответствия, единый знак обращения на рынке государств- членов Таможенного союза);

- на маркировке игрушки металлической «ФИО2 BMW Х6» изготовитель Драгон Шайн Лимитед для детей старше 3 лет, код 64898-2 (81011-KT5336W), отсутствуют сведения о дате изготовления товара;

- на маркировке игрушки «Кукла девочка-клубничка» изготовитель Smart Toys Creative Со для детей от 3 лет, отсутствуют сведения о дате изготовления товара, наименовании изготовителя на русском языке;

- на маркировке игрушки «Кукла-малышка с аксессуарами», изготовитель Драгон Шайн Лимитед, для детей от 3 лет, арт. 75509, отсутствуют сведения о дате изготовления товара.

Кроме того, в постановлении содержится вывод о том, что в нарушение требований технического регламента игрушки не промаркированы единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза.

В объяснениях от 14.08.2014 предприниматель пояснил, что его основными поставщиками являются ООО «Игроторг» и ООО «Веломикс», на все проверяемые товары у него имеются сертификаты соответствия со сроками действия до мая 2015 года, на товары, закупленные после февраля 2014 года, также имеются сертификаты, срок действия которых не истек, товары соответствуют требованиям безопасности, среднемесячный доход от осуществления предпринимательской деятельности составляет 50 000 рублей.

Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.43 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов.

Проверив в соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру проведения проверки и возбуждения дела об административном правонарушении, суд не усматривает процессуальных нарушений, а равно нарушений гарантированных законом прав привлекаемого к ответственности лица, являющихся самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности.

Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

В соответствии с частью 1 статьи 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Все необходимые сведения, подлежащие обязательному отражению в силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в постановлении прокурора имеются; права привлекаемого лица, установленные статьей 51 Конституции Российской Федерации и КоАП РФ, предпринимателю разъяснялись, копия постановления вручена ему в день вынесения.

Оценив фактические обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 этого Кодекса.

Согласно примечанию к указанной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании".

В соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 №798 принят и с 1 июля 2012 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011).

Пунктом 3 статьи 3 «Правила обращения на рынке» ТР ТС 008/2011 предусмотрено, что игрушки, не маркированные единым знаком обращения на рынке государств-членов Таможенного союза, не допускаются к выпуску в обращение на рынке.

Согласно пунктам 5.1, 5.3 статьи 4 «Требования безопасности» ТР ТС 008/2011 маркировка игрушек должна быть достоверной, проверяемой, четкой, легко читаемой, доступной и для осмотра и идентификации; маркировка должна содержать следующую информацию: наименование игрушки; наименование страны, где изготовлена игрушка; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними; товарный знак изготовителя (при наличии); минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка; основной конструкционный материал (для детей до 3 лет) (при необходимости); способы ухода за игрушкой (при необходимости); дата изготовления (месяц, год); срок службы или срок годности (при их установлении); условия хранения (при необходимости).

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 ТР ТС 008/2011 маркировка и техническая документация, поставляемая в комплекте с игрушкой, выполняются на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства-члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза.

Вместе с тем, в решении Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 №798 предусмотрены следующие переходные положения.

Пунктом 3.2 указанного решения предусмотрено, что документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента (далее - продукция), до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 15 февраля 2014 года. Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования настоящего Решения, действительны до окончания срока их действия.

Пунктом 3.3 указанного решения предусмотрено, что до 15 февраля 2014 года допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента.

Указанная продукция маркируется национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) в соответствии с Решением Комиссии от 20 сентября 2010 года № 386 или с законодательством государства - члена Таможенного союза.

Маркировка такой продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза не допускается.

В соответствии с пунктом 3.4 указанного решения обращение продукции, выпущенной в обращение в период действия документов об оценке (подтверждении) соответствия, указанных в подпункте 3.2 настоящего Решения, допускается в течение срока годности (срока службы) продукции, установленного в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.

В материалах дела отсутствуют сведения о дате изготовления игрушек, в отношении которых прокурором вынесено постановление от 14.08.2014, в связи с чем не представляется возможным соотнести их с представленными предпринимателем при проведении проверки сертификатами соответствия сроком действия с 30.05.2012 по 29.09.2015 и с 30.05.2012 по 29.05.2015 (изготовитель Драгон Шайн Лимитед – игрушки транспортные из металла; куклы, пупсы из пластмассы; игрушки – предметы игрового обихода из пластмассы).

Поскольку невозможно установить дату изготовления игрушек (дату их выпуска в обращение), не представляется возможным определить, распространяется ли на них действие Технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011) и подлежат ли они маркировке в соответствии с установленными в нем требованиями, или на них распространяются требования, ранее установленные нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством РФ.

В соответствии с главой 26 КоАП РФ, частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, возложена на административные органы.

В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в вину предпринимателя не может быть вменено отсутствие на игрушках единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, нанесенного в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011).

Вместе с тем, законодательство Российской Федерации, действующее до вступления в силу Технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011), также устанавливало обязательность сертификации игрушек и установления срока их службы.

Так, постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 был утвержден Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, в разделе 9630 которого (в редакции, действующей до 01 июля 2012 года) была предусмотрена обязательная сертификация игрушек.

Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 № 720 утвержден перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, а, следовательно, указывать и дату изготовления. К таким товарам отнесены товары для детей, в том числе игрушки.

В силу прямого указания норм статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать, в числе прочих, следующие сведения: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; срок службы или срок годности товаров, установленный в соответствии с Законом о защите прав потребителей, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров, если таковое необходимо в соответствии с установленными законом требованиями.

Вышеуказанная информация подлежит доведению до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Таким образом, требования о маркировке игрушек знаком соответствия (знаком обращения на рынке) с указанием даты изготовления и изготовителя были предусмотрены и до вступления в силу Технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011).

Обязанность по проведению сертификации и маркировке лежит на изготовителе продукции, но продавец, осуществляющий ее выпуск в реализацию, обязан удостовериться в соблюдении установленных требований.

Судом по материалам дела установлено, что в нарушение вышеизложенных требований ИП ФИО1 допустил к реализации в принадлежащем ему магазине «Непоседа», расположенном в торговом центре «Главный» по адресу: <...>, игрушки, не соответствующие установленным требованиям, а именно:

- игрушки «Кукла Моника» и «Crystal Puzzle» (made in China), маркировка которых не содержит информацию на русском языке о наименовании товара, производителе, импортере и адресе их нахождения, дате изготовления товара и сведений о соответствии требованиям таможенных регламентов. Указанные игрушки вообще не промаркированы знаком соответствия (знаком обращения на рынке), сертификаты соответствия в отношении них не представлены;

- игрушки «Лимузин Linkoln Town», «ФИО2 BMW Х6», «Кукла-малышка с аксессуарами» (изготовитель Драгон Шайн Лимитед), маркировка которых не содержит информацию о дате изготовления;

- игрушку «Кукла девочка-клубничка» изготовитель Smart Toys Creative Со, маркировка которой не содержит сведений о дате изготовления, наименовании изготовителя на русском языке. Сертификат соответствия на данную продукцию не представлен.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе актом проверки от 11.08.2014, приложенной к нему фототаблицей, постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 14.08.2014, и свидетельствуют о наличии в действиях предпринимателя события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

КоАП РФ не конкретизирует форму вины, при которой индивидуальный предприниматель может быть привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Указанное административное правонарушение может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности.

Вина предпринимателя ФИО1 в совершении правонарушения заключается в отсутствии надлежащего контроля за соблюдением установленных требований при приеме и выпуске продукции на реализацию.

Обстоятельств, исключающих вину ответчика в совершении вменяемого правонарушения, судом не установлено.

При таких обстоятельствах, суд считает доказанным наличие в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

В соответствии с санкцией части 1 статьи 14.43 КоАП РФ совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Предусмотренных частью 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд не усматривает. Смягчающих ответственность обстоятельств судом также не установлено.

Учитывая особую значимость соблюдения требований, предъявляемых к безопасности предназначенных для детей игрушек, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения предпринимателя от административной ответственности в силу малозначительности правонарушения суд не усматривает. Каких-либо исключительных обстоятельств совершения правонарушения судом не установлено.

При таких обстоятельствах суд назначает предпринимателю наказание в виде взыскания административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, - 20000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1. Заявление удовлетворить. Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП: <***>, место жительства: 185001, <...>) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.

Довести до сведения индивидуального предпринимателя ФИО1 реквизиты для перечисления суммы административного штрафа:

расчетный счет № <***> в Отделении – НБ Республика Карелия;

получатель: Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Прокуратура Республики Карелия);

ИНН: <***> КПП: 100101001 БИК: 048602001 ОКТМО: 86 701 000

Код дохода: 415 1 16 90010 01 6000 140.

В графе «назначение платежа» указать: «административный штраф по решению Арбитражного суда Республики Карелия по делу № А26-6641/2014».

2. Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 представить в суд сведения об оплате наложенного штрафа в срок не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу. По истечении указанного срока в отсутствие сведений о добровольной уплате административного штрафа решение будет направлено для принудительного исполнения и составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>) через Арбитражный суд Республики Карелия и вступает в законную силу по истечении указанного срока, если не подана апелляционная жалоба.

Судья

Пасаманик Н.М.